Великий князь Костромской (Владимирский) Василий Ярославич (1247-1276 гг.)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Великий князь Владимирский в 1272-1276 гг. Князь Новгородский в 1273-1276 гг. Из рода Владимиро-Суздальских великих князей. Василий Ярославич был младшим сыном великого князя киевского и владимирского Ярослава Второго Всеволодовича и смоленской княжны Ростиславы Мстиславовны.

Родился в городе Владимире-на-Клязьме. Существуют сведения, что Кострома была получена Василием Ярославичем по разделу, произведенному его дядей великим князем Святославом Всеволодовичем в 1246 году.

image002В 1271 г. разгорелся конфликт между великим князем Ярославом Ярославичем и новгородцами, а Василий, из соперничества с братом, встал на сторону новгородцев. Василий Ярославич поехал в Орду, сообщил хану, что правы новгородцы, а Ярослав виноват, и вернул с дороги татарские войска, которые уже были отправлены на новгородцев. Таким образом, Василий Ярославич отклонил от города Новгорода большую беду — нашествие татар, войска которых призывал против жителей Новгорода его брат Ярослав. Оказав Новгороду такую услугу, Василий надеялся без всякой борьбы и лишних споров быть выбранным на княжение этого вольного города. Так князь Ярослав Ярославич вынужден был скрепить мир с новгородцами, сам поехал в Орду, но умер в 1272 г. на обратном пути.

Однако против ожидания князя костромского, в Новгороде сел его племянник, Дмитрий Александрович Переяславский, сын Невского. Татищев писал, что Василий потребовал уничтожения грамот, которые были даны Ярославом Ярославичем новгородцам, а Дмитрий согласился княжить новгородскими землями по воле горожан. Но Василий Ярославич не желал уступать своих прав. Он с помощью татар и своего племянника, Святослава Ярославича тверского, силой заставил новгородцев избрать его. Он пошел войной на новгородские уделы, взял Торжок, пожег многие хоромы, посадил своего тиуна. Торговля с Суздальской землей была прекращена, купцов новгородских схватили, а хлеб в городе сильно подорожал.

image003Зимой в 1273 году новгородцы стали открыто проявлять свое недовольство, и Дмитрий, не дожидаясь изгнания, сам добровольно уехал в свой Переяславль. Князь Василий Ярославич Костромской сел на Новгородский престол.

В 1274 году, во Владимире-на-Клязьме, во время правления Василия Ярославича, приехал киевский митрополит Кирилл и был созван Поместный собор. В послании Кирилл обличал народ за неукоренимые языческие обычаи, духовенство же - за нерадение, но не сказал ни одного слова о княжеских междоусобицах, то есть о главном корне зла, и все беды приписывал только несоблюдению церковных уставов. При Василии Ярославиче в 1275 г. прошла третья перепись на Руси, которая была проведена с целью уплаты дани по приказу хана Менгу-Тимура. В этом же, 1275 году, Василий Ярославич съездил в Орду, где после смерти хана Беркая правление взял в свои руки его брат Тимур. По возвращению из Орды Василий Ярославич умер в 1276 году в Костроме, прокняжив всего 4 года.

image004В летописях Костромское княжество впервые упоминается в 1213 году в связи с междоусобной борьбой удельных князей, когда город был сожжен, а жители уведены в плен. Четверть века спустя Кострома разделила участь других русских городов, разоренных ордами Батыя. Но тяжелые испытания не сломили дух костромичей. В 1272 году, когда к Костроме подошел татарский отряд, собиравший дань по здешним землям, костромская дружина и городские ополченцы разгромили его. Возглавлял отряд костромской князь Василий Ярославич. По преданию, победа была одержана благодаря чудесной помощи Фёдоровской иконы Божией Матери, которая была обретена при правлении князя и стала святыней для его удела. Поэтому взял он её на поле боя, рассчитывая на помощь небесных сил в борьбе с басурманами. На том месте, где стоял чудотворный образ, поставили крест, и прослыло это место как Святое. Так было названо озеро, на берегу которого происходила битва, а также деревня на берегу.

При правлении князя в Костроме были построены: Феодоровская и Успенская соборные церкви, Костромской кремль, Ипатьевский монастырь, церковь Воскресения на Дебре, Спасский монастырь на Запрудне.

Тело великого князя Василия Ярославича было погребено в церкви святого Феодора Стратилата, которая относилась к Успенскому собору Костромского кремля 16 августа 1263 г.

Память о великом князе и его жизни запечатлена в литографических иллюстрациях к акафисту чудотворной иконе Божией Матери Феодоровской, на фреске храма Спаса на Запрудне в Костроме, где обретена была им чудотворная икона, ставшая Всероссиской святыней и покровительницей Дома Романовых.

image005

Старшинство в городе Владимире перешло к его племяннику, старшему сыну Александра Невского, Дмитрию.

image006

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Яковлев Михаил Николаевич (1889 – 1980)

Родился 23 октября 1889 года в семье протоиерея в пос. Николо-Корба, Семеновской волости Кинешемского уезда Костромской губернии.

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...