Рецензия на выход в свет трилогии А. А. Федотова «Сломанный мир».

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия. . Опубликовано в Статьи

Slomannyi-MirОтносительно недавно появилась на полках библиотек трилогия доктора исторических наук, кандидат богословия, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск) А. А. Федотова. Не раз мы знакомили читателя «Северной правды» с литературными произведениями этого замечательного автора:  его трилогии «Свет во тьме», повестей-сказок «Черный карликовый тигр», « «Орден крылатого Льва», «Последний кот Зверландии», повести «У истоков системы», и др.

И вот, «Сломанный мир».Новая художественная книга Алексея Федотова «Сломанный мир» объемом свыше 500 страниц включила в себя два небольших романа «Наследники Ост-Индской компании» и «Призрачная Америка», а также три рассказа  «Сон разума», «Пробуждение хуже сна» и «Сломанный мир». В книге поднимаются очень многие проблемы затрагивающие современного человека, как глобальные, так и мелкие, во всяком случае, мелкими они кажутся на первый взгляд, хотя, автор через их призму раскрывает целую философскую идею «малых дел», созвучную святоотеческиму аскетическому наследию - все большое складывается из мелочей, влекущих за собой совсем не мелкие последствия. Все из мелочей…Мелочей вообще не бывает – эта одна из мыслей, сквозной нитью проходящих через все произведения, вошедшие в трилогию, которую можно охарактеризовать, как очень эклектичное (разнородное по стилю) произведение. Трагичное в ней соседствует с комичным, фантастические элементы с реализмом, очень серьезное с тем, что может показаться легкомысленным. Сквозь все это проходит основной мотив – даже «маленькое» добро или зло, совершенное человеком, не проходит незаметно, откладывая свой отпечаток на его дальнейшую судьбу, а порой, меняя не только его жизнь, но и жизнь вокруг него. И пока человек жив – эта возможность выбора и связанных с ним перемен для него остается открытой. В фантастическом романе «Призрачная Америка» Федотов делает попытку вскользь коснуться некоторых сторон американской действительности второй половины ХХ – начала XXI века: внешней и внутренней политики, мироощущения американцев, применение методики репрессивной психиатрии против инакомыслящих, влияние  кинематографа, религиозность, тайные клубы, ожидание пришельцев из других миров… Пытаясь коснуться лишь общего, он понимает насколько глубоко это «вскользь»…В прописанных автором ситуациях мы начинаем ясно видеть… действительность российскую, для которой великая Америка давно стала мерилом и образцом для подражания.  Болезни те же. Главное - болезнь духа, смута и разруха в сердцах и головах. Диагноз был безошибочно поставлен еще в cередине XIX века: «Не плоть, а дух растлился в наши дни» (Ф. И. Тютчев). Как кстати в качестве эпиграфа к своему произведению автором приведено высказывание одного из отцов-основателей государства Америки Томаса Джефферсона: «Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну». Святейший Патриарх Кирилл в 2012 году на вручении Патриаршей литературной премии говорил, что «русских писателей всегда интересовали не столько внешняя действительность, сколько внутренние мотивы, глубинные причины человеческих поступков — греховных и праведных, низких и высоких».

Перед нами книга русского писателя, который, сохранив все лучшие мотивы и черты своих великих предшественников обращается к читателю с болью за прочувствованное и пережитое, и видит в нем, в читателе, не продукт «общемировых ценностей», но брата, сотворенного, как и он, по «образу и подобию Божию» и как к брату обращается к нему с предостережением и желанием помочь найти выход из столь неприютных для человеческого восприятия будней «постиндустриального общества». Он видит выход из сломанного мира в обращении к Тому, кто дает жизнь и может помочь человеку изменить ее к лучшему.«Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, – говорит Господь, – выбери жизнь» (Втор. 30, 19). «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все враждовавшие против Него. Господом будет оправдано все племя Израилево» (Ис. 45:18-25).

« - На свете есть более важные вещи, чем жизнь или смерть физического тела», – говорит герой романа «Наследники Ост-Индской компании» архимандирит Аристарх. Его слова перекликаются с мыслями католического священника о. Уильяма из «Призрачной Америки»: «В Церкви нам дана вся полнота Священного Писания, которое «апробировано» уже в течение двух тысячелетий. И не нужно бояться принимать на веру, то, что пока некоторым из нас, возможно, представляется немыслимым». Думаю, на Земле найдется мало людей, кто с этими словами будет не согласен.

Книга никого не оставит равнодушным – самые серьезные проблемы в ней поданы с присущим автору юмором и любовью к человеку, глубокий смысл произведения облечен в доступную для чтения форму доверительного разговора.

У автора, кстати, лауреата литературной премии им. М. В. Ломоносова сложился свой круг читателей, которые с нетерпением  ждут его новых произведений. Присоединяйтесь!!!

 

                                                                                  Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Успенского Собора

Добавлены фотографии Успенского Собора

Святые и Святыни

Священник СМИРНОВ Михаил Васильевич (1878-1942)

Родился 7 ноября 1878 г. в семье священника с. Матвеево Костромская губ., Кологривский уезда (ныне Костромская обл, Парфеньевский р-н) о.Василия Смирнова и матушки Александры Васильевны (урожденной Арсеньевой, дочки священника). В 1898г. по II разряду окончил Костромскую Духовную Семинарию. Запись: "Владеет греческим и латинским языками (читает и пишет)".

Подробнее...

Статьи

«Монастырские слуги» и «монастырские детёныши»

О монастырских слугах и детёнышах документы заговорили тогда, когда они стали играть в монастырском хозяйстве довольно заметную роль. Их использовали на разных работах, как внутри монастыря, так и за его пределами: они были конюхами, пастухами, сторожами, рыболовами, бортниками, ремесленниками и т.п. По мере увеличения территории монастыря, в связи со строительством новых пристроек, зданий, конюшен, амбаров и т. д., росло и число монастырских слуг. Они получали от монастыря жильё, одежду и продовольствие, частично также и денежное вознаграждение, обычно в виде подарков к Рождеству, Пасхе, Троице или в день святых апостолов Петра и Павла. Эта группа людей состояла из обедневших крестьян, которые уже не могли и не хотели обрабатывать свои земельные наделы, из слобожан, инвалидов войны и т. д. В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).

Подробнее...