11 ноября. Память преподобного Авраамия Ростовского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00211 ноября Церковь почитает память преподобного Авраа́мия Росто́вского, архимандрита (XIв.).  Родился Авраамий в г. Чухломе, родители были язычниками. До 18 летнего возраста он был недвижим. Вера Христова помогла ему освободиться от болезни. Принял крещение в Валаамском монастыре на Ладожском озере с именем Аверкий, затем пострижен в иноки с именем Авраамий, основал Ростовский Богоявленский монастырь.

image001Его «Житие», среди прочего, описывает сокрушение им идола Велеса и основание на том месте Богоявленского монастыря.

Память 29 октября/11 ноября (нов. стиль) — обретения мощей – в Соборе Костромских святых, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Карельских святых — 21 мая (даты даны по юлианскому календарю).

image003Родился в Чухломе, крестился с именем Аверкий и принял монашеский постриг на Валааме.

Авраамий поставил себе хижину у озера Неро, в краю, где местные языческие финно-угорские племена (очевидно, весь и меря) поклонялись каменному идолу Велеса, наводившего суеверный ужас на всю округу.

«Житие» его повествует о чудном видении ему апостола Иоанна Богослова, который дал ему жезл, увенчанный крестом, для сокрушения идола. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убеждённые его проповедью, крестились многие язычники. Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте, наставлял в законе Божием, крестил, постригал в иноки. Всех приходящих в обитель святой принимал с любовью. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии: он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни.

image004

По ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, Авраамий был взят стражей и представлен в власянице к князю Владимирскому. Кротость и благочестие избавили его от истязаний: он был отпущен в свою обительimage006

По ходатайству ростовских князей Авраамий был посвящён в сан архимандрита устроенного им Богоявленского монастыря. Преставился в глубокой старости и был погребён в храме Богоявления.

image005Мощи его обретены при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212).

Общецерковная канонизация преподобного Авраамия состоялась, по предположению Голубинского, уже ко времени Макарьевских Соборов 1547—1549 годов. Служба Авраамию Ростовскому, составленная по подобию службы преподобному Сергию Радонежскому, впервые встречается в рукописном сборнике XV века.

В 1551 году царь Иоанн Грозный, перед походом на Казань, обходил святые места. В Богоявленском монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса.

 

Храмы и монастыри

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Успенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Подробнее...

Святые и Святыни

Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах)

Древности Ипатьевского монастыря, занимающие видное место в ряду русских древностей, как писали в начале XXвека братья Г. и В. Лукомские, «особенно возвышают художественно-археологическое значение Костромы» (1).

Подробнее...

Статьи

Церковная история в трактовке Е.Е. Голубинского

К 180-летию великого русского церковного историка-костромича

Аннотация. Рассматривая «Историю Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, в своей методологии и трактовках принципиально отличающуюся от трудов по истории Церкви других авторов, можно сделать вывод, что несмотря на отличия, в трудах ученого были сделаны многие открытия, которые послужили дополнением к уже существующим трудам церковной науки.

Ключевые слова: история, Русская Церковь, критический анализ, методология, источники.

Archpriest Dmitry Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. Considering the «History of the Russian Church» E. E. Голубинского, in its methodology and interpretations fundamentally different from the works on the history of the Church of other authors, we can conclude that despite the differences, in works of the scientist had made many discoveries, which served as a complement to the existing works of the Church science.

Keywords: history, the Russian Church, critical analysis, methodology, sources.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: