| | vivaspb.com | finntalk.com

Архиепископ Омский и Тюменский Андрей (Сухенко, 1900 -1973)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Архиепископ Андрей (в миру Сухенко Евгений Александрович) родился 5 сентября 1900 года в с. Озеряны Козелецкого у. Черниговской губернии в семье агронома и управляющего имением местного помещика. Окончил сельскую начальную школу, затем гимназию в Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий), в 1918 г.- 3-ю киевскую гимназию. В 1919 г. поступил в Киевскую духовную академию, где обучался до ее закрытия в начале 1920 г. В 1920-1924 гг. учился в Киевском институтете народного хозяйства, одновременно дома проходил курс богословских наук под руководством профессоров КДА прот. Василия Прилуцкого, П. Я. Светлова, А. А. Глаголева, М. Н. Скабаллановича.

В 1920 г. был секретарем еп. Богуславского Георгия (Делиева), управлявшего Киевской епархией. 6 дек. 1927 г. архиепископом Каневским Василием (Богдашевским) рукоположен целибатом во диакона, 25 дек. 1927 г. еископом Георгием (Делиевым) - во священника и назначен настоятелем Успенской ц. в с. Нов. Быков Черниговской епархии. С 8 ноября 1930 г. служил штатным священником в киевском Андреевском соборе. 27 ноября 1932 г. архиеп. Киевским Сергием (Гришиным) пострижен в монашество, 6 дек. возведен в сан игумена. С 15 мая 1933 г. служил в Свято-Троицкой ц. мест. Носовки Черниговской обл. 2 авг. 1934 г. возведен в сан архимандрита, служил на приходах Черниговской, Киевской, Костромской епархий.

19 окт. 1937 г. арестован в с. Успенье Парфеньевского района Костромской обл. Обвинение при аресте - "связь с архиепископом Кострмоским и Галичским Никодимом (Кротковым), связь с немцами и получение от них денег в свою бытность на Украине, а также совершение церковной службы в помещении сельской школы". 28 окт. осужден тройкой при УНКВД по Ярославской обл. на 8 лет ИТЛ. Заключение отбывал в г. Ирбите Севураллага (Свердловская обл.). 19 окт. 1945 г. освобожден, оставлен в лагере. 16 июля следующего года освобожден из лагеря и 24 августа назначен настоятелем сельского прихода в Харьковской епархии. С 1947 г. настоятель харьковского Благовещенского кафедрального собора.

image00212 дек. 1947 г. назначен, 25 февр. 1948 г. хиротонисан в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы Святейшим Патриархом Алексием I в сослужении архипастырей во епископа Черновицкого и Буковинского. По совместительству с 27 дек. 1951 г. управлял также Винницкой, с 1953 г.- Каменец-Подольской епархиями. В 1954 г. переведен с Черновицкой на Винницкую кафедру с поручением управлять одновременно Хмельницкой епархией (бывш. Каменец-Подольская). 17 окт. 1955 г. перемещен с Винницкой кафедры на Черниговскую. С 22 сент. 1956 г. архиепископ. В 1958 г. временно управлял Житомирской, в 1960 г.- Харьковской епархиями.

Во время хрущевских гонений (см. Хрущёв Н. С.) А. препятствовал закрытию храмов. 29 авг. 1961 г. обратился к Патриарху Алексию I с рапортом, в котором сообщал, что против него сфабриковано уголовное дело и в ближайшее время он ждет ареста, в связи с чем, предлагал как можно скорее («пока я на свободе») уволить его от управления епархиями, чтобы не создавать канонических недоразумений. 2 окт. 1961 г. решением Священного Синода уволен на покой. 24 декабря по ложному обвинению в растрате денег Черниговским облсудом осужден на 8 лет лишения свободы. Заключение отбывал в лагпункте № 2 г. Микунь Коми АССР. Оставался в переписке с Московской Патриархией.

24 дек. 1964 г. по протесту Генерального прокурора СССР дело было пересмотрено и срок наказания снижен до 5 лет. В связи с тем что А. уже отбыл в заключении 2/3 срока, он был условно досрочно освобожден. Поселился в Псково-Печерском монастыре с получением архиерейской пенсии. В августе 1968 г. в связи со снятием судимости обратился к Патриарху Алексию I с просьбой назначить его на вакантную архиерейскую кафедру и 16 декабря следующего года был назначен архиепископом Омским и Тюменским. Участник Поместного Собора РПЦ 1971 г. В заключении здоровье владыки Андрея было подорвано; по мнению архиепископа Брюссельского Василия (Кривошеина), видевшего его на Соборе, последний страдал в это время душевным расстройством. 2 февр. 1972 г. по состоянию здоровья архиепископ Андрей был уволен на покой с пребыванием во Псково-Печерском монастыре, где и скончался 17 июня 1972 года.

В монастыре владыка Андрей прожил 7 лет. Подвижническая жизнь владыки в монастыре была проста и строга: в полшестого утра он вставал, совершал обычное монашеское молитвенное правило, читал труды святых отцов, что-нибудь мастерил по хозяйству, при этом старался посещать и все богослужения. Одним из основных для владыки Андрея христианских понятий, связанных с праведным житием, был страх Божий. Он часто поучал в своих проповедях, говоря: "Есть совершеннейший страх — любовь, тот страх, при котором воля Божия исполняется нами из любви к Богу. Без такого страха не стяжать любви, поэтому и взывает преподобный Исаак: "Бойся Бога из любви к Нему". Вера располагает нас к истинному страху Божию, а надежда, преодолев рабский страх, приводит человека к любви Божией".

 

Источники и литература:

  1. Государственный архив новейшей истории Костромской обл. Ф.3656. Оп.2. Д.6828.
  2. ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76.Л.30
  3. Поспеловский, Д. В., Русская Православная Церковь в ХX веке, М.: Республика, 1995, 467, 476

 

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святые Костромского края, основатели монастырей

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...