| | vivaspb.com | finntalk.com

25 февраля. Память св. Алексия, митрополита Московского (1376)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Святитель Московский и всея Руси чудотворец Алексий родился на рубеже XIII и XIV веков и был выходцем из древнего боярского черниговского рода Бяконтов. Крестным отцом его был князь Иоанн Калита. Алексий получил блестящее образование, и уже в юности решил стать монахом. 20 лет он провел в московском Богоявленском монастыре. После смерти митрополита Феогноста Алексий стал его преемником — митрополитом Киевским и всея Руси. Авторитет митрополита был так высок, что его мнение было решающим во многих делах Московского княжества. Он был регентом при малолетнем князе Димитрии Донском.

В августе 1357 году по приглашению ханши Тайдулы, жены хана Золотой Орды Узбека, святитель Алексий ездил в Орду и молитвой исцелил ее от тяжелой глазной болезни.

02Зимой 1355—1356 годов, возвращаясь на Русь из Константинополя, святитель Алексий попал в бурю на Черном море и дал обет в случае спасения построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу, и основать монастырь. По этому обету был создан Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя монастырь в Москве.

С вятитель Алексий также основал Алексеевский девичий монастырь в Москве, а также Чудов (около 1365) и Симонов (между 1375 и 1377) монастыри. По благословению митрополита Алексия в 1360—1362 годах появился Введенский Владычный монастрырь в Серпухове, были возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский монастыри.

Предчувствуя свою кончину, митрополит Алексий предлагал преподобному Сергию Радонежскому возглавить митрополичью кафедру, но святой Сергий по смирению отказался от этого высокого сана. Через 50 лет по его смерти Алексий был канонизирован в лике святителя. Его мощи были обретены в 1431 году в основанном им Чудовом монастыре в Кремле. Мощи святителя Алексия покоятся в московском Елоховском соборе. Небесный покровитель Патриархов Московских: Алексия I и Алексия II.

03

1 марта 2014 года на встрече с руководством и сотрудниками ГУП «Московский метрополитен», проходившей в актовом зале Управления Московского метрополитена, патриарх Кирилл благословил коллектив предприятия иконой митрополита Алексия; при этом святитель Алексий был объявлен небесным покровителем столичного метрополитена.

04Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси – покровитель Москвы и Московской области, известен как чудотворец. Ему молятся об излечении глазных заболеваний, когда грозит потеря зрения, перед операциями на глазах. Икона святителя защитит дом от обрушения в случае аварии или стихийного бедствия. К нему как к чудотворцу можно обратиться во всех случаях жизни, связанных и с духовными, и с психологическими, и с семейными проблемами. И, конечно, хорошо бы помолиться за процветание своей малой Родины, за ее благоустройство и благополучие всех земляков.

В 1581 году царь Иван Грозный пожаловал погост Шунгу и Саметь московскому Чудову монастырю. С тех пор, до середины XVIII века эти земли находились в ведении монастыря. Поэтому, в здешних храмах сохранились приделы во имя св. Алексия, митрополита Московского, чудотворца. В Никольской церкви с. Саметь в иконостасе придела находится древнейшая икона св. Алексия XVIII века

05В 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал погост Шунга Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Шунга оставалась до 1764 года. В 1606 г. погост Шунга и ряд других владений Чудова монастыря были разорены отрядом польско-шляхетских интервентов. В 1788 г. в центре села на месте деревянных церквей на средства Костромских купцов Ильи и Алексея Савиных был возведён каменный двухэтажный пятиглавый храм с четырёхъярусной колокольней, ныне существующий. В каменный храм перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в верхнем (летнем) этаже - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в нижнем (зимнем) -2) во имя свв.апп.Петра и Павла, 3) во имя св.прор.Илии и свт.Алексия, митр. Московского (Ильинский престол, которого не было раньше, а также престол во имя св.Алексия, безусловно, посвящены небесным покровителям храмоздателей - Ильи и Алексия Савиным). Впервые “погост Самин (…) на Самитцком озере” упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудскому монастырю, в чьем владении Саметь оставалась до 1764 г. Впервые храм упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя свт. Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящен свв. апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителями рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и “место церковное свв. ап. Петра и Павла”. В начале 50-х гг. XVII в. в “селе Самите” стояли две деревянные церкви – во имя свт. Николы и во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 60-е гг. XVIII в. взамен деревянных в селе был возведен каменный пятиглавый храм с трехярусной колокольней, освященной в 1768 г. В него перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в холодном четверике – во имя свт. Николы, в теплой трапезной 2) правый – во имя свв. апп. Петра и Павла, 3) левый – во имя свт. Алексия, митр. Московского.Впервые “погост Самин (…) на Самитцком озере” упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудскому монастырю, в чьем владении Саметь оставалась до 1764 г. Впервые храм упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя свт. Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящен свв. апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителями рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и “место церковное свв. ап. Петра и Павла”. В начале 50-х гг. XVII в. в “селе Самите” стояли две деревянные церкви – во имя свт. Николы и во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 60-е гг. XVIII в. взамен деревянных в селе был возведен каменный пятиглавый храм с трехярусной колокольней, освященной в 1768 г. В него перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в холодном четверике – во имя свт. Николы, в теплой трапезной 2) правый – во имя свв. апп. Петра и Павла, 3) левый – во имя свт. Алексия, митр. Московского.

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Митрофаний Воронежский и костромская земля

Святитель Митрофаний Воронежский в 1675-1682 гг. был настоятелем знаменитого костромского Макариево-Унженского монастыря. В жизни святителя эти годы оставили значительный след. Приняв сан воронежского епископа, в 1682 г. Митрофаний прислал грамоту своему преемнику, игумену Ионе, в которой писал: «…а мы за дом Живоначальной Троицы и чудотворца Макария ныне и впредь будем заступать и работать, а милость Божия и Пресвятыя Богородицы молитвы и нашего смирения благословения с вами есть и будет, ныне и во веки…»[1]. В 1703 г. перед кончиной святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного[2]. В свою очередь в обители хранили память о пребывании здесь святителя Митрофания. После его канонизации в 1832 г. в Благовещенском соборе, построенном при будущем воронежском епископе, был устроен придел Митрофания Воронежского[3].  

Подробнее...

Статьи

Спорные вопросы полемики о каноничности Белокриницкой иерархии

В начале 1830-х гг. в Российской империи, в поповской ветви старообрядчества окончательно оформилось направление, которое не хотело ни сливаться с господствующим православием, ни делаться беспоповцами. Причиной этого стал запрет императором Николем Iв 1827 г. приема в старообрядчество священников, переходивших из господствующей Греко-Российской Православной церкви, положивший начало правительственным репрессиям против старообрядческих центров.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: