Преподобномученица Анна (Благовещенская, 1898-1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Память 26 февраля/11 марта

Монахиня Анна (Мария Алексеевна Благовещенская) была старшей дочерью священника Алексея Апполосовича Благовещенского, служившего в церкви села Борисоглеб Белосельской волости Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии.

Родилась она 30 января 1898 года. Воспитанная в благочестивой семье потомственного священнослужителя, свою горячую веру она сумела пронести через всю свою недолгую жизнь.

Окончив в 1916 году Пошехонскую женскую гимназию, Мария Алексеевна становится учительницей. В течение пяти лет она преподавала в нескольких школах Белосельской волости.

Мария с самого детства хорошо знала богослужение и время от времени служила псаломщицей в церкви своего батюшки, собирала девушек-односельчанок в хор. Будучи от природы человеком деятельным, она, вероятно, искала наилучшей возможности использовать все свои силы и знания.

Мария была духовной дочерью последнего игумена Павло-Обнорского монастыря архимандрита Никона (Чулкова)[1].

С его благословения в 1921 году в селе Захарьево Первомайского района была организована женская община, в которой преимущественно были дочери священников, духовные чада старца. Надеясь, что Советская власть долго не продержится, отец Никон предполагал из этой общины в будущем создать монастырь. А пока - именовать ее «сельскохозяйственной коммуной».

image002Первоначально составляли её всего 7 человек. Но к 1932 году было уже около 100 «коммунарок».

Община, состоявшая исключительно из женщин, вскоре стала известна как передовое хозяйство. У сестёр были и скотный двор, и пасека, они сами плотничали, строили дома.

О «коммунарках» писали в газетах, к ним приезжали экскурсии по обмену опытом. Коммуне было присвоено звание «имени Крупской». Но внутреннее устройство общины было монашеское.

В 1922 году архимандрит Никон благословил вступить в эту «коммуну» и Марию Алексеевну Благовещенскую. В общине она занималась пчеловодством, была счетоводом, заведовала «культурно-просветительской работой».

По воспоминаниям некоторых насельниц общины, архимандрит Никон не благословлял принимать монашеский постриг, объясняя это тем, что слишком тяжёлое время для верующих и церкви. Но, видимо, это относилось не ко всем. Со времени вступления в общину Марию Алексеевну называют Анной. И во всех документах «коммуны», и в материалах следствия 1932 и 1937 годов она значится как Анна Алексеевна Благовещенская, что могло быть при тайном постриге.

image003До 1925 года девушки регулярно посещали церковь села Захарьево, где с 1923 года служил Любимский священник Леонид Киселёв. На богослужениях они пели на клиросе. Анна очень часто читала часы и Апостол. Когда церковь закрыли, девушки стали молиться тайно.

Эта «коммуна» со временем стала вызывать слишком много подозрений у органов ОГПУ: девушки не желают объединяться с местными колхозами, не принимают к себе всех желающих. На общину стали собираться «агентурные сводки».

image004

Весной 1931 года органами ОГПУ были арестованы почти все члены «коммуны». Началось следствие под кодовым названием «Непорочные», ведь община считалась тайным монастырём.

В 1932 году «коммуна» была ликвидирована.

Анна была арестована 29 апреля 1931 года. Обвинялась она в том, что вела религиозную работу в «коммуне». На допросах она держалась стойко, не подала и намёка на существование тайного монастыря.

Следствие было окончено лишь через год - 23 апреля 1932 года. Методы его проведения сказались на здоровье тридцатитрехлетней Анны - тюремный врач определил истеро-неврастению в резко выраженной форме. Но сломить её следователям не удалось.

На судебном заседании Коллегии ОГПУ от 23 апреля 1932 года инокиня Анна осуждена на заключение в концлагерь сроком на 3 года, считая с 9 декабря 1931 года (а не с момента ареста).

Её отправили в совхоз Управления НКВД в Иваново.

Вернувшись из мест заключения в 1934 году, Анна служила псаломщицей в церкви села Николо-Колокша Рыбинского района. С ней жила семнадцатилетняя девушка - Аннушка Кесарева. Вместе они помогали архимандриту Никону, скрывавшемуся от следствия, связываться с его духовными чадами.

image00522 сентября 1937 года - новый арест. Теперь Анну подозревали в активном участии в контрреволюционной подпольной группе «церковников». Но и в этот раз она держалась мужественно, не признавая своей вины и не выдавая близких ей людей.

«Вопрос: Следствие располагает достаточными материалами, которые уличают вас не только в том, что вы были связывающим звеном между Никоном и контрреволюционной группой, но и в том, что вы, после ухода Никона на нелегальное положение, стали руководить контрреволюционной группой и давали участникам её указания по контрреволюционной работе, то есть, чтобы они среди населения проводили антисоветскую агитацию, мобилизовали верующих на противодействие закрытию церквей, распространяли провокационные слухи о скорой гибели Советской власти. Кроме того, вы давали указания им о конспирации антисоветской работы. Следствие требует от вас исчерпывающих показаний.

Ответ: Никаких показаний дать не могу, так как виновной себя не признаю в этом».

Без малого полгода длилось мучительное следствие. Обвинение "участие в контрреволюционной организации", ст.58–10 УК РСФСР А 7 марта 1937 года постановлением судебного заседания «тройки» Управления НКВД по Ярославской области тайная монахиня Анна была приговорена к ВМН (высшей мере наказания) - расстрелу.

11 марта в Ярославле приговор был приведен в исполнение. Место захоронения инокини неизвестно.

25 мая 1989 года Анна (Благовещенская) была реабилитирована по 1932 и 1938 годам репрессий.

Канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. (20 августа).

Память совершается в Соборе новомучеников и исповедников Российских (первое воскресение, начиная с 25.01/07.02) и день мученической кончины (1937г.), а так же, в Соборе Ростово-Ярославских святых (23 мая).

Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02

Источники и литература:

  1. ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. № С-11367, С-12136, С-12017.
  2. Не предать забвению: Книга памяти репрессированных в 30–40-е и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью. [Т.1]. Ярославль, 1993. С.62.
  3. Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Т.2. Ярославль, 1994. С.64,100–101.
  4. Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.3. Священнослужители и миряне//Под ред. прот. Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. С.116–119.

 


[1] Свято-Тро́ицкий Па́вло-Обно́рский монасты́рь — православный мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору, на территории современного Гря́зовецкого района Вологодской области, учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским (почитается Русской Православной Церковью в лике преподобных, память 10 января (по юлианскому календарю)). Святой Собора Костромских святых. Почитается Русской православной церковью в лике преподобных, память 10 января (по юлианскому календарю).. Один из самых древних, и в прошлом, больших монастырей Русского Севера. Большинство построек XVI—XVIII веков, в том числе Троицкий собор, были уничтожены вскоре после закрытия монастыря Советской властью в 1924 году. В советское время уцелевшие здания использовались как детский дом, пионерский лагерь. В 1994 году возвращён церкви, до 2003 года — подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, в настоящее время — самостоятельный мужской монастырь. В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского на месте первоначального захоронения 1429 года. К монастырю была приписана Макарьева пустынь в Костромском уезде. Имелось два подворья в Вологде (в Новинках и на Мостовой улице) и одно — в Москве (у Сретенских ворот). Последним игуменом монастыря был архимандрит Никон (Чулков). Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920-30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращён Русской Православной Церкви в 1994 году. С 2003 года указом Синода — самостоятельный монастырь. http://sobory.ru/article/?object=02736.

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Череповецкий Макарий (Николай Михайлович Опоцкий, 1872-1941).

9 ноября 1941 году отошел ко Господу епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий) – выдающийся пастырь, миссионер, основатель нескольких православных братств. Именно созидание братских общин владыка Макарий видел главным делом своей жизни. 14 сентября 1932 года владыка в окружении своих духовных чад отмечал 10-летие епископской хиротонии. Это происходило в Новгороде, когда созданное им Трудовое братство переживало особый духовный подъем.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...