Вышел № 8 альманаха Костромского церковно-исторического общества «Светочъ»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

В праздник Сретения Господня 15 февраля 2018 года, после более 5-летнего перерыва вышел № 8 альманах Костромского церковно-исторического общества.

Первый номер альманаха появился в 2007 году почти сразу после возрождения Костромского церковно-исторического общества (2005) и стал важным событием церковно-культурной жизни Костромы. Он был заявлен как площадка для сотрудничества церковных и светских историков, краеведов, архивистов, богословов, философов, литераторов. Содержание альманаха соответствовало его назначению: в нем освящались вопросы церковной истории, историософии и историографии, краеведения и музеологии, искусствоведения и иконографии, философская проблематика и тема новомучеников и исповедников Церкви Русской, богословское и проповедническое наследие, представлены были в нем и эксклюзивные архивные материалы, представляющие интерес для исследователей церковной старины. В «Светоче» печатались такие известные церковные и светские исследователи как: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Костромской митрополии, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, д-р филологических наук профессор Ю. В. Лебедев, д-р культурологии профессор И. А. Едошина, и мн. другие. Неизменными и преданными авторами альманаха и по сию пору являются краевед П. П. Резепин и библиограф О. В. Горохова, сотрудники ЦИАМ Л. В. Бурдина и С. Г. Виноградова, сотрудник КОУНБ Н. Ф. Басова, редактор альманаха с первого его номера, председатель КЦИО протоиерей Дмитрий Сазонов.

«Светочъ» №8 в основе своей составляют материалы ежегодных образовательных Никитских чтений, которые посвящены жизни и подвигам преподобного Никиты, основателя Костромского Богоявленского монастыря (1426), которые традиционно проходят в день его памяти 28 сентября. В альманахе также содержатся краеведческие и источниковедческие материалы, связанные с жизнью и деятельностью священнослужителей Костромской епархии, мемориальным памятникам прошлого, материалы по истории гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке на Костромской земле, проповедническое наследие известного костромского протоиерея Иоанна Сазонова (+1994), архивные материалы по истории монастырей и церквей Костромского края.

Выходу журнала способствовала поддержка главы Костромской митрополии, митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта, который является попечителем КЦИО.

Редакция выражает благодарность владыке и надежду, что альманах найдет своего читателя и займет свое место на полках костромских библиотек. Приобрести альманах можно в книжных магазинах города.

 

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Драгоценные оклады чудотворной Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери Костромского Ипатьевского монастыря

В многочисленном ряду духовно-исторических святынь Костромского Ипатьевского монастыря чудотворный образ Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери занимает одно из главных мест со времени принесения его в монастырь повелением царя Михаила Федоровича Романова. История появления и пребывания данного образа в Ипатьевском монастыре достаточно подробно рассмотрена в статье автора настоящего сообщения, которая была опубликована в 2003 году.1

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...