Лекция в летнем лагере РГО «Загадки острова Вежи»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

01Совместные проекты Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и Костромского областного отделения Русского географического общества.

18 и 20 июля 2015, в рамках сотрудничества Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и Костромского областного отделения Русского географического общества были в летнем лагере РГО «Загадки острова Вежи», находящемся неподалеку от д. Спас-Вежи председателем КОИППО прот. Дмитрием Сазоновым и членом КОИППО доцентом Костромского государственного технологического университета Л. И. Сизинцевой были прочитаны лекции «Святые и святыни Костромской земли» и «История Костромы». Члены экспедиции, среди которых находились представители 4 регионов ЦФО (Москвы, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода), с вниманием выслушали сведения о становлении Православия и появлении святых мест на Костромской земле, особенностями костромской святости и интересными фактами исторического прошлого нашего края.

02Во время ознакомления лекторов с бытом и предметом научных изысканий экспедиции были представлены удивительные находки:кусок кожи – деталь средневекового детского башмачка. В 16-м веке его носила маленькая модница, лет пяти, уверяют археологи. А вот это подошва уже от "взрослого" сапога. Тоже сделанного с большим искусством и по последней средневековой моде: с загнутыми носом и наборным кожаным каблуком. Вся эта обувь принадлежала жителям древнего села Вёжи. Впрочем, по своему богатству и уровню жизни населения оно больше походило на город. Археологи рассчитывают найти здесь берестяные грамоты.А находок на Вежах действительно много, как ни на одном археологическом памятнике в нашем регионе. Здесь сырая почва. Она не пропускает кислород и все предметы хорошо сохраняются. Вот средневековые замки с ключами. Эти изделия древнерусских кузнецов были так хороши, что их поставляли в Европу. А это наконечники стрел.

03Организаторы экспедиции информировали выступавших о намеченных экскурсиях в г. Кострому, где желающие смогут ознакомиться с упоминавшимися в лекциях историческими местами, что называется «вживую», для того, чтобы Костромская земля запечатлелась в памяти участников экспедиции как своей древней историей, так глубокой, неподражаемой духовностью. Мы надеемся, что участники экспедиции обогатят науку своими открытиями и вновь вернуться сюда для научных изысканий.

Фотографии

Справка: Костромская земля с давних пор была символом русской патриархальной деревни. Тем значительнее тот культурный, духовный и материальный ущерб, нанесенный этому региону созданием на его территории Костромского залива Горьковского водохранилища, нередко именуемого "морем".

История строительства всего каскада волжских водохранилищ представляет собой извечный конфликт, возникающий при решении задач промышленно-экономического развития и сохранения историко-культурного наследия.

В этой связи, более известна трагическая история старинного русского города Молога, погребенного на дне Рыбинского водохранилища. Однако не менее интересны и затопленные деревни соседней с Ярославской областью Костромской земли, в частности Спас-Вёжи.

04Девятнадцать населенных пунктов Костромской области подлежали выселению в соответствии с планом создания Костромского залива Горьковского водохранилища. Среди них были и довольно крупные, насчитывающие несколько сотен крестьянских дворов. Не стоит забывать и о том, что выселение нередко проходило с применением жестоких мер принудительного характера, осуществляемых по отношению к гражданскому населению, отказывающемуся уходить с веками насиженных мест, отрываться от родных корней и покидать могилы предков. До сих пор местные старожилы со всего Северного Поволжья, наиболее затронутого переселенческой политикой в ходе создания каскада водохранилищ, могут поведать полулегендарные истории о жителях, приковывавших себя к оградам домов, добровольно обрекая себя на погибель.

А ведь каждого крестьянского двора, у каждого жителя была своя история – история семьи, история рода, исполненная подвигов и неудач, больших и малых свершений.

Истории этих людей – живших, любивших и сражавшихся за нашу Родину на фронтах Первой и Второй мировых войн – не должны быть забыты.

Именно в этом заключается Высокая Миссия для организаторов и вдохновителей Межрегиональной археологической экспедиции Костромского областного отделения Русского географического общества "Загадки острова Вёжи" – привлечь внимание жителей регионов Северного Поволжья и всей России к историко-культурному и духовному наследию деревень, сел и городов, уничтоженных в результате антропогенного воздействия на исторически сложившийся ландшафт региона.

Экспедиция на остров Вёжи, организованная Костромским областным отделением, должна стать первым этапом в масштабном проекте по созданию на территории Костромского района Костромской области интерактивного этнографического музея-заповедника под общим названием "Затерянная Родина деда Мазая", посвященного, в том числе, теме сохранения и популяризации культурно-исторического наследия и быта жителей этой земли.

http://www.rgo.ru/ru/article/v-glubine-kostromskih-vod

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Насельница Богородицкого Пошехонского монастыря Вишнякова Анна Ивановна (1883-1958?)

Родилась 13.06.1883 г. в д. Митирева Буйского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Работала на шапочном производстве. С 1906 г. в течение 20 лет была насельницей Исакова Рождества- Богородицкого монастыря Пошехонского уезда ярославской области. В 1926 г., после закрытия монастыря поселилась в г. Пошехонье вместе с монахинями Марией (Кореповой) и Анфисой (?). Воспитывала мальчика, мать которого находилась в тюрьме.

Подробнее...

Статьи

Александр Дмитриевич Самарин. История возникновения и деятельности Союза объединенных приходов г. Москвы. К оценке личности.

Личность бывшего обер-прокурора Святейшего Синода и товарица председателя Священного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. А. Д. Самарина1 была бы неполной без освящения его деятельности на посту председателя Совета объединенных приходов г. Москвы, который был создан 30-го января 1918 г в ответ на репрессивные меры властей по отношению к Церкви после октябрьского переворота2 Союз приходов, возглавляемый А. Д. Самариным, следуя вызовам времени, выработал тактику борьбы с революционной властью3.

Подробнее...