| | vivaspb.com | finntalk.com

Паломничество в Саметь

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image002В 1-е воскресенье Великого Поста Никольский храм с. Саметь посетили паломники. Экскурсию по достопримечательностям храма и его окрестностям провел настоятель церкви протоиерей Дмитрий Сазонов. Рассказ об историческом прошлом Никольской церкви и ее святынях (чудотворная икона св. Николая, мироточивая фреска «Моление о Чаше) сопровождался осмотром выставочных павильонов расположенного в храме музея Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (выставки «Святая Палестина»; «Костромская Голгофа»; «Неизвестная Кострома»).

image001После экскурсии по храму, музею ИППО и традиционного чаепития, желающие смогли подняться на колокольню и позвонить в колокола, таким образом почувствовать немного себя звонарями. С колокольни открывался живописный и захватывающий вид окрестностей Самети и Костромского водохранилища.

Затем, помолились у могилы знаменитого председателя колхоза «XII Октябрь, Дважды Героя Социалистического труда П. А. Малининой, похороненной в ограде храма. Человека-труженика, отстоявшего в 1946 году храм от закрытия.

По отзывам паломников, тот кто хоть один раз посетил Никольский храм в Самети, обязательно вернется туда вновь.

Службы Никольской церкви проходят по воскресным и праздничным дням.

Начало богослужений в 9.00.

Справки для экскурсий и паломнических групп: Тел: +7 961 127 24 92 прот. Дмитрий Сазонов.

Никольская церковь в с. Саметь. Исторический очерк.

История: В 60-е годы 18 века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей:

  1. в холодном четверике-во имя свт.Николая Чудотворца, в тёплой трапезной ;
  2. правый- во имя свв.апп. Петра и Павла,
  3. левый- во имя Алексия, митр.Московского.

image003В 1-й пол.19 века была возведена новая колокольня, а в 1870-е годы переделана трапезная с приделами Алексия митрополита и Петра и Павла. Во 2-й пол.19 в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач.20 в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня - столп того же времени.

в 1914 г. Император Николай Второй - в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии - прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 г.- за несколько дней до начала 1-й Мировой войны - массовый крестный ход перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в Никольскую церковь в Самети (этот образ был похищен из храма осенью 2002 г.).

В советское время в селе Саметь находился известный на всю страну колхоз "12 Октябрь", возглавляемый легендарной Прасковьей Андреевной Малининой - дважды Героем Социалистического труда, кавалером шести орденов Ленина. Благодаря именно этому человеку церковь в селе не была закрыта в те годы.

image004Живопись 19 века заполняет свод и стены храма отдельными картинами, соединёнными между собой орнаментальными композициями типа гризайли. Письмо академическое, профессиональное. Иконостас выполнен по проекту 1838 г. костромского архитектора М.М.Праве, очевидно, в 1840-х гг. Классический по сути он включает витые колонки с гирляндами цветов, что придаёт ему барочный вид. Иконостас изобилует резьбой с тонкой прорисовкой всех деталей, что характерно для творческого подчерка зодчего. Масляная живопись в трапезной исполнена большесольским мастером А.М.Баженовым в 1882 г., правлена в 1980-е годы. Иконостасы приделов фабричной работы выполнены в псевдорусском стиле в нач.20 века.

Святыни храма:

  • Чудотворная икона святителя Николая, архиепископа, Мирликийского (XVII);.
  • Мироточивая фреска «Моление о Чаше»;
  • Икона св. Алексия, митрополита Московского;
  • Четки и молитвенник священномученика Никодима, архиепископа (+1937).

Экскурсия рассчитана на 40 мин.

image005Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец(IVв.) Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

image006Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах — точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

Информация: 19 декабря и 22 мая в день памяти святителя Николая в Самети проходят Никольские ярмарки (народные гулянья: выступление народных коллективов, соревнования, торговля изделиями местных мастеров, катание на лошадях (плетеные изделия, копченая рыба, молоко, творог).

 

Могила дважды Героя Социалистического Труда, председателя колхоза XII Октябрь П. А. Малининой, расположенная в церковной ограде.

image008 

 

 Звонница на колькольне.

image009 

 

Экскурсия предполагает посещение Костромского водохранилища.

image010 

4 августа 1955 года в 18 км от г. Нижний Новгород (Горький) в районе древнего Городца было перекрыто русло Волги. Было создано Горьковское водохранилище площадью 1750 кв.км. В сентябре 1956 г. в районе села Куниково было перекрыто русло реки Костромы, и её воды направились по новому искусственному руслу в Волгу. Натолкнувшись на подпор Волги, воды реки Костромы широко разлились, образовав залив Горьковского водохранилища - Ярославско – Костромское Водохранилище.

image011image012Потребовалось переселить 19 населенных пунктов. Сотни семей из затопленных сел и деревень были вынуждены покинуть родные дома. В 1989 году на месте бывшей деревни Губачёво в Костромском районе появилась березовая роща. 62 дерева – по числу домов в родной, но уже несуществующей деревне посадил вместе с односельчанами Александр Никитович Разживин.

Деревни Губачево, Скрывалово, Митино, Новленское, Пашутино состояли в приходе Никольского храма Сельца за Воржею. Принадлежали на продолжении нескольких веков Ипатьевскому монастырю. Церковь Николая Угодника была центром прихода и разделила судьбу всех окружающих приходских деревень, т.е. была снесена с лица земли. Люди до сих пор хранят память о древнем чудотворном образе Святителя Николая, который находился в местном храме.

На стенах небольшой часовни, построенной на месте деревни, 1 000 имен и фамилий, даты и место рождения, даты и место последнего боя всех отцов и дедов, всех солдат, не вернувшихся с войны и сложивших головы на полях сражения в Первую мировую войну и в годы Великой Отечественной войны из затопленных деревень. Чтобы знали и помнили…


 

DSC06121
DSC06123
DSC06125
DSC06127
DSC06128
DSC06130
DSC06133
DSC06136
DSC06137
DSC06138

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Собор Костромских святых

Преподобный Авраамий Галичский

память 20 июля (2 августа)

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий– ученик преподобного Сергия Радонежского.

Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, преподобный Авраамий первоначально подвизался и нижегородской Печерской обители, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь. Спустя некоторое время, в поисках места для уединенной монашеской жизни, преподобныйАвраамий по благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области).

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...