| | vivaspb.com | finntalk.com

15 февраля 2018. Сретение

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Праздник, который мы будем молитвенно отмечать 15 февраля, называется Сретением (встречей). Он является памятью о том великом событии, которое совершилось на сороковой день после рождения Христа-Спасителя. По закону, данному Богом пророку Моисею, в честь освобождения еврейского народа от египетского рабства, каждая еврейская семья должна принести своего первенца в храм для посвящения Богу.

Матерь Божья, вместе с праведным Иосифом, принесла младенца Иисуса в иерусалимский храм. Там их встретили 360-летний старец Симеон, переводчик Библии(Ветхого Завета) с еврейского на греческий язык, который сомневался о рождении от Девы Спасителя мира. Явившимся ему ангелом было предсказано, что он не умрет, пока сам не увидит совершение написанного пророчества. Праведный Симеон взял на свои руки Богомладенца (в церковных песнопениях Симеон называется еще Богоприимцем, т. к. принял на свои руки Богомладенца Христа), и прославил Господа, явившегося в наш мир и принявшего для исцеления нашей природы плоть человеческую. В своих словах он прорек распятие Сына Божьего и то, Спаситель обратит сердца людей к Богу. После этого события, Симеон вскоре отошел в вечность, в область усопших, чтобы принести туда первую весть о том, что он видел на земле Бога. Так сбылось обещание, данное Богом нашим согрешившим прародителям Адаму и Еве о будущем рождении Спасителя людей и мира. Так произошла встреча между Богом и человеком.

Праздник Сретения в этом году предваряет цикл подготовительных недель к Великому посту.

Неделя о мытаре и фарисее (сплошная неделя, и в среду и пятницу можно есть мясную пищу), с неделя о блудном сыне (10 февраля - Вселенская мясопустная родительская суббота), с 11февраля по 17 февраля - неделя о Страшном Суде (11 февраля заговенье на мясо, Масленичная неделя), 18 февраля – Прощеное воскресение, заговенье на Великий пост. С 19 февраля – 7 апреля недели Великого поста (6 недель+ Страстная седмица= 7 недель).

Цикл подготовительных недель начинается с недели о мытаре и фарисее. Начинается он совершением богослужений по книге Постная Триодь, названной так потому, что в ней содержатся порядок и содержание великопостных служб. Неделя о мытаре и фарисее названа так по евангельской притче (Лк.18,10-14). Церковь предлагает для нашего назидания притчу о духе молитвы этих двух людей. Примером фарисея и мытаря Церковь внушает готовящимся к подвигам поста и молитвы, покаяния и причащения, что не подобает хвалиться перед другими своей праведностью (фарисей), но при исполнении привил церковных – являть смирение перед Богом и ближними (мытарь). Те, кто любуется и хвалится своими делами, очевидно забывает, что без помощи Божией мы не в состоянии, по нашей немощи, исполнить всех постановлений, данных нам для душевного спасения. Что их исполнение является не нашей заслугой перед Богом – а нашим долгом. Смирение – это основа христианского благочестия. Желая возвыситься, человек пал. Чтобы встать (духовно), надо смириться, уповая на помощь Божию. Церковь учит, что для совершенствования в благочестии, надо внешнее - добрые дела фарисея, соединять с внутренним, смирением мытаря. Начиная с этого воскресения, в храмах поется песнопение «Покаяние отверзи ми двери Жизнодавче». Разрешением от поста в эту неделю Церковь показывает тщетность перед Богом превозношения своим соблюдением поста (без внутреннего изменения) гордого фарисея.

 

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Сарментов Василий Ефимович (1872-1937)

Родился 28 октября 1872 года в с. Пружинино Нерхтского уезда Костромской губернии, в семье диакона (по некоторым данным в с. Кувакино, Нерехтского уезда Костр. губ.). Окончил Духовную Семинарию в 1896г. и вскоре после этого обвенчался с Ольгой Владимировной Чистяковой (1875г.р.), уроженкой г. Кинешмы, окончившей Костромскую женскую гимназию.

Подробнее...

Статьи

Состояние духовенства и верующих на приходах Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. как показатель религиозности населения СССР (По материалам Центральной России)

Аннотация. В статье на основании официальной светской и церковной хроники, архивных данных, дается картина состояния религиозности населения СССР в 1958-1988гг. Указывается, что административный нажим на Церковь и усиление антирелигиозной пропаганды с середины 1950-х годов вызвали движение неорганизованного сопротивления действиям властей, пытавшейся ликвидировать «остатки религиозных предрассудков» у некоторой части граждан, в основном принадлежавшим к старшему поколению. Однако, увиденная властью высокая степень религиозности среди всех слоев населения, показали бесплодность и бесперспективность дальнейшей борьбы, которая, посредством открытых писем религиозных диссидентов и «утечки информации о преследовании граждан по религиозному признаку» портила международный облик советской власти как «борца за мир и свободу человека». Церковное руководство, проводя взвешенную политику по отношению к действиям властей боролась за внутреннюю дисциплину как духовенства, так и верующих, и такая работа давала результаты повышением народного авторитета Церкви и священства. Действия властей, направленные на ликвидацию Церкви постепенно сходили на нет, по мере дальнейшего развития освободительных процессов в стране, которые наступили после заката советской идеологической системы.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: