| | vivaspb.com | finntalk.com

Федоровское кладбище

Автор: П. П. Резепин. . Опубликовано в Статьи

2tfisb09rbkwugf6dnЕго формирование на северной окраине Костромы началось в 1868 году с основания между Буйским и Галичским трактами на месте современной станции переливания крови так называемого Старомонастырского кладбища, официально открытого в 1871 году, оснащенного в 1875 году Спасо-Преображенской церковью и принадлежавшего поначалу Спасо-Преображенскому девичьему, а впоследствии – восстановленному Анастасиину-Богоявленскому женскому монастырям.

На нем хоронили за плату, поэтому хоронились преимущественно дворяне (часть Апушкиных, Бартеневых, Вороновых, Всеволожских, Домашневых, Захаровых, Зегер, Клица, Коломаровых, Коровиных, Кудриных, Марковых, Мичуриных, Муромцевых, Нарбековых, Паприц, Перелёшиных, Перотте, Перфильевых, Пироговых, Полозовых, Протасьевых, Свиньиных, Тимашевых, Шиповых, Шультен, Языковых и др.) и купцы (часть Акатовых, Беклемешевых, Белянкиных, Гожевых, Ермолиных, Коровкиных, Сахаровых, Скалозубовых, Солодовниковых, Щербаковых и др.)

13641238925ebВ 1881 году одновременно с закрытием Крестовоздвиженского кладбища в Фабричном районе к Старомонастырскому с севера присоединилось общегородское и до возведения на нем городским архитектором (1889-1894) Аркадием Евтихиевичем Смуровым (1860-1895) Феодоровской церкви (18.04.1897) называлось Ново-Лазаревским или просто Новым.

С 1914 года часть его для погребения участников Первой Мировой, а затем и Гражданской войн стала именоваться Военным кладбищем, на котором наряду с подпоручиком 28-й артиллерийской бригады Головенкиным Яковом Андреевичем (†02.09.1915-36) и подполковником Шигориным Александром Павловичем (†04.07.1916-?) похоронены как австрийские, например, Шаило Бан (†07.04.1920-40) и немецкие, как Фияс Франц (†14.05.1921-?), так и польские, как Козей Иосиф (†24.02.1921-20), военнопленные и наряду с командиром отряда «Карла Маркса» Фоменко Герасимом Николаевичем (†28.07.1920-39), комиссаром 2-й артиллерийской бригады 16-й дивизии Битте Эрнестом (†26.11.1919-24), комиссаром Костромского отдельного батальона ЧК Дружининым Александром Ивановичем (†07.11.1919-35) и красноармейцами китайского отряда Тхулинчан (†06.07.1919-26) и Юфенге (†06.02.1919-35) – «бывший военнопленный» Мурашов Ефим Михайлович (†02.05.1919-37), «белогвардеец из Томской губернии» Иванов Александр Устинович (†06.06.1919-26) и «перебежчик» Евлахов Кузьма Михайлович (†02.03.1920-20).

В 1941-1945 годах там же хоронили умерших от ран в костромских госпиталях, а впоследствии и других участников Великой Отечественной войны.

Среди остальных похороненных на Федоровском кладбище – преподаватели костромских духовной семинарии Баженов Иван Васильевич (20.06.1854-09.02.1920), Горицкий Василий Александрович (20.02.1843-21.07.1910) и Романовский Сергей Николаевич (†29.03.1912-52), духовного училища Добровольский Василий Константинович (05.04.1856-23.10.1909), Ильинский Николай Павлович (†27.11.1916-65) и Пауль Иван Петрович (13.06.1884-18.10.1960) и епархиального женского училища Лебедев Иван Петрович (†23.06.1910-43) и Троицкий Петр Семенович (10.06.1883-28.07.1952), бывший директор Костромского реального училища Булгак Василий Петрович (†24.01.1919-79) и его преподаватели Миловидов Иван Васильевич (†06.04.1898-47) и Ореховский Константин Иоасафович (†25.11.1902-52), врачи Андреев Александр Иванович (1895-1971), Бискупский Витольд Викторович (19.07.1846-18.11.1905), Груздев Александр Иванович (25.02.1865-12.11.1911), Державец Михаил Анисимович (1898-16.05.1957), Дримпельман Василий Васильевич (13.06.1828-21.02.1902), Комаров Михаил Николаевич (20.01.1851-07.05.1911), Малегин Александр Иванович (†10.12.1921-52) и Островский Иван Константинович (†04.02.1921-38), архитектор Борткевич Вислав-Болеслав Иосифович (†06.06..1921-60), военные дирижеры Васильев Константин Николаевич (1880-04.04.1958) и Коротаев Василий Александрович (12.04.1898-10.08.1975), театральные актеры Вильбушевич Жозефина Витальевна (04.10.1893-03.09.1973), Гаибова Лейла Ильясовна (29.08.1925-23.05.1969), Жданова Зинаида Васильевна (09.10.1886-24.01.1965), Соломина Валентина Николаевна (1892-13.03.1949), Эделева Екатерина Константиновна (1900-29.01.1952) и Ярчевский Владимир Михайлович (05.12.1901-08.12.1978), отставной генерал-майор Гаврино Иван Васильевич (†04.04.1915-74) и генерал-майор технических войск Сальников Иван Петрович (1893-1944), Герои Советского Союза Давыдов Виктор Иосифович (17.12.1920-23.05.1952), Рыбаков Александр Васильевич (07.11.1918-09.05.1972), Скворцов Александр Васильевич (17.08.1901-19.12.1948), Соловьев Виталий Ефимович (05.04.1923-16.04.1966) и Тараканов Николай Николаевич (11.12.1922-25.05.1964), полярница Демме Нина Петровна (1902-16.03.1977), председатель Костромского губисполкома Долматов Дмитрий Иванович (08.09.1893-28.02.1920), директор фабрики 1-й Костромской республиканской льняной мануфактуры Карноухов Давид Яковлевич (†12.07.1921-40), государственный деятель Самарин Александр Дмитриевич (30.01.1868-30.01.1932), художники Сизов Дмитрий Николаевич (19.10.1864-08.11.1955) и Шлейн Николай Павлович (20.11.1873-05.06.1952), революционеры Симановские Алексей Александрович (1862-1926) и Григорий Алексеевич (1892-29.06.1918) и Шагов Николай Романович (21.02.1882-09.06.1918), первый секретарь Костромского обкома КПСС Скулков Игорь Петрович (25.06.1913-22.07.1971), председатель Костромской уездной земской управы Соколов Василий Семенович (†07.01.1912-67), баронесса фон Унгерн-Штейнберг Алиса Габриэль (19.04.1873-02.02.1919) и др.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Канонизированные новомученики и исповедники ХХ века Русские, связанные с Костромской землей

Подробнее...

Статьи

Брежневские гонения на Церковь. По материалам Центральной России.

Аннотация. Считается, что брежневский период «застоя», в отличие от реформ «хрущевской оттепели», является периодом стабильности и даже некоторого потепления в государственно-церковных отношениях. Но несмотря на некоторое изменение формулировок, отразившееся в законодательстве о религии и новой Конституции СССР 1977 года, суть политики государства и партийных органов оставалась прежней: выдавливание Церкви из всех сфер общественной жизни: запрет на обучение религии подростков и их присутствие на богослужениях, заперт на благотворительность, дискриминация верующих в образовательных учреждениях и на производстве, разложение исполнительных органов церкви с целью закрытия прихода, тотальный контроль за деятельностью и финансами церковной организации, регистрация священнослужителей как инструмент давления на неугодных, администрирование на местах в отношении церковных приходов. Закрепление за Советом по делам религий прав последней инстанции при закрытии приходов. Использование ренегатов и негативных явлений в церковной среде в качестве примеров для дискредитации религии. Антирелигиозная пропаганда. Все перечисленное в совокупности и явилось фактом нарушения конституционных прав и прав свободы совести. Государство провозглашая свое отделение от Церкви беззастенчиво вмешивалось в ее жизнь. История показала тщетность усилий по ликвидации Церкви. После смерти Брежнева и ухода «сталинско-хрущевской номенклатуры», наметились тенденции к возрождению церковной жизни. Празднование 1000-летия Крещения Руси дало мощный импульс к восстановлению религиозных прав и свобод.

Ключевые слова: гонения на Церковь, верующие, двадцатка, приход, регистрация, религия, уполномоченный.

Подробнее...