Лекция в летнем лагере РГО «Загадки острова Вежи»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

01Совместные проекты Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и Костромского областного отделения Русского географического общества.

18 и 20 июля 2015, в рамках сотрудничества Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и Костромского областного отделения Русского географического общества были в летнем лагере РГО «Загадки острова Вежи», находящемся неподалеку от д. Спас-Вежи председателем КОИППО прот. Дмитрием Сазоновым и членом КОИППО доцентом Костромского государственного технологического университета Л. И. Сизинцевой были прочитаны лекции «Святые и святыни Костромской земли» и «История Костромы». Члены экспедиции, среди которых находились представители 4 регионов ЦФО (Москвы, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода), с вниманием выслушали сведения о становлении Православия и появлении святых мест на Костромской земле, особенностями костромской святости и интересными фактами исторического прошлого нашего края.

02Во время ознакомления лекторов с бытом и предметом научных изысканий экспедиции были представлены удивительные находки:кусок кожи – деталь средневекового детского башмачка. В 16-м веке его носила маленькая модница, лет пяти, уверяют археологи. А вот это подошва уже от "взрослого" сапога. Тоже сделанного с большим искусством и по последней средневековой моде: с загнутыми носом и наборным кожаным каблуком. Вся эта обувь принадлежала жителям древнего села Вёжи. Впрочем, по своему богатству и уровню жизни населения оно больше походило на город. Археологи рассчитывают найти здесь берестяные грамоты.А находок на Вежах действительно много, как ни на одном археологическом памятнике в нашем регионе. Здесь сырая почва. Она не пропускает кислород и все предметы хорошо сохраняются. Вот средневековые замки с ключами. Эти изделия древнерусских кузнецов были так хороши, что их поставляли в Европу. А это наконечники стрел.

03Организаторы экспедиции информировали выступавших о намеченных экскурсиях в г. Кострому, где желающие смогут ознакомиться с упоминавшимися в лекциях историческими местами, что называется «вживую», для того, чтобы Костромская земля запечатлелась в памяти участников экспедиции как своей древней историей, так глубокой, неподражаемой духовностью. Мы надеемся, что участники экспедиции обогатят науку своими открытиями и вновь вернуться сюда для научных изысканий.

Фотографии

Справка: Костромская земля с давних пор была символом русской патриархальной деревни. Тем значительнее тот культурный, духовный и материальный ущерб, нанесенный этому региону созданием на его территории Костромского залива Горьковского водохранилища, нередко именуемого "морем".

История строительства всего каскада волжских водохранилищ представляет собой извечный конфликт, возникающий при решении задач промышленно-экономического развития и сохранения историко-культурного наследия.

В этой связи, более известна трагическая история старинного русского города Молога, погребенного на дне Рыбинского водохранилища. Однако не менее интересны и затопленные деревни соседней с Ярославской областью Костромской земли, в частности Спас-Вёжи.

04Девятнадцать населенных пунктов Костромской области подлежали выселению в соответствии с планом создания Костромского залива Горьковского водохранилища. Среди них были и довольно крупные, насчитывающие несколько сотен крестьянских дворов. Не стоит забывать и о том, что выселение нередко проходило с применением жестоких мер принудительного характера, осуществляемых по отношению к гражданскому населению, отказывающемуся уходить с веками насиженных мест, отрываться от родных корней и покидать могилы предков. До сих пор местные старожилы со всего Северного Поволжья, наиболее затронутого переселенческой политикой в ходе создания каскада водохранилищ, могут поведать полулегендарные истории о жителях, приковывавших себя к оградам домов, добровольно обрекая себя на погибель.

А ведь каждого крестьянского двора, у каждого жителя была своя история – история семьи, история рода, исполненная подвигов и неудач, больших и малых свершений.

Истории этих людей – живших, любивших и сражавшихся за нашу Родину на фронтах Первой и Второй мировых войн – не должны быть забыты.

Именно в этом заключается Высокая Миссия для организаторов и вдохновителей Межрегиональной археологической экспедиции Костромского областного отделения Русского географического общества "Загадки острова Вёжи" – привлечь внимание жителей регионов Северного Поволжья и всей России к историко-культурному и духовному наследию деревень, сел и городов, уничтоженных в результате антропогенного воздействия на исторически сложившийся ландшафт региона.

Экспедиция на остров Вёжи, организованная Костромским областным отделением, должна стать первым этапом в масштабном проекте по созданию на территории Костромского района Костромской области интерактивного этнографического музея-заповедника под общим названием "Затерянная Родина деда Мазая", посвященного, в том числе, теме сохранения и популяризации культурно-исторического наследия и быта жителей этой земли.

http://www.rgo.ru/ru/article/v-glubine-kostromskih-vod

 

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Иустин (Полянский) епископ Уфимский (+1903)

Память 26 сентября, в Соборе Воронежских святых – 4 сентября и в Соборе Крымских святых – 15 декабря.

Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. При крещении был назван Михаилом. Сын диакона с. Богатырева. Михаил Евграфович ПолянскийВ 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника. 25 сентября 1854 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября - в сан иерея. В 1864 году овдовел и 1 июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского, как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа. Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище.

Подробнее...

Статьи

Епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) – выдающийся церковный проповедник и духовный писатель

Дипломная работа студента V курса
очного отделения
Костромской духовной семинарии
Якушева Андрея

Научный руководитель:
преподаватель
Костромской духовной семинарии
кандидат богословия
протоиерей Димитрий Сазонов.

Подробнее...