| | vivaspb.com | finntalk.com

Царь Михаил Романов и Ивановский край

Автор: А.М. Семененко (Иваново). . Опубликовано в Статьи

Аннотация. В статье прослеживается связь царственного Дома Романовых с той местностью бывшей Костромской губернии, которая впоследствии стала именоваться Ивановская земля. Знатные люди, монастыри и храмы нынешней Ивановской области имели своих покровителей и жертвователей в лице представителей Романовской династии. Ивановская земля сыграла важную роль в событиях Смутного времени, и в судьбах Михаила Романова и его ближайших родственников.

Ключевые слова: край, Смутное время, ратные люди, Романовы, князья, ополчение.

С территорией будущей Ивановской области боярский, а затем и царский род Романовых связывает многого общего. Во-первых, это связь проявляется через события Смутного времени начала XVII века, во-вторых, наличие на Ивановской земле мест, событий, так или иначе имевших связь с историей рода Романовых, а в-третьих, это родственные связи с этой фамилией других знатных российских родов, связанных с нашим краем.

Ивановская земля в рассматриваемый период находилась в разных административно-территориальных единицах, то заслуживают упоминания работы историков соседних регионов.[1] Так, большая её часть входила в состав Суздальского уезда, полностью входили Шуйский (возникший в 70-80-е гг. XVI в.) и Лухский (появившийся в конце XIV-XV вв. на основе Лухского удельного княжества) уезды, большая часть Кинешемского (его первое упоминание относится к 1611 году) и Юрьевецкого уездов, часть земель входила во Владимирский уезд (например, Палех), в Ростовский уезд и ещё часть земель была в составе Костромского уезда (например, Плёс и Плёсский стан).

Как известно, с середины ноября 1612 года созданное в Москве временное земское правительство начинает рассылать в города грамоты, извещающие об очищении Москвы и призывающее присылать в Москву делегатов для участия в Земском Соборе, основным вопросом которого должны были стать выборы нового царя всея Руси. На Земский Собор, открывшийся в Москве в январе 1613 года, собралось около 800 представителей со всех концов Руси. 21 февраля 1613 года царем был избран юный Михаил Федорович Романов, который вместе с матерью в то время находился в Костроме. В Кострому было направлено посольство во главе с родственником нового самодержца Ф.И. Шереметевым. Его задачами было уговорить Михаила занять престол, а также сопроводить его до Москвы. Участники Земского Собора составили специальную «Утвержденную грамоту» об избрании на царство Михаила Федоровича Романова». К сожалению, она подписывалась после окончания Собора, когда многие из его участников уже разъехались. Поэтому мы не можем достоверно установить имена представителей Шуи, Луха, Юрьевца, Кинешмы принимавших участие в Соборе. Тем не менее, Грамоту подписали многие представители, имевшие непосредственное отношение к нашим местам. Это архиепископ Суздальский и Тарусский Герасим, верховный пастырь наших мест, наши крупные землевладельцы бояре Ф.И. Шереметев, князь Д.М. Пожарский, князь И.С. Куракин, князь И.Б. Черкасский, И.Н. Романов, шуйский вотчинник стряпчий Степан Милюков, дъяк Иван Болотников, князь Фёдор Барятинский, князь Роман Лопата Пожарский, Богдан Хомутов, герой восстания 1609 г. юрьевчанин Федор Красный[14, 491-524]. Между тем временное правительство начало рассылать в города грамоты уже от имени нового царя. Первая из известных нам подобных грамот была направлена в Шую, воеводе Ивану Яковлевичу Блохину и датирована 9 марта 1613 года[7, с.240-241]. Это ответ на челобитье находившегося в то время в Москве и, вероятно, принимавшего участие в Земском Соборе шуйского земского старосты Трофима Дубовикова, который жаловался на произвол, который чинили в Шуе и окрестных городах и селениях «казаки, стрельцы и всякие ратные люди», которые не только обирали горожан на дорогах, но и конфисковывали прямо в городе у шуян лошадей и подводы. Кроме того в январе 1613 года по приказу владимирских воевод В. Бутурлина и И. Измайлова, дворянин Неудача Мальцов собрал с Шуи «подымные и лавочные деньги» и отвез их во Владимир. За ним явился стрелецкий сотник Никифор Михайлов, который имел поручение от суздальского воеводы князя Р.П. Лопаты Пожарского собрать с шуян сто пятьдесят четей ржи и сто пятьдесят четей овса. Учитывая крайнее разорение и бедность шуян временное правительство отменило своей грамотой сбор хлеба и потребовало от воеводы прекратить насилия над посадскими людьми. Несмотря на эту грамоту, кое-какие сборы с шуян все же продолжали собирать. В том же марте 1613 года подъячий Михаил Неверов получил у Шуйского старосты Ильи Евдокимова, собранные с горожан на «пушечную стрельбу двенадцать аршин холстов льняных и посконных, девять пятков льну и поскони, пятнадцать гривенок смолы»[7, с.241]. 13 марта посольство Ф.И. Шереметева прибыло в Кострому, и на следующий день вручило М.Ф. Романову царский посох. Но лишь через полтора месяца царь прибыл в Москву[12, с.319].[2] 2 мая 1613 года Михаил Федорович Романов торжественно вступил в Москву. Началась эпоха царствования дома Романовых. Боярская Дума при новом самодержце состояла в основном из тех, кто открыл полякам ворота столицы и два года сидел вместе с ними в осаде - Ф.И. Мстиславского, Ф.И. Шереметева, И.М. Воротынского, И.Н. Романова, Б.М. Лыкова, И.С. Куракина[12, с.319]. Почти все они являлись родственниками или свойственниками Михаила и не только сохранили свои посты, но и получили крупные земельные пожалования[2, с.3,5,9]. Князья Д.Т. Трубецкой и Д.М. Пожарский тоже были пожалованы боярством, но больше не играли первенствующих ролей в управлении государством. Юный самодержец позаботился о том, чтобы поставить в города новых воевод. В Шую сначала был назначен князь Иван Давыдович Гундоров, а в 1614 г. – Иван Федорович Наумов.[3] В Лух воеводой был назначен Афанасий Матвеевич Молвянинов[3, с.130]. Воеводы получали в управление крайне разоренные войной уезды. Еще в июле 1612 г. в Суздаль и Шую был послан один из самых заслуженных ветеранов освободительного движения Мисюрь Иванович Соловцов и суздальского архиепископа сын боярский Второй Салманов. Однако не все дворяне и дети боярские поспешили на земскую службу, многие отсиживались в своих поместьях. Поэтому от имени нового царя сборщикам было приказано во Владимире, Суздале, Муроме, Лухе, Гороховце и Нижнем Новгороде выявить тех, кто совсем не был на службе, и тех, кто сначала явился, а потом сбежал. Первых следовало наказать батогами, а вторых кнутом и отобрать у них треть поместий. Всех «нетчиков» следовало доставить в Москву для выполнения своих обязанностей[8, с. 213].

Заметную роль в событиях Смуты сыграл представитель княжеского рода Лыковых-Оболенских – Борис Михайлович. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, тетке царя Михаила Федоровича. Б.М. Лыков (умер в 1644 г.) был боярином и воеводой; известен удачными действиями против поляков и казаков; в 1607 г. он вместе с князем Голицыным и Прокопием Ляпуновым разбил отряд Телятевского близ Каширы, завладев всем его обозом; в 1608 г. с князем Куракиным победил польского полковника А.И. Лисовского на берегах реки Москвы; в 1609 г. помешал полякам занять Москву и остановил движение крымцев после кровопролитной битвы близ Серпухова. Еще при Лжедмитрии I князь Б.М. Лыков был возведен в придворный чин кравчего, а также пожалован огромными поместьями в Лухском уезде на правом берегу реки Лух. Эта местность до наших дней так и называется лыковщина, хотя род князей Лыковых давно пресекся.[4]

Членами правительства т.н. «Семибоярщины» являлись Ф.И. Шереметев, И.Н. Романов, Б.М. Лыков, у которых были земельные владения на Ивановской земле[5, с.238].

Если обратиться к владениям семьи Романовых на Ивановской земле, то следует назвать старинное село Клоны ныне Лухского района, принадлежавшее боярам Романовым в начале XVII века[9, с.637].

В XVII веке вотчина бояр Романовых располагалась на территории современных Гаврилово-Посадского района Ивановской области и Юрьев-Польского района Владмирской области (напомним, что Юрьев-Польский уезд в 1929-1936 гг. входил в состав Ивановской промышленной области, а в 1936-1944 гг. – в составе Ивановской области). В нее, в частности, входили сёла Лычёво, Клины и Смердово. В Клинах в самом начале XVII века несколько лет проживал малолетний Михаил Романов – будущий первый царь этой династии, выгнанный из Москвы царствовавшим тогда Борисом Годуновым[6, с.23-24].

В 1682 году Клины уже принадлежат Апраксиным. Вместе с этим селом боярыне Домне Богдановне и её сыновьям Петру, Федору и Андрею Матвеевичам Апраксиным были пожалованы деревни Зекрово, Мещериново, Улитино, Кононово, Шубино, Кореваново, Грибово. А на следующий год к Апраксиным перешло и Смердово. 19 октября 1689 года вся эта вотчина отошла одному из братьев - Федору Матвеевичу, дослужившемуся до звания генерал-адмирала и кавалера[16, с. 32-35].

В 23 верстах от Юрьева-Польского и 58 верстах от Владимира на территории Гаврилово-Посадского района находится село Лычёво. Впервые о нем упоминается в книгах, в которых были указаны границы земельных владений сел Дубенок и Лычево. В первой четверти XVI столетия оно принадлежало Федору Ивановичу Дубенскому, а в начале XVII века, как видно из книги патриаршего приказа, оно было уже вотчиной бояр Романовых. До 1648 года село принадлежало Ивану Никитовичу Романову, а затем перешло к его сыну Никите Ивановичу Романову и только с 1666 года к другим владельцам. Во второй половине XVIII столетия Лычёво принадлежало помещикам Лялиным, один из которых был строителем деревянной церкви.

Село Смердово с деревянной церковью Чуда Архистратига Михаила в 1628 году принадлежало боярину Ивану Никитичу Романову, который был родным дядей Михаила Федоровича. В 1645 году Смердово уже записано за его сыном – Никитой Ивановичем Романовым. При Романовых Смердово использовалось в качестве хозяйственного поместья, так как оно располагалось на плодородных землях[16, с.32].

Гаврилова слобода (ныне город Гаврилов Посад) с 1647 г. – дворцовая волость царя Алексея Михайловича Романова[1, с.14]. Еще в 1565 г. царь Иван Грозный, родственник Романовых по первой жене, заложил в Гавриловской слободе конный завод. В 1739 г. императрица Анна Иоанновна отдала распоряжение о строительстве в Гавриловской слободе, взамен старых деревянных конюшен, нового кирпичного конного завода. В 1707 г. царь Петр I издал указ, согласно которому жители Гавриловской слободы должны направить в Азов и Троицк людей, знающих кузнечное дело. 16 января
1721 г. Петр I именным указом, данным Сенату, объединил дворцовые и конюшенные селения в одно ведомство (в том числе и Гавриловской волости). 16 августа 1850 г. в Гавриловом Посаде, проездом из Суздаля в Юрьев-Польский, побывали Великие Князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич Романовы. В 1723 г. Петр I подарил графу Петру Андреевичу Толстому - предку Льва Николаевича Толстого - имение в 277 крестьянских дворов - село Глумово с деревнями (это территория современного Гаврилово-Посадского района)[1, с.25-28]. Село Дунилово с 1685 г. принадлежало боярину Ф.А. Лопухину – отцу первой супруги Петра Великого[10, с.580-581].

Село Ненашевское в XVI веке было вотчиной юрьев-польского Михайло-Архангельского монастыря. От Ивана Грозного и его сына царя Фёдора Ивановича монастырь имел жалованные тарханные грамоты на свои вотчины, в том числе и на Ненашевское. Эти царские грамоты во время разорения Юрьева поляками и литовцами в 1609 году сгорели, и поэтому царь Михаил Фёдорович Романов по просьбе архимандрита в 1625 году дал вновь Михайло-Архангельскому монастырю свою жалованную грамоту на Ненашевское, которое было освобождено от казённых пошлин[16, с.20-21].

Еще один сюжет, связывающий Романовых с нашим краем, это пожалования отдельным лицам от имени самодержцев. Так, царь Михаил Федорович пожаловал в 1619 г. князю Д.М. Пожарскому село Ильинское-Хованское[9, с.251]. Он же жалует князю в 1613 г. село Холуй[10, с.638]. Царь Алексей Михайлович в 1620 г. пожаловал село Морозово ныне Тейковского района С.В. Бутурлину[10, с.277].

Золотниковскую пустынь ныне Тейковского района посещали Петр I,[5] его сводная сестра Софья, первая супруга Петра Евдокия Лопухина вдова царя Ивана Алексеевича Прасковья Федоровна вместе дочерьми Анной (будущей императрицей Анной Иоанновной), Екатериной и Прасковьей, будущий император Александр II в 1837 г., Пустыни уделяла внимание Екатерина II, вносил вклады царь Михаил Федорович[15, с.24-32]. Евдокия Лукьяновна Стрешнева (вторая жена Михаила Федоровича и мать Алексея Михайловича) прислала хоругвь в пустынь и переименовала речку Смердягу в Золотничку[15, с.25].

В Шуе был Петр Iв 1722 г., Павел I вместе со своим сыном, будущим императором Александром I в 1798 г., Елизавета Петровна жила в Шуе некоторое время в 1738 г.[13, с.39-41].

22 ноября 2007 года в Иваново открылась передвижная фотовыставка «От милосердия к святости», посвященная основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне. В ноябре 1916 года Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, вдова убитого террористами Великого князя Сергия Александровича, посетила Иваново-Вознесенск в связи с открытием здесь Дома инвалидов для раненых и пострадавших воинов. 12 ноября (по новому стилю — 25 ноября) она молилась за Божественной литургией в Покровском соборе Иваново-Вознесенска (ныне — территория Дворца искусств на площади Пушкина). Приветствуя великую княгиню, архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий, так же посетивший в эти дни Иваново-Вознесенск, сказал: «Ваше Императорское Высочество! Вы вступили под священные своды храма, созданного на трудовую копейку рабочего люда. Иваново-Вознесенск — это юдоль труда, где ежедневно десятки тысяч рабочих стоят, склонившись над ткацкими станками. Там за стенами этого храма — упорный труд, а здесь — тихая, теплая молитва, — вот то, что дает главное содержание Иваново-Вознесенска.Ваше Императорское Высочество! Русский народ знает и чтит Вас, как великую христианскую труженицу на пользу бедных, страждущих, главным образом из того же рабочего люда: забытые, выброшенные на улицу дети, вдовы, сироты, больные и раненые воины и прочие — вот обычный Ваш семейный круг, которому Вы отдаете Ваше время, Ваши средства, Вашу любовь. Знают это и жители города Иваново-Вознесенска и радостно встречают Вас, не только как посланницу своего возлюбленного монарха, но как друга, покровительницу и помощницу бедных, больных и сирот, вышедших из их же рабочей среды, они знают это и посылают на встречу Вашему Императорскому Высочеству из своих благодарных сердец искренние благожелания…». Из Покровского собора крестный ход, возглавляемый архиепископом Владимирским и Шацким Алексием под звон колоколов с песнопениями и хоругвями, двинулся в сторону улицы Воздвиженской (ныне улица Степанова). Здесь, в доме Соловьева (на этом месте в советские годы размещались многоквартирный дом и ресторан) был открыт и освящен Дом инвалидов. Великая княгиня шла в крестном ходе вместе с народом. После освящения здания Великая княгиня Елизавета Федоровна, возглавляющая Всероссийский комитет помощи раненым, обратилась к собравшимся со следующими словами: «Православные иваново-вознесенцы! Братья и сестры! Господа! Беспримерная ужасная война принесла много горя и слез нашей дорогой Родине. Много осиротелых семей, много бесприютных детей, много потерявших трудоспособность и ставших калеками. Долг каждого, кто еще может работать, и кто имеет некоторый достаток, прийти на помощь обездоленным. Мы все должны сделать, чтобы наши доблестные русские воины, сражающиеся и проливающие сейчас кровь на фронтах, чувствовали поддержку и заботу от нас. Низкий поклон вам от них, меня лично и Его Императорского Величества за открытие приюта инвалидов в вашем трудовом и славном городе». Во второй половине дня в особняке известного фабриканта, мецената и коллекционера Дмитрия Геннадиевича Бурылина состоялся званый обед по случаю приезда в Иваново-Вознесенск высокой гостьи. После трапезы собравшиеся посетили Музей промышленности и искусства, расположенный в доме напротив. Этот музей был открыт Дмитрием Геннадиевичем Бурылиным 17 декабря 1914 года, а спустя девять дней по его инициативе в нем начала работу первая в Иваново-Вознесенске художественно-промышленная выставка, средства от которой пошли в пользу раненых. Музей произвел на Великую княгиню большое впечатление. Через несколько дней после отъезда она прислала в дар музею Бурылина картину академика живописи Ю.Ю. Клевера. Считается, что сейчас это полотно находится в собрании Ивановского художественного музея.

Имелась связь и старинного города Юрьевца с Романовыми. Так, 23 мая 1661 г. при Юрьевецком воеводе Семене Никитиче Волковском (Болховском) указом царя Алексея Михайловича была заложена крепость в дополнение к существовавшему неподалеку деревянному острогу.[6] Кроме крепостей писцовая книга 1676 года отмечает в городе Воеводский и Государевы дворы рыбного приема, винокуренный, конюшенный, земской двор, земской двор для приезжих людей, таможенные избы, избу площадных подъячих, тюрьму и прочие казенные здания. В 1652 году им же царем городу поставлен протопопом один из будущих вождей старообрядства знаменитый правдолюбец, писатель Аввакум Петров, находившийся на этой должности с мая по июнь. Во время крестьянского восстания Степана Разина царь Алексей Михайлович посылает в Юрьевец полкового воеводу Василия Нарбекова для разгрома отряда восставших под руководством воеводы Разина, Илейки Иванова, прорвавшегося с Волги по Ветлуге и Ветлужскому волоку на Унжу на Большой Сибирский тракт. Помогал ему брат воевода Юрьевца стольник Федор Нарбеков. Собранному войску были приданы пушки, зелье (порох), ядра и другое вооружение из городского Острога. Кстати, при пересмотре гербов городов империи Екатерина II оставила Юрьевцу его полный герб (без губернского) «За заслуги перед Отечеством». В 1858 г. Александр IIпосетил город, проплывал к Юрьевцу мимо Плёса и Кинешмы.

В 1661 г. селе Старое Воскресение (Старо-Воскресенское) ныне Лухского района в первой четверти XIX века была возведена церковь Воскресения. В 1913 г. храм был «возвобновлен живописью на средства прихожан в память 300-летнего царствования Дома Романовых»[9, c.661]. В честь этого же события в селе Родники (ныне город) было расписано новое здание церкви Ильи Пророка[10, c.135].

Князья Бельские, удельные Лухские князья, имели кровную связь с царем Иваном Грозным[10, с.219-228]. Сестра Ивана Дмитриевича Бельского Анастасия была замужем за боярином Василием Михайловичем Юрьевым – племянником первой супруги Ивана Грозного Анастасии Романовны[10, с.225].

Кроме того, очень тесную связь с Ивановским краем имели и ближайшие родственники бояр Романовых – князья Черкасские[5, с.190-196] и графы Шереметевы.[7] И в этой связи ценность представляют книги, созданные председателем Костромской губернской ученой архивной комиссии Н.Н. Селифонтовым.[8] В частности, М.С. Черкасский[9] и Д.М. Черкасский[10] имели вотчины на ивановской земле. Последний был известен и тем, что владел селом Ивановом в 1613-1631 гг.[11]Двоюродный брат царя Михаила Федоровича Романова, боярин (с 1613 г.), князь Иван Борисович Черкасский (умер в 1642 г.), сын Б.К. Черкасского, в 1598 г. был стольником, подписал избирательную грамоту Бориса Годунова. В 1600 г. попал в опалу по делу Романовых. В 1602 г. переведен был из Малмыжа на службу в Нижний Новгород, а затем в Москву. При Василии Шуйском был кравчим. В 1608 году воевода в войсках, посланных против Лжедмитрия II. В 1610-1611 г. – сторонник Владислава. В 1618 г. был послан в Ярославль собирать ратных людей. Ведал Стрелецким, Аптекарским, Иноземным и Казённым приказами. В 1638-1642 г. – владелец села Иваново[11, с.7].

Крупный военный и государственный деятель середины XVI века, активным деятелем «Избранной рады» князь Александр Борисович Горбатый-Шуйский (?-1565) был представителем младшей линии нижегородско-суздальских князей, потомков сына Александра Невского Андрея Александровича Городецкого. Александр Борисович по своим брачным связям был в свойстве с рядом представителей боярства в двойном свойстве с царем Иваном Грозным. Он был женат на Анастасии Головиной, дочери казначея Петра Ивановича. Брат Анастасии, Даниил Петрович Головин, был женат на Ульяне Федоровне Адашевой, сестре Алексея Адашева. Старшая дочь Александра Борисовича, Евдокия, была замужем за братом царицы Анастасии Никитой Романовичем Юрьевым и стала, таким образом, матерью Никитичей Романовых и бабкой царя Михаила Федоровича. Другая дочь Александра, Ирина, в 1547 г. вышла замуж за кн. Ивана Федоровича Мстиславского, который по тогдашним счетам родства приходился царю Ивану племянником.

Таким образом, самые различные связи рода Романовых с нашим краем, обнаруживающиеся в XVI веке, прослеживаются вплоть до начала XXвека. И очень важно, что Ивановская земля сыграла важную роль в событиях Смутного времени, и в судьбах Михаила Романова и его ближайших родственников.

Библиографический список.

  1. Антонов И.П., Очков В.В. Гаврилов Посад. Историко-краеведческий очерк. - Ярославль. 1989. - 188 с.
  2. Барсуков А.П. Докладная выписка о вотчинах и поместьях 1613 г. - М. 1895. - 24 с.
  3. Барсуков А.П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия. – М., 1897 - 611 с.
  4. Борисов В.А. Собрание трудов (материалов) в 3-х томах. Том 1. Иваново. 2004. С. 102; Семененко А.М. Предисловие. // Имена улиц города Иванова. - Иваново. 2012. - 188 с.
  5. Кабанов А.Ю. Лухский край, земля заповедная. - Иваново. 2003. - 364 с.
  6. Козляков В.Н. Михаил Федорович. - М. 2010. - 346 с.
  7. Любомиров П.Г. Очерки нижегородского ополчения. - М. 1939. - 344 с.
  8. Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты. - М. 1995. - 237 с.
  9. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. - М. 2000. Ч. 2. - 813 с.
  10. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. - М. 2000. Ч. 2. - 813 с.
  11. Семененко А.М. Иваново-Вознесенск и иваново-вознесенцы. Иваново. 2011. С. 27-30. Всего 296 с.; Семененко А.М. Ивановская старина. Иваново. 2014. - 208 с.
  12. Скрынников Р.Г. На страже Московских рубежей. М. 1986. - 336 с.
  13. Сурин Г.И. Слово о Шуе. Легенды и были города на Тезе. Иваново. 2005. - 254 с.
  14. Текст «Утвержденной Грамоты» см. в кн.: Козляков В.Н. Смута в России. - М. 2007. - 528 с.
  15. Тихомиров А.М. Прощай, Золотниковская пустынь… Или  Здравствуй? // Наша Родина – Иваново-Вознесенск. 2006. № 3. - 100 с.
  16. Хламов С.Ю. Неспелые вишни. Историко-художественные очерки. - Кольчугино. 2006. - 91 с.

 


[1] Голышев И.А. Борковская Николаевская пустынь. Владимир. 1871; Грацилевский В.Д. Владимирский край в 1608-1610 гг. Владимир. 1910; Любомиров П.Г. Очерк истории Нижегородского ополчения 1611-1613 гг. М. 1939; Генкин Л.Б. Ярославский край и разгром польской интервенции в Московском государстве в начале XVII века. Ярославль. 1939; Свято-Введенский Толгский монастырь. М. 1994. С. 11, 13-14; По страницам энциклопедического словаря. Ярославский край. Ярославль.1996. С. 7; Курганова Н.М. Икона «Царевич Димитрий» из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. // Материалы исследований: Сборник № 5. / Сост. А.А. Тенеткина. Владимир. 1999. С. 118-121; История Владимирского края. Владимир. 2001; Владимирская Земля. Страна городов. // Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 2002. № 54. С. 35, 68, 88; Новый город. 2004. С. 27; Соколов А.Н. Князья Пожарские и нижегородское ополчение. Нижний Новгород. 2006; Русская смута начала XVII века: от противостояния к единению. Сборник материалов межрегиональной научной конференции (Ярославль, 26 июня 2007 г.) / Под ред. проф. Ю.Ю. Иерусалимского. Изд. второе, испр. и доп. Ярославль. 2008; Корсиков Н.Г. Образы русской Смуты 1606-1612 гг. В произведениях художников В.М. Серебрякова и Д.П. Реутова. // Исторические уроки развития российской государственности.X-XX вв. Сборник материалов межрегиональной научнойконференции. (Ярославль, 23-24 октября 2008 г.) / Под ред. проф. Ю.Ю. Иерусалимского. Ярославль. 2009. С.36-37; Диунов М.Ю. Смутное время как династический кризис. // Исторические уроки развития российской государственности.X-XX вв. Сборник материалов межрегиональной научной конференции. (Ярославль, 23-24 октября 2008 г.) / Под ред. проф. Ю.Ю. Иерусалимского. Ярославль. 2009. С.38-42; Марасанова В.М. Судьбы города и человека на историческом переломе: Ярославль и ярославцы в начале XVII века. // Исторические уроки развития российской государственности.X-XX вв. Сборник материалов межрегиональной научной конференции. (Ярославль, 23-24 октября 2008 г.) / Под ред. проф. Ю.Ю. Иерусалимского. Ярославль. 2009. С.43-64 и др. См. так же: История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х гг. века. Ярославль. 2000.

[2] Скрынников Р.Г. На страже Московских рубежей. М. 1986. С. 319.

[3] Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты. М. 1995. С. 209-210,221; Барсуков А.П. Списки городских воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия. СПБ.1902. С. 277-278,458,526,541-542; Борисов В.А. Собрание трудов (материалов) в 3-х томах. Т.1. Иваново. 2002. С.364; Он же. Собрание трудов (материалов) в 3-х томах. Т.2. Иваново. 2004. С. 236.

[4] Кабанов А.Ю. Лухский край, земля заповедная. Иваново. 2003. С. 232-234, 237, 238; Кабанов А.Ю., Семененко А.М. Ивановский край в Смутное время. Иваново. 2010. С. 183-186.

[5]Семененко А.М. Иваново-Вознесенск и иваново-вознесенцы. Иваново. 2011. С. 27-30; Он же. Дело Петра. // Власть. Ивановская область. 2010. № 11. С. 78-80.

[6]Полякова Л.Л. Юрьевец.Историко-краеведческий очерк. Ярославль. 1984; Полякова Л.Л., Шлычков Л.А. Юрьевец. Путеводитель. Ярославль. 1975; Полякова Л.Л., Шлычков Л.А. Юрьевец. Прошлое и настоящее. 1988.

[7] Семененко А.М. Шереметевы и Иваново. / Шереметевы и Иваново. Юбилейный сборник статей по материалам Шереметевских чтений 1991-2001 гг. Иваново. 2001. С. 9-36; Он же. Шереметевы и Ивановский край. / Шереметевский альманах. Сборник статей. Иваново. 2007. С. 6-75; Он же. А.М. Шереметевы и Ивановский край. / Шереметев-центр в социокультурном пространстве Ивановской области. Сборник научных статей. Иваново. 2011. С. 30-77; Он же. Иваново-Вознесенск и иваново-вознесенцы. С. 24-26; Балдин К.Е., Семененко А.М. Иваново-Вознесенск. Из прошлого в будущее. Иваново. 2011. С. 7-8.

[8] Сборник материалов по истории предков царя Михаила Федоровича Романова. Генеалогический и исторический материал по печатанным источникам, собранный Н.Н. Селифонтовым. СПб. 1901. Часть I; Родословная рода Захарьиных-Юрьевых – Романовых. По материалам И.П. Сахарова, проверенных и дополненных Н.Н. Селифонтовым. СПб. 1898. Часть II.

[9]Михаил (Салтанкул, Солтан) Черкасский (?-1571), брат царицы Марии Темрюковны и сын старшего кабардинского князя Темрюка Идаровича (Айдарова, Идарова (?-70-е гг. XVI в.; боролся за объединение страны и против турецко-крымской агрессии, опираясь на русскую помощь, в русском подданстве с 1557 г.), в России с 1558 года, удельный служилый князь, женат был на родственнице первой жены Грозного Анастасии (её отцом был боярин В.М. Захарьин-Юрьев), воевода в годы Ливонской войны. Имел владения в Суздальской земле, ему принадлежал Гороховец. Весной 1571 года командовал опричным войском в войне с крымским ханом. Потом сам попал в опалу – были умерщвлены его жена и шестимесячный сын. Князь тоже, вероятно, был казнён.

[10]Дмитрий (Каншао, Каншов-мурза) Манстрюкович Черкасский (?-1651), племянник царицы Марии Темрюковны, был стольником в 1608 г., был сторонником Лжедмитрия II до 1610 г., являлся воеводой во Втором ополчении 1612 г. В 1613 г. был послан против литовцев к Белой, взял её, затем его послали к Смоленску, где он пробыл до 1615 г. (там был тяжело ранен). В 1618 г. его посылают к Можайску на выручку князю Б.М. Лыкову, осаждённому королевичем Владиславом. В 1619 году стал боярином. Возглавлял в 1624-1634 гг. Сибирский приказ и приказ Казанского дворца, находился в оппозиции правительству боярина Б.И.Морозова, член Земского Собора 1613 г., даже выдвигался от земщины на царский трон. В 1633 г. Черкасский был послан на помощь к М.Б. Шеину под Смоленск, но не успел прийти к нему на выручку, так как тот уже заключил договор о капитуляции с Владиславом. Д.М. Черкасскому принадлежало село Филисово (эту вотчину в 1618 году разорили войска гетмана Сагайдачного – см.: Борисов В.А. Старинные акты, служащие преимущественно дополнением к описанию г. Шуи и его окрестностей. М. 1853. С. 44). Кроме того, Черкасский одно время владел селом Васильевское ныне Шуйского района. (См.: Барсуков А.П. Докладная выписка о вотчинах и поместьях 1613 г. М. 1895. С. 3 – всего у него имелось в Суздальской земле владений 2410 четей).

[11]Борисов В.А. Собрание трудов (материалов) в 3-х томах. С. 102; Семененко А.М. Предисловие. // Имена улиц города Иванова. Иваново. 2012. С. 4-5.

 

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иван Сусанин: Святой мученик или легенда?

К 400-летию Дома Романовых и подвига Ивана Сусанина

           Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

                                                                                                                       ( Ин.15:13)  

 

Аннотация. Раскрывая различные гипотезы и оценки подвига Ивана Сусанина автор приходит к выводу о христианских мотивах подлинного подвига народного героя, мотивом действий которого была евангельская любовь, о которой говорил Спаситель.

Ключевые слова: Сусанин, миф, патриотизм, святость, Смута, любовь, святой.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...