Благоверный Дмитрий Юрьевич Красный, князь Галицкий (ок. 1415 - 1440)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Димитрий Юрьевич Красный, князь Галичский и Бежецкий, святой благоверный

Память 23 сентября, и  в Соборах Костромских и Тверских святых.

Имя Дмитрия Юрьевича включено в "Описание о российских святых" (конец XVII-XVIII в.; с. 58), описание облика князя встречается в иконописных подлинниках XVIII века. Канонизация князя Димитрия совершилась включением его имени в Собор Тверских святых (празднование установлено в 1979) и в Собор Костромских святых (празднование установлено в 1981, имя князя Димитрия включено в Собор в 2004).

Дмитрий Юрьевич Красный (Меньшой) (1421 (?)— 22 сентября 1440) — младший сын великого князя Юрия Дмитриевича Галицкого и княгини Анастасии Юрьевны Смоленской, внук великого князя Дмитрия Донского. Был князем углицким, бежецким и галицким в 1433—1440 годах. Младший брат князей Василия Юрьевича Косого и Дмитрия Юрьевича Шемяки.

Почти вся его жизнь пришлась на время борьбы московских и галичско-звенигородских князей за великокняжеский стол, в которую он, принадлежа к великокняжескому дому, был втянут. Впервые упоминается в летописях в 1433 году, когда участвовал в походе на Москву своего отца и братьев, а также в связи с другими спорами родственников за Московский престол.

Дмитрий принял участие в ответном походе отца на Москву, в марте 1434 г. галичско-звенигородское войско вошло в сдавшуюся после недельной осады столицу. Через некоторое время Юрий Димитриевич направил Дмитрия Шемяку и Дмитрия Красного в поход на Н. Новгород, где тогда находился Василий II Васильевич Тёмный. В дороге братьев настигло известие о кончине отца 5 июня 1434 г. Согласно духовной грамоте Юрия Димитриевича, Дмитрий получил в удел Галич и Вышгород.

Смерть Юрия Димитриевича не положила конец войне. Его старший сын, звенигородский князь Василий Косой, остававшийся в Москве, объявил себя великим князем. Младшие братья не поддержали его и вместе с войсками перешли на сторону Василия II. Наступление на Москву княжеской коалиции заставило Василия Косого бежать. Вернув престол, Василий II наградил своих союзников, во владения Дмитрия Красного вновь перешел Бежецкий Верх, статус которого после военных действий зимы 1433/34 г. был неопределенным; в качестве компенсации за сожжение посада Галича великий князь на 3 года освободил город от уплаты ордынской дани.

image002image003Впоследствии Дмитрий Красный занимал неизменно дружественную позицию по отношению к Василию II и в отличие от старших братьев не участвовал в борьбе против московского князя. С 1434 г. Дмитрий жил преимущественно в Галиче, выезжая в Москву по вызову великого князя. В 1436 г. он ходил на Кострому против Василия Косого.

В 1437 г. Василий II поручил Дмитрию Шемяке и Дмитрию Красному командование великокняжескими войсками, направленными в г. Белёв против зимовавшего там хана Улу-Мухаммеда, изгнанного из Орды. Оказавшись во владениях белёвских князей, братья «все пограбиша у своего же православного християнства и мучаху людеи из добытка… грабиша и неподобнаа и сквернаа деяху» (ПСРЛ. Т. 25. С. 260). Первоначально князья успешно действовали против ордынцев и 4 дек. 1437 г. одержали над ними победу, но на следующий день были разбиты и бежали. Летом 1439 г. войска Улу-Мухаммеда подошли к Москве и 3 июля осадили город. Взять столицу они не смогли и, разорив окрестности, через 10 дней отступили, разграбив по пути Коломну. После ухода ордынцев Василий II, укрывавшийся в Заволжье, обосновался в Переславле-Залесском. Сюда он вызвал Дмитрия Шемяку и Дмитрия Красного Последнему на время была поручена в управление Москва, в которой «бе бо посады пожжены от татар, и люди посечены, и смрад велик от них». Дмитрий занимался восстановлением города.

Реконструкции М.Горелика. Белое и черное духовенство в XV — середины ХVII вв.

В летописях 2-й пол. XV-XVI в. сохранился пространный рассказ о неожиданной болезни и кончине Дмитрия Красного, записанный очевидцем, который отметил: «Бысть же нечто дивно в болезни его». На него напала глухота. Боль была такой сильной, что он несколько дней не мог ни есть, ни спать. Когда к князю пришел священник для причастия, у того открылось обильное кровотечение из носа. image004Однако после совершения таинства Дмитрию стало лучше, он поел ухи, выпил вина и попросил оставить его, так как ему захотелось спать. Однако вечером у Дмитрия началась агония. Срочно вызванный духовник начал петь каноны на исход души, во время которых Дмитрий умер. И духовник, и соратники Дмитрия, вернувшиеся с пира, остались ночевать в одной горнице с покойником. Дьякон, не пивший меду накануне, среди ночи проснулся и увидел, как в полночь покойник, сбросил с себя покрывало, встал и начал распевать церковные песни. «Господа поите и превозносите Его в векы»». Дмитрий пел не переставая, но глаза его оставались закрытыми. Лишь к утру Дмитрий стих и закрыл глаза. На следующий день его снова причастили. Еще три дня Дмитрий провел в сознании. Он узнавал присутствующих и здраво отвечал на вопросы. Наконец, 22 сентября Дмитрий окончательно преставился. Тело его положили в колоду, осмолили и понесли в Москву. Там колоду вскрыли, чтобы переложить тело в гроб, и обнаружили его совершенно нетронутым тлением.

image005Бояре сообщили о смерти Дмитрия в Углич Дмитрию Шемяке, который наследовал удел бездетного брата. В качестве заупокойного вклада по нему Шемяка пожертвовал Троице-Сергиеву монастырю с. Присеки в Бежецком Верхе, которое Дмитрий Красный ранее купил у обители за 300 р. (позднее вклад был подтвержден великими князьями Василием II и Иоанном III Васильевичем).

Князь был похоронен в гробнице своего отца. В сентябре 1507 г., во время строительства существующего ныне Архангельского собора, останки Дмитрия Красного и его брата Василия Косого были перезахоронены в одном гробу («того ради, что разсыпашася»).

 Гробница Дмитрия находится в Архангельском соборе, у западной стены. Кончине Дмитрия посвящено стихотворение К. Д. Бальмонта «Смерть Димитрия Красного».

Лит.: Экземплярский. Князья Сев. Руси. 1891. Т. 2 (по указ.); Голубинский. Канонизация святых. С. 353;

Скворцов Л. П. Димитрий Юрьевич Красный, князь галичский // Поволжский вестн. Кострома, 1911. Окт. № 9-15;

Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918;

Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. с. 117-120, 122-124, 128;

Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 18, 32, 40, 60, 67, 70-72, 74, 76, 81, 89;

Авдеев А. Г. Галичская земля в XII-XV вв.: (По Житию прп. Паисия Галичского): АКД. М., 2001. С. 10-11, 14.

 001 002 003

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобный Никита

Преподобный Никита, память которого совершается 28 сентября – ученик, и родственник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 1365 г. в Подмосковье.

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

Подробнее...

Статьи

Разница понимания и смыслов при принятии реформы приходского управления 1961 года со стороны Церкви и государства. Дисскурс истории.

Статья посвящена принципиальным отличиям в понимании реформы приходского управления принятой Русской Православной Церковью под давлением государства в ходе компании по возвращению к «ленинским нормам» в конце 1950-х, начале 1960-х годов. Принятие внешних форм соборного утроения прихода обернулось экклезиологической и канонической катастрофой из-за разницы понимания и целей государства и Церкви. На основании исследования и сопоставления различных смыслов, вложенных идеологически атеистическим партийным и государственным аппаратом с одной стороны, и церковным священноначалием с другой, удалось определить границы различного понимания и целей государства и Церкви. На основании изученных документов удалось выяснить и определить выводы, о форме и содержании реформы, которые из-за различия смыслов и  возникших противоречий, привели к кризису церковной приходской жизни.

Подробнее...