Старица Надежда (Сиденкова (Седенкова ) Надежда Григорьевна (1882-?)) – насельница монастыря

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

sidenkovaНадежда Григорьевна Сиденкова, 1882 г.р., м. р. Богородицкаая волость Золотоношский уезд Полтавская губерния. В 1904 г. в возрасте 12 лет поступила в Успенский Вауловский скит, расположенный неподалеку от г. Романово-Борисоглебска.

Скит был отделением Иоанно-Кронштадского монастыря. Была послушницей, монашеского пострига не принимала. Исполняла клиросное послушание вплоть до закрытия обители. В 1919 году жила в п. Большие соли Костромского уезда в доме псаломщика И. А. Попова. В 1921 г. была помещена в психо-неврологическую больницу, «слыла за прозорливую». В 1929 г. она была арестована в с. Тимохино вместе с тремя верующими. Ее личностью интересовались органы следствия в связи по причине ее известности и популярности среди верующих Ярославской и Костромской областей. Впоследствии, многие люди, помогавшие ей и бравшие на поруки из больницы, были в разные годы  привлечены в качеств обвиняемых и репрессированы. Надежде Григорьевне удалось избежать ссылки в лагерь, поскольку каждый раз органы НКВД, позднее МВД отправляли ее на психиатрическую экспертизу, и врачи направляли ее на психиатрическую экспертизу.

В 1930 г. она проживала в Ярославле, затем, в п. Большие Соли, с 1933 года жила в с. Алферово Большесольского р-на. К ней за духовным советом приходило много верующих людей из разных мест: Большесольского, Костромского, Нерехтского, Ярославского р-нов. В передней части дома была устроена молельная комната: много икон, перед которыми горели свечи и лампады, аналой и лежащим не нем священническим облачением.  Окна всегда были закрыты занавесками.

Надежду посещали священники А. В. Поздеевский (свщмч. Александр), М. Е. Назарецкий, Ф. В. Панов. Читали акафисты, служили молебны, молились за убиенную царскую семью.

Арестована в июле 1937 года. Органами с симптомами «религиозного бреда» была направлена судебно-психиатрическую экспертизу в Ярославскую психоневрологическую больницу. Комиссия признала ее невменяемой. В Ярославской больнице находилась с 1937 по 1943 гг., после чего с диагнозом шизофрения  была переведена в Костромскую психоневрологическую больницу в с. Никольское Костромского р-на, где находилась на лечении по 09.02.1944 года. Из больницы была выписана в Кострому. В 1950 году в доме Мыльниковой А. К. (г. Кострома, ул. Подлипаева д.8). Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Источники:

ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2.Д.С-9391.

ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 230. Оп.2. Д.5568.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Груздев Федор Васильевич (1876 -1937)

Родился 27 декабря 1876 года в с. Красном, Красносельского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Петровича Груздева, служившего в церкви с. Бонячки, а с 1880г. — в Воскресенской церкви с. Старая Вичуга (+17.12.1916). Окончил в 1897 году Костромскую Духовную Семинарию.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...