Cвятитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879) митрополит Московский и Коломенский

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001К 40-летию прославления митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова).

6 октября 1977 года, в Русской Православной Церкви появился новый святой. К лику святых был причислен святитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879) митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири. Его память совершается еще: 31 марта в день кончины, 23 сентября в день прославления, в Соборах Московских святителей (ст. стиль), а также Московских, Радонежских, Санкт-Петербургских и Сибирских святых

Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. В 1806 году девятилетний Иван был определен в Иркутскую духовную семинарию. 29 июля 1824 года был назначен миссионером (7 мая отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку. Вскоре со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.

image002В 1826 году создал алфавит для алеутского языка. 22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху, для просвещения колошей. 8 ноября 1838 года отправился в Санкт-Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки. 29 ноября 1840, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году публикуются «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат 16 летних наблюдений Иннокентия на Аляске. В 1843, 1840 и 1850 годах — совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукот­ку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова. 21 апреля 1850 года возведён в сан архиепископа. В 1858 году отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.

image003В 1858 году переехал из Якутска в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По его проекту и при его непосредственном участии в городе был построены кафедральный храм, Никольская церковь, возведён архиерейский дом — комплекс из шести деревянных зданий. В 1867 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.

Скончался 31 марта 1879 года; погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Филарета Милостивого.

image004Святитель Иннокентий оставил после себя многие переводы богослужебных текстов и Священного Писания на ряд языков, особенно на алеутский. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили в свое время мировую известность. В 1833 году он написал на алеутском языке одно из лучших творений Православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное», ныне переведенное на разные языки и выдержавшее десятки переизданий.

Одним из первых святитель высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, из-за чего был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь, который даже претендовал на статус Лавры. Сегодня в Благовещенске и Якутске стоят памятники владыке Иннокентию. В честь митрополита его именем назван посёлок, мост, теплоход и даже вулкан. А так же после прославления в лике святых в Южно - Сахалинске построен храм, освящённый в честь святого митрополита Иннокентия.

image005

image006

Настоятельница костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря игумения Иннокентия 24 февраля 1991 года была пострижена в монашество с наречением имени в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7 марта 1991 года назначена настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы; 29 августа того же года возведена в сан игумении. В прошлом 2016 году исполнилось 25 лет ее служения в костромской обители. За свои труды на благо Церкви матушка игумения в 2000 году указом Президента Российской Федерации В.В. Путина была награждена орденом Дружбы. К юбилейному празднованию 575-летия основания и 10-летия возрождения Богоявленско-Анастасииного женского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II она была удостоена награждения орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

image007Состояние монастыря, возвращенного Церкви, было более чем печальным. Территория, переданная Костромской епархии, составляла немногим более половины той, что ранее занималась обителью. В двадцатые-тридцатые годы ХХ века богоборцы разрушили монастырские стены и большинство башен, Никольскую часовню, Никольский ("Салтыковский") храм. Только для вывоза мусора, находившегося на монастырской территории, потребовалось около 200 грузовиков. Корпуса обители - западный, больничный, восточный - по-прежнему занимали местные жители. Тем не менее, трудами матушки Иннокентии, при активном участии федеральных властей и местной администрации, в 1993-1997 годах были освобождены западный и больничный корпус, а в 2001 году - восточный корпус (именовавшийся также настоятельским; здесь в 1913 году, во время празднования 300-летия Царского Дома Романовых, насельницы обители принимали святую царицу Александру Феодоровну, ее сына и дочерей). При участии администрации города Костромы была полностью восстановлена монастырская стена по улице Богоявленской (в послереволюционные годы именовавшейся улицей Симановского). Возродилось монастырское кладбище: еще недавно заросшее бурьяном, обезображенное грудами мусора и покосившимися заборами, оно теперь благоустроено; здесь посажены молодые деревья - ели, туи и березы, а на месте разрушенного Никольского ("Салтыковского") храма воздвигнут памятный крест. При монастыре созданы две гостиницы для посещающих обитель паломников и священнослужителей. Полностью реставрирована крипта (подклет) Богоявленско-Анастасииного собора, где под спудом покоятся святые мощи основателя обители, преподобного Никиты Костромского; сестры сейчас совершают здесь круглосуточное чтение традиционной для православных монастырей "неусыпаемой Псалтири" - псалмов Священного Писания, перемежающихся поминовением о здравии и о упокоении.

Молитвенное делание является главным призванием монашествующих. Именно поэтому, несмотря на огромный объем хозяйственных и реставрационных работ, насельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря особое внимание уделяют совершенствованию души в молитвенном обращении к Богу, в послушании, в очищении помыслов - последуя словам святого апостола Павла, благожелавшего христианам "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли … уразуметь превосходящую разумение любовь Христову" (Еф. 3, 16-19).

Памятуя завет одного из устроителей монашеской жизни Православной Церкви преподобного Венедикта Нурсийского (+543) - "молись и трудись", - насельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря сочетают исполнение молитвенного правила с несением монастырских послушаний: в трапезной, в канцелярии, в библиотеке, на просфорне, в гостиницах для священнослужителей и паломников, по уборке храма и территории обители, в специально созданных мастерских - вышивальной, швейной, иконописной. Многие из строительных и ремонтных работ в монастыре исполняются самими сестрами, имеющими опыт подобных трудов в миру.

За десятилетнюю историю возрожденной Богоявленско-Анастасииной обители некоторые ее насельницы были призваны церковным священноначалием к возглавлению вновь открытых и возрожденных монастырей. Ныне в пределах Костромской епархии несут настоятельское послушание игумения Алексия (Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь, с. Троица Нерехтского района), игумения Людмила (Знаменский монастырь, г. Кострома), игумения Ангелина (Макариево-Писемский женский монастырь, с. Макарий-на-Письме Буйского района), игумения Вера (Макариево-Унженский женский монастырь, г. Макарьев), игумения Наталия (Паисиево-Галичский женский монастырь, г. Галич), игумения Феофания (монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев с. Домнино Сусанинского района), игумения София возглавляет Свято-Троицкий монастырь в г. Кирове (Вятке).

 

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на выход в свет трилогии А. А. Федотова «Сломанный мир».

Относительно недавно появилась на полках библиотек трилогия доктора исторических наук, кандидат богословия, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск) А. А. Федотова. Не раз мы знакомили читателя «Северной правды» с литературными произведениями этого замечательного автора:  его трилогии «Свет во тьме», повестей-сказок «Черный карликовый тигр», « «Орден крылатого Льва», «Последний кот Зверландии», повести «У истоков системы», и др.

Подробнее...