11 ноября. Память преподобного Авраамия Ростовского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00211 ноября Церковь почитает память преподобного Авраа́мия Росто́вского, архимандрита (XIв.).  Родился Авраамий в г. Чухломе, родители были язычниками. До 18 летнего возраста он был недвижим. Вера Христова помогла ему освободиться от болезни. Принял крещение в Валаамском монастыре на Ладожском озере с именем Аверкий, затем пострижен в иноки с именем Авраамий, основал Ростовский Богоявленский монастырь.

image001Его «Житие», среди прочего, описывает сокрушение им идола Велеса и основание на том месте Богоявленского монастыря.

Память 29 октября/11 ноября (нов. стиль) — обретения мощей – в Соборе Костромских святых, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Карельских святых — 21 мая (даты даны по юлианскому календарю).

image003Родился в Чухломе, крестился с именем Аверкий и принял монашеский постриг на Валааме.

Авраамий поставил себе хижину у озера Неро, в краю, где местные языческие финно-угорские племена (очевидно, весь и меря) поклонялись каменному идолу Велеса, наводившего суеверный ужас на всю округу.

«Житие» его повествует о чудном видении ему апостола Иоанна Богослова, который дал ему жезл, увенчанный крестом, для сокрушения идола. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убеждённые его проповедью, крестились многие язычники. Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте, наставлял в законе Божием, крестил, постригал в иноки. Всех приходящих в обитель святой принимал с любовью. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии: он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни.

image004

По ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, Авраамий был взят стражей и представлен в власянице к князю Владимирскому. Кротость и благочестие избавили его от истязаний: он был отпущен в свою обительimage006

По ходатайству ростовских князей Авраамий был посвящён в сан архимандрита устроенного им Богоявленского монастыря. Преставился в глубокой старости и был погребён в храме Богоявления.

image005Мощи его обретены при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212).

Общецерковная канонизация преподобного Авраамия состоялась, по предположению Голубинского, уже ко времени Макарьевских Соборов 1547—1549 годов. Служба Авраамию Ростовскому, составленная по подобию службы преподобному Сергию Радонежскому, впервые встречается в рукописном сборнике XV века.

В 1551 году царь Иоанн Грозный, перед походом на Казань, обходил святые места. В Богоявленском монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса.

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Беликов Василий Иванович (1867 – 1943)

Беликов Василий Иванович родился в с. Хреново, Кинешемского уезда Костромской губернии. В 1884 г. закончил Костромское духовное училище, В 1888 году Костромскую духовную семинарию. В 1893 г. закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Прослужив три года в Томской духовной семинарии в 1896 году вернулся в Казань, и поступил на должность преподавателя Казанской семинарии.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на книгу протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова «Костромская Голгофа»

Книга  протоиерея Дмитрия Ивановича Сазонова «Костромская Голгофа» состоит из ряда статей, биографий и мортиролога, в которых отображены и показаны как «механизм», так и размах репрессий со стороны Советского государства в отношении, в частности, к духовенству Костромской епархии Русской Православной Церкви в период с 1918 по 1952 гг. Автор-составитель убедительно доказывает, что подлинной виной священнослужителей была принадлежность их к Церкви Христовой. В книге представлены судьбы духовенства Костромской епархии, пострадавшего в период 1918–1952 гг.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: