Серебрянский Николай Ильич (1872-1940)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 1 декабря 1872 года в с. Крекшино, Новоржевского уезда Псковской губернии в семье священника. В 1892 году окончил Псковскую духовную семинарию, затем, один курс Варшавского университета. В 1898 году окончил Московскую академию со степенью кандидата богословия.

В 1898 - 1899 гг. был помощником инспектора Смоленской духовной семинарии. С 1899 по 1903 гг. преподавал греческий и латинский языки в Торопецком духовном училище Псковской губернии. С 1903 по 1909 преподавал в Псковской духовной семинарии. В 1909 году защитил магистерскую диссертацию. Преподавал на кафедре Истории Русской Церкви

С 1914 по 1916 преподавал в Костромской духовной семинарии. С 1916г. доктор церковной истории. Серебрянский Н.И. автор серии работ о монастырях и житиях святых Псковской Земли, а также о святых подвижниках Чехии — Яне Гусе, св. Вячеславе, св. Людмиле. Докторская диссертация посвящена древнерусским княжеским святым.

image003

Преподавал на кафедре Истории Русской Церкви в Московской духовной академии с 1916 по 1919 гг. Он получил место доцента в Московской духовной академии и переселился в Сергиев Посад. С 1917 года Николай Ильич — ординарный профессор академии. С 1918-го — профессор Православной народной академии, в 1919 — 1920 годах — профессор Воронежского университета. В 1921 — 1923 годах преподавал в педагогическом техникуме на родной псковской земле, в Пушкинских Горах. С сентября 1923-го — профессор по истории церкви в Московской Богословской академии. С 1923 года он - член Славянской научной комиссии при отделении русского языка и словесности Академии наук, научный сотрудник Славянского отделения библиотеки Академии наук в Ленинграде.

image002

В 1929 году, после работы комиссии по проверке Академии наук, Николай Ильич был уволен. Причина увольнения — хранение в Пушкинском доме в Ленинграде бумаг бывшего императора Николая II (всего было уволено 80 академиков). 22 декабря 1930 года Николая Ильича Серебрянского арестовали. Он проходил по явно сфабрикованному делу академика Сергея Платонова, который был представлен как лидер «Всенародного союза борьбы за возвращение свободной России». Привлекались 115 историков. Все они были признаны «врагами народа».

image004По статье 58-й Серебрянского приговорили к 10 годам лагерей с конфискацией имущества. В 1932 году лагерь был заменен высылкой в Судиславль Костромской области. А в 1936 году ученый был прописан на окраине Костромы в Селище как свободный поселенец.

Однако и здесь в декабре 1936 года Серебрянскому не дали покоя, он был арестован в связи с делом костромского епископа Никодима (Кроткова). К слову, с владыкой Николай Ильич был знаком еще по Псковской семинарии, где владыка был ректором. При аресте 27 апреля 1938 года у Николая Ильича были изъяты научные и церковные книги, переписка. Серебрянский категорически отрицал антисоветский характер разговоров с епископом Никодимом и существование мифической организации.

Николай Ильич Серебрянский 26 сентября 1938 года за контрреволюционную деятельность был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Скончался он в Сиблаге 23 мая 1940 года.

Реабилитирован 30 апреля 1989 года.

image005Труды

1 Магистерская диссертация: "Очерки из истории монастырской жизни в Псковской земле" 1908г.
2 Докторская диссертация: "Древне-русские княжеские жития" 1915г. 

Публикации

1 Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода.Т.II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч.4 "Сотрудники Академии в 1901–1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись.

2 Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999.  
С.71.

3 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С.101.

Документы

1 ГАНИКО. . Ф.3656. Оп.2. Д.6186. 
2 ГИЦ МВД России. Ответ на запрос от 06.08.98. 

И.Цирпонс. Николай Серебрянский. Летописец псковского края // Новости Пскова. 2002. 27 августа

 

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Лозинский Ростислав Романович (1912 - 1994)

Родился Ростислав Романович Лозинский 29 января 1912 года во Пскове. В 1929 году окончил 3 класса гимназии в эстонском городе Тарту. С 1929 по 1934 год учился на богословском факультете Тартутского университета, по окончании, которого в августе 1934 года рукоположен во диакона, затем во иерея, настоятель Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак и получил степень кандидата теологии.

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...