| | vivaspb.com | finntalk.com

Преподобномученица Анна (Благовещенская, 1898-1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Память 26 февраля/11 марта

Монахиня Анна (Мария Алексеевна Благовещенская) была старшей дочерью священника Алексея Апполосовича Благовещенского, служившего в церкви села Борисоглеб Белосельской волости Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии.

Родилась она 30 января 1898 года. Воспитанная в благочестивой семье потомственного священнослужителя, свою горячую веру она сумела пронести через всю свою недолгую жизнь.

Окончив в 1916 году Пошехонскую женскую гимназию, Мария Алексеевна становится учительницей. В течение пяти лет она преподавала в нескольких школах Белосельской волости.

Мария с самого детства хорошо знала богослужение и время от времени служила псаломщицей в церкви своего батюшки, собирала девушек-односельчанок в хор. Будучи от природы человеком деятельным, она, вероятно, искала наилучшей возможности использовать все свои силы и знания.

Мария была духовной дочерью последнего игумена Павло-Обнорского монастыря архимандрита Никона (Чулкова)[1].

С его благословения в 1921 году в селе Захарьево Первомайского района была организована женская община, в которой преимущественно были дочери священников, духовные чада старца. Надеясь, что Советская власть долго не продержится, отец Никон предполагал из этой общины в будущем создать монастырь. А пока - именовать ее «сельскохозяйственной коммуной».

image002Первоначально составляли её всего 7 человек. Но к 1932 году было уже около 100 «коммунарок».

Община, состоявшая исключительно из женщин, вскоре стала известна как передовое хозяйство. У сестёр были и скотный двор, и пасека, они сами плотничали, строили дома.

О «коммунарках» писали в газетах, к ним приезжали экскурсии по обмену опытом. Коммуне было присвоено звание «имени Крупской». Но внутреннее устройство общины было монашеское.

В 1922 году архимандрит Никон благословил вступить в эту «коммуну» и Марию Алексеевну Благовещенскую. В общине она занималась пчеловодством, была счетоводом, заведовала «культурно-просветительской работой».

По воспоминаниям некоторых насельниц общины, архимандрит Никон не благословлял принимать монашеский постриг, объясняя это тем, что слишком тяжёлое время для верующих и церкви. Но, видимо, это относилось не ко всем. Со времени вступления в общину Марию Алексеевну называют Анной. И во всех документах «коммуны», и в материалах следствия 1932 и 1937 годов она значится как Анна Алексеевна Благовещенская, что могло быть при тайном постриге.

image003До 1925 года девушки регулярно посещали церковь села Захарьево, где с 1923 года служил Любимский священник Леонид Киселёв. На богослужениях они пели на клиросе. Анна очень часто читала часы и Апостол. Когда церковь закрыли, девушки стали молиться тайно.

Эта «коммуна» со временем стала вызывать слишком много подозрений у органов ОГПУ: девушки не желают объединяться с местными колхозами, не принимают к себе всех желающих. На общину стали собираться «агентурные сводки».

image004

Весной 1931 года органами ОГПУ были арестованы почти все члены «коммуны». Началось следствие под кодовым названием «Непорочные», ведь община считалась тайным монастырём.

В 1932 году «коммуна» была ликвидирована.

Анна была арестована 29 апреля 1931 года. Обвинялась она в том, что вела религиозную работу в «коммуне». На допросах она держалась стойко, не подала и намёка на существование тайного монастыря.

Следствие было окончено лишь через год - 23 апреля 1932 года. Методы его проведения сказались на здоровье тридцатитрехлетней Анны - тюремный врач определил истеро-неврастению в резко выраженной форме. Но сломить её следователям не удалось.

На судебном заседании Коллегии ОГПУ от 23 апреля 1932 года инокиня Анна осуждена на заключение в концлагерь сроком на 3 года, считая с 9 декабря 1931 года (а не с момента ареста).

Её отправили в совхоз Управления НКВД в Иваново.

Вернувшись из мест заключения в 1934 году, Анна служила псаломщицей в церкви села Николо-Колокша Рыбинского района. С ней жила семнадцатилетняя девушка - Аннушка Кесарева. Вместе они помогали архимандриту Никону, скрывавшемуся от следствия, связываться с его духовными чадами.

image00522 сентября 1937 года - новый арест. Теперь Анну подозревали в активном участии в контрреволюционной подпольной группе «церковников». Но и в этот раз она держалась мужественно, не признавая своей вины и не выдавая близких ей людей.

«Вопрос: Следствие располагает достаточными материалами, которые уличают вас не только в том, что вы были связывающим звеном между Никоном и контрреволюционной группой, но и в том, что вы, после ухода Никона на нелегальное положение, стали руководить контрреволюционной группой и давали участникам её указания по контрреволюционной работе, то есть, чтобы они среди населения проводили антисоветскую агитацию, мобилизовали верующих на противодействие закрытию церквей, распространяли провокационные слухи о скорой гибели Советской власти. Кроме того, вы давали указания им о конспирации антисоветской работы. Следствие требует от вас исчерпывающих показаний.

Ответ: Никаких показаний дать не могу, так как виновной себя не признаю в этом».

Без малого полгода длилось мучительное следствие. Обвинение "участие в контрреволюционной организации", ст.58–10 УК РСФСР А 7 марта 1937 года постановлением судебного заседания «тройки» Управления НКВД по Ярославской области тайная монахиня Анна была приговорена к ВМН (высшей мере наказания) - расстрелу.

11 марта в Ярославле приговор был приведен в исполнение. Место захоронения инокини неизвестно.

25 мая 1989 года Анна (Благовещенская) была реабилитирована по 1932 и 1938 годам репрессий.

Канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. (20 августа).

Память совершается в Соборе новомучеников и исповедников Российских (первое воскресение, начиная с 25.01/07.02) и день мученической кончины (1937г.), а так же, в Соборе Ростово-Ярославских святых (23 мая).

Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02

Источники и литература:

  1. ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. № С-11367, С-12136, С-12017.
  2. Не предать забвению: Книга памяти репрессированных в 30–40-е и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью. [Т.1]. Ярославль, 1993. С.62.
  3. Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Т.2. Ярославль, 1994. С.64,100–101.
  4. Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.3. Священнослужители и миряне//Под ред. прот. Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. С.116–119.

 


[1] Свято-Тро́ицкий Па́вло-Обно́рский монасты́рь — православный мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору, на территории современного Гря́зовецкого района Вологодской области, учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским (почитается Русской Православной Церковью в лике преподобных, память 10 января (по юлианскому календарю)). Святой Собора Костромских святых. Почитается Русской православной церковью в лике преподобных, память 10 января (по юлианскому календарю).. Один из самых древних, и в прошлом, больших монастырей Русского Севера. Большинство построек XVI—XVIII веков, в том числе Троицкий собор, были уничтожены вскоре после закрытия монастыря Советской властью в 1924 году. В советское время уцелевшие здания использовались как детский дом, пионерский лагерь. В 1994 году возвращён церкви, до 2003 года — подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, в настоящее время — самостоятельный мужской монастырь. В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского на месте первоначального захоронения 1429 года. К монастырю была приписана Макарьева пустынь в Костромском уезде. Имелось два подворья в Вологде (в Новинках и на Мостовой улице) и одно — в Москве (у Сретенских ворот). Последним игуменом монастыря был архимандрит Никон (Чулков). Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920-30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращён Русской Православной Церкви в 1994 году. С 2003 года указом Синода — самостоятельный монастырь. http://sobory.ru/article/?object=02736.

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собрания Ярославского художественного музея

В собрании ЯХМ хранится одна из ранних известных икон Макария Унженского с житием в 21 клейме[1]. Она происходит из Спасо-Архангельской церкви из г. Романова (ныне - г.Тутаева Ярославской области), и была создана в 1630-40-х гг. Икона опубликована в каталогах ЯХМ и уже была в центре внимания исследователей[2]. В предлагаемой работе сделана попытка уточнить и развить существующие мнения и версии, а также высказать некоторые дополнительные соображения относительно иконографии данного памятника[3].

Подробнее...

Статьи

Образы Костромских святых в иконописи и других памятниках русской культуры XVII-начала XXI вв. Проблемы подготовки Иконографического свода «Образы Костромских угодников Божиих в русской художественной культуре. XVII-начало XXI вв.»

В 1992 году в нашем Отечестве впервые за многие десятилетия после Октябрьского переворота 1917 года широко отмечалась знаменательная дата - 600-летие памяти преподобного Сергия Радонежского, подвижника благочестия и молитвенника за спасение Русской земли. Празднование проходило на государственном уровне и свидетельствовало об изменении государственной политики в отношении Русской Православной Церкви – хранительнице духовных основ русской государственности, духовных основ русской нации.

Подробнее...