Паломничество в Саметь

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image002В 1-е воскресенье Великого Поста Никольский храм с. Саметь посетили паломники. Экскурсию по достопримечательностям храма и его окрестностям провел настоятель церкви протоиерей Дмитрий Сазонов. Рассказ об историческом прошлом Никольской церкви и ее святынях (чудотворная икона св. Николая, мироточивая фреска «Моление о Чаше) сопровождался осмотром выставочных павильонов расположенного в храме музея Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (выставки «Святая Палестина»; «Костромская Голгофа»; «Неизвестная Кострома»).

image001После экскурсии по храму, музею ИППО и традиционного чаепития, желающие смогли подняться на колокольню и позвонить в колокола, таким образом почувствовать немного себя звонарями. С колокольни открывался живописный и захватывающий вид окрестностей Самети и Костромского водохранилища.

Затем, помолились у могилы знаменитого председателя колхоза «XII Октябрь, Дважды Героя Социалистического труда П. А. Малининой, похороненной в ограде храма. Человека-труженика, отстоявшего в 1946 году храм от закрытия.

По отзывам паломников, тот кто хоть один раз посетил Никольский храм в Самети, обязательно вернется туда вновь.

Службы Никольской церкви проходят по воскресным и праздничным дням.

Начало богослужений в 9.00.

Справки для экскурсий и паломнических групп: Тел: +7 961 127 24 92 прот. Дмитрий Сазонов.

Никольская церковь в с. Саметь. Исторический очерк.

История: В 60-е годы 18 века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей:

  1. в холодном четверике-во имя свт.Николая Чудотворца, в тёплой трапезной ;
  2. правый- во имя свв.апп. Петра и Павла,
  3. левый- во имя Алексия, митр.Московского.

image003В 1-й пол.19 века была возведена новая колокольня, а в 1870-е годы переделана трапезная с приделами Алексия митрополита и Петра и Павла. Во 2-й пол.19 в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач.20 в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня - столп того же времени.

в 1914 г. Император Николай Второй - в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии - прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 г.- за несколько дней до начала 1-й Мировой войны - массовый крестный ход перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в Никольскую церковь в Самети (этот образ был похищен из храма осенью 2002 г.).

В советское время в селе Саметь находился известный на всю страну колхоз "12 Октябрь", возглавляемый легендарной Прасковьей Андреевной Малининой - дважды Героем Социалистического труда, кавалером шести орденов Ленина. Благодаря именно этому человеку церковь в селе не была закрыта в те годы.

image004Живопись 19 века заполняет свод и стены храма отдельными картинами, соединёнными между собой орнаментальными композициями типа гризайли. Письмо академическое, профессиональное. Иконостас выполнен по проекту 1838 г. костромского архитектора М.М.Праве, очевидно, в 1840-х гг. Классический по сути он включает витые колонки с гирляндами цветов, что придаёт ему барочный вид. Иконостас изобилует резьбой с тонкой прорисовкой всех деталей, что характерно для творческого подчерка зодчего. Масляная живопись в трапезной исполнена большесольским мастером А.М.Баженовым в 1882 г., правлена в 1980-е годы. Иконостасы приделов фабричной работы выполнены в псевдорусском стиле в нач.20 века.

Святыни храма:

  • Чудотворная икона святителя Николая, архиепископа, Мирликийского (XVII);.
  • Мироточивая фреска «Моление о Чаше»;
  • Икона св. Алексия, митрополита Московского;
  • Четки и молитвенник священномученика Никодима, архиепископа (+1937).

Экскурсия рассчитана на 40 мин.

image005Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец(IVв.) Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

image006Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах — точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

Информация: 19 декабря и 22 мая в день памяти святителя Николая в Самети проходят Никольские ярмарки (народные гулянья: выступление народных коллективов, соревнования, торговля изделиями местных мастеров, катание на лошадях (плетеные изделия, копченая рыба, молоко, творог).

 

Могила дважды Героя Социалистического Труда, председателя колхоза XII Октябрь П. А. Малининой, расположенная в церковной ограде.

image008 

 

 Звонница на колькольне.

image009 

 

Экскурсия предполагает посещение Костромского водохранилища.

image010 

4 августа 1955 года в 18 км от г. Нижний Новгород (Горький) в районе древнего Городца было перекрыто русло Волги. Было создано Горьковское водохранилище площадью 1750 кв.км. В сентябре 1956 г. в районе села Куниково было перекрыто русло реки Костромы, и её воды направились по новому искусственному руслу в Волгу. Натолкнувшись на подпор Волги, воды реки Костромы широко разлились, образовав залив Горьковского водохранилища - Ярославско – Костромское Водохранилище.

image011image012Потребовалось переселить 19 населенных пунктов. Сотни семей из затопленных сел и деревень были вынуждены покинуть родные дома. В 1989 году на месте бывшей деревни Губачёво в Костромском районе появилась березовая роща. 62 дерева – по числу домов в родной, но уже несуществующей деревне посадил вместе с односельчанами Александр Никитович Разживин.

Деревни Губачево, Скрывалово, Митино, Новленское, Пашутино состояли в приходе Никольского храма Сельца за Воржею. Принадлежали на продолжении нескольких веков Ипатьевскому монастырю. Церковь Николая Угодника была центром прихода и разделила судьбу всех окружающих приходских деревень, т.е. была снесена с лица земли. Люди до сих пор хранят память о древнем чудотворном образе Святителя Николая, который находился в местном храме.

На стенах небольшой часовни, построенной на месте деревни, 1 000 имен и фамилий, даты и место рождения, даты и место последнего боя всех отцов и дедов, всех солдат, не вернувшихся с войны и сложивших головы на полях сражения в Первую мировую войну и в годы Великой Отечественной войны из затопленных деревень. Чтобы знали и помнили…


 

DSC06121
DSC06123
DSC06125
DSC06127
DSC06128
DSC06130
DSC06133
DSC06136
DSC06137
DSC06138

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Никон (Софийский, 1861 - 1908), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии.

Принято считать, что трагедия Русской Церкви началась в 1917 году. Это не совсем верно. В 1905 году в Ялте, на глазах жены и троих маленьких детей, был заколот кинжалами священник о.Владимир Троепольский. Революционеры не простили ему обличений в свой адрес. Последними словами батюшки, обращёнными к убийцам, были: «Бог простит!» 30 ноября 1906 г. в приволжском селе Городищи был убит отец Константин Хитров. Вместе со священником мученическую кончину приняли его матушка и малолетние сыновья, Сергей и Николай, – все они были найдены с проломленными головами.

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...