Вышел № 8 альманаха Костромского церковно-исторического общества «Светочъ»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

В праздник Сретения Господня 15 февраля 2018 года, после более 5-летнего перерыва вышел № 8 альманах Костромского церковно-исторического общества.

Первый номер альманаха появился в 2007 году почти сразу после возрождения Костромского церковно-исторического общества (2005) и стал важным событием церковно-культурной жизни Костромы. Он был заявлен как площадка для сотрудничества церковных и светских историков, краеведов, архивистов, богословов, философов, литераторов. Содержание альманаха соответствовало его назначению: в нем освящались вопросы церковной истории, историософии и историографии, краеведения и музеологии, искусствоведения и иконографии, философская проблематика и тема новомучеников и исповедников Церкви Русской, богословское и проповедническое наследие, представлены были в нем и эксклюзивные архивные материалы, представляющие интерес для исследователей церковной старины. В «Светоче» печатались такие известные церковные и светские исследователи как: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Костромской митрополии, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, д-р филологических наук профессор Ю. В. Лебедев, д-р культурологии профессор И. А. Едошина, и мн. другие. Неизменными и преданными авторами альманаха и по сию пору являются краевед П. П. Резепин и библиограф О. В. Горохова, сотрудники ЦИАМ Л. В. Бурдина и С. Г. Виноградова, сотрудник КОУНБ Н. Ф. Басова, редактор альманаха с первого его номера, председатель КЦИО протоиерей Дмитрий Сазонов.

«Светочъ» №8 в основе своей составляют материалы ежегодных образовательных Никитских чтений, которые посвящены жизни и подвигам преподобного Никиты, основателя Костромского Богоявленского монастыря (1426), которые традиционно проходят в день его памяти 28 сентября. В альманахе также содержатся краеведческие и источниковедческие материалы, связанные с жизнью и деятельностью священнослужителей Костромской епархии, мемориальным памятникам прошлого, материалы по истории гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке на Костромской земле, проповедническое наследие известного костромского протоиерея Иоанна Сазонова (+1994), архивные материалы по истории монастырей и церквей Костромского края.

Выходу журнала способствовала поддержка главы Костромской митрополии, митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта, который является попечителем КЦИО.

Редакция выражает благодарность владыке и надежду, что альманах найдет своего читателя и займет свое место на полках костромских библиотек. Приобрести альманах можно в книжных магазинах города.

 

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Лозинский Ростислав Романович (1912 - 1994)

Родился Ростислав Романович Лозинский 29 января 1912 года во Пскове. В 1929 году окончил 3 класса гимназии в эстонском городе Тарту. С 1929 по 1934 год учился на богословском факультете Тартутского университета, по окончании, которого в августе 1934 года рукоположен во диакона, затем во иерея, настоятель Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак и получил степень кандидата теологии.

Подробнее...

Статьи

Проблема "Народного духа" в философии и истории

 В отечественной социально-философской мысли идеи «народного духа» появляются в 11 веке. В «Слове и законе к благодати» митрополита Иллариона выражена мысль, что после Христа на земле возникает «царство благодати», пришедшее на смену «царству закона». Христианская вера вводит в мировую историю новые народы, в том числе и русский народ. Историческим народом русский народ становится потому, что через христианство он обретает национальное самосознание, то, что может быть названо народным духом.

Подробнее...