| | vivaspb.com | finntalk.com

Паломничество в Саметь

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image002В 1-е воскресенье Великого Поста Никольский храм с. Саметь посетили паломники. Экскурсию по достопримечательностям храма и его окрестностям провел настоятель церкви протоиерей Дмитрий Сазонов. Рассказ об историческом прошлом Никольской церкви и ее святынях (чудотворная икона св. Николая, мироточивая фреска «Моление о Чаше) сопровождался осмотром выставочных павильонов расположенного в храме музея Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (выставки «Святая Палестина»; «Костромская Голгофа»; «Неизвестная Кострома»).

image001После экскурсии по храму, музею ИППО и традиционного чаепития, желающие смогли подняться на колокольню и позвонить в колокола, таким образом почувствовать немного себя звонарями. С колокольни открывался живописный и захватывающий вид окрестностей Самети и Костромского водохранилища.

Затем, помолились у могилы знаменитого председателя колхоза «XII Октябрь, Дважды Героя Социалистического труда П. А. Малининой, похороненной в ограде храма. Человека-труженика, отстоявшего в 1946 году храм от закрытия.

По отзывам паломников, тот кто хоть один раз посетил Никольский храм в Самети, обязательно вернется туда вновь.

Службы Никольской церкви проходят по воскресным и праздничным дням.

Начало богослужений в 9.00.

Справки для экскурсий и паломнических групп: Тел: +7 961 127 24 92 прот. Дмитрий Сазонов.

Никольская церковь в с. Саметь. Исторический очерк.

История: В 60-е годы 18 века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей:

  1. в холодном четверике-во имя свт.Николая Чудотворца, в тёплой трапезной ;
  2. правый- во имя свв.апп. Петра и Павла,
  3. левый- во имя Алексия, митр.Московского.

image003В 1-й пол.19 века была возведена новая колокольня, а в 1870-е годы переделана трапезная с приделами Алексия митрополита и Петра и Павла. Во 2-й пол.19 в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач.20 в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня - столп того же времени.

в 1914 г. Император Николай Второй - в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии - прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 г.- за несколько дней до начала 1-й Мировой войны - массовый крестный ход перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в Никольскую церковь в Самети (этот образ был похищен из храма осенью 2002 г.).

В советское время в селе Саметь находился известный на всю страну колхоз "12 Октябрь", возглавляемый легендарной Прасковьей Андреевной Малининой - дважды Героем Социалистического труда, кавалером шести орденов Ленина. Благодаря именно этому человеку церковь в селе не была закрыта в те годы.

image004Живопись 19 века заполняет свод и стены храма отдельными картинами, соединёнными между собой орнаментальными композициями типа гризайли. Письмо академическое, профессиональное. Иконостас выполнен по проекту 1838 г. костромского архитектора М.М.Праве, очевидно, в 1840-х гг. Классический по сути он включает витые колонки с гирляндами цветов, что придаёт ему барочный вид. Иконостас изобилует резьбой с тонкой прорисовкой всех деталей, что характерно для творческого подчерка зодчего. Масляная живопись в трапезной исполнена большесольским мастером А.М.Баженовым в 1882 г., правлена в 1980-е годы. Иконостасы приделов фабричной работы выполнены в псевдорусском стиле в нач.20 века.

Святыни храма:

  • Чудотворная икона святителя Николая, архиепископа, Мирликийского (XVII);.
  • Мироточивая фреска «Моление о Чаше»;
  • Икона св. Алексия, митрополита Московского;
  • Четки и молитвенник священномученика Никодима, архиепископа (+1937).

Экскурсия рассчитана на 40 мин.

image005Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец(IVв.) Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

image006Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах — точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

Информация: 19 декабря и 22 мая в день памяти святителя Николая в Самети проходят Никольские ярмарки (народные гулянья: выступление народных коллективов, соревнования, торговля изделиями местных мастеров, катание на лошадях (плетеные изделия, копченая рыба, молоко, творог).

 

Могила дважды Героя Социалистического Труда, председателя колхоза XII Октябрь П. А. Малининой, расположенная в церковной ограде.

image008 

 

 Звонница на колькольне.

image009 

 

Экскурсия предполагает посещение Костромского водохранилища.

image010 

4 августа 1955 года в 18 км от г. Нижний Новгород (Горький) в районе древнего Городца было перекрыто русло Волги. Было создано Горьковское водохранилище площадью 1750 кв.км. В сентябре 1956 г. в районе села Куниково было перекрыто русло реки Костромы, и её воды направились по новому искусственному руслу в Волгу. Натолкнувшись на подпор Волги, воды реки Костромы широко разлились, образовав залив Горьковского водохранилища - Ярославско – Костромское Водохранилище.

image011image012Потребовалось переселить 19 населенных пунктов. Сотни семей из затопленных сел и деревень были вынуждены покинуть родные дома. В 1989 году на месте бывшей деревни Губачёво в Костромском районе появилась березовая роща. 62 дерева – по числу домов в родной, но уже несуществующей деревне посадил вместе с односельчанами Александр Никитович Разживин.

Деревни Губачево, Скрывалово, Митино, Новленское, Пашутино состояли в приходе Никольского храма Сельца за Воржею. Принадлежали на продолжении нескольких веков Ипатьевскому монастырю. Церковь Николая Угодника была центром прихода и разделила судьбу всех окружающих приходских деревень, т.е. была снесена с лица земли. Люди до сих пор хранят память о древнем чудотворном образе Святителя Николая, который находился в местном храме.

На стенах небольшой часовни, построенной на месте деревни, 1 000 имен и фамилий, даты и место рождения, даты и место последнего боя всех отцов и дедов, всех солдат, не вернувшихся с войны и сложивших головы на полях сражения в Первую мировую войну и в годы Великой Отечественной войны из затопленных деревень. Чтобы знали и помнили…


 

DSC06121
DSC06123
DSC06125
DSC06127
DSC06128
DSC06130
DSC06133
DSC06136
DSC06137
DSC06138

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Митрофаний Воронежский и костромская земля

Святитель Митрофаний Воронежский в 1675-1682 гг. был настоятелем знаменитого костромского Макариево-Унженского монастыря. В жизни святителя эти годы оставили значительный след. Приняв сан воронежского епископа, в 1682 г. Митрофаний прислал грамоту своему преемнику, игумену Ионе, в которой писал: «…а мы за дом Живоначальной Троицы и чудотворца Макария ныне и впредь будем заступать и работать, а милость Божия и Пресвятыя Богородицы молитвы и нашего смирения благословения с вами есть и будет, ныне и во веки…»[1]. В 1703 г. перед кончиной святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного[2]. В свою очередь в обители хранили память о пребывании здесь святителя Митрофания. После его канонизации в 1832 г. в Благовещенском соборе, построенном при будущем воронежском епископе, был устроен придел Митрофания Воронежского[3].  

Подробнее...

Статьи

Список научных и научно-методических работ протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова

                                          Монографии

1.История Костромского Ипатьевского монастыря. Кандидатская диссертация. Машинопись. Сергиев Посад, 1994. - 243 с.

2.История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря. Монография. Архангельск-Иваново. 2011. – 325 с.

3.История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря. Монография.Изд. 2-е дополненное. Кострома, 2012. – 388 с.

4.Платонов О. К., Сазонов Д. И., Мимясов М. Н. Моделирование здоровья, интеллекта, образования, карьеры и духовности: монография – Ярославль: изд-во «Канцлер», 2013. – 84с.

5.Светлый путь пастыря.Памяти настоятеля Троицкого и Успенского соборов г. Кинешмы митрофорного протоиереяАлексия Тумина. Составитель Протоиерей Дмитрий Сазонов. Иваново, 2012. – 143 с.

Подробнее...