| | vivaspb.com | finntalk.com

Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Как Бог приготовлял людей к пришествию Христа Спасителя на землю несколько тысяч лет, так и Св. Церковь назначила несколько недель поста для приготовления христиан к празднику Рождества Христова. Св. Церковь обращается к нам в эти недели Рождественского поста в поучениях святых отцов о благодатности времени, подготавливает нас через пост, через богослужения, проникнутые приготовлениями к встрече с Богомладенцем в Вифлеемской пещере. Напоминает нам – время скоротечно, дни нашей жизни бегут, скоро будет итог жизни, суд, на который придет душа наша, поэтому каждый из нас соответствующим образом должен быть подготовлен к этой встрече, чтобы Христос мог духовным образом родиться в нас.

Так Церковь своими поучениями в недели свв. праотцев и отцев, предостерегает нас, говоря, что пришествие Христа-Спасителя останется не только бесплодным но и пагубным для того, кто сердце свое не сделает яслями, жилищем новорожденного Младенца.

Дабы побудить нас очистить себя в настоящий пост от грехов и направить свои устремления к встрече праздника Рождества, Церковь напоминает нам о будущем втором пришествии Христа, о Страшном Суде, напоминает нам, что если первый раз Господь приходил к нам как Спаситель, то второе пришествие будет пришествием Судии. И только тогда, когда мы примем Христа-Младенца как Спасителя, мы можем устоять перед Ним как Судией мира.

О первом обещанном Богом пришествии Спасителя пророк Исаия за сотни лет перед ним возвестил словами: «Дитя родилось нам, Сын дарован нам» (Ис. 9:6). Как предсказал за много лет до пришествия Христа св. пророк, так и случилось. Однако, Сын Божий не так, как представляли себе Его пришествие многие люди - Господь неба и земли не имел чести у людей – не нашлось для Него места среди людей обеспеченных, и имеющих земные почести. Пещера, предназначенная для укрытия животных в непогоду, была местом Его рождения. Здесь, лежал Он в яслях в холодную зимнюю ночь, был окутан лишь пеленами, мало защищающими младенческое тело от холода – только его родители и животные согревали Его своим дыханием. Скрытно от всего мира пришел Господь в мир. Люди не приняли Его. Равнодушие  и бесчувственность людей описывает св. евангелист Иоанн словами: «Он пришел к своим, но свои не приняли Его» (Ин. 1:11). Только несколько пастырей, извещенных о рождении Его ангелами, и три восточных мудреца пришедшие по указанию звезды, искали завеную пещеру с родившимся Богомладенцем Христом и оказали Ему почтение.

Казалось, мир не почувствовал его пришествие в мир, однако, однако, «столп злобы» направленный на Него через царя Ирода, повелевшего уничтожить вифлеемских младенцев «от двух лет и ниже», показал, что духовный мир остро отреагировал на Его Рождение. От злобы мира Святое Семейство спаслось бегством и укрылось в Египте, затем, большую часть Своей жизни Спаситель провел в неизвестности, в Назарете, в поте лица добывая хлеб. Проповедь Евангелия Царства также нисколько не прибавила к Нему почтения и достатка: Он жил в бедности, определив Свое положение: «Лисицы имеют норы, и птицы гнезда, Сын же Человеческий не имеет где главы подклонить» (Мф. 8:20).  Мир злобствовал на Него, гнал Его, и наконец, подверг страданиям и смерти на Кресте. Апостол Павел так определяет жизнь Иисуса Христа от Вифлеемских яслей до Голгофского Креста: «Он уничижил самого Себя» (Филип. 2:7). В таком смирении, уничижении, страданиях, послушании воле Отца, Он провел время Своего пребывания на Земле, совершив дело спасения человека от прародительского греха, взяв на Себя «грех мира».

Но совсем не так придет наш Господь во второй раз для суда над миром. Созерцая в духе второе пришествие Праведного Судии ветхозаветные пророки взывают: «Велик день Господень и ужасен; кто может снести его?» (Ис.13:6,9; Иез. 13:5; Соф. 1).

Сам Господь описывает второе пришествие следующими словами: «Узрите Сына Человеческого на облаках небесных, идущего с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Следовательно, Он не появится в скрытом от всех месте, как при первом пришествии Своем; не будет тогда людских  расспросов и вопросов: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-5).

Господь сравнивает второе Свое пришествие с молнией: как сверкнувшая молния сразу видится всеми во всем своем устрашающем свете, так и Иисус сразу увидится всем миром при явлении Своем на Суде» (Ис. 66:15).

При первом своем пришествии Он «пришел к своим, но свои не приняли Его», при втором же  явлении Господа они невольно вынуждены будут принять Его. Господь придет с «силою и славою великою». Не в яслях возляжет как беспомощное дитя, искомое и почитаемое лишь несколькими пастырями, не на Кресте будет повешен осмеянный врагами. Явится Иисус Христос сидя на престоле славы Своей, блистая небесной славой, окруженный бесчисленным множеством ангелов и воскресших на Суд людей. Таково будет второе пришествие Христово.

Как видите, дорогие братия и сестры, есть большое различие между первым и вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа: в пером Он Спаситель, при втором – Судия. Что же будет с нами в день второго пришествия? Будет всеобщее воскресение, и те, кто поверил Спасителю, и жизнь свою определил как жизнь по христовым заповедям, первая из которых любовь, «войдут в радость Господа Своего в его Царстве». Те же, кто не принял и жил беспечно без веры и упования – примут муку вечную (Ин.5: 25, 28-29).

Многие из нас боятся гнева Господня «ибо нет человека без греха», и кто устроит перед судом Господним? Не надо отчаиваться, братия и сестры, надо верить! Не отчаивайся в себе и не говори: «Не могу уже спастись». Напротив того, очень еще можешь спастись. «Возлюби страх Божий всей душой своей, и он уврачует раны твои и впредь сохранит тебя неуязвляемым» - говорит преп. Ефрем Сирин. Преподобный Федор Студит восклицает: «Если хотите спастись, никакого нет к тому препятствия или преграды». Хорошо будет нам, если мы теперь, при своей жизни, примем Его как Спасителя, и подарим в смирении ему сердца наши (Пс. 50:9). Мы ведь свои для Него: Он искупил нас Своей кровью и придет к своим, т.е., к нам. Неужели мы отвергнем Его, как отвергли вифлеемские жители праведного Иосифа и Деву Марию? Неужели будем вновь, и вновь распинать Его тяжкими грехами, как распинали Спасителя мира воины на Голгофе?

Если мы примем Его как Спасителя, мы примем Его и как правосудного Судию.

Будем же пользоваться настоящими неделями поста для определения своей жизни и соответствия ее своей вере: «Взгляните и подымите головы ваши, потому что приближается день спасения нашего». Спасение от грехов и вечных мук хочет принести нам Господь.

Будем же чаще возносить в настоящие дни поста молитву: «О сладчайший Иисусе! Будь мне не Судиею, а Спасителем!» Аминь.

Воскресенский кафедральный собор. г. Кострома.

05.12.1976г.

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Лозинский Ростислав Романович (1912 - 1994)

Родился Ростислав Романович Лозинский 29 января 1912 года во Пскове. В 1929 году окончил 3 класса гимназии в эстонском городе Тарту. С 1929 по 1934 год учился на богословском факультете Тартутского университета, по окончании, которого в августе 1934 года рукоположен во диакона, затем во иерея, настоятель Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак и получил степень кандидата теологии.

Подробнее...

Статьи

Попытки церковных реформ в царствование Святого Императора Николая II

Царствование императора Николая II было ознаменовано попытками проведения реформ, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране, которые в целом не увенчались успехом. Половинчатость и непоследовательность отличала и реформы в сфере церковного устройства. Однако, как справедливо отмечал на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий « церковная политика Императора не вышла за рамки традиционной синодальной системы управления Церковью. Однако именно в царствование Императора Николая II дотоле два века официально безмолвствовавшая церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора.»1 Широко распространен и рассказ о том, что император Николай II якобы хотел сам стать Патриархом, с целью чего планировал по соглашению с императрицей оставить престол своему сыну и учредить при нем регентство из императрицы Александры и великого князя Михаила, и неофициально беседовал об этом с членами Синода2, но официально данный вопрос не обсуждался.

Подробнее...