Скажите, обязательно ли православному человеку носить нательный крест? Заменяет ли его иконка со святым? Елена

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов — оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!

Крест — свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза - Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Совершая Таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании. Он - знамя великой силы: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90: 10)» (Ефрем Сирин, преподобный. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Ч. 1. Слово 103).

Человек, который снимает с себя нательный крест или после крещения вообще его не носит, страдает маловерием и отсутствием настоящего церковного сознания. О человеке безнравственном на Руси говорили: «На нем креста нет». В рассказе И.А. Бунина «Птицы небесные» нищий, которому студент предлагает деньги, говорит: «Беден только бес, на нем креста нет». Все , что ВЫ желаете носить кроме креста, в том числе и иконы - по желанию. Все это зачастую свидетельствует о магическом и языческом восприятии христианской веры, что, конечно же, печально. Ведь Крест Христов призван напоминать нам о великой жертвенной любви Бога к людям и о страшной крестной цене нашего спасения – сердцевине христианской веры.

Поэтому, как правило, степень использования «дополнительной православной атрибутики» обратно пропорциональна степени религиозного образования и духовной опытности человека.

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России

Святитель Иона (его мирское имя неизвестно) родился в конце XIV века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в семье дворянина Феодора Одноуша. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте «в одном из монастырей Галичской страны» – по современным данным, в Благовещенском Унорожском монастыре вблизи реки Вексы, в нескольких километрах к северо-западу от Галичского озера. Через некоторое время он перешел в московский Симонов монастырь и около 1430 года был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины в 1431 году митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии. В декабре 1448 года собор русских епископов избрал епископа Иону митрополитом всея Руси; с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата.

Подробнее...

Статьи

Музыка в деятельности Великого князя Сергея Александровича Романова: марш лейб-гвардии Преображенского полка

Один из символов русской армии – марш лейб-гвардии Преображенского полка связан с именами отечественных государей и видных военачальников, среди которых был Великий князь Сергей Александрович Романов.

Подробнее...