Рецензия председателя Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества протоиерея Дмитрия Сазонова на книгу «Хроники Зверландии».

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

hroniki zverlandii povest skazka 97455 482871Перед вами книга писателя и учёного, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск), религиоведа, доктора исторических наук, кандидата богословия, члена Союза журналистов и Союза писателей России, Алексея Александровича Федотова. Книга написана в жанре сказки для взрослых “детей”, для тех, кто, повзрослев годами, остаётся в душе ребёнком.

Отвечая на вопрос: «Почему он выбрал именно этот жанр для выражения своих идей?» - Алексей Федотов цитирует своего предшественника, известного христианского писателя и философа Клайва Стейплза Льюиса, который объяснял читателям, что полюбил саму форму сказки: «её краткость, строгую сдержанность описаний, её гибкие традиции, её непримиримость ко всякому анализу, к отступлениям, рассуждениям и прочей болтовне. Сказки обобщают, оставаясь в то же время конкретными; представляют в осязаемой форме не понятия, а целые классы понятий, они избавляют от несообразностей». В детстве К.С. Льюис писал о сказочной стране Зверландии, которая, по его словам, «не имеет ничего общего с Нарнией, за исключением разве очеловеченных зверюшек. Зверландия принципиально лишена даже намёка на волшебство». Зверландия, выдуманная русским автором, и не лишена намёка на волшебство, при чтении вас не оставляет ощущение необычайной реалистичности сказки. Книга Алексея Федотова получилась глубокой и многоуровневой, и каждый читатель сможет почерпнуть из неё что-то полезное и интересное лично для себя. Аллюзии, которыми наполнена книга, могут иметь разное прочтение в зависимости от опыта читателя.

В сказочной стране все намного проще, чем в «реальной» жизни. Но проблемы в ней те же самые, с которыми мы сталкиваемся в повседневности. «Жизнь в сказочной стране» показанная автором показывает «кальку с жизни реальной» - в ней также сложно за ежедневной суетой не потерять способность различать добро и зло, не разучится любить и прощать. А еще сложнее – осознать, что именно от твоего, казалось бы, индивидуального, частного, ничего не значащего выбора между добром и злом, может зависеть не только твоя судьба, но и судьба всей страны…

Пожалуй, самые яркие образы, появляющиеся в сказке, это Крылатый Лев – ангел хранитель Зверландии, и Древний Змей – демон, мучающий волшебную страну. Автор очень ярко показывает, что их власть зависит от того, к добру или ко злу склоняются ее жители. В развитии сюжетной линии читатель может увидеть параллели с русской историей, в частности, в первой части – с отречением императора страстотерпца Николая Второго от престола в 1917 году, началом Русской Смуты ХХ века. Тогда тоже были люди, считавшие, что как только Россия перестанет быть монархией, то все обретут свободу, наступит всеобщее равенство и братство. В реальности же отречение императора стало началом нового периода страданий России, которое А. И. Солженицын описал в своем произведении «Красное колесо».

Один из главных  персонажей трилогии - Чёрный Кот, в начале сказки он имеет какие-то черты честного государственного служащего, на определённом этапе прельстившегося внешней мишурой, но пока ещё наивного, считающего, что преобразования нужны для блага Зверландии.  По ходу развития сюжета Чёрный Кот постепенно начинает допускать, что реформы нужны сами по себе, и это становится началом его падения. Символично, что именно Кот свергает Крылатого Льва и освобождает Древнего Змея.

Жизнь героев сказки после государственного переворота становится чем-то схожим с историей народов, выбравших путь «свободы и справедливости», «устранение социального неравенства», «путь к всеобщему счастью - построение коммунизма». При благих намерениях социальные пороки и преступления множатся по мере уклонения жителей Зверландии в сторону греха. Постепенно все они, так стремившиеся к свободе, становятся рабами Древнего Змея. Автор противопоставляет подлинный выбор между добром и злом выбору того или иного политического лидера. Он показывает, что выбор жителей страны в пользу Древнего змея вначале кажется более лёгким и безопасным, но оборачивается множеством страданий, а выбор в пользу Крылатого Льва вначале кажется опасным и невозможным, а в итоге оказывается простым и дарующим радость и истинную свободу. Добро не пропадает без следа, оно обретает бытие в обновлённом мире, творимом на месте разрушенного.

Во всех частях сказки очень точно прослеживается путь человека от добра ко злу и обратно, а также подчёркивается значение личности для исторического процесса. Один обратившийся помогает обращению многих других, а затем способствует изменению жизни всей страны. Много и других интересных христианских мыслей можно найти в этом замечательном произведении, если читать его вдумчиво. Как говорил тот же К.С. Льюис: «В идеале сказка может дать даже больше, чем реалистическое произведение. Благодаря ей мы приобретаем новый опыт, потому что сказки не "комментируют жизнь", а делают её полнее».

Хочется пожелать, чтобы книгу прочитали как можно больше читателей – ведь в большинстве своем все мы «взрослые дети», которые, которые отложив в сторону «серьезные социологические и политологические исследования, посредством сказочных персонажей всегда готовы видеть добрые уроки и всепобеждающую силу Любви главного автора – Бога.

Автору же хочется пожелать дальнейших творческих успехов, а также, сил не останавливаться на достигнутом. Нам нужны не только «Гоголи и Щедрины», но и Льюисы, помогающие сделать выбор между добром и злом.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святыни земли Ярославской

Ярославская земля богата святынями, через которые Господь явил народу нашему Свою Милость.

Подробнее...

Статьи

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты

DOI: (присваивается в редакции)

УДК

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты.

Сазонов Дмитрий Иванович, протоиерей

Костромская митрополия Русской Православной Церкви г. Кострома

sazonow63.12 @gmail.com

Аннотация. В статье, на основании документов, дается анализ положения верующих в условиях государственно-партийного курса взятого на XXI съезде коммунистической партии в 1959 году. Вместе с задачами построения коммунизма как экономической формации ставится задача воспитания нового человека – безрелигиозного человека коммунистического общества. Руководство Русской Православной Церкви находясь на позициях лояльного отношения к власти выбрало курс, при котором сочетались два направления: желание показать соответствие христианского идеала социалистическим (коммунистическим) воззрениям и следование своим вероучительным традициям. Социологические исследования показывают, что благодаря такому курсу удалось нивелировать тезис о классовом противостоянии Церкви и коммунистического государства, с другой стороны, с другой стороны - сохранить свою религиозную идентичность и накопить силы для воссоздания своих структур в изменившихся общественно-политических  условиях.

Подробнее...