Лекция в летнем лагере РГО «Загадки острова Вежи»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

01Совместные проекты Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и Костромского областного отделения Русского географического общества.

18 и 20 июля 2015, в рамках сотрудничества Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и Костромского областного отделения Русского географического общества были в летнем лагере РГО «Загадки острова Вежи», находящемся неподалеку от д. Спас-Вежи председателем КОИППО прот. Дмитрием Сазоновым и членом КОИППО доцентом Костромского государственного технологического университета Л. И. Сизинцевой были прочитаны лекции «Святые и святыни Костромской земли» и «История Костромы». Члены экспедиции, среди которых находились представители 4 регионов ЦФО (Москвы, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода), с вниманием выслушали сведения о становлении Православия и появлении святых мест на Костромской земле, особенностями костромской святости и интересными фактами исторического прошлого нашего края.

02Во время ознакомления лекторов с бытом и предметом научных изысканий экспедиции были представлены удивительные находки:кусок кожи – деталь средневекового детского башмачка. В 16-м веке его носила маленькая модница, лет пяти, уверяют археологи. А вот это подошва уже от "взрослого" сапога. Тоже сделанного с большим искусством и по последней средневековой моде: с загнутыми носом и наборным кожаным каблуком. Вся эта обувь принадлежала жителям древнего села Вёжи. Впрочем, по своему богатству и уровню жизни населения оно больше походило на город. Археологи рассчитывают найти здесь берестяные грамоты.А находок на Вежах действительно много, как ни на одном археологическом памятнике в нашем регионе. Здесь сырая почва. Она не пропускает кислород и все предметы хорошо сохраняются. Вот средневековые замки с ключами. Эти изделия древнерусских кузнецов были так хороши, что их поставляли в Европу. А это наконечники стрел.

03Организаторы экспедиции информировали выступавших о намеченных экскурсиях в г. Кострому, где желающие смогут ознакомиться с упоминавшимися в лекциях историческими местами, что называется «вживую», для того, чтобы Костромская земля запечатлелась в памяти участников экспедиции как своей древней историей, так глубокой, неподражаемой духовностью. Мы надеемся, что участники экспедиции обогатят науку своими открытиями и вновь вернуться сюда для научных изысканий.

Фотографии

Справка: Костромская земля с давних пор была символом русской патриархальной деревни. Тем значительнее тот культурный, духовный и материальный ущерб, нанесенный этому региону созданием на его территории Костромского залива Горьковского водохранилища, нередко именуемого "морем".

История строительства всего каскада волжских водохранилищ представляет собой извечный конфликт, возникающий при решении задач промышленно-экономического развития и сохранения историко-культурного наследия.

В этой связи, более известна трагическая история старинного русского города Молога, погребенного на дне Рыбинского водохранилища. Однако не менее интересны и затопленные деревни соседней с Ярославской областью Костромской земли, в частности Спас-Вёжи.

04Девятнадцать населенных пунктов Костромской области подлежали выселению в соответствии с планом создания Костромского залива Горьковского водохранилища. Среди них были и довольно крупные, насчитывающие несколько сотен крестьянских дворов. Не стоит забывать и о том, что выселение нередко проходило с применением жестоких мер принудительного характера, осуществляемых по отношению к гражданскому населению, отказывающемуся уходить с веками насиженных мест, отрываться от родных корней и покидать могилы предков. До сих пор местные старожилы со всего Северного Поволжья, наиболее затронутого переселенческой политикой в ходе создания каскада водохранилищ, могут поведать полулегендарные истории о жителях, приковывавших себя к оградам домов, добровольно обрекая себя на погибель.

А ведь каждого крестьянского двора, у каждого жителя была своя история – история семьи, история рода, исполненная подвигов и неудач, больших и малых свершений.

Истории этих людей – живших, любивших и сражавшихся за нашу Родину на фронтах Первой и Второй мировых войн – не должны быть забыты.

Именно в этом заключается Высокая Миссия для организаторов и вдохновителей Межрегиональной археологической экспедиции Костромского областного отделения Русского географического общества "Загадки острова Вёжи" – привлечь внимание жителей регионов Северного Поволжья и всей России к историко-культурному и духовному наследию деревень, сел и городов, уничтоженных в результате антропогенного воздействия на исторически сложившийся ландшафт региона.

Экспедиция на остров Вёжи, организованная Костромским областным отделением, должна стать первым этапом в масштабном проекте по созданию на территории Костромского района Костромской области интерактивного этнографического музея-заповедника под общим названием "Затерянная Родина деда Мазая", посвященного, в том числе, теме сохранения и популяризации культурно-исторического наследия и быта жителей этой земли.

http://www.rgo.ru/ru/article/v-glubine-kostromskih-vod

 

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Федор (Поздеевский), архиепископ Волокламский (1876-1937)

Память 10/23 октября

Архиепи́скоп Фео́дор (в миру Александр Васильевич Поздеевский); родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевское, Ветлужского уезда, Костромской губернии, в многодетно йсемье священника (всего в семье было 9 детей). Окончил Макарьевское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1896), Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия. В 1900—1901 гг.— профессорский стипендиат по кафедре патрологии. В 1903 году получил учёную степень магистра богословия за сочинение: «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина» (удостоена Макарьевской премии). В 1900 году пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона, с 24 июля 1900 — иеромонах. С 17 октября 1901 года — преподаватель Калужской духовной семинарии. С 3 июля 1902 году — инспектор Казанской духовной семинарии.

Подробнее...

Статьи

Российский Императорский Дом и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

 А.Н. Закатов
канд. ист. наук, доцент
член Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия

Российский Императорский Дом и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Российский Императорский Дом Романовых уже около 20 лет непосредственно присутствует в общественной жизни современной России. Независимо от отношения к вопросу о возможностях восстановления монархии, многие соотечественники видят в исторической династии важный элемент гражданского общества. Интерес к дореволюционной и недавней истории Императорского Дома не ослабевает. Некоторые аспекты этой истории изучены досконально. Но существует еще и немало белых пятен. Одной из таких малоизученных тем является позиция Российского Императорского Дома в годы Великой Отечественной войны.

Подробнее...