27 марта 2017. Чудотворная икона Федоровская икона Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

f127 марта во второе воскресенье Великого поста, в Костроме – великий всенародный праздник, событие которого явилось судьбоносной вехой в истории России и российской государственности.

Событие 14 марта послужило началу царствования новой династии Романовых, окончанию Смутного времени в Российском государстве, и поставило наш город в ряду городов имеющих историческое значение как города, в котором было положено основание новой династии царей, правивших Россией в течении 300 лет. При правлении династии Романовых наша Отчизна стала мировой державой – империей, в ряду самых значимых государств мира с развитой экономической, промышленной, сельскохозяйственной, социальной базой. Начало великому государственному восхождению было положено 14 марта 1613г., по старому стилю, у стен Ипатьевского монастыря, когда инокиня Марфа Иоанновна, мать боярина Михаила Федоровича Романова, благословила своего юного сына на всероссийский царский престол иконой Федоровской Божьей Матери. 14 марта прибывшее накануне в Кострому московское посольство во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом после молебна в соборном Успенском храме Костромы, взяв чудотворный образ Федоровской Богоматери, при стечении множество народа всякого сословия, с крестным ходом отправилось в Ипатьевский монастырь, в котором находились Марфа Иоанновна с Михаилом Феодоровичем. Встретившись с Романовыми у Святых монастырских ворот, с ними крестный ход последовал в Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Здесь была принесена выбранному государю грамота Земского собора от 21 февраля 1613 г. о его избрании на всероссийский царский престол. Шесть часов шло «умоление» на царство, наконец, архиепископ, обращаясь к Михаилу Феодоровичу сказал исторические слова: «Не противься воли Божией – не мы предприняли этот подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя – устыдись пришествия Ее».

f2Матери с сыном ничего не оставалось, как «преклонивши колена» перед чудотворным образом иконы Божией Матери Федоровской, согласиться с выбором Земского собора. «Се, Тебе, о Богоматерь, и в Твои пречистые руки предаю чадо мое! Наставь его на путь истинный, устрой ему полезная и всему православному христианству» - произнесла мать, благословляя сына на царство чудотворным образом Феодоровским. 19 марта посольство с молодым государем выехало в Москву. Так наречен был на царство Михаил Федорович, ставший родоначальником династии Романовых, государей Российских, так совершилось величайшее событие в государственной истории России, послужившее основанием нового церковного праздника в честь иконы Божией Матери Феодоровской (не забудем, что 27 августа – день обретения иконы Божьей Матери костромским князем Василием Ярославичем).

Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 14/27 марта.

С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная икона Феодоровская пребывала в Москве, в храме Христа Спасителя, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви при избрании и интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительница семейного благополучия, рождения и воспитания детей, а также, помогающая в трудных родах.

В честь праздника, в пределах Костромской епархии на трапезе разрешается вкушать рыбу.

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Историк, этнограф, краевед Виноградов Николай Николаевич (1876-1938)

Виноградов Николай Николаевич – историк, этнограф, фольклорист, коллекционер, краевед. Родился в с. Чмутово Галичского уезда Костромской губернии в семье священника Троицкой церкви, закончил в 1896 г. Костромскую духовную семинарию, с 1897 по 1902 гг. учитель Семиловской церковноприходской школы Костромского уезда. С 1902 г. действительный член КГУАК (Костромской губернской ученой архивной комиссии), занимался комплектованием музея, сбором диалектологического и фольклорного материала. С августа 1902 г. в течение года служит секретарем у академика А. Н. Пыпина, выполняет работы по сбору предметов для музея императора Александра III в С. Петербурге.

Подробнее...

Статьи

Отречение от веры. Мировоззренческая убежденность или сумма обстоятельств? К теме ренегатства 1960-х годов.

Аннотация: В статье, на примере отречения от религиозных убеждений священника И. Н. Кубина дается анализ его «мировоззренческому перевороту». На основании архивных данных показаны действительные мотивы, которые двигали Кубиным пожелавшим, чтобы его антирелигиозные откровения были опубликованы: они находились в сфере бытовой заинтересованности. Логика действий Кубина показывает, что его поступок был актом досады в отношении астраханского епископа, с которым у него не сложились личные отношения, что и выразилось впоследствии актом «отречения». Таковые психологические ситуации были использованы  властями в антирелигиозных целях, но негативно отобразились на судьбе «пострадавших» бывших священнослужителей. Их жизненные ситуации были использованы властями в качестве пропагандистского приема, оставив безразличным отношение в судьбе «обиженных» церковной властью ренегатов.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: