Лик Святости земли Костромской

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. . Опубликовано в Статьи

Доклад прочитанный на конференции посвященной собору Костромских святых «Путь святости земли Костромской» 4 февраля 2008г.     

«О преподобнии отцы и вси святии избранницы Божии,
В земле Костромстей просиявшии и за ны пред Богом молящиися!
Вы яко светозарныя лучи Солнца Правды Христа Бога нашего
Согреваете ныне землю, юже освятисте подвигом веры своея»
(Молитва Собору Костромских святых).

«Священник Павел Флоренский, в своем богословско-философском труде «Иконостас», говоря о мистико - онтологическом значении каждого сакрального слова, писал: «..В Боге все бытие, вся полнота реальности, а простирающееся вне Бога - это адская тьма, есть ничто, небытие... Реальность - это вид, идея, лик, а ирреальность - без-вида, ад, тьма»[1]. Раскрывая смысл и понятие слова лик, он восклицает: «Лик есть осуществленное в лице подобие Божие. Когда перед нами - подобие Божие, мы вправе сказать: вот образ Божий, а образ Божий - значит и Изображаемый этим образом, Первообраз его... Преобразившие свое лицо в лик возвещают тайны мира невидимого без слов, самим сво(и)м видом...вспомним, что по-гречески лик называется идеей..eidos, idea- явленной духовной сущности, созерцаемого вечного смысла, пренебесной красоты некоторой действительности, ее горнего первообраза, луча от источника всех образов»[2]. Это восклицание о. Павла созвучно богословию святых отцов, которые в своих творениях определяют, что задачей и призванием человека на земле было «не имея ничего вне себя, кроме одного Бога,... отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог.. .отдал бы себя человеку, который по этому дару, т. е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе»[3]. Таким образом, по мысли святых отцов, свершилось бы обожение человека и всего тварного мира.

«Как священник и пророк он должен был войти во Вселенную» - заключает святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, мысль о миссии человека во вселенной, придавая ей литургический аспект[4]. Эту миссию, возложенную Богом на людей, не выполнил Адам, но ее выполнил Христос - Новый Адам. Исходя из вышесказанного, следует, что история мира - это история Церкви, история богослужения, история, которая начинается с сотворения неба и земли и заканчивается Апокалипсисом. Это история преображения лица земли в лик земли и оно, преображение, совершается трудами святых Божиих людей, проводников божественной благодати, божественных идей. Подтверждая данную мысль, приведем пример. Земля Палестины привлекает нас к себе не только тем, что она зовется «Землей обетованной», но тем, что эту землю исходил Господь наш Иисус Христос и что на этой земле был заключен Новый Завет Бога и человека. Потому-то стремимся мы увидеть Иерусалим, что через каменистые и песчаные ландшафты «Земли обетованной», руинированные развалины древних цивилизаций, видится лик Христа Спасителя.

Лик костромской святости - это в первую очередь лик преподобных отцов, учеников преподобных Сергия Радонежского и Корнилия Комельского, населивших в XIV-XVв. Комельский лес, простиравшийся с юга Вологодской области и подходящий к Костроме. Эти преподобные иноки создали целую монашескую область, названную Северной Фиваидой, через очертания и духовное содержание которой прорисовывался лик Христа.

На землю, заселенную язычниками: угро-финским племенем меря (чудь), черемисами и славянами, приходили ученики великих святых Руси, чтобы преобразить эту землю проповедью о пришествии в мир Спасителя, чтобы возделать, просветить и привести к Богу «языческую, не плодящую Церковь».

Чтобы лицо этой земли, искаженное язычеством в личину, было возвращена Творцу Своему. Чтобы все творение Божие могло стать причастно славы Божией, которая открывается миру через сыновей Божих (Рим. 8,18-22). «От мирскаго мятежа исшед, в тихое пристанище, преподобного Сергия обитель, притекл еси, и тамо равноангельное житие пожив, во страну Галичскую пришел еси, идеже веру Христову насаждая и новокрещенныя люди от суеверий поганских очщая... иноков лики добре упасл еси и ко Христу Спасу привел еси», - читаем мы в тропаре, посвященном преподобному Авраамию Чухломскому свидетельство его промыслительного пути на Костромскую землю и иноческих трудах[5].

Так начиналось распространение Христовой веры на Костромской земле. Рассмотрим географию христианской проповеди на Костромской земле. Миссию проповеди на северо-западе Костромского края в XIв., по другим сведениям в XIIв. возглавил преподобный Авраамий Ростовский (чухломский уроженец) принявший просвещение от новгородских и псковских купцов. С севера, из Устюга, в XVb., пришел в Костромские пределы преподобный Варнава Ветлужский; с юго-запада из Радонежа - в XIVXVв. преподобные Авраамий Галичский и Иаков Железноборовский, Тихон Луховский (в конце XVb.), Геннадий Любимоградский и Ферапонт Монзенский (XVIв.). С юга и юго-востока в XIVи ХУвеках - преподобные Пахомий Нерехтский из Владимира на Клязьме и Макарий Унженский из Нижнего Новгорода.

Православная вера, насаждаемая и укрепляемая сонмом преподобных отцов, исполненных апостольской ревности, обустроивших свои духовные центры – монастыри, дала обильные всходы не только на Костромской земле, но и проникала через их учеников в другие, смежные с Костромой области и бескрайние края будущего государства Российского.

В XVв., святитель Иона (Одноуш), уроженец солигаличского села Одноушево, стал первым русским митрополитом Московским и всея Руси. Митрополитом самостоятельной(автокефальной) Русской Церкви (1448). Рукоположенные им епископы возглавили епархии. Его молитвами, в 1451г., от татарского разорения была спасена Москва. Молитвенным предстательством святителя о своем родном крае, об Отечестве, о Церкви Русской, были принесены обильные плоды. В начале XXв., его, и наши земляки, мученики Соли Галичской: священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, и мученик Иоанн Перебаскин (1918г.), прославили Христа своим свидетельством о Нем как о Истине, Пути и Жизни и приняли смерть от рук противников Распятого Спасителя мира. На крови мучеников и исповедников, в том числе, и Костромской земли, возродилась вновь Русская Православная Церковь.

В 1675 по 1682гг. подвизался в обители преподобного Макария Унженского игумен Митрофан. Из Богом спасаемых стен обители он был призван на епископское служение в Воронежскую епархию и стал первым святителем Воронежа и тамошнего края. Преподобный Макарий (Глухарев+1847), наместник Костромского Богоявленского мужского монастыря(1812-1825), в 1830г. основал духовную миссию и стал апостолом Алтая, просветив проповедью веры Христовой Алтайский край. «Ты, отче - восклицаем мы в молитве, обращенной к его небесному покровительству, в которой говорится о его миссионерских трудах, - яко неленостный проповедник, людем, седящим во тьме невежествия и сени смерти духовныя, пришел еси и воистину на гору восшел еси, благовествуяй. Ты, течение подвига своего совершающи, мужески труды и болезни подъял еси, на всяко время нищету, глад же и хлад терпящи»[6].

Равноапостольное служение по просвещению язычников совершали Авраамий Чухломский (+1375) и Авраамий Ростовский (XIв.). Проповедь Макария Унженского(+1444), кроме просвещения язычников была обращена еще и к последователям ислама.

Находя силы в вере и любви, поддержанные небесным покровительством Спасителя и Божьей Матери и святых Церкви, шли преподобные отцы в леса и болота, с дерзновением произнося проповедь о распятом и воскресшем Спасителе мира и человека. В житии Авраамия Ростовского мы находим следующие слова: «Скорбя о заблуждении ростовцев, преподобный пламенно молился о даровании ему помощи свыше для борьбы с поклонниками Велеса (в языческой мифологии бог покровитель скота, богатства и достатка, а так же покровитель умерших предков - прим. автора). Во время молитвы явился ему св. Иоанн Богослов и, вручив ему трость, повелел сокрушить ему идола Валеса, сказав: «во имя Господа Иисуса Христа повелевает ти Иоанн Богослов, да сокрушися. От одного удара трости идол рассыпался в прах»[7]. Получив благословение епископа, преподобный построил храм во имя святого евангелиста Иоанна Богослова, а на месте, где стоял языческий идол - церковь во славу Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Поставил келью, и, собрав иноков, учредил он на этом месте общежительный монастырь.

«Не человеческим хотением, но Божиим произволением» приходили в пределы Костромской земли избранники Божий. Сама Пречистая указывала им место строительства обителей – духовых форпостов Православия. «Авраамий, взойди на гору, там стоит икона Божией Матери» - услышал преподобный на месте своей молитвы таинственный голос. Выполнив повеление, он увидел на одном из деревьев в необыкновенном сиянии икону Богородицы «Умиление» и долго стоял перед ней как бы в состоянии исступления. После его земного поклона икона сама спустилась ему на руки. Получив указание Самой Царицы Небесной, «поставил преподобный на месте явления иконы малую деревянную церковь и в ней явленную икону, себе же келью возле церкви»[8]. Преподобный Паисий Галичский, в знак благоволения Царицы Небесной к обители, принял из рук строителя боярина Ивана Овина икону Богородицы (названную затем по его фамилии Овиновской). Преподобный Адриан Монзенский, после видения ему «жены, блиставшей необыкновенным светом и указавшей ему место будущей обители, нашел одинокий храм в лесу и в нем икону Благовещения Божией Матери. По инициативе преподобного Макария(Глухарева), изумленного чудом спасения от пожаров 1779 и 1847гг. фрески с изображением Смоленской иконы Богородицы на башне ограды Богоявленского монастыря, был воздвигнут костромичами храм в честь чудотворного образа иконы Божьей Матери , именуемого Смоленским.

Небесный покровитель Костромы, святой великомученик Федор Стратилат, за день до явления чудотворной иконы Божией Матери князю Василию Ярославичу на Запрудне, в 1262 г., названной затем в честь его имени, носил ее по городу в знак благоволения к Костроме Самой Пречистой Богородицы. Преподобный старец Тимон Надеевский (+1840), удостоен был повеления Господа нашего Иисуса Христа и св. Николая на строительство в 1832 г. Надеевской пустыни.

Но не только трудами по возведению и обустройству иноческих обителей, просвещению людей известны избранники Божии. Они и жизнь вели «равноангельскую», исполненную борьбы со страстями, трудами и подвигами духовными. «Преподобный отец наш Авраамий (Ростовский - прим. автора), - пишет составитель его жития, - в юности оставил дом родителей своих, взял крест свой и последовал Христу, Которого усердно возлюбил и, восприняв монашество, соделался чистым сосудом Духа Святаго, ибо покорив плоть свою духу и умертвив ее многими трудами, уподоблялся житию бесплотных ангелов. Он был начальником для монахов и светом для мира, который обогатил своими чудесами, ибо благодатию Христовою исцелял неизлечимые телесные и душевные болезни»[9]. Прп. Геннадий Любимоградский неутомимо трудился над построением храмов, но дабы «томить томящего» (диавола – прим. автора), на теле носил тяжелые вериги и исполнял самые трудные работы по обители. Несмотря на постоянные труды, он находил время для написания икон. Не покладая сил, до полного самоотречения трудился преподобный для Господа, братии и людей[10].

Глубокое смирение и нищелюбие отличало святых угодников Костромских. Прп. Тихон Луховский скончался в такой бедности, что братия не имела ни гроба, ни приличной одежды, в которых могли бы они предать тело своего наставника земле. Суздальский епископ прислал для почившего «свитку и гроб, гвоздием сбит»[11]. 11 Блаженный Симеон, Христа ради юродивый, Юрьевецкий чудотворец, удостоенный Господом даром прозорливости и чудотворений, в одной рубашке, непрестанно в молитве, по смирению своему терпел от людей насмешки и оскорбления, но не оставил «жизни во Христе».

И не так важно, в каком звании находились святые нашей земли - простыми иноками (напр. Тихон Луховский +1503), игуменами, архимандритами или епископами - в первую очередь они несли свет веры и надежды ставшему для многих из них родным Костромскому краю. И хотя, пустынножители Северной Фиваиды, часто даже против своей воли становились игуменами общежительных монастырей (напр. прп. Григорий Пелынемский +1441, где бы он не находился отовсюду к нему стекались иноки), епископами (св. Игнатий (Брянчанинов +1867, оставивший епископскую кафедру и перешедший в Николо-Бабаевский монастырь), в них еще, по меткому замечанию Г. Н. Федотова - «иноки преобладают над пастырями»[12]. Но, не смогли они уклониться от пастырства.

Люди, увидев свет, исходивший от угодников Божиих, приходили к ним, старались селиться возле их келий. В житии преподобного Пахомия говорится, что обходя окрестности Нерехты, преподобный нашел удобное место для своего иноческого пребывания, и спустя немного времени, жители города, увидев в нем Божьего человека, не только помогли ему обустроить монастырь, но и сами стали селиться рядом с его обителью, чтобы слушать «глаголы вечной жизни», наставления, чтобы быть руководимыми святым, Божиим человеком. Страннолюбие преподобного Пахомия выражалось в том, что построив гостиницу вне стен монастыря, он иногда сам ухаживал за странниками и богомольцами, вкушая с ними пищу.

На страницах житий Костромских святых мы находим свидетельства о бесстрашном ходатайстве их за людей перед сильными мира сего. Нелицемерную любовь к «ближнему своему» и к своему Отечеству у подвижников благочестия радости и скорби которого были радостями и скорбями святых земли нашей, мы находим на страницах житий Костромских святых. В1439г., благодаря преподобному Макарию Унженскому, были освобождены из плена жители сел, захваченных во время набега хана Улу-Мехмета. Святитель Митрофан не раз жертвовал собственные средства для продолжения корабельных работ (война за Азов - прим. автора) и для содержания ратных людей во время борьбы со шведами.

Основанные пустынножителями монастыри становились для страждущих и скорбящих, особенно во времена лихолетья: и больницей, в которой исцелялись душевные и телесные раны, и приютом, во времена бедствий и войн, и спасением от голодной смерти во времена неурожаев и эпидемий болезней.

Так, в 1601 г. в Костромской стороне был страшный голод, от которого умирали тысячи. Голодные большими толпами приходили в обитель преподобного Адриана Монзенского, прося хлеба, и все получали пропитание.

Наши преподобные были миротворцами. Преподобный Григорий Пельшемский неоднократно примирял князей Василия Васильевича Московского с Юрием Дмитриевичем Галичским во время их междуусобной борьбы за великокняжеский престол.

Святые люди смело обличали греховные наклонности людей. Преподобный Ферапонт, принимая у себя в келий посетителей с любовью, но иных, как говорится в житии, «не взирая на лица, обличал за пристрастие к мирской суете и греховную жизнь»[13]. Святитель Митрофан Воронежский, полный любви к ближним, наставлял вверенное ему духовенство: «Вы, честные иереи Бога Вышнего, вожди словесного стада Христова, должны иметь очи просвещенные светом разума, чтобы вести других по пути правому, по слову Господню, «вы есте свет мира»[14].

Свет веры, который несли народу нашему святые Божии люди – образовывал, просвещал, окультуривал дикие нравы и жизнь местного населения. При монастырях образовывались школы, где учили детей грамоте по Псалтыри. Многие преподобные были образованным людьми (преподобный Григорий Пелшемский происхоил из рода бояр Лопотовых. Он получил хорошее воспитание и образование). При монастырях стали образовываться посады, обустраиваться города. На месте разрушенной обители преподобного Варнавы Ветлужского был образован в 1779 г. город Варнавин. Город Макарьев получил свое название в честь Макария Унженского, с. Борок, в честь Иакова Железноборовского, с. Умиление, в честь явления прп. Авраамию иконы Божьей Матери.

Свою веру в небесную помощь святых своей земли, обладавших как при жизни дарами прозорливости и совета, исцеления и чудотворения, так и по смерти своей - дарами небесного заступничества и помощи, наш народ отобразил в богослужебных текстах и акафистах святым Костромской земли. В молитве, обращенной к преподобному Кириллу Новоезерскому (+1532) мы находим такие слова, исполненные несомненной верой в помощь своего «небесного жителя и земного заступника»: «О, священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Кирилле! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих молитвах к Богу. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти сый жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, и от всякия прелести бесовския, пастырю наш добрый»[15].

В рукописном житии преподобного Иакова Галичского находим повествование о том, как он, во время пожара в Паисиево-Галичском монастыре вошел в пылающую огнем церковь, взял там чудотворный Овиновский образ Божьей Матери и «вышел сквозь пламень невредим, не опаливши одежды своей, между тем как металлические украшения, бывшие на иконе, расплавились»[16].

При своей жизни, преподобный. Ферапонт Монзенский дал совет преподобному Адриану и прорек другое место для строительства Благовещенского монастыря, по смерти своей, он являлся прп. Феодосию Монзенскому, предупреждая о приближении неурожайного года и голода, который произошел в 1601г. Прп. Пахомий Нерехтский по своей смерти явился своему ученику Иринарху и сказал ему: «я молился о тебе и Господь помиловал тебя, более не греши - ты исцелен»[17]. Прп. Геннадий Костромской предсказал Анастасии Романовне царственное возвышение, по смерти же своей, явившись в сонном видении епископу Вологодскому Киприану, исцелил его.

В том, что в своей проповеди подвижники благочестия были руководимы и хранимы Самим Пославшим их Пастыреначальником – Христом, мы находим свидетельства в их «равноангельском» житии. В рукописком житии преподобного Иакова Галичского находится повествование о том, как он, во время пожара в Паисиево-Галичском монастыре вошел в пылающую огнем церковь, взял там чудотворный Овиновский образ Божией Матери и «вышел сквозь пламень невредим, не опаливши одежды своей, между тем как металлические украшения, бывшие на иконе расплавились»[18].

Господь прославил угодников Своих и дал утешение быть каю нашему под их небесным покровительством до сего дня, являя чудеса от чудесных их мощей, от источников, открытых ими, от икон, посредством которых они «горняя мудрствовали, а не земная». Мощи прп. Кирилла Новоезерского в 1652 г. были обретены нетленными. По молитвам, перед ракой с мощами прп. Макария Желтоводского, получают исцеления от болезней, утешение в скорбях, в частных и общественных бедствиях.

Кроме сонма преподобных подвижников в Собор Костромских святых, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, включены также имена: святого благоверного князя Димитрия Донского,который в 1382 году посетил Кострому для собирания русского войска против полчищ хана Тохтамыша, подступавших к Москве. Он на поле Куликовом доказал свою любовь «за други своя» на поле Куликовом.

Среди наших Костромских небесных заступников значатся имена святых Царственных страстотерпцев: императора Николая, императрицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, посещавших Кострому, «колыбель Царского дома», в дни празднования 300-летия династии Романовых, с 18 по 20 мая 1913 года.

Суть их христианского подвига хорошо выражают слова стихотворения, найденного в Ипатьевском доме:

«Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов»[19].

Стихотворение, написанное в дни тяжких испытаний является лучшим документом, свидетельствующим о благочестии царственны страдальцев, их терпении, смирении, кротости, горячих молитвах, послушании воле Божией в унижениях и страданиях. Они претерпели страдания как символы православного царства, как носителя многовековой церковной идеи – власти Божией на земле.

В лике Костромских святых находится и святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна(+1918), которая дважды посещала Кострому (18-20 мая 1913 года и 8-9 июля 1916 года) и была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой), истинным труженицам милосердия.

Молитвенное почитание преподобномученицы Елисаветы связано не только с воспоминанием ее мученической кончины, но являет наше обращение к ней, как к истинной труженице и ревнительнице милосердия.

Всед за теми, кто являл образ Православного царства, безропотно шли на муки пастыри Церкви, новомученики и исповедники Российские ХХ столетия. За ними пасомые, как овцы на заклание. Вслед за Вечным Первосвященником и Ходатаем Нового Завета, они вошли в святилище со своей кровью, «да очистят грехи людские», «ибо безпролития крови не бывает прощения» (Евр. 9: 12-15, 22). Многие из них были убиты только за то, что были служителями Божиими. Были убиты кощунственно, с издевательством над Тем, кому они служили.

Среди сонма Костромских святых, пострадавших в годину лихолетья солигаличские мученики: священномученик протоиерей Иосиф Смирнов, иерей ВладимирИльинский, диакон Иоанн Восторгов, мученик Иоанн Перебаскин, священномученикНикодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (+1938), епископ Кинешемский Василий (Преображенский+1945), архиепископ Можайский Дмитрий (Добросердов+1937), епископ Уманский Макарий (Кармазин +1937), иерей Василий Разумов (+1937), и мн. других

Их кровью очистилась наша земля покаянием. Их жертвы и кровь стали теми семенами, теми кирпичиками, на основании которых строиласьжизнь многих поколений наших предков, выбравших духовные идеалы и постулатыПравославия во главу своих ценностей и убеждений.

Наряду с ними вспомним и имена тех, кто еще не канонизирован Церковью, но глубоко почитается нашим народом.Архиепископ Федор (Поздеевский), схииегумения Михаила (Вера Меркулова), монахинюАнгелину (Борисову), блаженная Дарьюшка и т. п.

На твердой вере в заступничество святых строится церковная жизнь и нынешних чад Церкви.Иконами с их изображениями наполнены храмы, к ракам с их мощами притекает люд,исполненный желанием получить от святых своей земли помощь и заступление, исцеление отболезней. Пытливые ученые изучают фрески, отображающие земной путь угодников Божиих,составляются службы вновь канонизированным святым - новомученикам и исповедникам XXстолетия, происходят случаи чудесных знамений от омовения в святом источнике преподобногоАвраамия Чухломского, от «восхождения на горку» преподобного Пахомия Нерехтского. С упованием, надеждой и верой в небесное заступничество и ходатайственное предстательство перед Богом святых, за ставшую для них родной, Костромскою землю и людей, живущих на ней, мы начинаем новый день.

Мы перелистываем новый лист истории с желанием восстановить и преумножить дело Божье на Костромской земле, украсить эту землю, данную нам Богом в удел. И на эту дорогу вступаем не одни, а имея в помощь себе небесных граждан - помощников, заступников и соработников в этом благом деле.

Они определяли лик нашей земли, определяют и будут определять.

«Ныне убо призрите с чертога небесного на ны, требующия вашея помощи, и не отвергните прошений наших, но, яко приснии ходатаи и покровители наши, молитеся ко Господу, да Человеколюбив сый и Многомилостив, дарует богохранимому Костромскому краю и всему мирное житие, земли плодоносие, пастырем – ревность, начальствующим – мудрость, воинству – мужество, всем православным христианам – просвещение ума и сердца и благочестие нелицемерное, да словом и делом прославляется Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь»[20].

Вси святии, земли нашей, молите Бога о нас!


[1] Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство.1995.С.144.

[2] Там же. С. 52-53.

[3] Цит. по: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991. С. 84.

[4] Цит. по: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С.179.

[5] Никандр (Ампилогов), архим. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломский и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. М., 1996. С. 594.

[6] Молитва прп. Макарию Глухареву. http://www.vyazmablago.ru/saints/5

[7] Святые угодники Божии и подвижники Костромские. Кострома, 1879. С.95.

[8] Там же. С.66.

[9] Там же. С.94.

[10] Русские святые. Чернигов, Изд. 2. 1865. С.99-103.

[11] Там же. С. 50

[12] Федотов Г. П. Святые Древней Руси. YMKA-PRESS. Paris. Изд.4.1989, С. 95.

[13] Цит. по: Сазонов И., прот. История Костромской епархии от ее основания до 1900г. /Кандидатская диссертация. Машинопись. Загорск, 1972. С. 153.

[14] Святые угодники Божии. С.112.

[15] Молитва к преподобному Кириллу Новоезерскому. http://zvonnitsa.ru/tag/molitva-prepodobnomu-kirillu-novoezerskomu-chudotvortsu/

[16] Святые угодники Божии. С. 30.

[17] Там же.124.

[19] Цит. по: Алферьев Е. Е. Император Николай II как человек сильной воли. Джорданвиль. 1989. С. 136.

[20] Молитва собору Костромских святых. http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/Calendar/Trop/IT6897.htm

 

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Софроний (Иванцов, 1880- 1947)

В миру Сергей Николаевич Иванцов, родился 21 июня 1880 года в Москве в семье протоиерея храма Христа Спасителя.

В 1906 году окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права, а в 1914 году окончил там же филологический факультет. В 1914 году – помощник присяжного поверенного при Московском окружном суде. В 1915 году окончил Психологический экспериментальный институт.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.