Можно ли всуе упоминать имя Господа? Мы часто говорим "Господи", "Боже мой" и т.п., буквально к каждой фразе и каждому случаю. Когда можно так говорить и когда нельзя?

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Ответ: Третья заповедь  ветхозаветного Закона учит: Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе. Буквально имя Господа, как святыня, не должно употребляться в обыденных разговорах, то есть без чувства благоговения перед Тем, Кто открыл нам Себя в этом имени. "Всуе" со славянского - "напрасно".

Самой большой ценностью для христианина является те чувства, которые он испытывает при мыслях о Боге и если он думает о Нем, если произносит Его имя, то должен это делать, как можно более полно осознавая всю любовь Бога к нему.  Если это слова краткой молитвы - "Господи, спаси!" или просто "Господи", как воззвание к Богу - это правильно. Вы обращаетесь к Богу и называете Его по Имени.

К сожалению, многие из нас  применяют слова, не несущие никакого информационного или эмоционального смысла. Слова-паразиты. Например, "Панимаешь" или "Ну-у-у" . Употребляя их, человек не вкладывает в них никакого смысла и не испытывает никаких чувств. Эти слова произносились им напрасно, всуе, в отсутствие какой-либо цели.

Таким образом, понимание запрета произношения имени Господа всуе основывается на понимании того, что человеку присуще свойство привыкания и склонность к употреблению слов без цели. Поэтому, имя Бога должно произносится как можно реже, чтобы люди не теряли полноты ощущений от приближения к Нему, а так же употребление Его имени должно использоваться только при обращении к Нему в молитвах или при описании его действий.

Помните слова Евангелия: "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда", не только слово "Бог", "Господь", "Иисус Христос", но за каждое слово, не должно быть праздным слов "ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12: 37).

Приведем выказывания по данному поводу святых отцов:

«— Сего Имени боятся и трепещут все Силы небесные, его со страхом произносят Херувимы и Серафимы, когда славословят и воспевают Господа, а ты осмеливаешься дерзновенно призывать сие Имя даже в шутках и праздных беседах твоих, — даже тогда, когда обманываешь ближнего? "Или не боишься, — скажу словами преподобного Ефрема Сирина, — что огненный серп, виденный Пророком Захариею (Зах. 5; 4), вселится в доме твоем, и потребит тебя и весь дом твой за то, что на Бога Вседержителя ты отверзаешь уста свои? Или ты думаешь, что останешься ненаказанным? — Перестань, человек, чтобы это самое слово, которым пренебрегаешь ты, не сделалось пламенем в устах твоих и не сожгло языка твоего!»

"Страшное дело; — говорит святой Иоанн Златоуст, — слуга не смеет назвать господина своего по имени без нужды и как случилось, а мы Имя Господа Ангелов произносим с такою небрежностью! Христос так щадит нас, что запрещает нам клясться даже собственною головою, а мы до того не щадим славы Господа, что всюду влечем Его! Ты червь, земля, пепел и дым, влечешь к поручительству Владыку своего и принуждаешь Его быть поручителем! Какая дерзость!.. (Златоуст в беседах на Деян. 2, 8, 10, 11, 12; на Мф. 17; ст. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14).

{backbutton}

Храмы и монастыри

Церковь во имя святых бессребренникови чудотворцев Косьмы и Дамиана г. Костромы (иконы Богородицы Владимирской) на Мшанской (до 1784 г.), на Московской (после 1784 г.) улице

Современная улица А. Н. Островского д. 52.

По-видимому, это древнейшая улица Костромы или, во всяком случае, одна из самых древних. Именно на ней, на правом берегу реки Сулы, был возобновлен после татаро-монгольского нашествия 1237—1238 гг. Костромской кремль, за деревянными стенами которого стоял княжеский терем (в XIII в. Кострома была центром удельного княжества).

Подробнее...

Святые и Святыни

Старица Надежда (Сиденкова (Седенкова ) Надежда Григорьевна (1882-?)) – насельница монастыря

Надежда Григорьевна Сиденкова, 1882 г.р., м. р. Богородицкаая волость Золотоношский уезд Полтавская губерния. В 1904 г. в возрасте 12 лет поступила в Успенский Вауловский скит, расположенный неподалеку от г. Романово-Борисоглебска.

Подробнее...

Статьи

Александр Дмитриевич Самарин. История возникновения и деятельности Союза объединенных приходов г. Москвы. К оценке личности.

Личность бывшего обер-прокурора Святейшего Синода и товарица председателя Священного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. А. Д. Самарина1 была бы неполной без освящения его деятельности на посту председателя Совета объединенных приходов г. Москвы, который был создан 30-го января 1918 г в ответ на репрессивные меры властей по отношению к Церкви после октябрьского переворота2 Союз приходов, возглавляемый А. Д. Самариным, следуя вызовам времени, выработал тактику борьбы с революционной властью3.

Подробнее...