| | vivaspb.com | finntalk.com

24 июня 2018. Память преподобного Варнавы Ветлужского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Преподобный Варнава Ветлужский, молитвенная память которого совершается 24 июня жил в XIV-XV веках; вначале он был приходским священником в Великом Устюге, а после кончины супруги принял монашество.

После пострига преподобный удалился от суетной мирской жизни и поселился в безлюдном месте на Красной горе близ реки Ветлуги. Здесь, как повествует  житие святого угодника, он «работал Богу в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым».

image002Двадцать восемь лет преподобный Варнава провел в подвиге отшельничества на Красной горе. Несмотря на то, что в ближайших окрестностях этого места не было людского жилья, о благодатном пустыннике стало известно обитателям древнего Ветлужского края; к угоднику Божию стали обращаться те, кто искал духовного совета, вразумления и утешения. Сохранились свидетельства о пророчествах святого старца, предрекавшего, что по его преставлении ко Господу на Красной горе возникнет иноческая обитель, и «умножит Бог житие человеков». 

Земной путь преподобного Варнавы завершился в 1445 году; святой сподобился от Господа мирной кончины в глубокой старости. Во исполнение пророчества на место подвигов и погребения Ветлужского пустынника стали приходить монахи и земледельцы; Красную гору украсили храмы во Имя Живоначальной Троицы и в честь святителя Николая. Так было положено начало святой обители, получившей именование Варнавиной пустыни. Впоследствии поселение, образовавшееся у стен image003обители, стало уездным городом Варнавиным – названным так в память о святом угоднике Божием.

Из-за опасности обвала горы, на которой стояла Николаевская церковь, 22 мая 1912 г. состоялось перенесение мощей Преподобного Варнавы из Николаевского храма в Троицкий собор, в левый придел, посвященный преподобному. 10-11 июня 1914 г. в г. Варнавине проходили церковные торжества при изнесении св. мощей Преподобного Варнавы из под спуда и положении их в новую раку. Во время массового вскрытия мощей святых в 1919-1920 гг. мощи преподобного не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. советские власти встали перед необходимостью изъятия мощей из серебряной раки, которая подлежала конфискации. Варнавинская уездная комиссия не решилась это сделать самостоятельно и обратилась за указаниями в Костромской губком РКП(б), который отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешения на вскрытие мощей. «Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 г. под председательством В. И. Ленина, Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки (кажется, В. В. единственный из русских святых, вопрос о вскрытии мощей которого решался на столь высоком гос. уровне).image005

image004В сер. мая 1922 г. в Варнавине мощи В. В. были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, мощи остались в Троицком храме. В нач. 1930 г. храм был переоборудован под клуб, мощи преподобного Варнавы перенесли в последний действующий храм Варнавина - деревянную кладбищенскую церковь арх. Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 г. свящ. Архангельской церкви  Петр Мегалинский (Петр Михайлович Мегалинский, сын псаломщика Михаила Лукоянова Мегалинского – прим. С. Д.), предвидя ее скорое закрытие и новое осквернение мощей преподобного Варнавы, с несколькими прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма. В 1937 г. о. Петр был арестован и вскоре расстрелян. Дальнейшая их судьба доподлинно неизвестна.

Все три храма утрачены в 1930-е годы. В 2000 г. рядом с местом, где находился Троицкий собор построена деревянная церковь в честь преподобного Варнавы Ветлужского. В г. Шарья с 15 января 1998 г. стал действовать деревянный храм во имя святого преподобного Варнавы Ветлужского. 

image006

С 2003 года в день памяти преподобного от храма в честь Феодоровской Божией Матери поселка Ветлужский к Варнавинскому храму совершается десятикилометровый крестный ход. Стало традицией проведение в г. Шарье ежегодных Варнавинских чтений с участием преподавателей и учащихся школ и учебных заведений Костромской и Нижегородских областей. Настоятелем Варнавинской церкви является протоиерей Серафим Гангур. Святой источник преподобного Варнавы расположен у села Рождестенское и деревни Ивановское Шарьинского района Костромской области. Источник объявлен памятником природы регионального значения.

image007

С кон. 80-х гг. XX в. в Поветлужье (с 1922 входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания преподобного Варнавы.  Осенью 1991 г. в Варнавине был освящен первый в новейшее время храм, посвященный преподобному. 24 июня 1999 г. в Варнавине на месте разрушенных храмов бывш. Троицкого монастыря Нижегородский и Арзамасский митр. Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной церкви во имя преподобного Варнавы Ветлужского, храм был освящен 24 июня следующего года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения преподобного Варнавы, был установлен памятный крест.

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Дмитровский Пимен (Извеков, 1910-1990). Временно управляющий Костромской епархией 1 ноября 1959 по 16 марта 1916 гг. С 1971 по 1990 Патриарх Московский и всея Руси.

Святейший Патрирх Архиепископ Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) 10 июля 1910 года, в праздник Положения ризы Господней.. Место его рождения – село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии[1]. В официальных биографиях местом рождения патриарха значится город Богородск (ныне Ногинск), где жила семья Патриарха.

Подробнее...

Статьи

Спорные вопросы полемики о каноничности Белокриницкой иерархии

В начале 1830-х гг. в Российской империи, в поповской ветви старообрядчества окончательно оформилось направление, которое не хотело ни сливаться с господствующим православием, ни делаться беспоповцами. Причиной этого стал запрет императором Николем Iв 1827 г. приема в старообрядчество священников, переходивших из господствующей Греко-Российской Православной церкви, положивший начало правительственным репрессиям против старообрядческих центров.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: