11 ноября. Память преподобного Авраамия Ростовского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00211 ноября Церковь почитает память преподобного Авраа́мия Росто́вского, архимандрита (XIв.).  Родился Авраамий в г. Чухломе, родители были язычниками. До 18 летнего возраста он был недвижим. Вера Христова помогла ему освободиться от болезни. Принял крещение в Валаамском монастыре на Ладожском озере с именем Аверкий, затем пострижен в иноки с именем Авраамий, основал Ростовский Богоявленский монастырь.

image001Его «Житие», среди прочего, описывает сокрушение им идола Велеса и основание на том месте Богоявленского монастыря.

Память 29 октября/11 ноября (нов. стиль) — обретения мощей – в Соборе Костромских святых, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Карельских святых — 21 мая (даты даны по юлианскому календарю).

image003Родился в Чухломе, крестился с именем Аверкий и принял монашеский постриг на Валааме.

Авраамий поставил себе хижину у озера Неро, в краю, где местные языческие финно-угорские племена (очевидно, весь и меря) поклонялись каменному идолу Велеса, наводившего суеверный ужас на всю округу.

«Житие» его повествует о чудном видении ему апостола Иоанна Богослова, который дал ему жезл, увенчанный крестом, для сокрушения идола. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убеждённые его проповедью, крестились многие язычники. Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте, наставлял в законе Божием, крестил, постригал в иноки. Всех приходящих в обитель святой принимал с любовью. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии: он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни.

image004

По ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, Авраамий был взят стражей и представлен в власянице к князю Владимирскому. Кротость и благочестие избавили его от истязаний: он был отпущен в свою обительimage006

По ходатайству ростовских князей Авраамий был посвящён в сан архимандрита устроенного им Богоявленского монастыря. Преставился в глубокой старости и был погребён в храме Богоявления.

image005Мощи его обретены при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212).

Общецерковная канонизация преподобного Авраамия состоялась, по предположению Голубинского, уже ко времени Макарьевских Соборов 1547—1549 годов. Служба Авраамию Ростовскому, составленная по подобию службы преподобному Сергию Радонежскому, впервые встречается в рукописном сборнике XV века.

В 1551 году царь Иоанн Грозный, перед походом на Казань, обходил святые места. В Богоявленском монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса.

 

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Груздев Федор Васильевич (1876 -1937)

Родился 27 декабря 1876 года в с. Красном, Красносельского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Петровича Груздева, служившего в церкви с. Бонячки, а с 1880г. — в Воскресенской церкви с. Старая Вичуга (+17.12.1916). Окончил в 1897 году Костромскую Духовную Семинарию.

Подробнее...

Статьи

Брежневские гонения на Церковь. По материалам Центральной России.

Аннотация. Считается, что брежневский период «застоя», в отличие от реформ «хрущевской оттепели», является периодом стабильности и даже некоторого потепления в государственно-церковных отношениях. Но несмотря на некоторое изменение формулировок, отразившееся в законодательстве о религии и новой Конституции СССР 1977 года, суть политики государства и партийных органов оставалась прежней: выдавливание Церкви из всех сфер общественной жизни: запрет на обучение религии подростков и их присутствие на богослужениях, заперт на благотворительность, дискриминация верующих в образовательных учреждениях и на производстве, разложение исполнительных органов церкви с целью закрытия прихода, тотальный контроль за деятельностью и финансами церковной организации, регистрация священнослужителей как инструмент давления на неугодных, администрирование на местах в отношении церковных приходов. Закрепление за Советом по делам религий прав последней инстанции при закрытии приходов. Использование ренегатов и негативных явлений в церковной среде в качестве примеров для дискредитации религии. Антирелигиозная пропаганда. Все перечисленное в совокупности и явилось фактом нарушения конституционных прав и прав свободы совести. Государство провозглашая свое отделение от Церкви беззастенчиво вмешивалось в ее жизнь. История показала тщетность усилий по ликвидации Церкви. После смерти Брежнева и ухода «сталинско-хрущевской номенклатуры», наметились тенденции к возрождению церковной жизни. Празднование 1000-летия Крещения Руси дало мощный импульс к восстановлению религиозных прав и свобод.

Ключевые слова: гонения на Церковь, верующие, двадцатка, приход, регистрация, религия, уполномоченный.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: