| | vivaspb.com | finntalk.com

27 марта. Чудотворная икона Федоровской иконы Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00127 марта все костромичи, все патриоты родной земли, молитвенно преклоняются перед чудотворной иконой Федоровской иконы Божьей Матери, которой в этот день, в 1613 г. был благословен на царство в стенах Ипатьевского монастыря молодой боярин Михаил Федорович Романов. Это благословение положило конец периоду Смутного времени в истории Русского государства, открыло начало воцарению новой династии, которая управляла Россией в течение 300 лет.

 

 

 

Image003
Image005

В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. image014В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери. Несмотря на уговоры московского посольства, image008пришедшего с решением Земского собора, мать Михаила Федоровича, Марфа Ивановна, долго не благословляла своего шестнадцатилетнего сына на престол государей русских. Лишь после того, как архиепископ Рязанский Феодорит подняв чудотворную икону Божьей Матери, а келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын подняв икону святителей московских сказали матери и сыну о том, что юный боярин «избран от Бога», старица вверила своего сына заступничеству Самой Царицы Небесной, и благословила его на царский престол. В память об этом событии, был установлен праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери Федоровской, чей образ стал особо почитаться представителями царского дома Романовых. В царствование Дома Романовых Костромской Ипатьевский монастырь был многократно перестроен и украшен. Зеленая башня, сооруженная в том месте, где остановился в 1613 крестный ход, пришедший просить на престол Михаила Феодоровича Романова, и откуда он отбыл в Москву, в сер. XVII в. стала главным въездом в монастырь. В обители возводятся Свято-Троицкий собор (1650 — 52) с приделом св.Михаила Малеина, небесного покровителя Михаила Феодоровича, звонница (1601—49), церковь Св. Хрисанфа и Дарий (1859, арх. К.А. Тон), архиерейский корпус. С чудотворной иконой ежегодно из Успенского собора совершались крестные ходы в день Пятидесятницы (св. Троицы) в Ипатьевкий монастырь, а 29 августа в церковь Спаса на Запрудне (место, где она была явлена в 1259 г.). Через благословение Феодоровским Образом Божией Матери восходили потомки царя Михаила Романова на царский престол. Невесты, взятые ими в других народах и принявшие Православие, принимали отчество «Феодоровна».

image011С начала своего явления в Костроме, Федоровская икона находилась в деревянном храме в честь великомученика Федора Стратилата. Затем, после того, как пожаром был истреблен соборный храм (икона осталась неповрежденной), князем Василием Ярославичем было принято решение о постройке нового Успенского собора с пределом в честь чтимого костромичами святого великомученика Феодора Стратилата, куда и была помещена чудотворная икона. По желанию князя икона была украшена драгоценной ризой - золотым окладом, полпуда весом. Он был украшен бриллиантами, яхонтами изумрудами, рубинами и др. драгоценными камнями. Особенностью постройки собора было то, что он алтарем был обращен не на восток, а на север, в сторону Запрудненского монастыря – места обретения чудотворного образа. В соборном храме, с 1825 г. ставшим кафедральным храмом города, икона хранилась до 1929 г. Затем она была перевезена в Иоанно-Богословский храм на Каткиной горе (ул. Горная) и находилась там до 1944г. В этом году она была помещена в Иоанно-Златоустовский храм на Лаврской улице, являвшийся в те годы кафедральным собором города. С апреля 1964 г., в связи с открытием Воскресенского храма на Нижней Дебре, она находилась в этом храме. В 1990 г. впервые после многих десятилетий, 29 августа состоялся крестный ход который прошел из Воскресенского собора к храму Спаса на Запрудне. После чего совершение его стало уже традиционным явлением. 18 августа 1991 г. костромская святыня была перенесена в Богоявленско-Анастасьин кафедральный собор, где и находится сейчас.

 

 

image019Храмы, освящённые в честь иконы Божией Матери «Феодоровская»:

  • Феодоровский Государев собор в Царском Селе — полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».
  • Феодоровский собор Санкт-Петербурга — построен к 300-летию династии Романовых, в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».
  • Фёдоровская церковь в Ярославле — построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время — кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.
  • Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи).
  • Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году.
  • Феодоровский собор в Феодоровском монастыре Городца.
  • Церковь в честь Феодоровской иконы в городе Коврове Владимирской области.
  • Церковь в честь Феодоровской иконы в посёлке Янтарном Ростовской области.

 

image022В Костроме в конце нынешнего проспекта Мира находился храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1897). Он был сооружен в память избавления костромичей от эпидемии холеры 1892 года. Церковь была закрыта в 1934 году как «бесхозяйственная» и вскоре подверглась полному разрушению. В п. Некрасовское стоит Феодоровская часовня, в с. Хомутово, Островского района находится Феодоровский храм.

image025Чудо. 23 сентября 1994 года икона список с чудотворной иконы Божией Матери Феодоровской, считающаяся покровительницей царской семьи Романовых, который был написан в XIX веке и сегодня находится в Феодоровском Городке в Царском селе, внезапно начала мироточить. Это произошло как раз в том самый день, когда после было предано земле тело Великого Князя Цесаревича Георгия Александровича Романова. Миро не высыхало на Феодоровской иконе на протяжении 4 дней и исчезло 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

С 2001 года появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. В 2008 году возобновлена традиция крестных ходов со чтимым списком Феодоровской иконы, хранящимся в Городецком Феодоровском монастыре.

27 марта 1995 года в день празднования чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе за Божественной литургией совершалось прославление в лике местночтимых святых архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова; 1868-1938) – священномученика, управлявшего Костромской епархией в 1932-1936 годах и принявшего страдальческую кончину за веру Христову, 80 лет назад, в ярославской тюрьме «Коровники» 21 августа 1938 года.

27 марта 2000 года, за Божественной литургией в Богоявленском соборе были также прославлены в лике местночтимых святых новомученики Солигаличские, столетие со дня мученической кончины которых мы отмечаем – священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин, расстрелянные карательным отрядом 7 марта 1918 года.

На Юбилейном архиерейском соборе в августе 2000 года священномученик Никодим (Кротков) и новомученики Солигаличские были прославлены в лике всероссийски почитаемых новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа в годину «огненного искушения» (1Петр. 4:12).

 

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иеромонах Анемподист (Васильев, 1884 – 1975 гг.)

Печатается по дипломной работе  игумении Феофании (Ложкиной)
«Киевский старец иеромонах Анемподист (Васильев)»

Родился будущий иеромонах Анемподист в местечке Сокиряны (с. Сикуян) Хотинского уезда в Бессарабии 30 июня (13 июля) 1884 года, в день памяти Собора святых двенадцати апостолов в молдавской крестьянской семье. При Крещении мальчика назвали Никоном на молдавский лад, в честь преп. Никона Соколовского.

Подробнее...

Статьи

Об эсхатологии совести

Как это не покажется кому-то странным, но философия в своей длительной истории так до сих пор и не разобралась с понятием, называемым совестью. Принято считать, что если слово часто повторяется в общениях людей друг с другом (письменном и устном), то мы заведомо знаем, что это такое: и если не знаю этого я сам, то наверняка знают об этом другие, более компетентные люди. Возникает ложный стыд незнания того, что якобы знают другие, а раз так, то и я прикинусь знающим то, что сам же и употребляю.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: