Святые места Востока: Тема путешествий в литературе второй половины 19 в.: По материалам библиотеки Костромского общественного собрания (1906 г.)

Автор: Головань Елена Владимировна. . Опубликовано в Статьи

С 1866 г. в части главного дома городской усадьбы Карцовых[1] размещалось Костромское общественное собрание (1866 – 1917), содержание которого, по утверждению В. Н. Бочкова, в основном, осуществлялось на штрафы, взимаемые за карточную игру в ночное время. В собрании читались публичные лекции, устраивались концерты. «Здесь имелась превосходно подобранная большая библиотека с читальным залом, куда выписывались десятки газет и журналов» [1, с. 73]. Как о «самой большой в городе библиотеке» вспоминал и большевик В. Н. Соколов: «Огромные шкафы во все стены до потолка. И ряды шкафов посреди комнаты, только узенькие между ними проходы оставлены. … Библиотека много лет собиралась. Ещё помещиками при крепостном праве. … Собиралась и существовала только для членов клуба» [14, с. 59 – 60]. О количественном и содержательном составе фонда библиотеки могут свидетельствовать каталоги прекрасной сохранности, последний из которых относится к 1906 г.[4]. Представляется небезынтересным обратиться к некоторым из литературных источников, составлявших библиотеку.

Согласно каталогу, литература о путешествиях в страны Востока отбиралась библиотекой по мере выхода из печати новых документов, являвшихся результатом изучения и освоения христианских святынь русскими «поклонниками», массовое хождение которых в Святую землю началось с деятельности Императорского Православного Палестинского общества, ставшего правопреемником Палестинской комиссии, а ещё ранее Палестинского комитета и Русской духовной миссии, учреждённой в 1847 г.

Русскую духовную миссию в Иерусалиме возглавлял архимандрит Порфирий (К. А.Успенский, 1804 – 1885), известный своими исследованиями христианского Востока. В 1882 г. в России было создано Православное Палестинское общество, председателем которого являлся великий князь Сергей Александрович, годом ранее посетивший Святую землю. Общество состояло из 42 членов-учредителей, почётных и действительных членов и членов-сотрудников, самыми признанными из которых были Антонин Капустин, Леонид Кавелин, В. Н. Хитрово, В. Н. Беляев и др.

За 15 лет, с 1882 по 1897 г. Православное Палестинское общество организовало несколько археологических экспедиций, осуществило издание 93 научных и литературных сочинений, в числе которых «Книга бытия моего» Порфирия Успенского [9; 4, с. 12] и «Иерусалим и Синай: Записки второго путешествия на Восток» А. С. Норова [4, с. 327].

А. С. Норов (1795 – 1869), путешественник и исследователь Востока, в русской истории больше известен как государственный деятель – министр народного просвещения, занимавший пост с 1853 по 1858 г. После совершения первого путешествия на Святую землю, предпринятого в 1834 г., главными мотивами в жизни автора стали Палестина и Иерусалим. Изданное по возвращении в Россию описание путешествия было встречено «с редким сочувствием», причины которого «заключались в особенном интересе к восточным делам» [7, с. V].

Предваряя записки А. С. Норова, опубликованные в 1878 г., В. Н. Хитрово [18] отмечал: «описание второго путешествия, при общей скудости нашей палестинской литературы, в особенности учёной, при полном почти незнакомстве нашем с трудами западных паломников, представляется совершенно исключительным явлением и в этом отношении оно не будет бесполезно для русских, желающих изучить и ближе ознакомиться со Святою землёю» [7, с. X; 4, с. 322]. Книга снабжена справочным аппаратом в виде «Азбучного указателя имён собственных», «Указателя текстов Священного писания», к которым постоянно обращался автор, и «Примечаний».

В ряду учёной литературы, посвящённой Востоку, стоит книга «чиновника Одесского карантина» А. А. Уманца (1808 – 1877), волей обстоятельств оказавшегося в Египте в 1843 г., где автор вёл путевые записи, напечатанные затем в разных журналах. Впоследствии, по предложению А. С. Норова, А. А. Уманец написал целостный труд «Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой земле» [4, с. 332], который был опубликован в 1850 г. В работе были приведены современные исследования европейских учёных, касавшиеся исхода израильтян из Египта, сверенные автором со Священным писанием.

В посвящении А. С. Норову Уманец писал: «С Вашей книгой в руках я путешествовал по Святой Земле. По полноте и по верности указаний, я находил в ней ответы на все вопросы, какие только на пути мне встречались, и ещё с этого, заочного знакомства стал уважать Вас всей душой, как автора правдивого, добросовестного и нежалевшего трудов своих» [16, с. III].

Одним из первых описаний всех важнейших мест «обетованной земли, освящённых следами Самого Господа» [10, с. 3], был изданный в Одессе «Путеводитель по святому граду Иерусалиму и вообще по святым местам Востока» (1862), составленный иеромонахом Пахомием. В 1864 г. популярное руководство, дополненное и снабжённое богатым иллюстративным материалом, было переиздано в Санкт-Петербурге типографией Э. Арнгольда для эксклюзивного распространения в Иерусалиме [4, с. 328]. В России книга не продавалась. Второе издание было дополнено двумя архитектурными планами – Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Храм Гроба Господня), и Храма Рождества Христова в Вифлееме, – главных святынь христианского мира.

В 1881 г.были обнародованыдневниковые записи Д. А. Скалона (1840 – ?), адъютанта великого князя Николая Николаевича старшего (1831 – 1891) под названием «Путешествие по Востоку и Святой земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году» [4, с. 330]. За великим князем следовали тогда граф Г. А. Строганов, генералы Д. И. Скобелев, М. Н. Дохтуров, B. H. Сипягин, художник Е. К. Макаров, консул Т. П. Юзефович и др.

Большое путешествие, совершённое из Санкт-Петербурга в Константинополь, Бейрут, Дамаск, Назарет, Иерусалим и Каир, описано Д. А. Скалоном ясно и выразительно. Автор, наблюдавший за церемониальным этикетом, особенностями общественных отношений в странах Востока, природой, детально изобразил будни ближайшего окружения и быт русских паломников.

Винтовой пароход «Владимир»[2], принадлежавший Русскому обществу Пароходства и Торговли, на котором осуществлялось плавание из Константинополя до Бейрута, для пассажиров первого класса имел отдельные каюты, рассчитанные на двух человек. Великий князь был помещён особо, рядом с кают-компанией, снабжённой буфетом и небольшой библиотекой. Преобладающей частью «пёстрой смеси» пассажиров третьего класса, занимавших носовую часть верхней палубы судна, были русские паломники, около ста человек, в основном женщины. «Сошлись сюда все эти богомольцы со всех концов России, некоторые по второму и, даже, по третьему разу», – вспоминал Д. А. Скалон [13, с. 77]. Добравшись до Иерусалима, изображению которого посвящены XVII и XVIII главы книги, Д. А. Скалон с чувством описал посещение Храма Гроба Господня:

«Слёзы текут невольно! … Душа как бы вырывается из своих оков!.. блаженная минута! … таких немного в жизни!.. а кому довелось их изведать, тому они глубоко западают в сердце и в дальнейших испытаниях на жизненном пути обращаются в несокрушимые опоры веры» [13, с. 235]. Во время пребывания великого князя Храм Гроба господня был постоянно открыт, в отличие от его обычного расписания – работы в определённые часы дня и вечера. По мнению Д. А. Скалона, внутреннее устройство храма было «чрезвычайно запутано», поэтому для настоящего представления об его положении прилагался план-чертёж с тщательным описанием каждого здания, входившего в комплексное сооружение [13, с. 245 – 248].

В 1893 г. вышла первая книга многотомного труда Э. Э. Ухтомского (1861 – 1921) «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, 1890 – 1891» [17; 4, с. 332]. Востоковед князь Э. Э. Ухтомский, в сопровождении которого цесаревич Николай совершил поездку, был обязан постоянно отправлять систематические отчёты царю Александру III. Черновые варианты отчётов и писем и легли в основу данной книги [11, с. 16]. Издание было построено на событиях путешествия и впечатлениях Николая Александровича, впервые в истории августейшей семьи посетившего Бангкок, Индию, Шри-Ланку, Китай и Японию. Опыт восточных путешествий великих князей предопределил долговременное странствие наследника царской фамилии, которое могло развить «веротерпимость и правильное отношение к неизбежности культурного многообразия, что было крайне важно для русской действительности рубежа XIX – XX веков» [11, с. 7]. Книга имела прекрасное издание, вошла в фонды немногих библиотек (из-за стоимости) и была переведена на немецкий и английский языки.

Путешествие Николая Александровича широко освещалось в отечественной и зарубежной периодической печати, на материалах которой, а также на основании записки генерал-адъютанта Г. Г. Даниловича, сообщения князя В. А. Барятинского и письма Э.Э. Ухтомского был написан и опубликован очерк В. С. Кривенко (1854 – 1931) «Путешествие его императорского высочества наследника цесаревича на Восток, от Гатчины до Бомбея» (1891) [5, с.4; 4, с. 325].

С 1885 г. в губернских городах стали открываться епархиальные отделы Императорского Православного Палестинского общества, в задачи которых входило «ознакомление русских с прошедшим и настоящим Святых мест Востока, облегчение православным паломникам пути в Святую Землю и на Афон, поддержание православия среди местных жителей в Святой Земле» [12, с. 2]. По специальному соглашению с обществом железнодорожные и пароходные компании понижали стоимость проезда для совершения паломничества в Святую землю. Например, билет от Санкт-Петербурга до Иерусалима и обратно в III классе составлял 57 рублей. С 1882 по 1895 г. было продано около 20000 таких билетов [8, стб. 1746]. В 1896 г. общее число паломников составило 6532 человека [2, с. 11].

Благоприятные условия развивали идеи паломничества и способствовали росту числа путешественников,среди которых были писатели и журналисты, создававшие«новую» тематическую литературу.

Книга «Египет и Палестина» (1893) Н. Н. Лендера(Н. Н. Рейхельта, 1864 – 1924) [4, с. 325], выступавшего под псевдонимом «Путник», по «общему плану работы» явилась продолжением серии очерков Юга, опубликованных в 1891 – 1892 г. «в виде путевых писем и корреспонденций» [6, с. VI]. Дополнив книгу сведениями, полезными для туристов и путешественников, Н. Н. Лендер представил характеристику современного положения стран в области промышленности, торговли и мореходства, посвятив Святыням Палестины некоторые из своих очерков. В частности, описывая природные и климатические особенности Яффы, Иерусалима и Вифлеема, автор акцентировал внимание на достопримечательностях этих городов: домик Святого Симона кожевника, в котором, по преданию, останавливался апостол Пётр, монастырь Святого Георгия, храм Гроба Господня и Кувуклия, Элеонская гора.                                    

По наблюдениям Н. Н. Лендера, русское подворье в Иерусалиме, устроенное на возвышенной местности и занимавшее большое пространство, воспринималось соотечественниками как маленькая Россия. Каменные корпуса, рассчитанные на 1500 паломников, имели просторные комнаты и широкие коридоры, стоимость размещения в которых составляла три копейки в день. В периоды с октября до Крещения и с масленицы до Пасхи благодаря заботам уполномоченного Императорского Православного Палестинского общества Н. Г. Михайлова «русские постройки в Иерусалиме» превращались в самостоятельный городок, в «уголок России на Святой Земле» [6, с. 137] с характерными застольными беседами и религиозно-нравственными чтениями с использованием световых картин.

«К услугам русского народа в Палестине теперь имеется не мало подворий и храмов, в которые наш паломник свободно входит как в свою приходскую церковь, не считаясь с чужеземными обычаями и порядками», – заключал автор [6, с. 139].

Путевые наблюдения и впечатления, составившие сборник «Русские люди в Обетованной земле» (1895) журналиста и драматурга Ф. К. Грекова (1849 – ?) [3; 4, с. 328],публиковавшегося под псевдонимом «Ф. Палеолог», имели таблицы цен на проезд в Святую землю и расписание поездов Иерусалимской железной дороги, что, несомненно, делало книгу значимым тематическим и справочным пособием в уже имеющемся собрании литературы.

В 1898 г. в книжных магазинах «Нового времени» появилось «роскошное издание» А. А. Суворина (1862 – 1937) «Палестина» [15]. Книга, иллюстрированная художниками А. Д. Кившенко и В. И. Навозовым, содержала подробное историческое описание отдельных областей Святой земли – древней Яффы, Элеона, Мёртвого моря, Хайфы и русских построек в Иерусалиме. Все иллюстрации были выполнены в технике хромолитографии и тоновой литографии, цветная карта в конце книги была отпечатана в Лейпциге. Цена в изящном коленкоровом переплёте с мраморными обрезами составляла 35 рублей – дорогое издание, которое также было приобретено библиотекой [4, с. 331].

В целом, литература, представленная в библиотеке Костромского общественного собрания, отразила социокультурные тенденции времени: уникальность научных трудов на фоне преобладающей популярной массовой книжной продукции справочного характера, составленной на основе личных впечатлений и наблюдений паломников.

Список литературы

  1. Бочков, В. Н. Старая Кострома: рассказы об улицах, домах и людях / В. Н. Бочков. – Кострома: Эврика-М, 1997. – 232 с.: ил.
  2. Городков, Н. А.Императорское Палестинское православное общество / Н. А. Городков. – Тобольск: Тип. Тобольского епархиального братства, 1897. – 17 с.
  3. Греков, Ф. К. Русские люди в Обетованной земле: Путевые наблюдения и впечатления: С многими рис. и двумя прил.: 1) табл. путевых цен в Св. землю и обратно и 2) расписанием поездов Иерусалимск. ж. д. / Ф. Палеолог [псевд.]. – СПб., 1895. – [2], 344 с.: ил.
  4. Каталог библиотеки Костромского общественного собрания. – Кострома: Губ. тип., 1906. – 426 с.
  5. 5.Кривенко, В. С.Путешествие его императорского высочества наследника цесаревича на Восток, от Гатчины до Бомбея / В. С. Кривенко. – СПб.: тип. М-ва вн. дел, 1891. – [4], 72 с.
  6. Лендер,Н. Н.Египет и Палестина: Очерки и картинки: С карт. Средиземного моря / Н. Н. Лендер. – СПб.: тип. А. С. Суворина, 1893. – VIII, 192 с., 1 л. карт.
  7. Норов,А. С.Иерусалим и Синай: Зап. второго путешествия на Восток / А. С. Норов; Под ред. В. Н. Хитрово. – СПб.: Н. П. Поливанов, А. А. Ильин и К°, 1878. – [2], XII, 171 с.; 4 л. ил., 2 л. карт.
  8. Полныйправославныйбогословский энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, [1913]. – Т. 2. – Стб. 1131 – 2464, [4] с.
  9. Порфирий (Успенский,К. А.). Книга бытия моего: Извлеч. из кн., изд. Палестинским о-вом / Еп. Порфирий Успенский. – СПб.: П. П. Сойкин, 1898. – 194 с. 
  10. Путеводитель по святому граду Иерусалиму и вообще по святым местам Востока / [Иеромонах Пахомий]. – 2-е изд., доп. – СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1864. – 183, II с., 25 л. ил.
  11. Путешествие на Восток цесаревича Николая / [авт.-сост.: А. Г. Москвин, С. М. Бурыгин, Н. Н. Непомнящий]. – М.: Вече, 2010. – 240 с.: ил., портр., цв. ил. – (Исторический путеводитель. Дорогами великих).
  12. Руководящие правила для действия отделов Императорского Православного Палестинского общества. – СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1901. – 74, [3] с.
  13. Скалон,Д. А.Путешествие по Востоку и Святой земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году / Д. А. Скалон; Рис. с натуры худож. Е. К. Макарова; Гравированы на дереве худож. Крыжановским; Заглавные буквы и виньетки по рис. проф. И. Шарлеман; Резаны в Экспедиции заготовления гос. бумаг. – СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1881. – XVI, 328 с., 27 л. ил.
  14. Соколов, В. Н. Партбилет № 0046340: Записки старого большевика / В. Н. Соколов. – М.: Изд-во «Старый большевик», 1932. – 506 [2] с., 1 портр.
  15. Суворин, А. А. Палестина / А. А. Суворин; Иллюстрировали А. Д. Кившенко и В. И. Навозов. – СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1898. – [8], 352 с.: ил., 12 л. ил., 1 л. карт.
  16. Уманец,А. А.Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой земле / А. А. Уманец. Ч. 1 – 2. – СПб.: тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1850. – Ч. 1. – IX, [9], 292 с., 9 л. ил. карт.
  17. Ухтомский, Э. Э.Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, 1890 – 1891 / Э. Э. Ухтомский; ил. Н. Н. Каразин. – СПб.: Ф. А. Брокгауз. – [Т. 1, ч. 1 – 2]. – 1893. – [4], 242, [4], 230, [1] с., [3] л. ил., карт., портр.: ил.
  18. Хитрово, В. Н. Неделя в Палестине / В. Н. Хитрово. – СПб., 1879.

 


[1] ул. Советская, 23

[2] Возможно, речь идёт о пароходе «Владимир», построенном на заводе Д. П. Шипова в Костроме в 1857 г.

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Служба Собору Комстромских Святых

Подробнее...

Статьи

Лихие дни… Террор 37-го. Дело протоиерея Александра Полленского (+1937)

Аннотация. «Большой террор» - массовые политические репрессии, развязанные против собственного народа привели к многочисленным жертвам. За 1937-1938 годы именем государства было осуждено 1344923 человека, каждый второй из которых был расстрелян. В эти годы по приговорам троек расстреливалась одна тысяча людей ежедневно. Террор нанес огромный урон всем сферам жизни общества. Особенно большой урон был нанесен духовному сословию, единственной виной которого была принадлежность Церкви Христовой и бесстрашное исповедание своей веры. Одной из десятков тысяч жертв того времени стал протоиерей Александр Иванович Полленский, который несмотря на лукавую работу следователей, выполняющих команду руководства всеми имеющимися средствами принудить священника оклеветать себя и других, остался верен своему призванию «даже до смерти».

Ключевые слова: террор, священник, следователь, тройка, постановление, приход, реабилитация.

Подробнее...