Старица Надежда (Сиденкова (Седенкова ) Надежда Григорьевна (1882-?)) – насельница монастыря

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

sidenkovaНадежда Григорьевна Сиденкова, 1882 г.р., м. р. Богородицкаая волость Золотоношский уезд Полтавская губерния. В 1904 г. в возрасте 12 лет поступила в Успенский Вауловский скит, расположенный неподалеку от г. Романово-Борисоглебска.

Скит был отделением Иоанно-Кронштадского монастыря. Была послушницей, монашеского пострига не принимала. Исполняла клиросное послушание вплоть до закрытия обители. В 1919 году жила в п. Большие соли Костромского уезда в доме псаломщика И. А. Попова. В 1921 г. была помещена в психо-неврологическую больницу, «слыла за прозорливую». В 1929 г. она была арестована в с. Тимохино вместе с тремя верующими. Ее личностью интересовались органы следствия в связи по причине ее известности и популярности среди верующих Ярославской и Костромской областей. Впоследствии, многие люди, помогавшие ей и бравшие на поруки из больницы, были в разные годы  привлечены в качеств обвиняемых и репрессированы. Надежде Григорьевне удалось избежать ссылки в лагерь, поскольку каждый раз органы НКВД, позднее МВД отправляли ее на психиатрическую экспертизу, и врачи направляли ее на психиатрическую экспертизу.

В 1930 г. она проживала в Ярославле, затем, в п. Большие Соли, с 1933 года жила в с. Алферово Большесольского р-на. К ней за духовным советом приходило много верующих людей из разных мест: Большесольского, Костромского, Нерехтского, Ярославского р-нов. В передней части дома была устроена молельная комната: много икон, перед которыми горели свечи и лампады, аналой и лежащим не нем священническим облачением.  Окна всегда были закрыты занавесками.

Надежду посещали священники А. В. Поздеевский (свщмч. Александр), М. Е. Назарецкий, Ф. В. Панов. Читали акафисты, служили молебны, молились за убиенную царскую семью.

Арестована в июле 1937 года. Органами с симптомами «религиозного бреда» была направлена судебно-психиатрическую экспертизу в Ярославскую психоневрологическую больницу. Комиссия признала ее невменяемой. В Ярославской больнице находилась с 1937 по 1943 гг., после чего с диагнозом шизофрения  была переведена в Костромскую психоневрологическую больницу в с. Никольское Костромского р-на, где находилась на лечении по 09.02.1944 года. Из больницы была выписана в Кострому. В 1950 году в доме Мыльниковой А. К. (г. Кострома, ул. Подлипаева д.8). Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Источники:

ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2.Д.С-9391.

ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 230. Оп.2. Д.5568.

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Груздев Федор Васильевич (1876 -1937)

Родился 27 декабря 1876 года в с. Красном, Красносельского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Петровича Груздева, служившего в церкви с. Бонячки, а с 1880г. — в Воскресенской церкви с. Старая Вичуга (+17.12.1916). Окончил в 1897 году Костромскую Духовную Семинарию.

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...