Можно ли всуе упоминать имя Господа? Мы часто говорим "Господи", "Боже мой" и т.п., буквально к каждой фразе и каждому случаю. Когда можно так говорить и когда нельзя?

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Ответ: Третья заповедь  ветхозаветного Закона учит: Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе. Буквально имя Господа, как святыня, не должно употребляться в обыденных разговорах, то есть без чувства благоговения перед Тем, Кто открыл нам Себя в этом имени. "Всуе" со славянского - "напрасно".

Самой большой ценностью для христианина является те чувства, которые он испытывает при мыслях о Боге и если он думает о Нем, если произносит Его имя, то должен это делать, как можно более полно осознавая всю любовь Бога к нему.  Если это слова краткой молитвы - "Господи, спаси!" или просто "Господи", как воззвание к Богу - это правильно. Вы обращаетесь к Богу и называете Его по Имени.

К сожалению, многие из нас  применяют слова, не несущие никакого информационного или эмоционального смысла. Слова-паразиты. Например, "Панимаешь" или "Ну-у-у" . Употребляя их, человек не вкладывает в них никакого смысла и не испытывает никаких чувств. Эти слова произносились им напрасно, всуе, в отсутствие какой-либо цели.

Таким образом, понимание запрета произношения имени Господа всуе основывается на понимании того, что человеку присуще свойство привыкания и склонность к употреблению слов без цели. Поэтому, имя Бога должно произносится как можно реже, чтобы люди не теряли полноты ощущений от приближения к Нему, а так же употребление Его имени должно использоваться только при обращении к Нему в молитвах или при описании его действий.

Помните слова Евангелия: "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда", не только слово "Бог", "Господь", "Иисус Христос", но за каждое слово, не должно быть праздным слов "ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12: 37).

Приведем выказывания по данному поводу святых отцов:

«— Сего Имени боятся и трепещут все Силы небесные, его со страхом произносят Херувимы и Серафимы, когда славословят и воспевают Господа, а ты осмеливаешься дерзновенно призывать сие Имя даже в шутках и праздных беседах твоих, — даже тогда, когда обманываешь ближнего? "Или не боишься, — скажу словами преподобного Ефрема Сирина, — что огненный серп, виденный Пророком Захариею (Зах. 5; 4), вселится в доме твоем, и потребит тебя и весь дом твой за то, что на Бога Вседержителя ты отверзаешь уста свои? Или ты думаешь, что останешься ненаказанным? — Перестань, человек, чтобы это самое слово, которым пренебрегаешь ты, не сделалось пламенем в устах твоих и не сожгло языка твоего!»

"Страшное дело; — говорит святой Иоанн Златоуст, — слуга не смеет назвать господина своего по имени без нужды и как случилось, а мы Имя Господа Ангелов произносим с такою небрежностью! Христос так щадит нас, что запрещает нам клясться даже собственною головою, а мы до того не щадим славы Господа, что всюду влечем Его! Ты червь, земля, пепел и дым, влечешь к поручительству Владыку своего и принуждаешь Его быть поручителем! Какая дерзость!.. (Златоуст в беседах на Деян. 2, 8, 10, 11, 12; на Мф. 17; ст. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14).

{backbutton}

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Член II Государственной думы от Костромской губернии Юницкий Павел Евлампиевич потомственный почётный гражданин (1872-1937).

Родился Павел Евлампиевич в 1872 году в семье священнослужителя села Парское Евлампия Аркадьевича Юницкого.

Фамилия могла быть образована от слова «Юня» — производной формы мужского имени Юний (или Иоанн). Или от названия местности Юнец в Болгарии. Подобные фамилии присваивались учащимся духовных семинарий при поступлении, ведь граждан недворянского происхождения звали лишь по имени, прозвищу. Юницкий — значит «юный», какими и были семинаристы. «Через духовные семинарии прошли десятки тысяч людей. Среди выпускников Костромской духовной семинарии с 1822 по 1911 год 12  человек с  фамилией Юницкий.

Подробнее...

Статьи

Культурологический аспект 1000-летия крещения Руси

Аннотация. Торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси стали поворотным моментом к изменению церковно-государственных отношений. Получив широкий международный и общественный резонанс, они позволили Церкви в новых исторических условиях выйти из под контроля госорганов, организовать органы церковного управления и предпринять шаги к изменению государственного законодательства, получив возможность самостоятельного существования в государстве, что кардинальным образом изменило культурную составляющую страны.

Ключевые слова: Поместный собор, Церковь, Патриарх, юбилей, партийные органы, культура.

Подробнее...