| | vivaspb.com | finntalk.com

Подвиг 40 мучеников Севастийских

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия.. . Опубликовано в Статьи

4022 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских. Они были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню. Мучители поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа. Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, они были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.

В службе недели, которая начинается с 23 марта, прославляется Святой Крест. Вечером в субботу 22 марта он будет вынесен при совершении богослужения на середину храма для утешения и ободрения постящихся – т.к. ничто не может так вдохновить и утешить ослабевших духом, как напоминание бесконечной Божественной любви Христа, добровольно давшего Себя на крестные страдания ради спасения людей от греха. Крест при пении молитвы «Святый Боже» полагается на середине храма на аналое для поклонения в течение недели, до пятницы, когда он, перед Литургией, вносится обратно в алтарь. По причине выноса и поклонения Креста третье воскресенье и последующая за ним неделя Великого поста называется «Крестопоклонной». Во время целования Креста на вечернем богослужении совершается помазание освященным елеем. При поклонении Кресту поются песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение В этот день читается Евангельский отрывок о ношении каждым из нас нашего жизненного креста, состоящего из страданий и скорбей. Господь повелевает нам отречься от действующего в нас греха, от греховных желаний, от нашей гордыни. Он предлагает каждому из нас со смирением взять свой крест неизбежных страданий и болезней, и с терпением нести его. Крест нам дан для нашего вразумления, спасения от греховной болезни, для укрепления в добродетели. Проходят века и столетия, но слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и ширится. Святой Кирилл Иерусалимский так говорит о силе креста и его изображении: «с дерзновением изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, и выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути или отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». Люди из уважения к Кресту называют себя крестьянами, крестом украшали и украшают все дорогое для своего сердца: крест венчает храмы Господни, нательный крест согревает нашу грудь. Перед въездом в селение всегда ставились «поклонные кресты». Осеняя себя крестом, мы начинаем и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем дьявола, крестом благословляем детей, крестом осеняем рожденного младенца и благословением крестным провожаем умершего к месту последнего упокоения. Крестом украшаем и саму могилу человека.

В иконостасе Богоявленско-Анастасиина собора в г. Костроме находится крест-мощевик из Богородицко-Игрицкого монастыря, в котором содержатся 278 мощей святых. Поклонный крест находится при въезде в г.Кострому и Волгореченск. Крест венчает мемориал жертвам Унжлага.

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протодиакон Василий Степанович Померанцев (1875 – 1931).

Василий Степанович Померанцев родился в 1875 г. в семье псаломщика Никольской церкви с. Корба Кинешемского уезда Костромской губернии. В Костромской духовной семинарии он учился на одном отделении с Вениамином Преображенским (св. Василий, еп. Кинешемский), Александром Кротковым (свщмч. Никодим, архиепископ Костромской и Галичский), Александром Поздеевским (свщмч. Феодор, епископ Волоколамский). В 1897 году он становится диаконом Успенского кафедрального собора г. Костромы.

Подробнее...

Статьи

«Считается реабилитированным». Краткие сведения о священнике Введенской церкви Николае Александровиче Наградове

Аннотация. В статье рассказывается о жизни священника Николая Александровича Наградова. Он дважды был репрессирован. В 1937 году он был расстрелян. В 1989 г. он был реабилитирован. Указаны сведения о семье священника. Приведены воспоминания о нём.

Ключевые слова. Священник Н.А. Наградов. Село Введенское. Репрессии. Реабилитация.

Подробнее...