23 января. Память двух костромских святых – преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00123 января Церковь молитвенно почитает память двух костромских святых – преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского, которые вместе подвизались в глухих лесах на р. Письме в течении двадцати лет. Оба были учениками преподобного Сергия Радонежского, оба воспитывались в его обители. Обоим он дал благословение идти в костромские леса и основывать обители.

Около 1389 года преподобный Павел покинул обитель на Письме и переселился в Комельский лес, где три года жил в дупле старой липы, а затем на берегу реки Нурмы (левого притока реки Обноры) поставил небольшую хижину (в 15 верстах от вологодского города Грязовца). Вскоре к подвижнику собрались ученики, ищущие монашеского жития. В 1414 году, отправившись в Москву, святой Павел испросил у митрополита Фотия благословения на основание обители во Имя Живоначальной Троицы, став ее игуменом.

image002Преподобный Павел обладал даром провидения: за несколько дней до своего преставления ко Господу, в праздник Крещения Господня 19 января 1429 года, преподобный Павел сказал ученикам, что в этот день татары, взяв Кострому и предав ее огню и мечу, уводят многих жителей города в плен (волость Комела, где располагался монастырь преподобного Павла, на протяжении нескольких веков входила в Костромской уезд).

Преподобный Макарий с братией, также как и Павел, оставив «старую пустынь», перешел выше по течению реки Письмы. Здесь на возвышенности над изгибом реки был воздвигнут храм во имя Преображения Господня. Рядом с храмом строились монашеские кельи и хозяйственные постройки; так на Письме возникла иноческая обитель, в 2000 году от Рождества Христова торжественно отметившая свое 600-летие.

image003Место погребения святого (в Преображенском храме монастыря) на протяжении веков привлекало к себе многочисленных паломников. К концу 30-х годов обитель была единственным в Костромском крае местом, где сохранялись мощи угодника Божия. В 50-е годы власти сделали все возможное, чтобы прекратить доступ к мощам.

В 1994 году Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель. До 2016 года возрождение монастыря проходило под руководством игумении Ангелины (Травиной), впоследствии схиигумении Макарии (+2016), Будучи коренной костромичкой, схиигумения Макария прошла большой жизненный путь. Претерпев много скорбей в период гонений на Русскую Православную Церковь, она более 20 лет своей жизни отдала восстановлению древней святыни Костромской земли – Макариево-Писемскому монастырю. Несмотря на преклонный возраст, схиигумения Макария самоотверженно несла труды по реставрации обители и возрождению в ней монашеской жизни. Под ее руководством отреставрированы памятники архитектуры XVIII-XIX веков – каменный Преображенский храм и деревянная Макарьевская церковь, построены монастырские корпуса и новая церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского и праведной Ангелины Сербской, приведена в порядок часовня над святым источником преподобного Макария Писемского. Благодаря усердным трудам матушки Макарии избежало забвения и возродилось одно из традиционных мест духовной культуры Костромского края. Деятельность возрожденного Макариево-Писемского монастыря имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания костромичей, укрепления в них чувства любви к родному краю, к истории и культуре Отечества.

Своим многолетним подвижническим трудом схиигумения Макария являла пример самоотверженного служения Родине и соотечественникам. Ее отличала большая человеческая доброта и отзывчивость, она пользовалась заслуженным авторитетом среди земляков, беззаветно трудились, возрождая древнюю святыню костромского края в ее подлинном духовном значении и красоте.

image004

В монастыре был возрожден колодец выкопанный самим основателем обители. Хранятся рака с мощами преподобного и его посох. С 1971 года на Письме трудился священник Михаил Беляев (+2010), ветеран ВОВ, репрессированный за свои религиозные убеждения. По обвинению в «контрреволюционной агитации и пропаганде» он провел в казахстанских и новосибирских лагерях 7 лет (с 1949 по 1956).

25 января Церковь празднует память святой мученицы Татьяны. В этот день праздник во всех университетах страны, день студента, потому что МГУ считается родоначальником всех университетов России. 27 января Церковь празднует память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Профессор Казанской духовной академии протоиерей Касторский Александр Петрович (1886-1938)

Родился в1886 году в с. Горки Чириковы, Нерехтский у-да, Костромская губ., Оделевской вол. (Ивановская о., Приволжский р-н) в семье священника Петра Андреевича Касторского. Такие фамилии, производные от латинских или греческих слов, часто давали семинаристам. По латыни «кастор» переводится как бобёр (Castor fiber).

Подробнее...

Статьи

Стихи. Священник Валерий Бурдин

Из книги «Не медь звенящая»

Дай мне, Боже, соловьиное дыханье,
Чтобы, славя и мучительно любя,
Донести я мог любовь свою стихами,
В мир явившимися только для Тебя.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: