| | vivaspb.com | finntalk.com

07 июля 2017. Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Вслед за праздником в честь Владимирской иконы Божией Матери, установленным в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, 7 июля Церковь молитвенно почитает Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Этот праздник принадлежит к числу великих праздников Церкви. Бог, через пророка Малахию, предвозвестил, что перед пришествием Спасителя явится Предтеча, т. е. Его Предшественник. Предтеча будет великим пророком, он возвестит людям о пришествии в мир Сына Божьего, подготовит народ к Его принятию и укажет на Него. Рождение пророка принесет радость многим, потому что он будет великим и любимым за свою праведную жизнь, будет иметь дары Духа Святого (по силе Духа – как пророк Илия), и сердца многих обратит к Богу. Родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, - как и родители Марии, Матери Иисуса Христа, долгое время не имели детей. Только в преклонном возрасте Господь послал им ребенка. Произошло это событие чудным образом. Захария, в порядке очередности, служил в иерусалимском храме, и там явился ему Архангел Господень Гавриил, и предрек рождение сына, которому будет дано имя Иоанн. Захария не поверил словам ангела, за что был отнят у него дар речи и он стал немым. Вскоре Елисавета зачала ребенка, и когда он родился, то отцу дали дощечку для того, чтобы он написал имя младенца. Он написал имя Иоанн, и тут же ему вернулся дар речи, и он, благословляя Бога, стал говорить о будущей судьбе этого ребенка, о котором Спаситель затем скажет: « Нет между рожденными женами выше Иоанна Крестителя». Иоанн был последним пророком Ветхого Завета (до пришествия Христа), и первым пророком Нового Завета. По приказу галилейского царя Ирода Антипы, по совету его незаконной жены Иродиады, за обличение их незаконного сожительства, Иоанн был обезглавлен (память 11 сентября). Первые христиане особенно чтили память о пророке, т. к. многие из них были его учениками. Иудейские писатели включают имя Крестителя Христа Иоанна в число знаменитых мужей своего народа и даже мусульмане считают его святым мужем, т. к. в Коране есть сказание о его рождении и высоком значении в богочеловеческой истории. В народе праздник Рождества Иоанна Крестителя еще называют Иваном Купалой.

Наши предки, воцерковляясь, соединили имя пророка Иоанна с языческим божеством Купалой (Купавой), которому предписывалась благодетельная сила растений и живительная теплота солнца. В этот день они прыгали через костры, считая, что таким образом предохраняются от болезней, купались, предписывая воде силу, дающую здоровье, и верили, что в ночь, накануне праздника цветет папоротник, цвет которого указывает на скрытые в земле клады. Все эти суеверия унизительны для христиан и оскорбительны для памяти Крестителя Господня Иоанна.

02Среди действующих церквей Костромской епархии, в честь Иоанна Предтечи сохранилась церковь в д. Иванковицы, Островского р-на, в Иаково-Железноборовском мужском монастыре центральный храм воздвигнут во имя Рождества Предтечи Спасова Иоанна. В этом монастыре был пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев (Лжедмитрий 1), боярский сын из Галича. По преданию, у гроба преподобного Иакова Железноборовского Михаил Романов узнал о грозящей ему опасности. По пути к Домнину поляки выжгли монастырь дотла.

В честь Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна на месте бывшей древни Сельца в затопленной местности при строительстве Горьковского гидроузла в 1955-56 гг. сооружена часовня.

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

Богословско-Проповедническое наследие Архиепископа Костромского и Галичского Кассиана

 Протоиерей Дмитрий Сазонов,
кандидат богословия.

БОГОСЛОВСКО-ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРХИЕПИСКОПА КОСТРОМСКОГО И ГАЛИЧСКОГО КАССИАНА (ЯРОСЛАВСКОГО 1899 -1990)

 «Бог, избравший меня от утробы матери моей
И призвавший благодатью Своею»
(Галат. 1,15),

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил
быть подобными образу Сына Своего….
А кого Он предопределил, тех и призвал»
(Рим. 8,29-30).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: