| | vivaspb.com | finntalk.com

Музыка в деятельности Великого князя Сергея Александровича Романова: марш лейб-гвардии Преображенского полка

Автор: Клейн Эдуард Григорьевич. . Опубликовано в Статьи

Один из символов русской армии – марш лейб-гвардии Преображенского полка связан с именами отечественных государей и видных военачальников, среди которых был Великий князь Сергей Александрович Романов.

С 1887 по 1891 гг. С.А. Романов являлся командиром лейб-гвардии Преображенского полка. Под музыку знаменитого марша Великого князя встречали во время военных парадов и церемониалов, марш исполнялся на праздничных обедах, концертах и офицерских балах, при встречах в полку высоких гостей и в полевых условиях. Мы можем с уверенностью говорить, что Сергей Александрович с большим уважением и любовью относился к музыке этого марша, который, наряду со знаменем, являлся символом доблести, славы и чести вверенного ему Преображенского полка.

         Точная дата создания этого марша неизвестна. Вероятнее всего он был сочинен в первой четверти XVIIIвека. Свидетельством этого является одно из дореволюционных названий этого сочинения – «Марш Петра Великого». Его музыка тесно связана с интонациями кантов Петровской эпохи. Исследователь русской военной музыки В.И. Тутунов считает, что первоначально в марше отсутствовало трио, которое было присочинено в конце XVIIIили начале XIXвека [3, с.77]. Существует версия, что на раннем этапе звучала лишь мелодия в сопровождении барабана, а аккордовая фактура появилась лишь во второй половине XVIIIвека.

         Марш был настолько популярен, что некоторые композиторы использовали эту музыку в своих произведениях. Так, Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс «Kroenungslieder», который начинается с марша лейб-гвардии Преображенского полка. Вальс был написан к коронации Александра IIи впервые исполнялся в августе 1856 года на втором концерте-бенефисе Штрауса. Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в павильоне «Воксхолл» в Павловске [1].

         Марш Преображенского полка был также маршем 10-го Новоингерманландского пехотного полка, 147-го Самарского пехотного полка и Выборгского гарнизонного пехотного батальона. Учитывая то, что 10-й пехотный Новоингерманландский полк в 1866 году был переведен из Белостока в Кострому и Ярославль, можно считать это произведение одним из «костромских» маршей наряду с маршами квартировавших на костромской земле пехотного Пултусского, гренадерского Фанагорийского, пехотного Зарайского и др. полков русской армии. Думается, что это произведение занимало достойное место в репертуаре военных оркестров Костромы XIX – начала XXвв. [2, с.82].

Существует несколько вариантов слов на музыку марша, наиболее известным из которых являются песни «Знают турки нас и шведы», «Славны были наши деды» и «Многи лета православный русский царь».

         С 1856 по 1917 гг. мелодию марша в 12 и 6 часов вызванивали куранты московского Кремля. В вечернее время здесь звучала молитва Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе».

         Несмотря на то, что это произведение насчитывает уже около трех столетий, оно относится к числу лучших образцов военно-прикладной музыки. Наряду с маршем В.И. Агапкина «Прощание славянки» марш Преображенского полка является одним из самых популярных и часто исполняемых военными оркестрами произведений. Ежегодно марш (без трио) звучит в исполнении сводного оркестра во время объезда войск министром обороны Российской Федерации на военных парадах на Красной площади. Военные музыканты Костромского гарнизона традиционно исполняют музыку марша во время воинских ритуалов.

         Марш Преображенского полка неоднократно записывался на пластинки и компакт-диски Первым отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР, Центральным военным оркестром Министерства обороны РФ, оркестром штаба Ленинградского военного округа, Санкт-Петербургским Адмиралтейским оркестром. В 2013 году известным российским телеоператором и режиссером Ю. Опельянцем была осуществлена запись марша в исполнении духового оркестра Военной академии радиационной, химической и биологической защиты на крыльце здания бывшей гауптвахты Костромского гарнизона.

Примечания

  1. Агафонов Н., Петров Ф. Марш лейб-гвардии Преображенского полка // Оркестр. – 2007. - № 4 (9).
  2. Клейн Э.Г. Из истории военных оркестров Костромского края. – Кострома: ДиАр, 2010. – 208 с.
  3. Тутунов В.И. История военной музыки России / Под общ. ред. Е.С. Аксенова. – М.: Музыка, 2005. – 496 с.

Сведения об авторе: Клейн Эдуард Григорьевич, кандидат культурологии, доцент, военный дирижер Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко.

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Блаженный Симон Юрьевецкий

23 мая, на следующий день после празднования перенесения в 1087 году мощей святителя и чудотворца Николая, Церковь молитвенно обращается к заступничеству нашего земляка - блаженного Симона, Юрьевецкого, святого собора Костромских святых.

В 2014 году празднуется 430 лет со дня его блаженной кончины. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, родился в селе Оделеве бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – Приволжского района Ивановской области) в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых.

Подробнее...

Статьи

Епископ Виссарион (Нечаев, 1822-1905) великий писатель Серебряного века

В статье дается нравственная оценка эпохе Серебряного века в русской литературе, на примере творческой и литературной деятельности епископа Костромского и Галичского Илариона показана подлинная, нравственная литература того времени, литература призывающая человека к духовно-нравственному возрождению, о которой незаслуженно умалчивается.

Выдающийся английский этнограф Дж. Фрезер утверждал: "Вся культура - из храма, из культа" [15, с.31 ]. Действительно, проанализировав, можно сказать, что вся мировая, в том числе и русская литература вышла из храма. Она носит в себе корни той религиозной традиции, к которой принадлежат ее лучшие писатели и читатели. Говоря о русской литературе конца XIX- начала XX вв., о «Серебряном веке» русской литературы, нельзя не упомянуть имени столь яркого, и, к сожалению, незаслуженно забываемого, как имя епископа Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева).

Подробнее...