Великий князь Костромской (Владимирский) Василий Ярославич (1247-1276 гг.)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Великий князь Владимирский в 1272-1276 гг. Князь Новгородский в 1273-1276 гг. Из рода Владимиро-Суздальских великих князей. Василий Ярославич был младшим сыном великого князя киевского и владимирского Ярослава Второго Всеволодовича и смоленской княжны Ростиславы Мстиславовны.

Родился в городе Владимире-на-Клязьме. Существуют сведения, что Кострома была получена Василием Ярославичем по разделу, произведенному его дядей великим князем Святославом Всеволодовичем в 1246 году.

image002В 1271 г. разгорелся конфликт между великим князем Ярославом Ярославичем и новгородцами, а Василий, из соперничества с братом, встал на сторону новгородцев. Василий Ярославич поехал в Орду, сообщил хану, что правы новгородцы, а Ярослав виноват, и вернул с дороги татарские войска, которые уже были отправлены на новгородцев. Таким образом, Василий Ярославич отклонил от города Новгорода большую беду — нашествие татар, войска которых призывал против жителей Новгорода его брат Ярослав. Оказав Новгороду такую услугу, Василий надеялся без всякой борьбы и лишних споров быть выбранным на княжение этого вольного города. Так князь Ярослав Ярославич вынужден был скрепить мир с новгородцами, сам поехал в Орду, но умер в 1272 г. на обратном пути.

Однако против ожидания князя костромского, в Новгороде сел его племянник, Дмитрий Александрович Переяславский, сын Невского. Татищев писал, что Василий потребовал уничтожения грамот, которые были даны Ярославом Ярославичем новгородцам, а Дмитрий согласился княжить новгородскими землями по воле горожан. Но Василий Ярославич не желал уступать своих прав. Он с помощью татар и своего племянника, Святослава Ярославича тверского, силой заставил новгородцев избрать его. Он пошел войной на новгородские уделы, взял Торжок, пожег многие хоромы, посадил своего тиуна. Торговля с Суздальской землей была прекращена, купцов новгородских схватили, а хлеб в городе сильно подорожал.

image003Зимой в 1273 году новгородцы стали открыто проявлять свое недовольство, и Дмитрий, не дожидаясь изгнания, сам добровольно уехал в свой Переяславль. Князь Василий Ярославич Костромской сел на Новгородский престол.

В 1274 году, во Владимире-на-Клязьме, во время правления Василия Ярославича, приехал киевский митрополит Кирилл и был созван Поместный собор. В послании Кирилл обличал народ за неукоренимые языческие обычаи, духовенство же - за нерадение, но не сказал ни одного слова о княжеских междоусобицах, то есть о главном корне зла, и все беды приписывал только несоблюдению церковных уставов. При Василии Ярославиче в 1275 г. прошла третья перепись на Руси, которая была проведена с целью уплаты дани по приказу хана Менгу-Тимура. В этом же, 1275 году, Василий Ярославич съездил в Орду, где после смерти хана Беркая правление взял в свои руки его брат Тимур. По возвращению из Орды Василий Ярославич умер в 1276 году в Костроме, прокняжив всего 4 года.

image004В летописях Костромское княжество впервые упоминается в 1213 году в связи с междоусобной борьбой удельных князей, когда город был сожжен, а жители уведены в плен. Четверть века спустя Кострома разделила участь других русских городов, разоренных ордами Батыя. Но тяжелые испытания не сломили дух костромичей. В 1272 году, когда к Костроме подошел татарский отряд, собиравший дань по здешним землям, костромская дружина и городские ополченцы разгромили его. Возглавлял отряд костромской князь Василий Ярославич. По преданию, победа была одержана благодаря чудесной помощи Фёдоровской иконы Божией Матери, которая была обретена при правлении князя и стала святыней для его удела. Поэтому взял он её на поле боя, рассчитывая на помощь небесных сил в борьбе с басурманами. На том месте, где стоял чудотворный образ, поставили крест, и прослыло это место как Святое. Так было названо озеро, на берегу которого происходила битва, а также деревня на берегу.

При правлении князя в Костроме были построены: Феодоровская и Успенская соборные церкви, Костромской кремль, Ипатьевский монастырь, церковь Воскресения на Дебре, Спасский монастырь на Запрудне.

Тело великого князя Василия Ярославича было погребено в церкви святого Феодора Стратилата, которая относилась к Успенскому собору Костромского кремля 16 августа 1263 г.

Память о великом князе и его жизни запечатлена в литографических иллюстрациях к акафисту чудотворной иконе Божией Матери Феодоровской, на фреске храма Спаса на Запрудне в Костроме, где обретена была им чудотворная икона, ставшая Всероссиской святыней и покровительницей Дома Романовых.

image005

Старшинство в городе Владимире перешло к его племяннику, старшему сыну Александра Невского, Дмитрию.

image006

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский), экзарх Грузии (1861 - 1908), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.

Подробнее...

Статьи

Разница понимания и смыслов при принятии реформы приходского управления 1961 года со стороны Церкви и государства. Дисскурс истории.

Статья посвящена принципиальным отличиям в понимании реформы приходского управления принятой Русской Православной Церковью под давлением государства в ходе компании по возвращению к «ленинским нормам» в конце 1950-х, начале 1960-х годов. Принятие внешних форм соборного утроения прихода обернулось экклезиологической и канонической катастрофой из-за разницы понимания и целей государства и Церкви. На основании исследования и сопоставления различных смыслов, вложенных идеологически атеистическим партийным и государственным аппаратом с одной стороны, и церковным священноначалием с другой, удалось определить границы различного понимания и целей государства и Церкви. На основании изученных документов удалось выяснить и определить выводы, о форме и содержании реформы, которые из-за различия смыслов и  возникших противоречий, привели к кризису церковной приходской жизни.

Подробнее...