| | vivaspb.com | finntalk.com

Архиепископ Омский и Тюменский Андрей (Сухенко, 1900 -1973)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Архиепископ Андрей (в миру Сухенко Евгений Александрович) родился 5 сентября 1900 года в с. Озеряны Козелецкого у. Черниговской губернии в семье агронома и управляющего имением местного помещика. Окончил сельскую начальную школу, затем гимназию в Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий), в 1918 г.- 3-ю киевскую гимназию. В 1919 г. поступил в Киевскую духовную академию, где обучался до ее закрытия в начале 1920 г. В 1920-1924 гг. учился в Киевском институтете народного хозяйства, одновременно дома проходил курс богословских наук под руководством профессоров КДА прот. Василия Прилуцкого, П. Я. Светлова, А. А. Глаголева, М. Н. Скабаллановича.

В 1920 г. был секретарем еп. Богуславского Георгия (Делиева), управлявшего Киевской епархией. 6 дек. 1927 г. архиепископом Каневским Василием (Богдашевским) рукоположен целибатом во диакона, 25 дек. 1927 г. еископом Георгием (Делиевым) - во священника и назначен настоятелем Успенской ц. в с. Нов. Быков Черниговской епархии. С 8 ноября 1930 г. служил штатным священником в киевском Андреевском соборе. 27 ноября 1932 г. архиеп. Киевским Сергием (Гришиным) пострижен в монашество, 6 дек. возведен в сан игумена. С 15 мая 1933 г. служил в Свято-Троицкой ц. мест. Носовки Черниговской обл. 2 авг. 1934 г. возведен в сан архимандрита, служил на приходах Черниговской, Киевской, Костромской епархий.

19 окт. 1937 г. арестован в с. Успенье Парфеньевского района Костромской обл. Обвинение при аресте - "связь с архиепископом Кострмоским и Галичским Никодимом (Кротковым), связь с немцами и получение от них денег в свою бытность на Украине, а также совершение церковной службы в помещении сельской школы". 28 окт. осужден тройкой при УНКВД по Ярославской обл. на 8 лет ИТЛ. Заключение отбывал в г. Ирбите Севураллага (Свердловская обл.). 19 окт. 1945 г. освобожден, оставлен в лагере. 16 июля следующего года освобожден из лагеря и 24 августа назначен настоятелем сельского прихода в Харьковской епархии. С 1947 г. настоятель харьковского Благовещенского кафедрального собора.

image00212 дек. 1947 г. назначен, 25 февр. 1948 г. хиротонисан в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы Святейшим Патриархом Алексием I в сослужении архипастырей во епископа Черновицкого и Буковинского. По совместительству с 27 дек. 1951 г. управлял также Винницкой, с 1953 г.- Каменец-Подольской епархиями. В 1954 г. переведен с Черновицкой на Винницкую кафедру с поручением управлять одновременно Хмельницкой епархией (бывш. Каменец-Подольская). 17 окт. 1955 г. перемещен с Винницкой кафедры на Черниговскую. С 22 сент. 1956 г. архиепископ. В 1958 г. временно управлял Житомирской, в 1960 г.- Харьковской епархиями.

Во время хрущевских гонений (см. Хрущёв Н. С.) А. препятствовал закрытию храмов. 29 авг. 1961 г. обратился к Патриарху Алексию I с рапортом, в котором сообщал, что против него сфабриковано уголовное дело и в ближайшее время он ждет ареста, в связи с чем, предлагал как можно скорее («пока я на свободе») уволить его от управления епархиями, чтобы не создавать канонических недоразумений. 2 окт. 1961 г. решением Священного Синода уволен на покой. 24 декабря по ложному обвинению в растрате денег Черниговским облсудом осужден на 8 лет лишения свободы. Заключение отбывал в лагпункте № 2 г. Микунь Коми АССР. Оставался в переписке с Московской Патриархией.

24 дек. 1964 г. по протесту Генерального прокурора СССР дело было пересмотрено и срок наказания снижен до 5 лет. В связи с тем что А. уже отбыл в заключении 2/3 срока, он был условно досрочно освобожден. Поселился в Псково-Печерском монастыре с получением архиерейской пенсии. В августе 1968 г. в связи со снятием судимости обратился к Патриарху Алексию I с просьбой назначить его на вакантную архиерейскую кафедру и 16 декабря следующего года был назначен архиепископом Омским и Тюменским. Участник Поместного Собора РПЦ 1971 г. В заключении здоровье владыки Андрея было подорвано; по мнению архиепископа Брюссельского Василия (Кривошеина), видевшего его на Соборе, последний страдал в это время душевным расстройством. 2 февр. 1972 г. по состоянию здоровья архиепископ Андрей был уволен на покой с пребыванием во Псково-Печерском монастыре, где и скончался 17 июня 1972 года.

В монастыре владыка Андрей прожил 7 лет. Подвижническая жизнь владыки в монастыре была проста и строга: в полшестого утра он вставал, совершал обычное монашеское молитвенное правило, читал труды святых отцов, что-нибудь мастерил по хозяйству, при этом старался посещать и все богослужения. Одним из основных для владыки Андрея христианских понятий, связанных с праведным житием, был страх Божий. Он часто поучал в своих проповедях, говоря: "Есть совершеннейший страх — любовь, тот страх, при котором воля Божия исполняется нами из любви к Богу. Без такого страха не стяжать любви, поэтому и взывает преподобный Исаак: "Бойся Бога из любви к Нему". Вера располагает нас к истинному страху Божию, а надежда, преодолев рабский страх, приводит человека к любви Божией".

 

Источники и литература:

  1. Государственный архив новейшей истории Костромской обл. Ф.3656. Оп.2. Д.6828.
  2. ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76.Л.30
  3. Поспеловский, Д. В., Русская Православная Церковь в ХX веке, М.: Республика, 1995, 467, 476

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Мученик Юрий Новицкий (1882-1922)

Память 31 июля / 13 августа

Новицкий Юрий Петрович. 10.11. 1882-13.08.1922. известный профессор-криминалист. Родился 10 ноября 1882 года в городе Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и в 1908 году юридический факультет Киевского университета. С 1913 года доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского Университета.

Подробнее...

Статьи

Проблема духовности и соборности в русской философии

Как явление культуры, русская духовность ведет свое начало от времени принятия православной веры. Византийско-православное наследие открыло русскому народу новые пути развития и дало возможность приобщиться к культуре эллинизма. С.С.Аверинцев писал, что только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и стала культурой в полном значении этого слова.[1]
Подробнее...