| | vivaspb.com | finntalk.com

Cвятитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879) митрополит Московский и Коломенский

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001К 40-летию прославления митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова).

6 октября 1977 года, в Русской Православной Церкви появился новый святой. К лику святых был причислен святитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879) митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири. Его память совершается еще: 31 марта в день кончины, 23 сентября в день прославления, в Соборах Московских святителей (ст. стиль), а также Московских, Радонежских, Санкт-Петербургских и Сибирских святых

Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. В 1806 году девятилетний Иван был определен в Иркутскую духовную семинарию. 29 июля 1824 года был назначен миссионером (7 мая отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку. Вскоре со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.

image002В 1826 году создал алфавит для алеутского языка. 22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху, для просвещения колошей. 8 ноября 1838 года отправился в Санкт-Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки. 29 ноября 1840, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году публикуются «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат 16 летних наблюдений Иннокентия на Аляске. В 1843, 1840 и 1850 годах — совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукот­ку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова. 21 апреля 1850 года возведён в сан архиепископа. В 1858 году отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.

image003В 1858 году переехал из Якутска в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По его проекту и при его непосредственном участии в городе был построены кафедральный храм, Никольская церковь, возведён архиерейский дом — комплекс из шести деревянных зданий. В 1867 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.

Скончался 31 марта 1879 года; погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Филарета Милостивого.

image004Святитель Иннокентий оставил после себя многие переводы богослужебных текстов и Священного Писания на ряд языков, особенно на алеутский. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили в свое время мировую известность. В 1833 году он написал на алеутском языке одно из лучших творений Православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное», ныне переведенное на разные языки и выдержавшее десятки переизданий.

Одним из первых святитель высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, из-за чего был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь, который даже претендовал на статус Лавры. Сегодня в Благовещенске и Якутске стоят памятники владыке Иннокентию. В честь митрополита его именем назван посёлок, мост, теплоход и даже вулкан. А так же после прославления в лике святых в Южно - Сахалинске построен храм, освящённый в честь святого митрополита Иннокентия.

image005

image006

Настоятельница костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря игумения Иннокентия 24 февраля 1991 года была пострижена в монашество с наречением имени в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7 марта 1991 года назначена настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы; 29 августа того же года возведена в сан игумении. В прошлом 2016 году исполнилось 25 лет ее служения в костромской обители. За свои труды на благо Церкви матушка игумения в 2000 году указом Президента Российской Федерации В.В. Путина была награждена орденом Дружбы. К юбилейному празднованию 575-летия основания и 10-летия возрождения Богоявленско-Анастасииного женского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II она была удостоена награждения орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

image007Состояние монастыря, возвращенного Церкви, было более чем печальным. Территория, переданная Костромской епархии, составляла немногим более половины той, что ранее занималась обителью. В двадцатые-тридцатые годы ХХ века богоборцы разрушили монастырские стены и большинство башен, Никольскую часовню, Никольский ("Салтыковский") храм. Только для вывоза мусора, находившегося на монастырской территории, потребовалось около 200 грузовиков. Корпуса обители - западный, больничный, восточный - по-прежнему занимали местные жители. Тем не менее, трудами матушки Иннокентии, при активном участии федеральных властей и местной администрации, в 1993-1997 годах были освобождены западный и больничный корпус, а в 2001 году - восточный корпус (именовавшийся также настоятельским; здесь в 1913 году, во время празднования 300-летия Царского Дома Романовых, насельницы обители принимали святую царицу Александру Феодоровну, ее сына и дочерей). При участии администрации города Костромы была полностью восстановлена монастырская стена по улице Богоявленской (в послереволюционные годы именовавшейся улицей Симановского). Возродилось монастырское кладбище: еще недавно заросшее бурьяном, обезображенное грудами мусора и покосившимися заборами, оно теперь благоустроено; здесь посажены молодые деревья - ели, туи и березы, а на месте разрушенного Никольского ("Салтыковского") храма воздвигнут памятный крест. При монастыре созданы две гостиницы для посещающих обитель паломников и священнослужителей. Полностью реставрирована крипта (подклет) Богоявленско-Анастасииного собора, где под спудом покоятся святые мощи основателя обители, преподобного Никиты Костромского; сестры сейчас совершают здесь круглосуточное чтение традиционной для православных монастырей "неусыпаемой Псалтири" - псалмов Священного Писания, перемежающихся поминовением о здравии и о упокоении.

Молитвенное делание является главным призванием монашествующих. Именно поэтому, несмотря на огромный объем хозяйственных и реставрационных работ, насельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря особое внимание уделяют совершенствованию души в молитвенном обращении к Богу, в послушании, в очищении помыслов - последуя словам святого апостола Павла, благожелавшего христианам "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли … уразуметь превосходящую разумение любовь Христову" (Еф. 3, 16-19).

Памятуя завет одного из устроителей монашеской жизни Православной Церкви преподобного Венедикта Нурсийского (+543) - "молись и трудись", - насельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря сочетают исполнение молитвенного правила с несением монастырских послушаний: в трапезной, в канцелярии, в библиотеке, на просфорне, в гостиницах для священнослужителей и паломников, по уборке храма и территории обители, в специально созданных мастерских - вышивальной, швейной, иконописной. Многие из строительных и ремонтных работ в монастыре исполняются самими сестрами, имеющими опыт подобных трудов в миру.

За десятилетнюю историю возрожденной Богоявленско-Анастасииной обители некоторые ее насельницы были призваны церковным священноначалием к возглавлению вновь открытых и возрожденных монастырей. Ныне в пределах Костромской епархии несут настоятельское послушание игумения Алексия (Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь, с. Троица Нерехтского района), игумения Людмила (Знаменский монастырь, г. Кострома), игумения Ангелина (Макариево-Писемский женский монастырь, с. Макарий-на-Письме Буйского района), игумения Вера (Макариево-Унженский женский монастырь, г. Макарьев), игумения Наталия (Паисиево-Галичский женский монастырь, г. Галич), игумения Феофания (монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев с. Домнино Сусанинского района), игумения София возглавляет Свято-Троицкий монастырь в г. Кирове (Вятке).

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев, 1878-1942).

Архиепископ Варлаам (в миру Ряшенцев Виктор Степанович), родился 8 июня 1878 в Тамбове, в семье купца 2-й гильдии. Он был старшим брат священномученика епископа Германа (Ряшенцева). Виктор окончил в 1896 г. тамбовскую классическую гимназию, в 1900 г.- Казанскую духовную академию со степенью канд. богословия.

Подробнее...

Статьи

Костромское романоведение: темы и проблемы

Романоведение, возникшее в Костроме чуть ли не в 1613 году и со временем сделавшееся одним из главных направлений костромского краеведения, в 1913 году насчитывало свыше двухсот исследований, наиболее ранними из которых были костромские Писцовая [127] и Дозорная [125] книги, Летописец костромской краткий [105] и сказания о явлениях и чудесах икон Федоровской в Костроме [106] и Владимирской в Нерехте [107]. К исходу следующего столетия в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» [126] и «Кратком историческом известии о граде Костроме» [104] Николая Степановича Сумарокова и «Описании Костромского наместничества вообще» [38, 134] и «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» [37] Ивана Кузьмича Васькова наметились и основные темы костромского романоведения – избрания, сватовства, венчания и благословения на царство первого из Романовых, происхождения, землевладения и пребывания Романовых в Костромском крае и благодеяний ему, а также преданности им костромичей, увековечения памяти о них и пр.

Подробнее...