Какими праздниками отмечена Светлая седмица. В чем ее суть? Анна

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Анна! Светлая Седмица в 2013 году продлится с 5 по 11 мая. Светлая седмица, или Пасхальная неделя, - это первые семь дней празднования Пасхи. Длится седмица от дня Пасхи, воскресения Христова, до Фоминой недели.  Первая неделя после Пасхи самая радостная и торжественная. Не зря она так и зовётся – Светлая седмица. Во время Светлой седмицы все церковные службы проходят с открытыми царскими вратами.

Открытые врата это символ пещеры последнего упокоения Христа, от которой Ангел Господень отвалил камень. Во время седмицы в церквях и храмах даже обряды отпевания усопших совершаются по особому канону, отпевание состоит в основном из пасхальных песнопений. Всю светлую седмицу, после торжественных богослужений, проводятся крестные ходы, раздаётся праздничный колокольный звон. Начиная с Пасхи и до праздника Вознесения Господня, все верующие приветствуют друг друга: «Христос Воскрес!», «Воистину Воскрес!». На Светлой седмице нет привычного для православных христиан поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной». Отменяются  земные поклоны на службе. Вместо утренних и вечерних молитв поют Пасхальные часы. Часы Святой Пасхи — это молитвы, которыми в Пасхальную седмицу заменяются обычные молитвословия перед Литургией. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды. В субботу происходит раздробление артоса (освященного в Пасху хлеба), для раздачи верующим. Вспоминая о великих благодеяниях, оказанных роду человеческому воскресением Иисуса Христа, древние христиане в великий праздник Пасхи простирали руки помощи и благотворения меньшей братии Христовой, как-то: должникам, сирым, нищим и убогим. Свидетельством древней христианской благотворительности во дни святой Пасхи  совершается раздача продуктов пищи и денежных пособий бедным, чтобы сделать и их в этот светлый праздник участниками радости, которая всегда есть плод милостей и благодеяний.

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик священник Александр Поздеевский (1868 - 1940)

Память 12/25 октября

Родился Александр 18 августа1868 года в с. Большие Соли Костромской губернии (ныне пос. Некрасовское Ярославской области) семье псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Дядя архиепископа Феодора (Поздеевского).

Подробнее...

Статьи

«Новый курс» церковной политики государства и состояние церковных общин в послевоенное время в Ярославской, Костромской и Ивановских в послевоенное время. Анализ, положение, выводы

Сазонов Дмитрий Иванович,
д-р философских наук, профессор РАЕ

Послевоенное время отмечено в историографии как «время возрождения Церкви». Однако, анализ реальной ситуации, в том числе ситуации с религиозностью населения, показывает картину, отличную от принятой трактовки. Епархиальные структуры и некоторые приходские общины трех областей Верхнего Поволжья, только после Поместного собора 1945 года получили возможность восстановить свою деятельность после разгрома в 1930-е годы. Наряду с осторожными оценками обозначенного временного периода следует отметить, что заложенная в послевоенные годы организация религиозной жизни помогла выстоять Русской Церкви в 1960-е годы «хрущевских гонений», и прийти к религиозному возрождению 1990-х с положительными результатами.

Подробнее...