| | vivaspb.com | finntalk.com

Проповедь в день памяти великомученицы Екатерины 24/7 декабря.

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Церковь Христова хранит многочисленные свидетельства о деяниях святых жен, которые наравне с апостолами и мучениками подвизались в проповеди слова Божия. Многие из них пролил кровь и отдали жизнь за имя Христово, многие перед честной кончиной претерпели мучения, за что получили от людей особое название своего подвига, и особое имя – великомучеников.

К их числу принадлежит и святая великомученица Екатерина. Святая родилась в 286 году в египетской Александрии в обеспеченной семье. С раннего возраста Екатерина была любознательна и склонна к изучению наук. Она получила блестящее образование и благодаря своим необыкновенным способностям к восемнадцатилетнему возрасту в совершенстве овладела знаниями по античной литературе, философии, медицине. При такой развитости ума она, к тому же, обладала необыкновенной кротостью и красотой. Благодаря сочетанию таких добродетелей она была завидной невестой для многих юношей, но предпочла другой путь – путь служения Богу и людям. После общения с духовником своей матери старцем-отшельником она изучили Священное Писание, и по ночам, втайне, молилась перед иконой Божией Матери, которой ее благословил благочестивый отшельник. В одну из таких ночей она удостоилась Божественного видения Христа-Спасителя, Который при вторичном видении передал ей перстень в залог вечного единения в Царствии Небесном. Жить жизнью язычника, которой жили все окружающие она уже не могла.

Однажды, во время визита императора Максимина она, среди шумных праздничных торжеств, посвященного языческим богам, предстала безбоязненно перед императором обличила безумие языческого идолопоклонства. Разгневанный император приказал заключить Екатерину в темницу и собрать ученых мужей для состязания с ней о вере. В темницу святой явился Архангел Михаил, поддержавший ее веру. Каково же было удивление и гнев императора, когда Екатерина не только одержала победу над учеными мудрецами, но и обратила их к познанию Христовой истины.

Император решил во чтобы то ни стало добиться от Екатерины отказа от веры во Христа воскресшего. Лесть, хитрость, обещания благ, уговоры – все было употреблено, чтобы поколебать праведницу в ее убеждении. Вплоть до обещания царского венца в случае отказа от веры. Не достигнув желаемого, он повелел истязать ее, и бросить в темницу, томив ее голодом и холодом, в надежде, в надежде, что она изменить своим убеждениям. Но ничто не могло поколебать твердости ее духа. Казнь святой совершилась в 304 году. Тело ее христиане погребли на вершине Синайской горы, где затем был воздвигнут монастырь. Мощи были обретены в VIII веке.

Не только христиане, но и мусульмане приходят в монастырь, чтобы поклониться мощам святой и попросить ее молитв перед Богом.

Братия и сестры! Сегодняшний праздник в честь святой дает нам повод задуматься о смысле нашей жизни, образ святой служит нам примером жизни христианина как постоянного исповедания Правды Христа, веры, омытой кровью святых.

Многое зависит от нас. Каждый день Церковь назидает нас примерами святости, примерами стойкости в несении креста нашей жизни, в стойкости в исповедании Христовой Истины.

«Не всякий, говорящийМне: "Господи! Господи!", войдетвЦарствоНебесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» - восклицает Спаситель, указывая на тех, кто лишь говорит о своей вере, но не живет ею (Мф. 7:21). «Как же нам жить верой?» – воскликнут многие, когда вокруг жизнь отнюдь не христианскими началами, когда все живут по язычески. А как, ответим мы, жила святая Екатерина в языческой среде и не боялась исповедовать своей веры? А мы стыдимся! Стыдимся сказать о своей вере своим знакомым, друзьям, родным. Боимся их не всегда приятной реакции, косых взглядов, укора.

Вспомним же слова Господа нашего Иисуса Христа: «Итак всякого, ктоисповедает Меняпредлюдьми, тогоисповедаюиЯпредОтцемМоимНебесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32, 33).

Так это было когда! А мы ответим словами апостола Павла: «Иисус Христос вчера и днесь,Тойжеивовеки» (Евр. 13:8). Чего мы боимся потерять – имущество, расположение людей, жизнь? Но он же обещал «верующим в Него жизнь вечную (Ин. 6:47). Мы боимся потерять временное, теряя вечное? О чем, о ком, мы произносим сегодня молитву? Где наше подрастающее поколение? Кому мы передадим веру, кого научим в чем состоит Правда Божия?

Глядя на пришедших сегодня в храм, хочется спросить: а где наше наследие, где те, кто примет от нас веру? Можем ли мы сказать, имеем ил право обратиться к Нему с молитвой: «Господи, вот я и мое наследие, укрепи их, помоги их неверию (Мк. 9:24), вразуми их, дай им понять Тебя истинного Бога и спаси их!»

Трудно бывает, братия и сестры, как нам кажется плыть против всеобщего течения. Но ведь трудно было и нашим родителям привить нам веру, научить и воспитать в добродетельной жизни. Но ведь не испугались же они сделать нас христианами!

Думаем ли мы о своей смерти и о том, какой ответ мы дадим Господу нашему о делах нашей жизни. Часто приходится наблюдать, когда люди приносят в храм отпевать своих близких или знакомых, то не только не знают как следует себя вести в храме Божием, но даже не хотят лишнюю минуту постоять возле гроба усопшего, помолиться о нем, поставить свечу. Спешат выйти на улицу, там подождать.

А ведь нам придется отчитаться перед Судией Праведным и за то, как мы воспитали своих детей, отчитаться о том, что мы не смогли их научить вере, привить к ней любовь.

Братия и сестры! Пусть же праздник в честь святой великомученицы Екатерины послужит нам службой назидания и укрепления веры. Да укрепит нас Всемилостивый Господь и святая великомученица в благочестии и чистоте! Пусть наставит нас, как научить нам вере наших близких и родных!

Святая великомученице Екатерина, моли Бога о нас! Аминь.

7.12.1971 г. Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иеромонах Анемподист (Васильев, 1884 – 1975 гг.)

Печатается по дипломной работе  игумении Феофании (Ложкиной)
«Киевский старец иеромонах Анемподист (Васильев)»

Родился будущий иеромонах Анемподист в местечке Сокиряны (с. Сикуян) Хотинского уезда в Бессарабии 30 июня (13 июля) 1884 года, в день памяти Собора святых двенадцати апостолов в молдавской крестьянской семье. При Крещении мальчика назвали Никоном на молдавский лад, в честь преп. Никона Соколовского.

Подробнее...

Статьи

К 400-летию окончания Смуты, восстановления российской государственности, и 400-летию Дома Романовых протоиерей Дмитрий Сазонов посвятил две монографии

В конце апреля 2013 года вышли в свет две монографии протоиерея Дмитрия Сазонова – «История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря» - 2-е издание, иллюстрированное и дополненное одноименной монографии вышедшей в 2011 году, и  «Моделирование здоровья, интеллекта, образования, карьеры и духовности», которую автор написал  совместно с д-ром экономических наук, профессором О. К. Платоновым и к. экономических наук, доцентом  ГАМП М. Н. Мимясовым.

Монография «История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря» прослеживает историю «царского» монастыря, «колыбели династии Романовых» от его основания до событий современности. Истории, которая тесно связана с развитием, сохранением, и восстановлением российской государственности. Провидит аналогии и параллели между местным и универсальным развитием российской истории. В отличие от 1-го издания (325с.) она уже занимает 388с. В ней 121 иллюстрация, многие из них уникальны и впервые доступны широкому пользователю, такие как «Реконструкция Ипатьевского монастыря XVII в.» «Реконструкция Ипатьевского монастыря XXI век», выполненная архитекторами в конце XX и начале XXI cтолетия.

Подробнее...