| | vivaspb.com | finntalk.com

Святые места Востока: Тема путешествий в литературе второй половины 19 в.: По материалам библиотеки Костромского общественного собрания (1906 г.)

Автор: Головань Елена Владимировна. . Опубликовано в Статьи

С 1866 г. в части главного дома городской усадьбы Карцовых[1] размещалось Костромское общественное собрание (1866 – 1917), содержание которого, по утверждению В. Н. Бочкова, в основном, осуществлялось на штрафы, взимаемые за карточную игру в ночное время. В собрании читались публичные лекции, устраивались концерты. «Здесь имелась превосходно подобранная большая библиотека с читальным залом, куда выписывались десятки газет и журналов» [1, с. 73]. Как о «самой большой в городе библиотеке» вспоминал и большевик В. Н. Соколов: «Огромные шкафы во все стены до потолка. И ряды шкафов посреди комнаты, только узенькие между ними проходы оставлены. … Библиотека много лет собиралась. Ещё помещиками при крепостном праве. … Собиралась и существовала только для членов клуба» [14, с. 59 – 60]. О количественном и содержательном составе фонда библиотеки могут свидетельствовать каталоги прекрасной сохранности, последний из которых относится к 1906 г.[4]. Представляется небезынтересным обратиться к некоторым из литературных источников, составлявших библиотеку.

Согласно каталогу, литература о путешествиях в страны Востока отбиралась библиотекой по мере выхода из печати новых документов, являвшихся результатом изучения и освоения христианских святынь русскими «поклонниками», массовое хождение которых в Святую землю началось с деятельности Императорского Православного Палестинского общества, ставшего правопреемником Палестинской комиссии, а ещё ранее Палестинского комитета и Русской духовной миссии, учреждённой в 1847 г.

Русскую духовную миссию в Иерусалиме возглавлял архимандрит Порфирий (К. А.Успенский, 1804 – 1885), известный своими исследованиями христианского Востока. В 1882 г. в России было создано Православное Палестинское общество, председателем которого являлся великий князь Сергей Александрович, годом ранее посетивший Святую землю. Общество состояло из 42 членов-учредителей, почётных и действительных членов и членов-сотрудников, самыми признанными из которых были Антонин Капустин, Леонид Кавелин, В. Н. Хитрово, В. Н. Беляев и др.

За 15 лет, с 1882 по 1897 г. Православное Палестинское общество организовало несколько археологических экспедиций, осуществило издание 93 научных и литературных сочинений, в числе которых «Книга бытия моего» Порфирия Успенского [9; 4, с. 12] и «Иерусалим и Синай: Записки второго путешествия на Восток» А. С. Норова [4, с. 327].

А. С. Норов (1795 – 1869), путешественник и исследователь Востока, в русской истории больше известен как государственный деятель – министр народного просвещения, занимавший пост с 1853 по 1858 г. После совершения первого путешествия на Святую землю, предпринятого в 1834 г., главными мотивами в жизни автора стали Палестина и Иерусалим. Изданное по возвращении в Россию описание путешествия было встречено «с редким сочувствием», причины которого «заключались в особенном интересе к восточным делам» [7, с. V].

Предваряя записки А. С. Норова, опубликованные в 1878 г., В. Н. Хитрово [18] отмечал: «описание второго путешествия, при общей скудости нашей палестинской литературы, в особенности учёной, при полном почти незнакомстве нашем с трудами западных паломников, представляется совершенно исключительным явлением и в этом отношении оно не будет бесполезно для русских, желающих изучить и ближе ознакомиться со Святою землёю» [7, с. X; 4, с. 322]. Книга снабжена справочным аппаратом в виде «Азбучного указателя имён собственных», «Указателя текстов Священного писания», к которым постоянно обращался автор, и «Примечаний».

В ряду учёной литературы, посвящённой Востоку, стоит книга «чиновника Одесского карантина» А. А. Уманца (1808 – 1877), волей обстоятельств оказавшегося в Египте в 1843 г., где автор вёл путевые записи, напечатанные затем в разных журналах. Впоследствии, по предложению А. С. Норова, А. А. Уманец написал целостный труд «Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой земле» [4, с. 332], который был опубликован в 1850 г. В работе были приведены современные исследования европейских учёных, касавшиеся исхода израильтян из Египта, сверенные автором со Священным писанием.

В посвящении А. С. Норову Уманец писал: «С Вашей книгой в руках я путешествовал по Святой Земле. По полноте и по верности указаний, я находил в ней ответы на все вопросы, какие только на пути мне встречались, и ещё с этого, заочного знакомства стал уважать Вас всей душой, как автора правдивого, добросовестного и нежалевшего трудов своих» [16, с. III].

Одним из первых описаний всех важнейших мест «обетованной земли, освящённых следами Самого Господа» [10, с. 3], был изданный в Одессе «Путеводитель по святому граду Иерусалиму и вообще по святым местам Востока» (1862), составленный иеромонахом Пахомием. В 1864 г. популярное руководство, дополненное и снабжённое богатым иллюстративным материалом, было переиздано в Санкт-Петербурге типографией Э. Арнгольда для эксклюзивного распространения в Иерусалиме [4, с. 328]. В России книга не продавалась. Второе издание было дополнено двумя архитектурными планами – Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Храм Гроба Господня), и Храма Рождества Христова в Вифлееме, – главных святынь христианского мира.

В 1881 г.были обнародованыдневниковые записи Д. А. Скалона (1840 – ?), адъютанта великого князя Николая Николаевича старшего (1831 – 1891) под названием «Путешествие по Востоку и Святой земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году» [4, с. 330]. За великим князем следовали тогда граф Г. А. Строганов, генералы Д. И. Скобелев, М. Н. Дохтуров, B. H. Сипягин, художник Е. К. Макаров, консул Т. П. Юзефович и др.

Большое путешествие, совершённое из Санкт-Петербурга в Константинополь, Бейрут, Дамаск, Назарет, Иерусалим и Каир, описано Д. А. Скалоном ясно и выразительно. Автор, наблюдавший за церемониальным этикетом, особенностями общественных отношений в странах Востока, природой, детально изобразил будни ближайшего окружения и быт русских паломников.

Винтовой пароход «Владимир»[2], принадлежавший Русскому обществу Пароходства и Торговли, на котором осуществлялось плавание из Константинополя до Бейрута, для пассажиров первого класса имел отдельные каюты, рассчитанные на двух человек. Великий князь был помещён особо, рядом с кают-компанией, снабжённой буфетом и небольшой библиотекой. Преобладающей частью «пёстрой смеси» пассажиров третьего класса, занимавших носовую часть верхней палубы судна, были русские паломники, около ста человек, в основном женщины. «Сошлись сюда все эти богомольцы со всех концов России, некоторые по второму и, даже, по третьему разу», – вспоминал Д. А. Скалон [13, с. 77]. Добравшись до Иерусалима, изображению которого посвящены XVII и XVIII главы книги, Д. А. Скалон с чувством описал посещение Храма Гроба Господня:

«Слёзы текут невольно! … Душа как бы вырывается из своих оков!.. блаженная минута! … таких немного в жизни!.. а кому довелось их изведать, тому они глубоко западают в сердце и в дальнейших испытаниях на жизненном пути обращаются в несокрушимые опоры веры» [13, с. 235]. Во время пребывания великого князя Храм Гроба господня был постоянно открыт, в отличие от его обычного расписания – работы в определённые часы дня и вечера. По мнению Д. А. Скалона, внутреннее устройство храма было «чрезвычайно запутано», поэтому для настоящего представления об его положении прилагался план-чертёж с тщательным описанием каждого здания, входившего в комплексное сооружение [13, с. 245 – 248].

В 1893 г. вышла первая книга многотомного труда Э. Э. Ухтомского (1861 – 1921) «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, 1890 – 1891» [17; 4, с. 332]. Востоковед князь Э. Э. Ухтомский, в сопровождении которого цесаревич Николай совершил поездку, был обязан постоянно отправлять систематические отчёты царю Александру III. Черновые варианты отчётов и писем и легли в основу данной книги [11, с. 16]. Издание было построено на событиях путешествия и впечатлениях Николая Александровича, впервые в истории августейшей семьи посетившего Бангкок, Индию, Шри-Ланку, Китай и Японию. Опыт восточных путешествий великих князей предопределил долговременное странствие наследника царской фамилии, которое могло развить «веротерпимость и правильное отношение к неизбежности культурного многообразия, что было крайне важно для русской действительности рубежа XIX – XX веков» [11, с. 7]. Книга имела прекрасное издание, вошла в фонды немногих библиотек (из-за стоимости) и была переведена на немецкий и английский языки.

Путешествие Николая Александровича широко освещалось в отечественной и зарубежной периодической печати, на материалах которой, а также на основании записки генерал-адъютанта Г. Г. Даниловича, сообщения князя В. А. Барятинского и письма Э.Э. Ухтомского был написан и опубликован очерк В. С. Кривенко (1854 – 1931) «Путешествие его императорского высочества наследника цесаревича на Восток, от Гатчины до Бомбея» (1891) [5, с.4; 4, с. 325].

С 1885 г. в губернских городах стали открываться епархиальные отделы Императорского Православного Палестинского общества, в задачи которых входило «ознакомление русских с прошедшим и настоящим Святых мест Востока, облегчение православным паломникам пути в Святую Землю и на Афон, поддержание православия среди местных жителей в Святой Земле» [12, с. 2]. По специальному соглашению с обществом железнодорожные и пароходные компании понижали стоимость проезда для совершения паломничества в Святую землю. Например, билет от Санкт-Петербурга до Иерусалима и обратно в III классе составлял 57 рублей. С 1882 по 1895 г. было продано около 20000 таких билетов [8, стб. 1746]. В 1896 г. общее число паломников составило 6532 человека [2, с. 11].

Благоприятные условия развивали идеи паломничества и способствовали росту числа путешественников,среди которых были писатели и журналисты, создававшие«новую» тематическую литературу.

Книга «Египет и Палестина» (1893) Н. Н. Лендера(Н. Н. Рейхельта, 1864 – 1924) [4, с. 325], выступавшего под псевдонимом «Путник», по «общему плану работы» явилась продолжением серии очерков Юга, опубликованных в 1891 – 1892 г. «в виде путевых писем и корреспонденций» [6, с. VI]. Дополнив книгу сведениями, полезными для туристов и путешественников, Н. Н. Лендер представил характеристику современного положения стран в области промышленности, торговли и мореходства, посвятив Святыням Палестины некоторые из своих очерков. В частности, описывая природные и климатические особенности Яффы, Иерусалима и Вифлеема, автор акцентировал внимание на достопримечательностях этих городов: домик Святого Симона кожевника, в котором, по преданию, останавливался апостол Пётр, монастырь Святого Георгия, храм Гроба Господня и Кувуклия, Элеонская гора.                                    

По наблюдениям Н. Н. Лендера, русское подворье в Иерусалиме, устроенное на возвышенной местности и занимавшее большое пространство, воспринималось соотечественниками как маленькая Россия. Каменные корпуса, рассчитанные на 1500 паломников, имели просторные комнаты и широкие коридоры, стоимость размещения в которых составляла три копейки в день. В периоды с октября до Крещения и с масленицы до Пасхи благодаря заботам уполномоченного Императорского Православного Палестинского общества Н. Г. Михайлова «русские постройки в Иерусалиме» превращались в самостоятельный городок, в «уголок России на Святой Земле» [6, с. 137] с характерными застольными беседами и религиозно-нравственными чтениями с использованием световых картин.

«К услугам русского народа в Палестине теперь имеется не мало подворий и храмов, в которые наш паломник свободно входит как в свою приходскую церковь, не считаясь с чужеземными обычаями и порядками», – заключал автор [6, с. 139].

Путевые наблюдения и впечатления, составившие сборник «Русские люди в Обетованной земле» (1895) журналиста и драматурга Ф. К. Грекова (1849 – ?) [3; 4, с. 328],публиковавшегося под псевдонимом «Ф. Палеолог», имели таблицы цен на проезд в Святую землю и расписание поездов Иерусалимской железной дороги, что, несомненно, делало книгу значимым тематическим и справочным пособием в уже имеющемся собрании литературы.

В 1898 г. в книжных магазинах «Нового времени» появилось «роскошное издание» А. А. Суворина (1862 – 1937) «Палестина» [15]. Книга, иллюстрированная художниками А. Д. Кившенко и В. И. Навозовым, содержала подробное историческое описание отдельных областей Святой земли – древней Яффы, Элеона, Мёртвого моря, Хайфы и русских построек в Иерусалиме. Все иллюстрации были выполнены в технике хромолитографии и тоновой литографии, цветная карта в конце книги была отпечатана в Лейпциге. Цена в изящном коленкоровом переплёте с мраморными обрезами составляла 35 рублей – дорогое издание, которое также было приобретено библиотекой [4, с. 331].

В целом, литература, представленная в библиотеке Костромского общественного собрания, отразила социокультурные тенденции времени: уникальность научных трудов на фоне преобладающей популярной массовой книжной продукции справочного характера, составленной на основе личных впечатлений и наблюдений паломников.

Список литературы

  1. Бочков, В. Н. Старая Кострома: рассказы об улицах, домах и людях / В. Н. Бочков. – Кострома: Эврика-М, 1997. – 232 с.: ил.
  2. Городков, Н. А.Императорское Палестинское православное общество / Н. А. Городков. – Тобольск: Тип. Тобольского епархиального братства, 1897. – 17 с.
  3. Греков, Ф. К. Русские люди в Обетованной земле: Путевые наблюдения и впечатления: С многими рис. и двумя прил.: 1) табл. путевых цен в Св. землю и обратно и 2) расписанием поездов Иерусалимск. ж. д. / Ф. Палеолог [псевд.]. – СПб., 1895. – [2], 344 с.: ил.
  4. Каталог библиотеки Костромского общественного собрания. – Кострома: Губ. тип., 1906. – 426 с.
  5. 5.Кривенко, В. С.Путешествие его императорского высочества наследника цесаревича на Восток, от Гатчины до Бомбея / В. С. Кривенко. – СПб.: тип. М-ва вн. дел, 1891. – [4], 72 с.
  6. Лендер,Н. Н.Египет и Палестина: Очерки и картинки: С карт. Средиземного моря / Н. Н. Лендер. – СПб.: тип. А. С. Суворина, 1893. – VIII, 192 с., 1 л. карт.
  7. Норов,А. С.Иерусалим и Синай: Зап. второго путешествия на Восток / А. С. Норов; Под ред. В. Н. Хитрово. – СПб.: Н. П. Поливанов, А. А. Ильин и К°, 1878. – [2], XII, 171 с.; 4 л. ил., 2 л. карт.
  8. Полныйправославныйбогословский энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, [1913]. – Т. 2. – Стб. 1131 – 2464, [4] с.
  9. Порфирий (Успенский,К. А.). Книга бытия моего: Извлеч. из кн., изд. Палестинским о-вом / Еп. Порфирий Успенский. – СПб.: П. П. Сойкин, 1898. – 194 с. 
  10. Путеводитель по святому граду Иерусалиму и вообще по святым местам Востока / [Иеромонах Пахомий]. – 2-е изд., доп. – СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1864. – 183, II с., 25 л. ил.
  11. Путешествие на Восток цесаревича Николая / [авт.-сост.: А. Г. Москвин, С. М. Бурыгин, Н. Н. Непомнящий]. – М.: Вече, 2010. – 240 с.: ил., портр., цв. ил. – (Исторический путеводитель. Дорогами великих).
  12. Руководящие правила для действия отделов Императорского Православного Палестинского общества. – СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1901. – 74, [3] с.
  13. Скалон,Д. А.Путешествие по Востоку и Святой земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году / Д. А. Скалон; Рис. с натуры худож. Е. К. Макарова; Гравированы на дереве худож. Крыжановским; Заглавные буквы и виньетки по рис. проф. И. Шарлеман; Резаны в Экспедиции заготовления гос. бумаг. – СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1881. – XVI, 328 с., 27 л. ил.
  14. Соколов, В. Н. Партбилет № 0046340: Записки старого большевика / В. Н. Соколов. – М.: Изд-во «Старый большевик», 1932. – 506 [2] с., 1 портр.
  15. Суворин, А. А. Палестина / А. А. Суворин; Иллюстрировали А. Д. Кившенко и В. И. Навозов. – СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1898. – [8], 352 с.: ил., 12 л. ил., 1 л. карт.
  16. Уманец,А. А.Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой земле / А. А. Уманец. Ч. 1 – 2. – СПб.: тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1850. – Ч. 1. – IX, [9], 292 с., 9 л. ил. карт.
  17. Ухтомский, Э. Э.Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, 1890 – 1891 / Э. Э. Ухтомский; ил. Н. Н. Каразин. – СПб.: Ф. А. Брокгауз. – [Т. 1, ч. 1 – 2]. – 1893. – [4], 242, [4], 230, [1] с., [3] л. ил., карт., портр.: ил.
  18. Хитрово, В. Н. Неделя в Палестине / В. Н. Хитрово. – СПб., 1879.

 


[1] ул. Советская, 23

[2] Возможно, речь идёт о пароходе «Владимир», построенном на заводе Д. П. Шипова в Костроме в 1857 г.

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Яковлев Михаил Николаевич (1889 – 1980)

Родился 23 октября 1889 года в семье протоиерея в пос. Николо-Корба, Семеновской волости Кинешемского уезда Костромской губернии.

Подробнее...

Статьи

Формулярный список о службе Ивана Васильевича Баженова

Подробнее...