Старица Надежда (Сиденкова (Седенкова ) Надежда Григорьевна (1882-?)) – насельница монастыря

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

sidenkovaНадежда Григорьевна Сиденкова, 1882 г.р., м. р. Богородицкаая волость Золотоношский уезд Полтавская губерния. В 1904 г. в возрасте 12 лет поступила в Успенский Вауловский скит, расположенный неподалеку от г. Романово-Борисоглебска.

Скит был отделением Иоанно-Кронштадского монастыря. Была послушницей, монашеского пострига не принимала. Исполняла клиросное послушание вплоть до закрытия обители. В 1919 году жила в п. Большие соли Костромского уезда в доме псаломщика И. А. Попова. В 1921 г. была помещена в психо-неврологическую больницу, «слыла за прозорливую». В 1929 г. она была арестована в с. Тимохино вместе с тремя верующими. Ее личностью интересовались органы следствия в связи по причине ее известности и популярности среди верующих Ярославской и Костромской областей. Впоследствии, многие люди, помогавшие ей и бравшие на поруки из больницы, были в разные годы  привлечены в качеств обвиняемых и репрессированы. Надежде Григорьевне удалось избежать ссылки в лагерь, поскольку каждый раз органы НКВД, позднее МВД отправляли ее на психиатрическую экспертизу, и врачи направляли ее на психиатрическую экспертизу.

В 1930 г. она проживала в Ярославле, затем, в п. Большие Соли, с 1933 года жила в с. Алферово Большесольского р-на. К ней за духовным советом приходило много верующих людей из разных мест: Большесольского, Костромского, Нерехтского, Ярославского р-нов. В передней части дома была устроена молельная комната: много икон, перед которыми горели свечи и лампады, аналой и лежащим не нем священническим облачением.  Окна всегда были закрыты занавесками.

Надежду посещали священники А. В. Поздеевский (свщмч. Александр), М. Е. Назарецкий, Ф. В. Панов. Читали акафисты, служили молебны, молились за убиенную царскую семью.

Арестована в июле 1937 года. Органами с симптомами «религиозного бреда» была направлена судебно-психиатрическую экспертизу в Ярославскую психоневрологическую больницу. Комиссия признала ее невменяемой. В Ярославской больнице находилась с 1937 по 1943 гг., после чего с диагнозом шизофрения  была переведена в Костромскую психоневрологическую больницу в с. Никольское Костромского р-на, где находилась на лечении по 09.02.1944 года. Из больницы была выписана в Кострому. В 1950 году в доме Мыльниковой А. К. (г. Кострома, ул. Подлипаева д.8). Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Источники:

ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2.Д.С-9391.

ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 230. Оп.2. Д.5568.

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Великий князь Костромской (Владимирский) Василий Ярославич (1247-1276 гг.)

Великий князь Владимирский в 1272-1276 гг. Князь Новгородский в 1273-1276 гг. Из рода Владимиро-Суздальских великих князей. Василий Ярославич был младшим сыном великого князя киевского и владимирского Ярослава Второго Всеволодовича и смоленской княжны Ростиславы Мстиславовны.

Родился в городе Владимире-на-Клязьме. Существуют сведения, что Кострома была получена Василием Ярославичем по разделу, произведенному его дядей великим князем Святославом Всеволодовичем в 1246 году.

Подробнее...

Статьи

Церковь Рождества Богородицы в Костроме (1627)

Церковь Рождества Богородицы в Костроме впервые письменно упоминается в Писцовой книге 1627/28-1629/30 гг. "На берегу у Волги церковь Успение Пречистые Богородицы да три предела Макарья Желтовоцкого Унженского чудотворца, да Якова Боровского чудотворца, да Леонтия Ростовского чудотворца древяна, верх шатровой, да церковь другая с трапезою Рождество Пречистые Богородицы, да предел преподобного Сергия чудотворца древяна клецки, а в церквах образы месные, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское приходных людей, а церковных служебников поп Григорей Панкратьев, да поп Федосей Корнильев, да церковной дьячок Любимко Федосеев, да просвирница Ксенья, а земли церковной и с кладбищем в длину 39 сажен, поперег 26 сажен, да церковные ж земли на берегу у Волги под колоколницею и под кельями в длину 12 сажен с полусаженью, поперег 9 сажен... А на церковной земле 10 келей бобылских схожих бедных людей и нищих, кормятца Христовым имянем..."» (ПКК Л.592,592 об).

Подробнее...