Архимандрит Димитриан (Соколов Дмитрий Иванович, 1869-1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился в 1869 году в слоб. Решма, Кинешемского уезда (Ивановская обл., Кинешемский р-н), Костромская губернии в семье священнослужителя.

Окончил Духовное училище и некоторое время обучался в Костромской духовной семинарии.

В 1900 -1919 гг. пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Дмитровский уезда  Московская губернии.

11 ноября 1919г. арестован в Лавре  органами Московской Губернской ЧК по обвинению в контрреволюционной деятельности. Вскоре освобожден, но дело не было прекращено. С 18.11.1919г. служил в Казанской церкви с.Узкое Московской губ. (ныне Москва).
К 1923г. — игумен. 29.09.1920г. решением Московской ГубЧК дело, начатое в 1919г., было прекращено.

image002В 1923г. по прошению общины возведен в сан архимандрита.

После смерти священника Капитона Горского (1919г.) настоятелем Казанского храма стал священник Димитрий Иванович Соколов. Дочь одного из священнослужителей храма священника Александра Никольского, Екатерина Александровна, вспоминала, что "настоящее имя священника было Димитриан и он был иеромонахом". В дневнике благочинного 2 отделения 2 округа Московского уезда протоиерея Николая Лаврова в самом начале 1928г. в с.Узкое значится новый настоятель — игумен Никандр .В 1929 году был арестован. Приговор - ссылка в Сибирь.

К 1938г. — священник церкви Спаса Преображения пос. Лукино Московской обл. на ст.Переделкино (ныне Москва). По свидетельству современников, благолепие храма, уставная служба и священнослужители-монахи Троице-Сергиевой Лавры, среди которых был о.Димитриан, привлекали к этому храму множество прихожан — как из окрестных селений, так и из Москвы. Арестован 21 февраля 1938 г.

image003Приговорен тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. 27 февраля1938г. Обвинение "контрреволюционная агитация". Статья ст.58–10 УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания — расстрел (ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.21313). Виновным себя не признал. Ресстрелян 7 марта 1938 года пос. Бутово, "Бутовский полигон" Московская области. Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон".

Реабилитирован Прокуратурой г. Москвы  в сентябре 2002г. по 1920 г. репрессий.

Реабилитирован Прокуратурой г. Московской обл. 15 июля 1989 г. по 1938 г. репрессий.

− Публикации 

1.Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. С.323.

2.Бутовский полигон. 1937–1938гг. Книга памяти жертв политических репрессий. Выпуск 4. М.: "Альзо", 2000. С.200.

3.Сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР. <http://lists.memo.ru/index24.htm>

4.Москва. ЮЗАО. Теплый Стан. Ольга Щербакова. История храма Казанской иконы Божией Матери в Узком. Очерк четвертый. Под Покровом Царицы Небесной. <http://testan.narod.ru/knigi_moskow/uzkoe_hram/uzkoe_5.htm>

5.Москва. ЮЗАО. Церковь в усадьбе Узкое. <http://www.uzaok.ru/viewtopic.php?f=14&t=383>

6.Сахаров-центр. Мартиролог. <http://www.sakharov-center.ru/asfcd/martirolog/?t=page&id=1850>

Использованы материалы:

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. ч.15. Д.24985., 1900г. ПС, ЛЛ.89–90;

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. ч.15. Д.25009., 1902г. ПС, ЛЛ.95–96;

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. ч.15. Д.25041., 1904г. ПС, ЛЛ.72–73;

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. ч.15. Д.25144., 1909г. ПС, ЛЛ.49–50;

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. ч.15. Д.25235., 1915г. ПС, ЛЛ.38–39

ГА РФ. Следственное дело П-34853 1919 года. (К делу приложен послужной список насельника Троице-Сергиевой Лавры);

ЦГА МО Ф.674. Оп.4. Д.1. ЛЛ.22,45 (Списки лиц, лишенных избирательных прав по Ленинской волости Московского уезда Московской губернии, крайние даты 01 января 1926 — 31 декабря 1927гг.);

  Дневник благочинного 2 отделения 2 округа Московского уезда протоиерея Николая Лаврова

Документы 

1.ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.21313.

image005Бутовский полигон
(Статья из VI т. "Православной энциклопедии")

В настоящее время находится в черте Москвы. Место массовых захоронений жертв репрессий 30-х - нач. 50-х гг. XX в.

В настоящее время известны около тысячи чел., расстрелянных на Бутовском полигоне за исповедание православной веры, к лету 2003 г. 255 из них канонизированы Русской Православной Церковью. На территории России нет др. места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.

Бутовский полигон находится на земле бывшей усадьбы Дрожжино, известной с XVI в. Последним хозяином усадьбы был И.И. Зимин, старший брат владельца московской частной оперы С.И. Зимина. После Октябрьской революции имение и конный завод при нем были конфискованы в пользу государства, завод поставлял лошадей внутренним войскам. До сер. 30-х гг. в Бутове размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. почти все были выселены из этих мест, в кон. 1935 - нач. 1936 г. на территории бывшего имения Зиминых оборудовали стрелковый полигон "Бутово", где сразу же начали проводиться расстрелы и захоронения репрессированных лиц. С авг. 1937 по окт. 1938 г. здесь были расстреляны и похоронены 20765 чел.

Массовые расстрелы 1937-1938 гг. стали следствием решений Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 г. и вытекавших из них приказов наркома внутренних дел Н. И. Ежова N 00439, 00447, 00485 и 00593 от 25 и 30 июля, 11 и 20 сент. о борьбе с "врагами народа", в т. ч. с "церковниками". Расстрелы на Бутовском полигоне производились по постановлениям внесудебных органов: "тройки" Московского УНКВД, реже - комиссии, состоявшей из наркома внутренних дел и прокурора СССР - "двойки". Предписания на расстрелы подписывал начальник УНКВД Московской обл. (комиссар госбезопасности 1-го ранга С. Ф. Реденс (15 июля 1934 - 20 янв. 1938), комиссар госбезопасности 1-го ранга Л. М. Заковский (20 янв.- 28 марта 1938), старший майор госбезопасности В. Е. Цесарский (28 мая - 15 сент. 1938)). Приведением в исполнение приговоров руководили комендант и начальник адм.-хозяйственного отдела УНКВД по Московской обл. И. Д. Берг и его зам. и одновременно руководитель Управления рабоче-крестьянской милиции М. И. Семёнов.

В числе похороненных на Бутовском полигоне - люди, оставившие след в рус. истории: председатель 2-й Гос. Думы Ф. А. Головин, бывший московский ген.-губернатор В. Ф. Джунковский, один из первых рус. летчиков Н. Н. Данилевский, член экспедиции О. Ю. Шмидта бортмеханик Я. В. Брезин, правнук М. И. Кутузова проф. церковного пения и композитор М. Н. Хитрово-Крамской, худож. А. Д. Древин, спортсмены, заложившие основы советского альпинизма. В земле Бутова лежат представители рус. дворянских родов: Ростопчиных, Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых, большая группа бывших царских генералов (генерал-лейтенант Е. И. Мартынов, генерал-майор М. Ф. Кригер, обладатель 7 воинских боевых наград ген. Б. И. Столбин и др.).

На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). В числе казненных в Бутове "церковников" - 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, "антивоенники", евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей "катакомбной" церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин.

Первыми православными священнослужителями, расстрелянными на Бутовском полигоне, были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и сщмч. диак. Елисей Штольдер († 20 авг. 1937). Больше всего священнослужителей пострадало в сент.-дек. 1937 г. и в февр.- марте 1938 г. (17 февр. 1938 г. было расстреляно 502 чел., 75 из них священнослужители и монахи). Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й ст. УК РСФСР, поводы для обвинения могли быть разные: "сохранение церкви и насаждение тайного монашества", "богослужения на дому", "недоносительство", "помощь ссыльному духовенству", приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: "клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются". Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в "антисоветской агитации", "контрреволюционной деятельности", но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь; не редкостью является "отсутствие в деле скомпрометированных лиц", т. е. отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов.

С середины Великой Отечественной войны в Бутове располагался лагерь для военнопленных, работавших на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе. В 1949 - нач. 1950 г. вблизи полигона был выстроен поселок из 3 домов, в 2 из которых поселились сотрудники НКВД, в 3-м расположилась спецшкола для офицеров внутренних служб стран Вост. Европы. В сер. 50-х гг. "спецзона" была ликвидирована. Сам полигон, где находилась основная часть захоронений, обнесли глухим деревянным забором с натянутой поверх него колючей проволокой. По краям "зоны" возник дачный поселок НКВД, в котором разрешалось строить только легкие одноэтажные дачи без фундаментов и погребов. В нач. 70-х гг. в вост. части Бутовского полигона разбили яблоневый сад, обновили обветшавший забор вокруг. До 1995
г. территория находилась в ведении ФСК-ФСБ и тщательно охранялась.

image006Макарьев-Решемская Святая обитель находится в селе Решма в 25 километрах от Кинешмы. Там располагается женский монастырь и действующий храм в честь святителя Николая Чудотворца, где хранится часть мощей преподобного Макария. Рядом стоит полуразрушенный храм середины ХVIII века в честь Воскресения Христова. Дату основания святой обители историки и краеведы трактуют по-разному. Но по преданию, которое хранится в стенах святой обители многие века и передаётся из уст в уста обитель была основана около 1390 года самим преподобным Макарием Унженским и Желтоводским.

image007Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он тайно от родителей бежал из дому в Вознесенский Печёрский монастырь. Настоятель Дионисий принял его в число братии, а вскоре совершил над ним иноческий постриг. Макарий недолго оставался в Печёрской обители. Ища уединения, он отправился вверх по течению Волги, дошёл до слияния реки Лух и Добрица, здесь и поселился. Народное предание хранит легенду, связавшую это место с первым чудом преподобного Макария. Жителям ближнего села очень хотелось, чтобы у них был красивый храм, а Макарий, бывший в это время сельским священником, больше времени уделял молитвам, чем устроению церкви. Вот собрались как-то селяне все вместе и пришли ругать священника. А Макарий будто бы подошёл к реке, встал на камушек - да и уплыл на нём. С тех пор село получило прозвище Худынское. Обиженный недобрым отношением людей, Макарий прошёл 60 вёрст по реке Добрице и остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решмы. Здесь он устроил небольшую келью, в которой провёл несколько лет в посте и молитве. Постепенно к отшельнику стали приходить жители близлежащих селений, а некоторые даже решили поселиться на этом месте. Так возникла здесь мужская обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшая известной как Макарьевская пустынь. А Макарий тайно удалился в поисках безмолвного уединения. Отправившись вниз по Волге, он в дальнейшем основал ещё две обители: Свято-Троицкую Макариево-Желтоводскую и Свято-Троицкую Макариево-Унженскую, в которой подвижник и окончил свой земной путь летом 1444 года. Ему было 95 лет. Согласно преданию, обитель (в виде ли приходского сельского храма, в виде ли мужского монастыря - историки до сих пор расходятся во мнении) вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги.

В Смутное время обитель пребывала в глубоком упадке, подвергалась разрушительному нападению и разграблению польско-литовскими интервентами. Как было устоять решемским слобожанам перед хорошо вооружёнными воинами из отряда пана Лисовского? Только с помощью горячих молитв, обращённых к своему святому покровителю Макарию. И случилось чудо - при невидимом содействии преподобного слобожане под предводительством местного жителя Григория Лапши несколько раз отбивались от неприятеля. После победы над поляками жители Решмы решили возобновить разрушенную обитель, перенеся её на гору. Восстановление монастыря приписывается царю Михаилу Фёдоровичу.

14 июня 1901 года указом Священного Синода было определено: Макариев-Решемскую пустынь обратить в женский монастырь. Открытие женского монастыря состоялось 26 августа 1901 года, а через несколько дней настоятельницей была назначена умная и деятельная игуменья Досифея. В миру Ипатова Фелицата Ивановна, 1851 года рождения. Благодаря организаторским способностям матушки Досифеи и её мудрому управлению обитель довольно скоро возродилась, расширилось и укрепилось хозяйство монастыря. Число сестёр возросло до трёхсот человек. Послушницы разбили на территории монастыря пышные цветники, завели большой огород, где выращивали овощи, сеяли зерновые культуры, пекли хлеб. Имели скотный двор, фруктовый сад. Ежегодно проводились миссионерские крестные ходы из монастыря по окружным сёлам. Обитель имела свою речную пристань, к которой вела длинная деревянная лестница, и часовню над колодцем преподобного Макария. В часовне служились молебны для пассажиров пароходов, пристававших к пристани. В основном те суда принадлежали компании "Самолёт". В момент их причаливания на лестнице выстраивались все служительницы монастыря и под перезвон колоколов служили молебен. Зрелище получалось - захватывающее! В это время был приведён в порядок весь архитектурный ансамбль монастыря. В него входили летний и зимний приделы церкви, колокольня, монашеский двор с жилыми корпусами и множеством хозяйственных построек, пруды, наделы. Всё это было закрыто от внешнего мира каменной оградой. Вместе с тем монастырь всегда был открыт для страждущих. Исповедоваться перед Богом, излить душу, получить благословение в обитель ежедневно приходили и приезжали сотни людей. Среди них были больные и калеки, бездомные, оступившиеся. Для всех монахини находили приветливые и утешительные слова. Святитель Василий Кинешемский, наставник Макариев-Решемского монастыря, всей душой любивший эту обитель, часто проводил здесь церковные службы и подолгу беседовал с прихожанами. Казалось бы, нищета и безвестность больше не угнетали древний монастырь. Святое место любили и ему поклонялись. Наиболее чтимыми в монастыре были образ прп. Макария и Казанской иконы Божией Матери. Но в 1914 году началась Первая мировая война, а вскоре произошли известные революционные события, и это стало началом конца многострадальной Макариев-Решемской обители. Шёл январь 1917 года, продолжалась Первая мировая война. Монастырь терпел тяжёлые испытания и жестокую бедность. Сгорели в пожаре сестринские корпуса, амбары, запасы корма, скотный двор, уничтожены принадлежности сельского хозяйства. Однако монастырь продолжал существовать и после революции. Мудрая и заботливая игуменья мать Досифея догадалась сменить вывеску обители. Она стала называться "Трудовая сельскохозяйственная артель". Но все порядки здесь оставались прежними. И главное - это никому не мешало. Никому, кроме властей. Для них монастырь был как бельмо на глазу.

В 1927 году исполком Ивановского губернского Совета принял решение ликвидировать "артель". Специально созданная комиссия предложила монахиням разъехаться по местам жительства их родственников. Игуменья с несколькими сёстрами переехали в Кинешму и, к сожалению, вскоре скончалась. Тело матушки Досифеи было погребено на погосте села Маврино (Оголиха), ныне не существующем. 13 марта 1929 года оставшееся имущество монастыря было передано Христорождественскому храму села Решмы, а в 1940-м году закрыли и его - последний действующий храм. Монастырь был разорён и разрушен. Кирпичные стены колокольни и монастырской ограды разобрали и использовали тот самый кирпич для строительства аэродрома в военное время. В бывших двухэтажных кельях разместился учебный корпус школы-интерната. На месте Троицкого храма позже будет построена средняя школа. Кладбище разорено, на его месте стоят жилые дома. По бывшей территории монастыря пролегает сельская улица. В двух сохранившихся монастырских зданиях до сих пор размещается администрация сельского поселения и школа-интернат. Разрушена часовня, стоявшая над монастырским колодцем, который, по преданию, выкопал сам преподобный Макарий. Вода в колодце, говорят, обладала уникальными целебными свойствами. Власти жестоко расправились с монахинями. Самая страшная участь выпала на долю монахинь, поселившихся в деревне Гаврилово. По рассказам, передающимся местными жителями из поколения в поколение, фанаты-безбожники устроили резню и убили всех монахинь. На месте их массового захоронения насыпан курган. Но не оставил преподобный Макарий своё детище без покровительства. Монастырь наперекор всем бедам и преградам возродился.

image008В конце 1980-х годов оживилась духовная жизнь Решмы. Люди бережно хранящие веру отцов, собрали средства и дружно взялись за восстановление храма в честь святителя Николая Чудотворца. В 1992 году сюда приехало несколько насельников Киево-Печёрской лавры, и здесь стала возрождаться монашеская жизнь. В память о преподобном Макарии и его монастыре Свято-Никольский приход в 1994 году был переименован в Макариев-Решемскую монашескую общину, а через четыре года по решению Священного Синода преобразован в мужской монастырь. Настоятелем был назначен игумен Евмений, который основное внимание уделял издательско-просветительской деятельности, работе с детьми и молодёжью. А восстановлением и благоустройством храмов и территории монастыря практически никто не занимался. Состав братии постоянно менялся и численно уменьшался, а в 2006 году обитель вообще чуть было не прекратила своё существование. Тогда в ней оставалось всего 3 человека - игумен Евмений и иеромонах Павел, да казначей (мирской человек). В феврале 2006 года указом архиепископа Амвросия игумен Евмений освобождён от настоятельства монастырём. Игумен и иеромонах, проявив недисциплинированность, покинули сразу же обитель, при это вывезя всю дорогостоящую компьютерную, видео и аудио технику, автомобили, дорогостоящий инструмент, дрова и другое имущество. На переданном монастырском счёте находилось 200 рублей. Монастырские здания имели вид как после сильнейшего погрома.

Для сохранения Макариев-Решемского монастыря Священным Синодом 26 декабря 2006 года было принято решение преобразовать его в женский. Первой настоятельницей стала монахиня Василиса, много потрудившаяся для налаживания жизнедеятельности обители. Через два года она ушла на покой в связи с преклонностью лет и состоянием здоровья. Новой настоятельницей назначили монахиню Феофанию (Губайдулину). Сейчас в обители подвизаются пять монахинь, инокиня и три насельницы. Духовник монастыря - иерей Владимир Смирнов. В обители хранятся частицы святых мощей преподобного Макария, преподобных киево-печерских и оптинских святых. Службы проводятся в храме святителя Николая Чудотворца.

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ХХ ВЕКА ЦЕРКВИ РУССКОЙ СОБОРА КОСТРОМСКИХ СВЯТЫХ

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.