Здравствуйте! Какие конкретные грехи не позволяют стать священником? Виктор

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемый Виктор! Канонические препятствия к рукоположению определяются на основании канонов(правил) Православной Церкви. Препятствия к посвящению определяются на три вида:

  • физического (возраст, состояние здоровья, телесные недостатки),
  • духовного (недостатки веры, нравственные пороки, отсутствие необходимых знаний).
  • социального характера (семейное положение, его обязанности перед государством, его общественная репутация).

Препятствия к рукоположению(хиротонии) выявляются в беседе с архиереем (или назначенным им экзаменатором), на ставлиннической исповеди и через свидетельство церковного народа. Окончательное решение о возможности рукоположения принимает епархиальный архиерей. Отметим лишь, что в Таинстве Крещения человеку прощаются грехи, в том числе и те, что являются каноническим препятствием для принятия священства.

Канонические условия препятствующие принятию сана содержатся в Книге Правил, включающей в себя каноны Семи Вселенских и 10-ти древних Поместных соборов, правила святых апостолов и святых отцов, а также — в номоканоне, где ко всему еще прибавлены правила и установления некоторых патриархов Константинопольских и святых епископов, принятые полнотой Православной Церкви к руководству. В церковном обиходе все эти правила можно найти в Большом Требнике (например, Московского издания 1850 года) под заголовком «Номоканон, сиречь Законоправильник», или в Требнике Киевского издания 1901 под заглавием «Из номоканона нужднейших правил извлечение» (сокращенный вариант того, что помещено в Требнике 1850 года), или в других канонических руководствах. Согласно этим правилам, не может быть священником человек, впавший в грех мужеложства в полной мере (в пассивной или активной форме) даже в несовершеннолетнем возрасте («как прохудившийся сосуд не годен в священство»); человек, впадавший в противоестественные половые сношения с женой, в иные плотские извращения; человек, впадавший в блуд после Крещения; человек, занимавшийся волхвованием, гаданиями, чародейством после Крещения; человек, дважды женатый, или женатый не на девственнице, или вдове, или разведенной, или соединившийся с невестой прежде венчания, или если его жена прелюбодействовала от него; человек, совершивший убийство, или укравший что-либо у людей, или совершивший святотатство (кражу церковных вещей); человек, после Крещения отрекавшийся от веры во Христа, даже если это было совершенно из страха преследований; человек, пытавшийся использовать мирских начальников для получения сана, или пытавшийся получить сан за деньги, предлагаемые епископу; человек «неучителен», то есть совсем лишенный способности учить людей и проповедовать Слово Божие (параграфы 182-183, 185-187, 192-193 «Номоканона» в Большом Требнике, М. 1850 г.). 

 

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Михаил Иванович Горчаков (1838 — 5 [18] августа 1910)

Родился 20 мая или 8 ноября 1838 года в селе Палкино Галичского уезда Костромской губернии, в семье диакона Ивана Петровича Горчакова.

В 1845 году поступил в Галичское духовное училище и окончил курс первым учеником. Затем учился в Костромской семинарии, где обратил на себя внимание знанием языков. После окончания семинарии в 1857 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Подробнее...

Статьи

Состояние духовенства и верующих на приходах Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. как показатель религиозности населения СССР (По материалам Центральной России)

Аннотация. В статье на основании официальной светской и церковной хроники, архивных данных, дается картина состояния религиозности населения СССР в 1958-1988гг. Указывается, что административный нажим на Церковь и усиление антирелигиозной пропаганды с середины 1950-х годов вызвали движение неорганизованного сопротивления действиям властей, пытавшейся ликвидировать «остатки религиозных предрассудков» у некоторой части граждан, в основном принадлежавшим к старшему поколению. Однако, увиденная властью высокая степень религиозности среди всех слоев населения, показали бесплодность и бесперспективность дальнейшей борьбы, которая, посредством открытых писем религиозных диссидентов и «утечки информации о преследовании граждан по религиозному признаку» портила международный облик советской власти как «борца за мир и свободу человека». Церковное руководство, проводя взвешенную политику по отношению к действиям властей боролась за внутреннюю дисциплину как духовенства, так и верующих, и такая работа давала результаты повышением народного авторитета Церкви и священства. Действия властей, направленные на ликвидацию Церкви постепенно сходили на нет, по мере дальнейшего развития освободительных процессов в стране, которые наступили после заката советской идеологической системы.

Подробнее...