| | vivaspb.com | finntalk.com

Проблема "Народного духа" в философии и истории

Автор: Булдаков С.К. д.ф.н., профессор . . Опубликовано в Статьи

 В отечественной социально-философской мысли идеи «народного духа» появляются в 11 веке. В «Слове и законе к благодати» митрополита Иллариона выражена мысль, что после Христа на земле возникает «царство благодати», пришедшее на смену «царству закона». Христианская вера вводит в мировую историю новые народы, в том числе и русский народ. Историческим народом русский народ становится потому, что через христианство он обретает национальное самосознание, то, что может быть названо народным духом.

Политический смысл «Слова о законе и благодати» заключается в том, что Русь заявляет свои права на участие в межгосударственных отношениях со странами христианского мира в качестве равноправного субъекта мировой политики.

В «Слове о законе и благодати» митрополит Илларион закладывает начальные представления об идеале Святой Руси, который получил свое дальнейшее развитие в 15-16 вв. у духовных вождей той эпохи Нила Сорского Иосифа Волоцкого.

У Нила Сорского идеал Святой Руси выражен в теории исихазма -религиозно-мистическом учении о достижении единения человека с Богом. Однако путь иноческой жизни, предложенный Нилом Сорским, на деле возможен для немногих подвижников. Этим путем не может идти весь народ. Понимание того, что идеал Святой Руси достижим и на пути исторической жизни народа мы находим у Иосифа Волоцкого. Он считает, что идея Святой Руси может быть реализована через христианскую веру и сильную государственную власть. Иосиф Волоцкий считает русского государя главным хранителем законности, православия и благочестия.

Таким образом, по мысли И.Волоцкого, Святая Русь соединяет в себе народный дух, основанный на православной вере и сильную государственную власть, без которой существование страны, как суверенного государства, невозможно.

В религиозно-философской концепции икока Филофея идея Святой Руси как средоточия христианского народного духа принимает вид идеологемы «Москва-Третий Рим». Это была своего рода историософская модель возможного и ожидаемого развития страны в мировой истории, которая может считаться классической.

В концепции икока Филофея видим соединение религиозного провиденциализма с философским обоснованием возвышения Московского царства как мировой державы и русского народа как духовного лидера среди других народов, имеющего свою историческую миссию. Филофей считает русский народ богоизбранным народом, хранителем истинной христианской духовности.

Таким образом, в трудах отечественных богословов и религиозных философов проявились первые попытки понять содержание категорий «духовность» и «народный дух».

В более поздней философии к понятию «дух» обращались многие философы. Как правило, дух они определяли как некое невещественное начало, отличное от природного, материального начала.

Особое место в ряду философов, у которых категория «дух» была центральной, занимает Гегель, Он построил, развернутую философию мирового духа, проявляющего себя в природе, человеке и обществе. В обществе мировой дух проявляет себя во всех сферах: религии, философии, науке, искусстве и т.д.

Человеческую историю Гегель рассматривает как «прогресс духа» в сознании свободы». В истории мировой дух разворачивается через дух отдельных народов, сменяющихся друг друга по мере выполнения своей исторической миссии. По мнению Гегеля, состояние народного духа в разные периоды исторической жизни народа может быть разным. Если дух народа способен правильно понимать замысел мирового духа и действовать в соответствии с этим замыслом - народ, государство успешно развивается и осуществляет свою историческую миссию. Если нет-то народ может оказаться выброшенным из мировой истории, которая дальше будет развиваться без него.

Основным критерием состояния народного духа, по мысли Гегеля, является способность народа организовать свою государственность таким образом, чтобы остаться субъектом мировой истории. Решающую роль в этом процессе играют не материальные, а духовные факторы: нравственные, политические, религиозные. Основным хранителем и выразителем народного духа, по Гегелю, является государство, обеспечивающее сильную политическую власть, объединяющее народ на основе развития его самосознания.

Концептуально близкими гегелевским были историософские идеи С.М. Соловьва, ставшие методологией его многотомного труда «История России с древнейших времен». Движущими силами русской истории, по мнению С.М.Соловьева были идеи государственности и основанного на православии народного духа.

Так, рассматривая период так называемого Смутного времени, С.М.Соловьев прямо указывает на то, что в это «безгосударственное» время консолидацию народных сил взяла на себя православная церковь во главе с патриархом Гермогеном. По примеру патриарха многие деятели православной церкви стали рассылать по русским городам так называемые «призывные грамоты», поднимавшие народ на борьбу с иноземными захватчиками и их отечественными союзниками.

С.М. Соловьев отмечает, что ряд смут и бедствий не сокрушали « могучих сил юного народа», но очистили общество, привели его в состояние духовного единения, укрепили народный дух. С.М. Соловьев пишет, что в это время у русского народа проявились его лучшие национальные качества. Не видя никакой помощи извне, народ углубился во внутренний духовный мир, чтобы там найти средства спасения. В русских городах люди приносили покаяние, собирали пожертвования для спасения веры и государства.

Так, при господстве религиозного чувства, выразилась в народе мысль о необходимости очищения земли от всего смутного и бесчестного. По мнению С.М. Соловьева, народ сам путем испытаний пришел к мысли о необходимости духовного и государственного обновления.

На Нижегородской земле выразителем народного духа стал К.Минин, по инициативе которого было создано народное ополчение под руководством князя Д.Пожарского, освободившее Москву от иноземных войск и изгнавшее незаконную, бесчестную власть.

Примеры подъема народного духа в то время дала и Костромская земля. С.М.Соловьев приводит в своей работе сведения о подвиге Ивана Сусанина, об обстоятельствах призвания на царство Костромского боярина М.Романова, об участии в народном ополчении костромичей.

Все эти исторические факты свидетельствуют о том напряжении духа, которое проявил русский народ в 17 веке. Это проявление народного духа позволило Российскому государству занять заметное место в мировой истории на длительный период времени с начала 17 века до начала 20 века.

Исторические вызовы 20-21 вв. на которые наша страна часто не находила адекватных ответов, делают вновь актуальным обращение к проблеме народного духа уже в новых исторических условиях.

Булдаков С.К. д.ф.н., профессор
заведующий кафедрой
философии и политологии
КГУ им. Н.А.Некрасова

 

 

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

Блаженный Симон Юрьевецкий

23 мая, на следующий день после празднования перенесения в 1087 году мощей святителя и чудотворца Николая, Церковь молитвенно обращается к заступничеству нашего земляка - блаженного Симона, Юрьевецкого, святого собора Костромских святых.

В 2014 году празднуется 430 лет со дня его блаженной кончины. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, родился в селе Оделеве бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – Приволжского района Ивановской области) в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых.

Подробнее...

Статьи

Путь к Богу: Возвращение

СВЯЩЕННИКИ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ И СЕРГИЙ БУЛГАКОВ: ПУТЬ К БОГУ.

По словам о. Павла, он был воспитан вне всякой исторической религии. « Религия в семейном воспитании: «отсутствовала…не по оплошности,- писал он впоследствии к своим детям,- а силой сознательно поставленной стены, ограждавшей рай (который родители «хотели установить в семье») от человеческого общества»1. В семейном кругу никогда не говорили о том, что Бога нет, или что религия – суеверие, или, что духовенство обманывает, как не говорилось и обратное»2.

Подробнее...