Протоиерей Михаил Иванович Горчаков (1838 — 5 [18] августа 1910)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 20 мая или 8 ноября 1838 года в селе Палкино Галичского уезда Костромской губернии, в семье диакона Ивана Петровича Горчакова.

В 1845 году поступил в Галичское духовное училище и окончил курс первым учеником. Затем учился в Костромской семинарии, где обратил на себя внимание знанием языков. После окончания семинарии в 1857 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

По окончании Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия (за работу «Шлейермахер, протестантский реформатор новейшего времени») 3 октября 1861 года был назначен преподавателем Костромской семинарии, где преподавал латинский язык, гражданскую и русскую историю, богослужебные книги. С 22 (или 28) января 1862 года занял место псаломщика при русской церкви в Штутгарте. Посещал лекции в германских и швейцарских университетах.

image002По возвращении в Петербург в январе 1865 года поступил вольнослушателем на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета; 15 февраля 1865 года назначен законоучителем Мариинского женского института, в церкви при котором 9 мая того же года был посвящён в сан иерея. В конце 1865 года признан заслуживающим степени магистра богословия за обзор раннехристианской церковно-исторической литературы «О церковных историках первых восьми веков христианства», удостоен серебряной медали за сочинение «О происхождении и системе преторского эдикта».

Выдержав в мае 1866 года экзамен на кандидата права, окончил университет и в 1867 году был назначен законоучителем 2-й Санкт-Петербургской прогимназии (до 1869).

В 1868 году, после защиты диссертации «Монастырский приказ: 1649—1725», Горчаков получил степень магистра государственного права и стал штатным доцентом университета по кафедре церковного законоведения. Диссертация была отмечена Уваровской премией (1869)

В 1870 году назначен священником в Карлсбад (Карловы Вары). В 1871 году за диссертацию «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Святейшего Синода: 988—1738» получил степень доктора государственного права и был избран экстраординарным профессором. Диссертация вновь была отмечена Уваровской премией. С 1874 года — ординарный профессор.

В 1881 году Киевская духовная академия удостоила Горчакова степени доктора богословия за сочинение «О тайне супружества — происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей» (СПб., 1880); с 4 апреля Горчаков — в сане протоиерея. Последующее тридцатилетие Горчаков отдал преподаванию и церковно-административной деятельности. В 1882/83 учебном году исполнял обязанности декана юридического факультета Санкт-Петербургского университета; с 1889 года — член испытательной комиссии юридического факультета. С 13 мая 1893 года — заслуженный ординарный профессор университета по кафедре церковного права. Во время волнений в университете в 1899 году Горчаков выступил в защиту студентов.

image003В 1883 году в третий раз удостоен Уваровской премии за сочинение «О тайне супружества — происхождение, историко-юридическое значени и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей».

В 1891 году принимал экзамен по церковному праву у Владимира Ульянова, поставил высшую оценку — «весьма удовлетворительно».

Горчаков был не только кабинетным учёным. Его статьи в «Голосе» Краевского с 1868 года в своё время обращали на себя внимание. Немало статей было опубликовано в «Журнале гражданского и уголовного права», в «Юридической летописи», «Сборнике государственных знаний», «Церковных Ведомостях», «Энциклопедическом словаре» Березина и других изданиях. Перу Горчакова принадлежат три монографии в виде рецензий на сочинения: А. С. Павлова «О Номоканоне при большом требнике» (1874); священника К. Никольского «Анафематствование в древней церкви» (1881) и И. А. Чистовича «Санкт-Петербургская духовная академия за 1858—1888 гг.» (1892). В 1877 году опубликована книга Горчакова об известном священнике-публицисте «Александр Тимофеевич Никольский (1821—1876), приходской священник Входоиерусалимской (Знаменской) церкви в С.-Петербурге». Как член синодальной архивной комиссии принял участие в составлении III и VI томов «Полного собрания постановлений св. Синода».

7 декабря 1902 года избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению истории и филологии разряда историко-политических наук.

  23 сентября 1905 года назначен настоятелем Почтамтской церкви во имя святых Двенадцати апостолов в Санкт-Петербурге (Почтамтская улица, 7). В этом же году Горчаков включён в комиссию для предварительных работ по вопросам, подлежащим рассмотрению предстоящим Поместным собором, в 1906-м — членом Предсоборного присутствия Русской Православной Церкви и избран Синодом в члены Государственного совета от белого духовенства.

Награждён орденами Святой Анны 3-й (1883) и 1-й (1900) степени и Святого Владимира 4-й (1890) и 2-й (1904) степени; имел золотые кресты с украшениями за заслуги. В 1884 году получил бриллиантовый перстень от императора Александра III.

 Почётный член Юрьевского университетаПетербургской (1899) и Киевской духовных академий, Русского астрономического общества и Владимирской учёной архивной комиссии, член-сотрудник Вольного экономического общества.

Умер 5 (18) июня 1910 года от «паралича сердца». Завещал не возлагать на его могилу венков и не говорить речей, передать собрание книг по юриспруденции, истории, богословию (2448 томов) в библиотеку Санкт-Петербургского университета. Похоронен на Волковском православном кладбище (могила сохранилась).

Труды:

Литература:

Церковь Николая Чудотворца на Дору (1809)

image005Кирпичная церковь с такой же колокольней, построена в 1809 прихожанами. Основной объём храма - трёхсветный четверик, имевший пятиглавое завершение, с декором в стиле классицизма. Колокольня трёхъярусная, соединена с основным объёмом широкой трапезной. Приделы Илии Пророка и Флора и Лавра пристроены ок. 1910. В кон. 1930-х храм был закрыт, утрачены верхние ярусы колокольни. Пустует.

При въезде в с. Палкино с левой стороны, на высоком холме, величественно бросается в глаза церковь — именуемая Николо-Дор. Она была построена вместо старой деревянной, в честь Победы над Наполеоном Бонапартом 1812 г. Народ глубоко скорбит о разрушенных святынях: храмах, часовнях, погостах. Церковь состояла из трех строений: для летнего и зимнего богослужения, а так же стояла сторожка. Здесь было немало уникальных икон в золотых и серебряных окладах, особо выделялось распятие Христа. Стены и потолки расписывались палехскими мастерами. В течение десятилетий и до сих пор, несмотря на непогоду в летней церкви сохранились остатки прекрасной живописи о сотворении мира на земле.

image006Вокруг церкви была выстроена кирпичная ограда, а по обеим сторонам ворот при входе на территорию церкви святились богатые подсвечники. Еще в послевоенные годы по всему периметру ограды на захоронениях святых лежали мраморные плиты, обелиски, памятники, на которых золотыми буквами высечены тексты. В летний зной здесь всегда можно было найти спасение – вековые березы создают особую атмосферу умиротворения и благополучия, духовного ощущения.

В алтарях хранились древние книги в кожаных переплетах с богатой, золотой и серебряной инкрустацией. Службу правили в церкви два священника, два дьякона, два дьячка. Богослужения, религиозные обряды проводились в тепле и присущей церкви особой чистоте и благости. Это продолжалось до 1930 года. Вот фамилии священников, которые служили в церкви в разные годы:

Преображенский, Рязановский, Лазарин, Покровский, Вознесенский, Померанцев.

Советская власть расправилась со священнослужителями просто, наложив тяжелый хлебный и денежный налог.

В народе сложилось мнение, что церковно-служители – богатые люди. Но это не так, и среди них были отчаянные бедняки, такие, например, как дьяк Никольской церкви М. Лебедев. Зимой и летом вся его одежда – подрясник и камилавка.

Церковная служба была закрыта в начале 30х годов. Власть использовала летнюю церковь в 1934-1935 годах под склад для хранения зерна. Его сыпали по всему полу на высоту четырех метров, в результате чего оно сгорелось и погибло.Живопись, резьба, иконы подвергались порче. Утварь расхищалась, шло надругательство над чувствами верующих.

Власть из церкви изъяла 8 кг. золотой утвари, 47 кг серебряной для спасения голодающих.

В 1938-39 году. Никольская церковь, вновь открылась. Священником в ней стал Рябцовский, прошедший Гулаг. Эрудированный, умный человек, знаток истории, он пользовался большим уважением у прихожан. А когда церковь окончательно закрыли, работал в Советских учреждениях, воевал и погиб во время Великой Отечественной войны.

 Галичское духовное училище и его воспитанники

Л. Сизинцева

image007Страницы времен : историко-краеведческий журнал. 2009. №2. С.112-118.

Историк Костромской духовной семинарии, протоиерей И. Сырцов писал, что галичское училище, наряду с нерехотским, луховским и макарьевским,  было открыто в 1790 г.[11]. Между тем известно, что распоряжение владыки в Нерехте и Макарьеве удалось исполнить лишь в следующем, 1791 г.  При этом «при устройстве училищного дома в г. Галиче не хотели было принимать участия священно- церковно- служители Судиславского Духовного Правления и смотрения благочинного города Чухломы протопопа Гавриила, но консистория обязала их к этому»[12].

В Нерехте детей удалось собрать только на первый выпуск, в 1793 г. «священники и диаконы по подписам своим детей своих не представили»[13]. Вероятно, то же произошло и в Макарьеве и Галиче, потому что новый владыка, назначенный в Костромскую епархию, Евгений (Романов), в своем указе от 12 января 1801 г. как о существующем говорит только о духовном училище в г. Лух и снова «полагает необходимым, чтобы в Макарьеве, в Галиче, в Юрьевце, в Нерехте и других городах […] завели школы в монастырях, или, купивши домы, до пиитики, производя от себя содержание нужное для детей училища и учителей»[14].

Вероятно, именно в связи с этим распоряжением и было в 1803 г. вновь открыто духовное училище в Галиче. К этому времени «учеников от 9 до 12 лет оказалось по оному Галичскому правлению 106, да по Усолскому 74 человека»[15]. Учителем был определен семинарист Александр Альбов, а надзирателем протоиерей Галичского Успенского собора Иоанн Крутиков.

Вероятно, на этот раз попытка организации училищ в уездах оказалась более удачной. Так, в 1818 г. в качестве ректора духовного и уездного училища в Галиче упоминался А. Калинников[16], — значит, история  училища уже не прерывалась. Главный упор в учёбе делался на изучение древних языков, латинского и греческого. Вооруженные этим знанием, всё остальное  — философию, богословие, физику с метафизикой  — выпускники училищ должны были получить в семинарии. По окончании среднего образования желающие поступали в духовные академии, а в начале XIX в. их стали направлять и в светские учебные заведения — по медицинской части, позже — по научной и педагогической.

Духовное ведомство избрал для себя выпускник Галичского духовного училища Семен Иванович Ширский (1822-1891), сын священника из с. Потрусово Кологривского уезда. Он закончил в 1843 г. Костромскую семинарию, а по завершении учебы в Петербургской духовной академии он вернулся в родную семинарию преподавателем (1848-1856), много писал для Костромских епархиальных ведомостей, принимал участие в других изданиях[17].

Ученик С.И. Ширского по семинарии, а впоследствии известный историк церкви, Е.Е. Голубинский отзывался о нем так: «Он был человек умный и речистый и преподаватель очень хороший. При этом, кроме объяснения уроков, он привлекал нас к себе рассказами либерально-сатирического свойства на темы житейско-политического характера»[18]. Правда, потом его обвиняли во взяточничестве, а перевод в секретари Грузинской синодальной конторы относили на счет того, что он купил это место.

Сам Е.Е. Голубинский оказался в 1843 г. не в Галичском училище, а в открытом позже Солигаличском потому, что его отец считал: «в Солигаличе лучше учили и лучше секли, чем в Галиче. Относительно последней причины предпочтения Солигалича Галичу отец вовсе не секретничал со мной, а добродушно толковал мне, что лучше будут сечь — лучше будет потом, что вообще это лучше… На самом деле причина предпочтения Солигаличу Галича могла быть иная. Мой отец, великий лентяй, учился в двух училищах — Галичском и Солигаличском, из которого-то он был исключен и переведен был дедушкой в другое. Может быть, Солигаличское училище оставило в нем лучшие воспоминания»[19].

Среди преподавателей Галичского училища этого периода – второй четверти XIX в. – приобрел известность Иван Степанович Беляев, член Костромского губернского статистического комитета, автор описания соборов и церквей епархии[20]. Правда, он был смотрителем  училища недолго, уехал в Кострому и занял почетное место протоиерея Костромского Успенского собора[21].

Секли, может, в Галиче и слабее, но на знании языков это не сказывалось. Так, уроженец села Палкино Михаил  Горчаков (1838-1910), придя из Галичского училища в Костромскую семинарию, обратил на себя внимание именно хорошим знанием языков.  Закончив Петербургскую Академию, он вернулся было в родную семинарию, но был назначен псаломщиком в православную немецкого города Штутгарта. Должность, незавидная в обычной церкви, она давала ему возможность слушать лекции в Гейдельбергском, Страсбургском, и Тюбингенском университетах, он начал изучать церковное право . Вернувшись в Петербург и служа священником, он вольным слушателем посещал университет, получил степень  доктора государственного права.  В  1871 г. Михаил Иванович стал  экстраординарным профессором, потом — заслуженным ординарным профессором Санкт-Петербургского Университета, секретарём и деканом юридического факультета, членом Государственного Совета, митрофорным протоиереем[22].

То же отличное владение иностранными языками проложило широкую дорогу и другому выпускнику Галичского духовного училища, чьё имя и сегодня значится на памятной доске здания  на ул. Свободы. Фёдор Иванович Успенский (1845-1928) родился в с. Горки Галичского у. По окончании семинарии вернулся в родное училище преподавателем (1866-1870), потом поступил на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Преподавал в Новороссийском университете, в 1879 г. защитил докторскую диссертацию, стал академиком Российской Академии наук. Его труды по истории Византии издаются и сегодня, но всё же главное дело его жизни – создание  русского археологического института в Константинополе, директором которого он был с 1894 года[23].

Когда после октябрьского переворота его детище сохранить не удалось, ученый приложил все усилия к сохранению другого сообщества, осуществлявшего научную деятельность по изучению православного Востока, – Российского Палестинского общества. Он принял на себя тяжкую ношу председательства в трудном 1921 г. Его положение в обществе (академик, профессор) и научный авторитет помогли сохранить общество, продолжающее и сегодня свою деятельность[24].

Другой выпускник Галичского училища, младший современник Ф.И Успенского, Федор Никанорович Лаговский (1850-1920), не  достиг такого высокого положения.  Сын дьякона прихода  Троица-Чудца  Галичского  уезда,  он после училища и семинарии учился на юридическом факультете Петербургского университета, избрал служение светское. В 1870-х годах  он  служил секретарем окружного суда в Череповеце, а с 1874 г. преподавал  в том же городе пение в реальном и техническом училищах, в учительской семинарии.

Интерес к традиционной народной культуре превратил его в первоклассного фольклориста. Собирая и обрабатывая народные песни, в 1877 г. в Череповце он выпустил сборник «Народные песни Костромской, Вологодской, Новгородской, Нижегородской и Ярославской губерний, собранные и положенные на ноты учителем пения при Череповецком техническом училище Ф. Н. Лаговским. Песни посиделочные, хороводные и плясовые». Предполагалась публикация второго и даже третьего выпусков, но по каким-то обстоятельствам (вероятно, из-за отсутствия средств) она не удалась[25].

Светскую же карьеру избрал для себя и Иван Васильевич Годнев (1854-1919). Родившись всего четырьмя годами позже Лаговского, он был сыном преподавателя Галичского духовного училища, там же, естественно, получил и начальное образование. Только вот поступать уехал не в Кострому, а в Нижегородскую семинарию, по окончании которой пошел учиться на медицинский факультет Казанского университета. Стал доктором медицины, вел научные исследования в этой области, много занимался общественной деятельностью – его избирали в органы городского и земского самоуправления.

Он был хороший врач, практичный человек. Это позволило ему стать землевладельцем, приобрести в собственность несколько домов в Казани[26]. Но в историю он вошел, прежде всего, как депутат III и IV Государственных дум. После Октябрьской революции — член Временного комитета Государственной думы, в первом составе Временного правительства занимал пост государственного контролера[27].

Историк  Светлана Малышева приводит такой отзыв о Годневе отца будущего известного писателя, В.Д.Набокова: «Постоянно встречая его фамилию в думских отчетах в связи с разного рода юридическими вопросами и спорами по толкованию закона, я составил себе представление о нем как о знатоке нашего права… Кроме того, я полагал, что Годнев — одна из крупных политических фигур Государственной думы». Однако первая же встреча с ним глубоко разочаровала: «На нем самом, на всей его повадке и, конечно, всего более на тех приемах, с какими он подходил к тому или другому политическому или юридическому вопросу, лежала печать самой простодушной обывательщины, глубочайшего провинциализма, что-то в высшей степени наивное и ограниченное… Как политическая величина, он держался совершенно пассивно… Человек, безусловно, чистый, исполненный самых лучших намерений и заслуживающий самого нелицемерного уважения, он был в среде Временного правительства — воплощенным недоразумением…» [28]

После Октябрьской революции И.В. Годнев эмигрировал, но вскоре умер. Вспоминал ли он на чужбине о Галиче? Вот другой выпускник училища, Александр Петрович Голубцов (1860-1911), профессор Московской духовной академии, трогательно вспоминал о своем преподавателе греческого языка, И.В. Груздеве. В 1908 г. коллеги отмечали 40-летие его преподавательской деятельности в училище. Скромный учитель получил многочисленные поздравления, одно из них пришло из Троице-Сергиевой лавры, где размещалась МДА. А.П. Голубцов писал, что это праздник всего училища, где «с таким незаурядным выдающимся успехом Вам суждено было еллинской мудрости учить. Преподавать греческий язык четыре десятка лет малышам, убить почти всю силу-моченьку, превратиться в седенького старичка без надежды на «маленький покой и отдых»  и хотя какого-либо просвета в будущем, — да ведь это не часто наблюдаемый у нас подвиг[…] Не стану и повторять Вам своих впечатлений от Вашего блестящего по аккуратности, живости, отчетливости и законченно-художественной отделанности преподавания… Но не одним формам и словам языка учились мы у Вас слишком 30 лет тому назад. Мы, малыши, перенимали у Вас по преимуществу правила благоповедения и благонравия, — стояли ли Вы в классе возле парты, в храме Божием возле клироса; шли ли в класс по улицам города, следили ли за нами, играющими в лапту на горе по дороге в Кострому…»[29].

Конечно, не только по поприщу светского служения шли выпускники Галичского духовного училища. Огромное количество священников и  дьяконов вышли из этих стен. Известно уже, что в годы жестоких гонений на церковь некоторые из них стали мучениками и исповедниками. Как праведника почитают в Решме священника Николая Горского (1864-1920)[30], как священномученик причтен к лику святых Петр Лебедев (1889-1937)[31], —    их отцы тоже были учителями духовного училища в Галиче. А кто-то из его выпускников, напротив, искренне отстаивал правоту новой власти… Активным бойцом идеологического фронта, заслуженным учителем РСФСР и краеведом стал Василий Васильевич Касторский (1896 – 1973), хорошо известный многим галичанам…

[1] Белов Л. Улица Свободы // Ленинский путь (Галич) . 1972. 15 мая. №72.  С.2.

[2] [Вичуговский П.Ф.] Историческая записка  о Галичском городском трехклассном училище 1800-1900 гг. – Макарьев на Унже : тип. Е.П. Троицкой, 1900 ; Шкотов М.П. Четвертой школе им. Ф.Н. Красовского г. Галича – 200 лет. В 2-х тт. [Галич] : галичская тип., 1991.

[3] Сытина Т.М. Гражданская архитектура Верхнего Поволжья второй половины XVIII – первой трети XIX  в.в. Костромской край. Автореферат дисс…. канд. искусствоведческих наук / АН СССР;  Ин-т истории искусств. Т.М.Сытина. М., 1852 ; Памятники архитектуры  Костромской области : Каталог / Комитет по делам культуры и искусства адм. Костромской обл.; ГНПЦ по сохранению, реставрации и использованию историко-культурного наследия; И.Ю. Кондратьева, Г.К. Смирнов, Е.Г. Щеболева. Вып. 3 : Город Галич; Галичский район.  Кострома, 2001. С.145-146.

[4] Сытин, С. Древний город Галич Костромской губернии.  М., 1905. С. 58.

[5] Белов, Л. Галич / Л. Белов, В. Зубова, В. Касторский, Н. Соколов, Н.  Щеголев.  Ярославль : Верхне-Волжское кн. изд-во., 1983.   С.72.

[6] Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР : Костромская область. М., 1976. С. 107.

[7] Херсонский И.К. К истории Костромской епархии // КЕВ. 1891. 1 июня. №11. Часть неофиц. С.241-243.

[8] Там же, с. 242.

[9] Очерк развития народной школы в Костромской губернии. Кострома, 1913.

[10] Материалы для истории Костромской семинарии. Отдел второй. Семинария, содержимая казенными средствами при пособии средств епархиальных с 11-го июля 1765 г. по 26 марта 1800 года. Рукопись 1860-х гг. //  Костромской музей-заповедник. КОК 25126.  С. 95-96.

[11] 150-летие Костромской духовной семинарии. [1747-1897 гг.] / Сост. И.Я. Сырцов. Кострома, 1897. С. 22.

[12] Материалы для истории Костромской семинарии, с. 100.

[13] Государственный архив Костромской области (далее — ГАКО). Ф.31. Оп.1. Д.130. Л.1.

[14] Червинский, Агафон. История Макарьевского духовного училища // Костромские епархиальные ведомости. 1905. Приложение к неофициальной части. С.

[15] Херсонский И.К. К истории Костромской епархии, с. 242.

[16] О преобразовании приходских духовных училищ // Костромские губернские ведомости (далее — КГВ). – 1852. Ч. официальная. – Отд.2, местный. – Л. 313-314, 424.

[17]  Ширский Семен Иванович // Биография.ру: биографическая энциклопедия. Режим доступа: http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=137188

[18] Голубинский Е.Е. Воспоминания // Третий исторический сборник / КНОИМК. Кострома : Костромское научное общество, 1923. (Труды / КНОИМК. – Вып.ХХХ). С. 19.

[19] Голубинский Е.Е. Воспоминания, с. 4-5.

[20] Беляев, И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской губернии. – СПб. : тип. Почтового департамента, 1863.

[21] Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов С.-Петербургской духовной академии 1814-1869 гг. / Сост. Алексей Родосский. СПб : тип. И.В. Леонтьева, 1907. С.62.

[22] Краткое жизнеописание прот. Михаила Ивановича Горчакова  (20.05.1838-5​.08.1910). Режим доступа: http://www.orthodox.spbu.ru/gorch.htm

[23] Удальцова З. В. Успенский Федор Иванович // БСЭ. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse

[24] Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в святой земле и на Ближнем Востоке    в XIX —  начале XX в. Режим доступа: http://palomnic.org/ippo/h/4/10/ ; Юзбашян К.Н. Палестинское общество. Страницы истории // Исторический вестник. 2000. №7. Режим доступа: http://www.krotov.info/history/19/57/yuzb02.html

[25] Череповецкий район. Город Череповец. Здание бывш. Реального училища, в котором преподавал фольклорист Ф.Н. Лаговский. Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/mat/eri/aly/62.htm

[26] Годнев, Иван Васильевич // Википедия, свободная энциклопедия.  Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Годнев

[27] Годнев И. В. // Хронос. Биография. Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/godnev.html

[28] Цит. по: Малышева С. Казанец — министр временного правительства. Режим доступа:

http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/1999_1_2/14/14_3/

[29] 40-летие службы учителя д[уховного] училища Ив.В. Груздева // КЕВ. 1909. №3. Неоф.ч.. С.62.

[30] Священник Николай Горский // Святые земли Ивановской. Режим доступа:

http://pominovenie-iv.narod.ru/statie/fed2.html

[31] Священномученик Петр Родниковский // Святые земли Ивановской. Режим доступа:

http://pominovenie-iv.narod.ru/statie/fed2.html

0nL TGC6OO8
A3qORmYLABk
HfrS1-wbBxk
YGH vwX2z1k
ZTOr09qyNzs
dEkLREbuAEE
jHU1DB-AV0M
pWDTcNElV2c
r xnJkDvzDE

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Флоренский Павел Александрович (1882-1937)

Священник Павел Флоренский. Которого современники называют «русским Леонардо да Винчи»

- русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.