27 марта 2017. Чудотворная икона Федоровская икона Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

f127 марта во второе воскресенье Великого поста, в Костроме – великий всенародный праздник, событие которого явилось судьбоносной вехой в истории России и российской государственности.

Событие 14 марта послужило началу царствования новой династии Романовых, окончанию Смутного времени в Российском государстве, и поставило наш город в ряду городов имеющих историческое значение как города, в котором было положено основание новой династии царей, правивших Россией в течении 300 лет. При правлении династии Романовых наша Отчизна стала мировой державой – империей, в ряду самых значимых государств мира с развитой экономической, промышленной, сельскохозяйственной, социальной базой. Начало великому государственному восхождению было положено 14 марта 1613г., по старому стилю, у стен Ипатьевского монастыря, когда инокиня Марфа Иоанновна, мать боярина Михаила Федоровича Романова, благословила своего юного сына на всероссийский царский престол иконой Федоровской Божьей Матери. 14 марта прибывшее накануне в Кострому московское посольство во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом после молебна в соборном Успенском храме Костромы, взяв чудотворный образ Федоровской Богоматери, при стечении множество народа всякого сословия, с крестным ходом отправилось в Ипатьевский монастырь, в котором находились Марфа Иоанновна с Михаилом Феодоровичем. Встретившись с Романовыми у Святых монастырских ворот, с ними крестный ход последовал в Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Здесь была принесена выбранному государю грамота Земского собора от 21 февраля 1613 г. о его избрании на всероссийский царский престол. Шесть часов шло «умоление» на царство, наконец, архиепископ, обращаясь к Михаилу Феодоровичу сказал исторические слова: «Не противься воли Божией – не мы предприняли этот подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя – устыдись пришествия Ее».

f2Матери с сыном ничего не оставалось, как «преклонивши колена» перед чудотворным образом иконы Божией Матери Федоровской, согласиться с выбором Земского собора. «Се, Тебе, о Богоматерь, и в Твои пречистые руки предаю чадо мое! Наставь его на путь истинный, устрой ему полезная и всему православному христианству» - произнесла мать, благословляя сына на царство чудотворным образом Феодоровским. 19 марта посольство с молодым государем выехало в Москву. Так наречен был на царство Михаил Федорович, ставший родоначальником династии Романовых, государей Российских, так совершилось величайшее событие в государственной истории России, послужившее основанием нового церковного праздника в честь иконы Божией Матери Феодоровской (не забудем, что 27 августа – день обретения иконы Божьей Матери костромским князем Василием Ярославичем).

Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 14/27 марта.

С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная икона Феодоровская пребывала в Москве, в храме Христа Спасителя, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви при избрании и интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительница семейного благополучия, рождения и воспитания детей, а также, помогающая в трудных родах.

В честь праздника, в пределах Костромской епархии на трапезе разрешается вкушать рыбу.

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Алексий Васильевич Андроников (+1918)

Родился 14 сентября 1838 года в г. Чухломе, Костромской губернии. Выходец из старинного рода чухломских священников, сын настоятеля Преображенского собора Чухломы Василия Ивановича и Глафиры Ивановны Андрониковых. Незаурядные способности студента Алексея Андроникова проявились в Костромской духовной семинарии.

Подробнее...

Статьи

Кострома в начале царства Романовых

Аннотация: Кострома – «колыбель» Дома Романовых. Из костромского Ипатьевского монастыря юный боярин Михаил Фёдорович, благословленный матерью, взошёл на государев престол. Кострома в царствование Михаила Фёдоровича превратилась в крупный торгово-ремесленный центр, третий по числу посадских дворов в Замосковном крае Русского государства после Москвы и Ярославля. Благодаря благочестивой и щедродательной деятельности первого государя новой царской династии многие костромские храмы и монастыри были украшены замечательными произведениями церковного искусства. В это время были заложены основы покровительства Костроме царствовавшего более 300 лет в России Дома Романовых.

Ключевые слова: Кострома, царь Михаил Фёдорович, Собор 1619 года, Старый город, Новый город, посад, ремесло и торговля, царские вклады.

Карта Костромского края изобилует Романовскими местами. Одними они владели, другие посещали, в третьи делали вклады. Но лишь об одном из них, ещё в XIX столетии, стали говорить, как о «колыбели» Дома Романовых. Речь идет о Костроме – главном городе Костромской земли, в древние времена – столице Костромского удельного княжества, в российский период – центре Костромского уезда и Костромской губернии.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: