Архиепископ Гавриил. (Огородников Дмитрий Иванович 1890-)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

1839Будущий архиепископ Гавриил родился 26 октября 1890 г. в г.Солигаличе Костромской губернии, в семье промышленника. В 1908 г. по окончании Петровского коммерческого училища в Санкт-Петербурге поступил в Ораниенбаумское юнкерское военное училище. С начала первой мировой войны служил в лейб-гвардии Павловском полку, имел ранения. За боевые заслуги был награжден орденами святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, св. Станислава с мечами и бантом, Георгиевским солдатским крестом и Георгиевской медалью, получил звание поручика. Во время гражданской войны служил в армии адмирала А. В. Колчака, после поражения которой эмигрировал (или был эвакуирован – Ред.) в г. Харбин (Китай), где работал на КВЖД, затем был шофером-механиком в г. Шанхае.

По данным его духовных чад, в 1920-е годы был арестован китайскими властями по ложному обвинению в убийстве (на самом деле совершенном другим офицером-эмигрантом). Во время предварительного заключения решил, что в случае освобождения примет монашество. Вскоре власти выпустили его на свободу, убедившись в полной невиновности.

В 1926 г. по благословению духовного отца, Шанхайского епископа Симона (Виноградова), поступил на богословские курсы при Русской духовной миссии в Китае. 23 февраля 1931 г. в Архангельском кафедральном соборе Шанхая епископом Симоном Огородников был пострижен в монашество с именем Гавриил и 29 марта рукоположен во диакона с оставлением в клире Архангельского собора.

В 1933 г. будущий владыка Гавриил был рукоположен во иерея начальником 20-й Русской духовной миссии епископом Виктором (Святиным). С 7 октября 1935 г. служил настоятелем в церкви архангела Михаила в г. Дайрен (Дальний, совр. Далянь). 6 апреля 1936 г. награжден наперсным крестом, 26 ноября 1937 г. возведен в сан игумена. 18 февраля 1938 г. назначен настоятелем Покровской церкви г. Тяньцзинь и благочинным Тяньцзиньского округа.

В октябре 1938 г. из-за конфликта с оккупационными японскими властями был вынужден переселиться в Шанхай, где с 25 ноября того же года продолжил служение в клире Архангельского собора с назначением благочинным Шанхайского округа. 16 марта 1940 г. возведен в сан архимандрита. 11 декабря 1943 г. назначен наместником пекинского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря при Русской духовной миссии.

В июне 1948 г. будущий владыка Гавриил прибыл в Москву, где представлял Русскую духовную миссию в Китае во время празднеств 500-летия автокефалии Русской Церкви.23 августа 1948 г определен быть епископом Хабаровским и Владивостокским. Архиерейскую хиротонию, состоявшуюся 29 августа в Троице-Сергиевой лавре, возглавил Патриарх Алексий I. 9 июня 1949 г. епископу Гавриилу было поручено временное управление Курской епархией с освобождением от управления Хабаровской епархией.

11 авг. 1949 г. владыка Гавриил был назначен епископом Вологодским и Череповецким. Стараниями владыки в Вологодской епархии было создано Епархиальное управление, введена система постоянных окладов клирикам, организовано духовное окормление верующих в населенных пунктах, где отсутствовали приходы. Во время усиления антирелигиозной  компании  в Вологодской епархии не был закрыт ни один приход, в апреле 1956 г. владыка ходатайствовал об открытии еще 21 храма. Часто совершал богослужения, на которых присутствовало много верующих, в том числе молодежь.

В январе-июле 1953 года, одновременно, временно управлял Архангельской епархией. За это небольшое время совершил путешествие по епархии, посещал храмы, проводил богослужения, проповедовал. Рукополагал в священный сан недостаточно «благонадежных», с точки зрения светской власти, кандидатов. Среди них будущий митрополит Николай (Кутепов) рукоположенный в диаконы после ареста его учителя архиепископа Антония (Марценко), а также будущий архиепископ Михаил (Мудьюгин). В 1959 году на Вербное воскресенье во время богослужения в кафедральном соборе Вологды кто-то крикнул «Пожар!» и началась паника. Епископ Гавриил и священнослужители пытались навести порядок, но давки избежать не удалось. В результате погибли люди. Светские власти признали владыку невиновным в этой трагедии, но он все равно был переведен в другую епархию. В окружении владыки эти события считали провокацией со стороны противников Церкви.

С 27 июля 1959 года — епископ Астраханский и Енотаевский. С 25 февраля 1960 года — архиепископ. В Астрахани, по данным его биографа протоиерея Вячеслава Тулупова, своей молитвой изгнал беса из одержимой. Этот случай стал известен, и местные власти потребовали его удаления из области, опасаясь роста популярности Церкви.

По поручению Священного Синода архиепископ Гавриил временно управлял Кировской (май — сентябрь 1951), Архангельской (январь — июль 1953) и Ижевской (1958) епархиями.

27 июля 1959 г переведен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру. 25 февраля 1960 г. возведен в сан архиепископа.

15 сент. того же года владыка назначен архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке, 23 декабря 1966 г. — орденом св. кн. Владимира 2-й степени. При управлении епархией, включавшей территории Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана, архиерей противодействовал закрытию храмов, часто посещая приходы и стараясь быстро замещать священнические вакансии. Несмотря на жесткое давление со стороны уполномоченных Совета по делам религий, Гавриилу удавалось отстаивать интересы общин и приходов. Летом 1965 г. совместно с другими архиереями владыка подписал составленное архиепископом  Ермогеном (Голубевым) заявление на имя Патриарха Алексия I, в котором предлагалось пересмотреть решение Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г., лишавшее настоятелей права самостоятельного управления приходами. Владыка Гавриил ежедневно совершал литургию в домовом храме Епархиального управления, по воскресным и праздничным дням служил и проповедовал в соборах и храмах епархии. Занимался экзорцизмом (изгнанием бесов из одержимых).

В 1966 г. во время землетрясения в Ташкенте, владыка постоянно служил в Успенском кафедральном соборе, проповедовал и утешал прихожан. По описаниям современников, он был прост в общении, вел строгую иноческую жизнь, был нестяжателен, почти все личные деньги направлял на помощь малоимущим. Большую духовную поддержку архиерею оказывал духовник Ташкентской епархии архимандрит Борис Холчев. Все воскресные и праздничные службы совершал в кафедральном соборе, в будни совершал богослужения в домовом храме епархиального управления. Просто и доходчиво проповедовал. В 1970 году тяжело заболел и фактически отошел от дел. Воспользовавшись этим, власти закрыли 14 храмов в Киргизии и Таджикистане. 7 февраля 1971 г. во время служения литургии у владыки произошел инфаркт. Накануне кончины он соборовался и причастился Св. Таин. 2 марта 1971 г. отпевание Гавриила возглавил Самаркандский епископ Платон (Лобанков). Похоронен на Боткинском кладбище (карта 16) Ташкента рядом с могилами Ташкентских митрополитов Арсения (Стадницкого) и Никандра (Феноменова).

По материалам Википедии и сайта: www.tashkentpamyat.ru

Должности и места служения:

Член Русской духовной миссии в Китае — 1926 г.  

Начальник Русской духовной миссии в Китае — 1944 г.

Хабаровская епархия — 29.08.1948 — 11.08.1949 г        

Вологодская епархия — 11.08.1949 — 15.07. 1959 г.      

Архангельская епархия — 28.01.1953 — 24.07. 1953 г.

Вятская епархия     1957 г.

Ижевская епархия 1958 — 1959 г. 

Астраханская епархия      15.07.1959 — 15.09.1960 г. 

Награды:

Церковные

6 апреля 1936 г. награжден наперсным крестом.

11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.

23 декабря 1966 г. награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени. 

Светские

Георгиевский крест, ряд других боевых наград (за участие в Первой мировой войне). 

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В КИТАЕ

В то время православные епархии в Китае находились в подчинении Русской Православной Церкви за границей (Карловацкий Синод), которая не имела молитвенного общения с Русской Православной Церковью в России (Московская патриархия). Но после победы Красной Армии над Германией и Японией большая часть иерархов зарубежной церкви, находившихся в Китае, в октябре 1945 года воссоединилась с Матерью-Церковью. Вместе с ними воссоединилась и большая часть клириков этих епархий. Бывший уже в сане архимандрита Гавриил, в 1948 году был командирован делегатом от Русской духовной миссии в Китае в Москву, на торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. После торжеств, 29 августа, в Троице-Сергиевой лавре архимандрит Гавриил был хиротонисан в епископа Хабаровского и Владивостокского. Хиротония была совершена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I, архиепископом Дмитровским Виталием (Введенским) и епископом Можайским Макарием (Даевым).

(http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/vladyki/gavriil.htm)

ВОЛОГОДСКАЯ ЕПАРХИЯ 

«В ЭТОМ ВИЖУ СМЫСЛ…»

Статья из Христианской газеты Севера России «Вера» (http://rusvera.mrezha.ru/354/9.htm)

ПО СЛЕДАМ ДАЛЕКИХ ВОСПОМИНАНИЙ. О преосвященном Гаврииле, епископе Вологодском и Череповецком. 

В 1948 году архим. Гавриила вызвали из Пекина на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Позже владыка много раз говорил мне, что во время пребывания в Патриархии с ним долго и подробно беседовал Даниил Андреевич Остапов, личный секретарь Патриарха Алексия I, и предложил по благословению Святейшего перейти из Зарубежной Церкви. Архимандрит Гавриил согласился, был представлен Святейшему Алексию, который предложил ему быть епископом Владивостокским и Хабаровским. Всего лишь год был владыка на этой кафедре и в июне 1948 г. был назначен епископом в Вологду. Владыка Гавриил был небольшого роста, очень жизнерадостный, весьма ревностный к служению и неустанной архипастырской деятельности. В этом отношении он напоминал епископа Чкаловского (теперь Оренбургского) Мануила, с которым был знаком и глубоко его почитал. В те грозные антирелигиозные времена владыке Гавриилу была присуща неустрашимость в делах служения и управления епархией, за что и уважал его Святейший Патриарх Алексий, и особенно личный секретарь Патриарха – всемогущий Даниил Андреевич Остапов.

Путешествие по Архангельской епархии. Фото: www.rusvera.mrezha.ru.

После смерти управляющего Архангельской епархией епископа Леонтия, последовавшей 21 января 1953 года, временное управление епархией было поручено епископу Вологодскому Гавриилу. Вступив в управление Архангельской епархией, владыка решил совершить обширное путешествие по восточной части епархии. В те времена такое решение было достаточно рискованным. Уже было известно, что за подобного рода архипастырскую активность получил 10 лет заключения в лагерях епископ Чкаловский Мануил. Очень многие отговаривали его от этого рискованного в те времена мероприятия: уполномоченный Игнатов, настоятель кафедрального собора г.Вологды о.Николай Гусев, секретарь владыки А.К.Токмаков и многие другие.

Это сейчас, при свободе Церкви, архипастыри свободно разъезжают по епархии. А тогда за подобную активность в мордовских лагерях отбывал наказание епископ Мануил, был арестован митрополит Нестор Анисимов, инспектор МДА архимандрит Вениамин (Миров).

Да путешествовали ли в такие времена по незнакомой епархии, когда большинство епархиальных архиереев сидит на местах, боясь проявить какую-либо активность? Владыка Гавриил был непреклонен, и в жаркий день 2 июля 1953 г. наша делегация поездом выехала из Вологды в Котлас. В состав делегации входили епископ Гавриил, протодьякон Евлампий Павлович Спасский, старший иподьякон Виктор Иванович Львов, студент МДА Василий Васильевич Чугунов (автор настоящих строк) и мальчик Ваня Тимофеев (теперь игумен Михей, насельник Троице-Сергиевой лавры).

Жара стоит невозможная, а поезд мчит все дальше на север. Вокруг теперь зоны, колючая проволока, стрелки, собаки. В зоне за колючей проволокой трудится масса заключенных. Полураздетые по случаю жары, они что-то копают, пилят лес, таскают землю на носилках. Тучи оводов и мошкары вьются над их голыми спинами. Из окна купе мы наблюдаем за всем этим. Владыка – в рясе и скуфье, мы – по-летнему. Входит пожилая проводница, задергивает штору окна. Обращаясь к владыке, говорит: «Понимаешь, батюшка, куда едешь? Место тебе здесь найдется».

Но вот и Котлас. Нас встречают благочинный протоиерей Николай Васильевич Пулькин, староста храма, несколько старцев-священников, с десяток верующих и молодой иеромонах о.Модест Мелентьев, приехавший из Великого Устюга. Идем по пыльной дороге к расположенному недалеко храму. Наряд милиции – несколько человек – останавливает нашу процессию. Проверка паспортов. Предъявляем свои документы. Одежда владыки вызывает удивление старшего по наряду: «Вы не похожи на обычных попов, и что это за длинный черный хвост, который свешивается под колпаком на голове?» Мы объясняем, что это архиерей, главный начальник. «Не слыхал, – говорит сержант, – да и вас бы никакие документы не спасли, если бы не телеграмма из Архангельского облисполкома, что приедут такие».

Освободившись от проверки, подходим к храму. Напротив – деревянный дом, сторожка, где располагаемся для отдыха перед вечерней службой. В шесть вечера начинается архиерейская служба, которая проходит в колокольне. Рядом основной двухэтажный храм (кажется, Стефановский). Он закрыт. Перед службой пришедшим помолиться предлагаю сделать общий снимок с владыкой. Никто не желает, страх слишком велик. Протоиерей Николай Пулькин говорит: «Мы все здесь живем под страхом, что все это временно, и худшие времена возвратятся». За всенощной верующих мало – 13 человек. Служащих много больше. Владыка произносит проповедь на слова Господа: «Не бойся, малое стадо». О.Пулькин говорит: «Стадо у меня действительно малое, большим и не будет. Люди боятся, и сам приезд владыки для нас большое удивление. Молю Господа, чтобы все его путешествие кончилось хорошо при наших условиях. Здесь архиерея не было лет 30».

После всенощной ужинали в сторожке, что напротив храма. Любуемся прекрасной белой ночью. Жары нет. Приятное тепло воздуха. Хотим погулять на улице. Пулькин не советует: тут и документы не спасут, задержат. Архиерей запрещает из дома выходить, и мы ложимся спать. Ночью опять проверка паспортов. Утром за литургией тоже мало людей и такая же горячая проповедь владыки. Настоятель храма рядом с Котласом о. Григорий (Лопатин) просит владыку посетить его храм и отслужить всенощную и литургию. В субботу утром на маленьком пароходике плывем до пристани (кажется, Шипицино), идем в гору, и вот красивый и просторный храм. За всенощной и обедней народу много. «Это все из Котласа», – объясняет нам о.Григорий. Здесь нет такой проверки. После службы о. Григорий жалуется на скорбную одинокую жизнь и притеснения его как настоятеля со стороны уполномоченного. Он просится в Вологодскую епархию. Владыка согласен и дает ему место настоятеля Ильинского храма в Кадникове.

На следующий день, т.е. в понедельник, наша группа, включив в себя о.Николая Пулькина и о.Модеста Мелентьева, на пароходе вверх по р.Вычегде плывет в Сыктывкар, столицу Коми республики. Сопровождающие нас о.Николай Пулькин и о.Модест наперебой говорят нам, в какое прекрасное место мы едем. В пригороде Сыктывкара, поселке Кочпон, настоятель Казанской церкви – молодой священник о.Владимир Платонович Жохов – создал православный рай. «Это не то, что трусливый Котлас, – говорит о.Модест. – В Сыктывкаре о. Владимир религию поднял высоко. Там все верующие. Безбоязненно в черной рясе и скуфье ходит он по улицам города. Видные люди общества идут к нему под благословение. Его Казанский храм всегда полон. Множество молодежи и детей всегда наполняет его. Дети о.Владимира прислуживают ему в алтаре. На требование учителей снять кресты они отказались посещать школу. В дело вмешалась Москва и разрешила детям носить кресты. Директор публично извинился. Нет, о.Владимир Жохов велик. Он – герой Сыктывкара. Вот куда мы едем». – «Да это же Китеж-град! – воскликнул владыка Гавриил. – Будет радостно побывать мне у о.Владимира Жохова».

А пароход идет вверх по Вычегде. Июльское разнотравье бушует на полях. Погода чудная, стремительные ласточки пролетают над верхней палубой парохода, где расположена наша группа. Ласточки на лету хватают майских жуков и разных бабочек. Владыка Гавриил в мантии и клобуке сидит на палубе в особом кресле. Он привлекает общее внимание. С ним беседуют капитан, помощник и какие-то, явно переодетые, люди. Все спрашивают, зачем он приехал сюда. «Следую по следам святителя Стефана Пермского восстанавливать христианскую веру», – отвечает владыка.

На пароходе все знают о.Владимира Жохова. Капитан говорит: «Когда он едет с нами, мы выставляем для него такое же кресло. В черном облачении он располагается тут. Рядом с ним всегда матушка – очаровательная, милая дама Елизавета Ивановна».

А пароход все идет вверх по Вычегде, с каждой пристанью все больше наполняясь народом. Перед концом путешествия пароход переполнен народом. Заполнена палуба, забиты нижние палубы. Вместе с владыкой мы все ушли в каюту.

Но вот и Сыктывкар. Пространство около пристани заполнено народом. Высокого роста, в черной рясе и скуфье, большая светло-рыжая борода, густые волнистые до плеч волосы, величавая осанка – перед нами настоятель Казанской церкви в поселке Кочпон, иерей Владимир Платонович Жохов. Величественно, ласково встречает он владыку, едва обращая на нас внимание. По коврам шествует с владыкой к «Волге». В машину усаживаются он (Жохов), владыка и секретарь, порученец Жохова. Величественным жестом повелевает нам садиться в следующие «Волги». А кругом приветственные возгласы и цветы, цветы, цветы. Мы идем по дороге, усеянной цветами. Да разве это Котлас! Погода прекрасна. Подъезжаем к скромной деревянной церкви поселка Кочпон. Вокруг церкви полно ожидающего народа. Но в самом храме пусто и прохладно. Совершается молебен. Приветственные речи приехавшему архиерею. И опять цветы, цветы. После молебна – фотография около храма.

В центре владыка Гавриил, справа от него – прот.Николай Пулькин, слева – о.Владимир Жохов, над которым во втором ряду – студент Василий Чугунов. Фото: www.rusvera.mrezha.ru.

Затем – обед в доме настоятеля. Прекрасно приготовленные блюда, фарфоровая и хрустальная посуда, за обедом присутствует несколько приглашенных из администрации должностных лиц, о чем в Котласе и мечтать было невозможно. Более недели провели мы в гостях у о.Владимира. Решительно все понравилось владыке Гавриилу: налаженная церковная жизнь прихода, любовь многочисленных верующих к настоятелю, его сплоченная и дружная семья, матушка Елизавета Ивановна, наученные вере дети – и многое другое. И нашим радостям не было конца.

Но вот наступает день расставания. Торжественные проводы, богатые подарки в дорогу – и мы отправляемся пароходом в Котлас. Погода изменилась, холодные затяжные дожди сменили радость солнечных дней. Не задерживаясь, мы пароходом плывем по Северной Двине на Архангельск. Первая остановка – Красноборск. Небольшой храм, боязливые верующие, архиерейские службы, всенощная и литургия, на которых храм полупустой. Скромный обед в доме священника и его матушки, имена их забыл. Затем мы совершили на лодках путешествие в местечко Юрьево-Наволок, расположенное среди водных просторов.

По бедности в храме нет настоятеля. Опять всенощная и литургия в пустом храме. Народ робок и безмолвен. Погода холодная и дождливая. Настроение у всех удрученное. Выбравшись из Юрьева-Наволока, вновь плывем по Северной Двине. Следующая остановка – Тимошино. Огромный храм. Престарелые отец настоятель и его матушка. Очень бедная обстановка в их доме. Снова архиерейские богослужения, всенощная и литургия. За всенощной – два человека, за литургией – четыре.

Удрученные, садимся на пароход и держим путь на Архангельск. Приезжаем на место впадения реки Пинеги в Северную Двину. Родные места святого о.Иоанна Кронштадтского. Владыка просит нас побеседовать о святом праведнике с пассажирами парохода и членами экипажа. Никакого нет понимания у всех опрошенных о православной вере и личности северного праведника. Владыка и священнослужители, т.е. о.Николай Пулькин и о.Модест Мелентьев, сидят в креслах. Да и погода плохая: холодный дождь, ветер. Опять проверка паспортов. Все в порядке. Но вот и Архангельск. Очень скромная встреча. Владыку на машине, а нас на трамвае везут в Ильинский кафедральный собор на Быку.

В Архангельске владыка совершил полные службы, т.е. всенощную и литургию во всех четырех храмах города, т. е. на Кузнечихе, Соломбале и в Заостровье. И в Архангельске все то же: немногочисленные пассивные верующие, скромные архиерейские приемы, где, правда, всегда много было водки и рыбы. Как всегда, владыка служил торжественно и проповедовал. И лишь придя на квартиру, сказал: «Как мне здесь тяжело. Какой холодный народ». И все мы вспоминали величественный прием в Сыктывкаре.

Погода не улучшалась. Вспоминается, как здесь до отъезда, после богослужения в Заостровье, возвращаясь в Архангельск, мы переплывали на лодках через Северную Двину. Мы уже были на самой середине широкой реки, как подул ветер и пошел снег. Владыка стал молиться. Ветер поутих, а снег пошел еще гуще. В трепетном состоянии мы достигли берега. Возвратившись, возблагодарили Господа за спасение благодарственным молебном в Ильинском кафедральном соборе на Быку.

Но, слава Богу, наступила минута отъезда. Садимся на поезд, и он уносит нас в родную Вологду.

После ночи езды встали поздно. Проезжаем станцию Вожега. Жарко. Солнечно. Через окна вагона видно, как крестьяне убирают сено. Какое отличие от холодного Архангельска. Но вот и Вологда. Довольно много верующих нас встречает. Секретарь епархии Александр Константинович Токмаков подает телеграмму из Москвы от протопресвитера Александра Федоровича Колчицкого епископу Вологодскому Гавриилу: «Святейший Патриарх Алексий освобождает вас от временного управления Архангельской епархией. Ее временное управление поручается митрополиту Николаю». Прочитав телеграмму, владыка Гавриил говорит: «Вот и конец нашего путешествия. Возблагодарим Бога за все». И мы направились в Богородицкий кафедральный собор на благодарственный молебен.

* * *

Владыка Гавриил прослужил у нас, на Севере, 10 лет. Думаю, в эти трудные годы он совершил самое главное дело своей жизни. При нем в период хрущевских гонений Вологодская епархия не потеряла ни одного прихода и в этом смысле являлась единственной в Московской Патриархии. Позже его направили на Астраханскую кафедру, пожаловав сан архиепископа, а потом и на Ташкентскую. В духовном пути владыки особое место занимало почитание Божией Матери, к Которой он прибегал с усердной молитвой. И, наверное, не случайно последнее свое богослужение он совершил 8 февраля 1970 года – в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали». С этого дня он надолго занедужил.

К Господу владыка отошел 28 февраля 1971 года, в Прощеное воскресенье. Почил в полном сознании, мирно и тихо. Провожал его весь город Ташкент. Владыку похоронили под стенами часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте».

Из воспоминаний вологжан о владыке Гаврииле

…Как солнце – обаятельный, ласковый необыкновенно.

Самое удивительное – ни одного желающего не оставлял без благословения. Часами мог стоять после службы… даже на крылечке.

Проповеди были очень простые, все больше о христианской любви. А в храме тишина такая водворялась!

Об архиепископе Гаврииле у меня чисто детские воспоминания: ласковый, мягко гладит рукой по голове, улыбается, приглашает к себе домой, в небольшой деревянный дом, что был рядом с кафедральным собором. Там у него красиво, много расписных пасхальных яиц. Уходила всегда с горстью конфет. Детей он привечал особенно… 

Большой был молитвенник – в храме и утром, и вечером. По-видимому, он и по ночам молился, это было заметно по некоторым признакам. 

Детей очень любил. Он из алтаря идет – никого не обойдет. Если увидит ребенка, обязательно подойдет и даст просфору. Умел как-то видеть всех детей в храме. 

Его и в других местах отмечали. Как-то я был в Загорске – там много архиереев служило, а к нему прямо толпа на благословение. Он такой светлый был – улыбка чудная. 

Все его любили. Человек был очень общительный, ласковый, доступный, любил прихожан и каждого благословлял. Простой был для народа. 

Помогал некоторым студентам учиться, материально. Мне он и после учебы помогал, даже когда уехал из Вологды. Мне потом стало неловко, я написала, что теперь живу неплохо, и он только после этого перестал посылать переводы…

Когда владыка Гавриил уезжал из Вологды (его перевели после несчастного случая в соборе), вокзал был полон провожающих… 

Протоиерей В.Чугунов.

 АСТРАХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Материал с сайта: www.astrakhan-ortodox.astranet.ru (Публикуется с сокращениями) 

Архиепископ Гавриил был необычайно светлым человеком. Все знавшие его люди отмечали такие его качества, как смирение, всепрощение, терпение, кротость и милосердие. Эта необычайная благостность, пламенная любовь к ближним позволяла сравнивать его с великими духовными столпами, такими как Святитель Николай Чудотворец и Преподобный Серафим Саровский. Его простота приводила в умиление.

На Астраханской кафедре владыка Гавриил пробыл менее года, но благодаря своим удивительным и духовным качествам, своему величию духа, успел запомниться астраханцам, которые полюбили его всею силою своей души.

Особое место в жизни архиепископа Гавриила занимало почитание им Божией Матери. К ней, Владычице, он всегда прибегал с усердной молитвой. Источник этого почитания таился в одном дивном событии, которое произошло с архиереем в молодости, и во многом определило его судьбу. Владыка сам рассказывал об этом астраханцам, церковным работникам Покровского собора. Во всякий праздник они собирались у него, не в архиерейском доме, как при других архиереях, а по-простому, в крестильне, находящейся в подвальчике Покровского собора, где владыка и вспоминал о своей жизни. Он рассказал, как во время первой мировой войны, когда он воевал на германском фронте, Пресвятая Богородица спасла его от верной смерти. Всю войну у него на груди висела медная иконочка Казанской Божией Матери. Однажды в икону попала пуля, которая метила ему в сердце, и с того времени владыка переменился, заимев в сердце желание посвятить свою жизнь Богу.

Владыка Гавриил очень сильно любил богослужение, так, что просто жил им. Для него утро и вечер были посвящены только богослужению. Если кто и хотел найти его, то шел в храм и не ошибался — владыка всегда был здесь. Он очень часто служил, проповедовал, беседовал на духовные темы. Астраханцы запомнили владыку Гавриила быстрым, прямо летящим по храму. Иподьяконы не успевали за ним, но владыка все успевал и делал скоро и ладно. По своей простоте он чаще всего обходился без иподьяконов, управляясь в алтаре один, лишь с помощью одной алтарницы-монахини Евдокии. Кроме собора владыка часто служил и в других городских храмах. А то еще было и так — приедет в какой-нибудь храм, тихонько встанет за колонну и так простоит всю службу молясь.

Архиепископ Гавриил был прозорливцем, астраханцы не раз замечали в нем этот замечательный дар. Рассказывали, что когда владыка приехал в Астрахань, то он сказал, что пробудет здесь только год, даже вещи его лежали нераспакованные в коридоре архиерейского дома. Тогда же рассказывали, что после Пасхальной службы владыка раздавал верующим яйца, которых вынесли на амвон целых две корзины. К удивлению всех, владыка стал давать каждому яичко того же цвета, каков был присущ святому покровителю этого человека.

Архиепископ Гавриил был большим молитвенником. Все, знавшие владыку, отмечали в нем великий дар неустанной молитвы. Его молитва очень часто помогала людям. Рассказывала монахиня Руфь (в миру Раиса Андреевна): «Перед самой Пасхой подошла она к владыке на исповедь и поскорбев, что работает в миру на трех работах, выходных ей не дают и в Воскресенье, и в Божьи праздники, вырваться ей в храм давно не получается. Тогда владыка благословляет ее и говорит: «Благословляю тебя на три дня выходных! На Пасху будешь отдыхать! На Пасху!» Раиса отошла от него радостная и в то же время недоуменная. Приходит она домой, и начинает у нее щека болеть и раздуваться. Когда она вышла на работу, то щека у нее еще больше раздулась, и глаз заплыл. Все к ней подходят и ахают: «Что с тобой? Что с тобой?» Раиса же работает и молчит. Ей говорят, что надо к врачу обратиться. Она же продолжает работать, а про себя молится. Дошло наконец до начальства и ей дали три дня — отгулы. Раиса, счастливая, полетела в храм. Побыла на чине омовения ног, потом домой — быстро покушала и снова в храм — на чтение двенадцати Евангелий, а там и вынос плащаницы. И так до самой Пасхи. Со щеки опухоль спала, сразу, как будто ее и не было. Действительно, по молитвам Владыки Гавриила и получилось у Раисы три дня выходных — на самую Пасху».

В Астрахани, по данным его биографа протоиерея Вячеслава Тулупова, своей молитвой изгнал беса из одержимой. Этот случай стал известен, и местные власти потребовали его удаления из области, опасаясь роста популярности Церкви.

Однажды к владыке Гавриилу подошла одна женщина с больным ребенком, и владыка, помолившись, возложил на него руку и исцелил его. Архиерей строго-настрого запретил женщине рассказывать об этом, но она не выдержала и рассказала. Слух об этом стал расходиться все шире и шире, пока не дошел до властей. Сразу же после этого поступило немедленное распоряжение — архиепископу Гавриилу покинуть пределы Астраханской области.

В архиве новейшей истории Астраханской области сохранился один документ, в котором также повествуется о причинах удаления архиепископа Гавриила с Астраханской кафедры. В докладной записке местного Уполномоченного по делам религиозных культов Н. Гульгазова, составленной в 1961 году на имя секретаря Астраханского обкома КПСС И. П. Ганенко, говорилось: «Одним из наиболее распространенных нарушений духовного законодательства, в условиях Астраханской действительности, это благотворительная деятельность. На эти цели ежегодно предназначалась определенная сумма денег и помощь оказывалась, как работающим в церквях, так и местным жителям — прихожанам. Кроме того, помощь оказывалась и тем, кто в Астрахани находился проездом. Помимо этого из церковных средств выдавались возвратные ссуды, преимущественно работникам церквей, в том числе и духовенству, размеры которой достигали иногда 10 000 рублей. Несмотря на то, что в 1960 году бывший Управляющий Астраханской епархией (архиепископ Гавриил) был предупрежден о продолжающихся нарушениях и по некоторым этим фактам он был вынужден наложить административное взыскание на духовенство. Тем не менее, он сам, как это установлено из годовых финансовых отчетов, производил подобные выдачи, а иногда и санкционировал отдельным городским церквам. О поведении бывшего Управляющего епархией доведено до сведения Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР».

Несомненно, при начавших набирать обороты хрущевских гонениях на Церковь архиепископ Гавриил одним из первых попал под их маховик. Имеются сведения, что из Вологодской епархии в Астраханскую он был отправлен как «неугодный» — в ссылку. Так, 27 июля 1959 года он был переведен на Астраханскую кафедру. 25 февраля 1960 года возведен в достоинство архиепископа. На Астраханской кафедре владыка Гавриил пробыл менее года, но благодаря своим духовным качествам успел запомниться астраханцам. Здесь он также оказался «нарушителем духовного законодательства», т.к. широко творил благотворительность, помогая служителям Церкви, прихожанам и приезжим не смотря на выговоры уполномоченного. Следствием этого последовал перевод на Ташкентскую кафедру 15 сентября 1960 года. Верующие астраханцы плакали при расставании с архиепископом Гавриилом, не желая его отпускать.

Владыка пытался их утешить при расставании, говоря: «Такова воля Божья, что я побыл у вас лишь один годик». Уезжая из Астрахани, владыка взял с собой келейницей и монахиню Евдокию, прислуживавшую ему в алтаре Покровского собора. Потом в Ташкенте он часто говорил ей: «Ах, матушка, как хочется в Астрахань. Был бы у нас ослик, сели бы на него и поехали. Хоть и не скоро добрались, но все же, когда-нибудь…» Память об Астрахани, об астраханской пастве, так горячо полюбившейся ему, не угасала в сердце владыки Гавриила до самой его смерти.

Надгробие на могиле владыки Гавриила на Ташкентском кладбище. Фото: www.tashkentpamyat.ru.

«Журнал Московской Патриархии», 1971, № 4

(Публикуется с сокращениями — Ред.)

В Неделю сыропустную, Прощеное воскресенье, 28 февраля 1971 года, в Ташкенте в 3 часа утра по местному времени после тяжелой продолжительной болезни скончался архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Гавриил. Кончина его была мирной, тихой; в полном сознании отошел он ко Господу. В половине четвертого утра 28 февраля в архиерейский дом прибыл секретарь епархиального управления протоиерей Феодор Семененко и отслужил первую заупокойную литию. Затем собралось городское духовенство для опрятания тела усопшего. После совершения этого обряда началось чтение Евангелия…

Мгновенно весть о кончине архипастыря облетела Ташкент, и уже с 6 часов утра потянулись цепочки верующих к епархиальному управлению. Народ шел и шел, неся цветы как дань любви и благодарения почившему. Весь день 28 февраля непрерывно читалось Евангелие и служились панихиды местным и приезжим духовенством.

Патриарший Местоблюститель митрополит Пимен благословил совершить отпевание архиепископа Гавриила викарию Ташкентской епархии епископу Самаркандскому Платону, которому поручил и временное управление Ташкентской епархией.

Рано утром 1 марта, в понедельник 1-й седмицы Великого поста, Владыка Платон прибыл в Ташкент. В епархиальном управлении он отслужил панихиду над телом в Бозе почившего архиепископа. В 12 часов дня Преосвященный Платон в сопровождении протоиерея Ф. Семененко направился в кафедральный собор, где был торжественно встречен соборным духовенством. Ключарь собора протоиерей И. Антонюк приветствовал Владыку. Епископ Платон обратился к верующим, переполнившим собор, с словом. Он отметил величие духа усопшего архиепископа Гавриила, коснулся его внутренних глубоких качеств, таких, как смирение, всепрощение, терпение, благостность, кротость, а главное — любовь к богослужению. Владыка Платон сказал, что усопший архипастырь жил богослужением. Для него утро и вечер были посвящены только богослужению. Он часто служил, часто проповедовал и назидал…

Гроб с телом почившего архипастыря был встречен у входа в собор епископом Платоном, соборным и приезжим духовенством. Тотчас была отслужена панихида. После небольшого перерыва началось великое повечерие, на котором Владыка Платон читал Великий канон преподобного Андрея Критского.

Во вторник 1-й седмицы Великого поста, 2 марта, соборне во главе с епископом Платоном были совершены литургия Преждеосвященных Даров и отпевание архиепископа Гавриила. В отпевании принимало участие городское и приезжее духовенство. Все они пришли в собор с чувством любви к усопшему архипастырю. Эту любовь они принесли и от всех верующих их приходов. Много венков и живых цветов было возложено к гробу. Но самым драгоценным даром почившему была единодушная молитва, растворявшаяся тихими слезами богомольцев собора и верующих других приходов.

Перед отпеванием Преосвященный Платон произнес надгробное слово. Он и Владыка Гавриил часто встречались в Троице-Сергиевой Лавре и хорошо знали друг друга. Епископ Платон отметил в почившем дар неустанной молитвы, кротость, милосердие и удивительную скромность в повседневной жизни.

По окончании отпевания Владыка Платон прочитал над усопшим архиепископом разрешительную молитву и предал его тело земле. После торжественного обнесения гроба вокруг собора траурный кортеж направился на кладбище. Там, в воротах Александро-Невского храма, уже находились облаченные в священные одежды епископ Платон и протоиерей Ф. Семененко и было множество людей. Гроб с телом архипастыря был встречен с хоругвями, крестами и иконами. После заупокойной литии процессия направилась к могиле близ часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Здесь в годы разгула обновленчества верующие высоко держали знамя Православия. У стен часовни покоятся приснопамятные митрополиты Арсений (Стадницкий) и Никандр (Феноменов). Гроб архиепископа Гавриила был опущен в могилу рядом с прахом митрополита Арсения.

Протоиерей Фёеодор Семененко.

Литература о владыке Гаврииле (Огородникове)

  • Тулупов Вячеслав, протоиерей. Благословляю вас на подвиг жизни: Архиепископ Гавриил (Огородников): Страницы жизни. — М.: Русский хронографъ, 2004. — 157 с.
  • Протоиерей Василий Чугунов. По следам далеких воспоминаний/ Вера-Эском, № 354.

Фотографии

  • Киреев Александр, протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. — М., 2002. — С. 232-233.
  • Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы: В 6 томах / Составитель митрополит Мануил (Лемешевский). — Куйбышев, 1966 (Erlangen, 1987).

http://zarubezhje.narod.ru/gi/g_050.htm 

 

Труды владыки Гавриила

(http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_422):

 

«День преставления преп. Сергия и Троице-Сергиевой Лавре».

«ЖМП» 1960, № 8, с. 6-7.

 — » — 1960, № 11, с. 4-7.

 

Литература о владыке Гаврииле

(http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_422):

«Журнал Заседаний Св. Синода» № 16 от 23.7.1948.

 — » — № 2 от 28.1.1953.

 — » — № 10, от 24.7.1953.

 «ЖМП» 1948, № 9, с. 40.

 — » — 1949, № 9, с. 6.

 — » — 1957, № 3, с. 7.

 — » — 1959, № 11, с. 17.

 — » — 1959, № 1, с. 14.

 — » — 1959, № 2, с. 32.

 — » — 1959, № 8, с. 6.

 — » — 1969, № 3, с. 8, 10.

 — » — 1960, № 8, с. 6, 7.

 — » — 1960, № 10, с. 4.

 — » — 1960, № 11, с. 4, 7.

 — » — 1961, № 1, с. 42.

 — » — 1961, № 8, с. 31.

 — » — 1961, № 9, с. 6.

 ЖМП 1967, 7, 26.

 Еп. Иоанн (Снычев). «Состав Русск. Правос. Церков. Иерархии на 1966 г.» , с. 25.,1967, 10, 9.

Прав. Русь 1976, 23. 13.

 

015700
111
1839
222
3
Vladyika-Gavriil

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Гробовиков Александр Константинович (1876-1941)

Родился в Ярославле в 1876 г.  С 1876 г. работал учителем. В 1900 г. рукоположен в сан священника. В 1917 г. служил священником в церкви с. Красное Ярославского уезда. В 1920-х гг.  служил в церкви с. Шарна, Любимского р-на. Благочинный. Арестован 05.11.1930 г. Обвинен в антисоветской агитации. 09.01.1931 приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. По окончании срока служил в с. Контеево Буйского района. 07.07.1941 года повторно арестован органами НКВД. 06.10.1941 г. осужден по ст. 58 пп.10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу. Расстрелян 15.11.1941 года.

Подробнее...

Статьи

Епископ Виссарион (Нечаев, 1822-1905) великий писатель Серебряного века

В статье дается нравственная оценка эпохе Серебряного века в русской литературе, на примере творческой и литературной деятельности епископа Костромского и Галичского Илариона показана подлинная, нравственная литература того времени, литература призывающая человека к духовно-нравственному возрождению, о которой незаслуженно умалчивается.

Выдающийся английский этнограф Дж. Фрезер утверждал: "Вся культура - из храма, из культа" [15, с.31 ]. Действительно, проанализировав, можно сказать, что вся мировая, в том числе и русская литература вышла из храма. Она носит в себе корни той религиозной традиции, к которой принадлежат ее лучшие писатели и читатели. Говоря о русской литературе конца XIX- начала XX вв., о «Серебряном веке» русской литературы, нельзя не упомянуть имени столь яркого, и, к сожалению, незаслуженно забываемого, как имя епископа Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева).

Подробнее...