| | vivaspb.com | finntalk.com

30 марта. Память преподообного Алексия

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00330 марта Церковь молитвенно почитает память преподобного Алексия, человека Божия. Преподобный Алексий, человек Божий, знатного происхождения, всю свою жизнь

посвятил служению Богу, взяв на себя подвиг нищелюбия. Святой Алексий – пример величайшего христианского смирения. После долгих лет странничества он вернулся в родительский дом, где, выдав себя за нищего, неузнанный, жил до самой кончины в неустанных молитвах, терпеливо перенося скорби.

Молитва, обращенная к иконе преподобного Алексия, помогает больным, страдающим психическими недугами, а также людям, испытывающим материальные трудности, нуждающимся в поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.

В православных храмах икона Преподобного Алексия, человека Божия всегда помещалась рядом с образами самых почитаемых подвижников. Поклонение этому святому было особенно заметным во время правления русского царя Алексея Михайловича, который безмерно чтил своего небесного покровителя. К образу Святого Алексия, человека Божия обращаются с молитвой о выздоровлении при душевных и физических заболеваниях. Молитва, обращенная к иконе преподобного Алексия, помогает больным, страдающим психическими недугами, а также людям, испытывающим материальные трудности, нуждающимся в поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.

image004Обращаясь к образу Преподобного Алексия, можно получить помощь в преодолении пагубных пристрастий и зависимостей, обретении решимости изменить свою жизнь в сторону духовного совершенствования. В наше время особенно ценен пример подвижников, которые силою духа стали выше земных привязанностей, мелких интересов и кардинально изменили свою жизнь во имя высших духовных стремлений.

Церковь Алексея Человека Божия в Костроме находится на улице Катушечной впервые упоминается в 1628 г., когда в Гашеевой слободе (ул. Маяковского) стояла деревянная Алексеевская церк. Взамен нее в 1759-1762 гг. на новом, месте (был возведен каменный храм в стиле барокко — одноглавый, двухэтажный (на первом этаже зимний храм Алексия человека Божия, на втором — летний храм св. Димитрия Ростовского и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких).

Позднее, по-видимому в конце, 18 в., построили трехъярусную колокольню в стиле позднего барокко, увенчанную декорированной «короной» (в России имелось всего несколько колоколен с таким завершением). В начале 20 веке обрамленная старинными елями Церковь, с находящимся возле нее Медным прудом, по мнению искусствоведа Г. К. Лукомского, являлась одной из «самых живописных» в Костроме церквей. Закрыли церковь в 1929 г., после чего были разрушены колокольня и церковная глава, а в храме устроено общежитие.

В качестве жилого дома храм использовался до конца 1980-х гг., когда началась его реставрация (авторы проекта В. С. Шапошников, И. Ш. Шевелев), входе которой были восстановлены колокольня и глава. В 1992 г, храм возвращен Русской православной церкви, став вскоре храмом Костромского духовного училища, а с 1996 г. – храмом Костромской духовной семинарии. 22 июля 1994 года во время своего пребывания в Костроме храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II.

image005

 

 

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собрания Ярославского художественного музея

В собрании ЯХМ хранится одна из ранних известных икон Макария Унженского с житием в 21 клейме[1]. Она происходит из Спасо-Архангельской церкви из г. Романова (ныне - г.Тутаева Ярославской области), и была создана в 1630-40-х гг. Икона опубликована в каталогах ЯХМ и уже была в центре внимания исследователей[2]. В предлагаемой работе сделана попытка уточнить и развить существующие мнения и версии, а также высказать некоторые дополнительные соображения относительно иконографии данного памятника[3].

Подробнее...

Статьи

Святые места Востока: Тема путешествий в литературе второй половины 19 в.: По материалам библиотеки Костромского общественного собрания (1906 г.)

С 1866 г. в части главного дома городской усадьбы Карцовых[1] размещалось Костромское общественное собрание (1866 – 1917), содержание которого, по утверждению В. Н. Бочкова, в основном, осуществлялось на штрафы, взимаемые за карточную игру в ночное время. В собрании читались публичные лекции, устраивались концерты. «Здесь имелась превосходно подобранная большая библиотека с читальным залом, куда выписывались десятки газет и журналов» [1, с. 73]. Как о «самой большой в городе библиотеке» вспоминал и большевик В. Н. Соколов: «Огромные шкафы во все стены до потолка. И ряды шкафов посреди комнаты, только узенькие между ними проходы оставлены. … Библиотека много лет собиралась. Ещё помещиками при крепостном праве. … Собиралась и существовала только для членов клуба» [14, с. 59 – 60]. О количественном и содержательном составе фонда библиотеки могут свидетельствовать каталоги прекрасной сохранности, последний из которых относится к 1906 г.[4]. Представляется небезынтересным обратиться к некоторым из литературных источников, составлявших библиотеку.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: