1 сентября 2021. День знаний

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Икона Божией Матери «Прибавление ума»

День знаний, 1 сентября. По традиции Церкви, в преддверии и в начале каждого учебного года в Православных храмах совершаются молебны об учащихся. В эти дни церковь молится о том, чтобы "Господь ниспослал на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение". Перед началом молебна священнослужители обращаются с напутственным словом к школьникам и студентам. Напоминают о том, что учеба - это большой труд и призывают с усердием и настойчивостью, с помощью Божией осваивать и совершенствовать знания. А родителям и учителям - чтобы они не раздражались на учеников, а с великим терпением и самоотречением помогали всем детям в учебе.

Сегодня подрастающее поколение подстерегает множество соблазнов и духовных опасностей. Поток информации несет с собою как полезное, так и пагубное. В связи с этим необходимо проявить особую заботу о том, чтобы привить детям желание учиться, узнавать и возрождать добрые традиции, почитать старших. Над этим должна трудиться каждая семья.

Преподобный Сергий Радонежский.

С давних времен покровителями учащихся - школьников и студентов являются, конечно же, наша Заступница и Покровительница Пресвятая Богородица, св. преп. Сергий Радонежский, св. праведный Иоанн Кронштадский, св. мученица Татиана, свв. отроки Анания, Азария и Мисаил, свв. бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан.

Икона Богоматери «Прибавление Ума» имеет благодать дарования премудрости, разума и благих знаний, помощи в просвещении детей, исцеления слабости ума и повреждения рассудка. Чудотворная икона Богоматери «Прибавление Ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас - Тутаев). Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском. Чествование иконы совершается 28 августа в день Успения Богородицы.

Из жития святого преподобного Сергия Радонежского известно, что в детстве ему с большим трудом давалось учение. После горячей молитвы отрока Варфоломея(мирское имя преподобного) "о даровании книжного разумения" Бог послал ему ангела в виде старца-инока, который в ответ на молитвы отрока Варфоломея вознес свои мольбы к Богу и, благословляя отрока, пообещал ему успехи в учебе. При встрече с родителями Варфоломея инок пророчески предсказал: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Духа Святаго". С тех пор будущий святой без труда читал и понимал содержание книг. Этот эпизод в житии Сергия служит основанием для особых молитв к нему многих поколений учеников и студентов.

image003Святому праведный Иоанну Кронштадскому в детстве учение давалось туго: он плохо понимал и запоминал уроки, что очень огорчало и смущало доброго мальчика, так как он сознавал, как трудно дается родителям его учение. Школьное дело шло плохо. Он работал целые дни и все-таки не успевал. Поэтому, движимый пламенной верой в Бога, он однажды, ложась спать, особенно горячо помолился Богу, прося Господа просветить его ум к разумению учения. Молитва веры кроткого и смиренного мальчика была услышана и Господь обильно излил на него дары Святого Духа.

Вот что пишет об этом сам о. Иоанн:
«...Ночью я любил вставать на молитву. Все спят... тихо. Не страшно молиться и молился я чаще всего о том, чтобы Бог дал мне свет разума на утешение родителям. И вот, как сейчас помню, однажды был уже вечер, все улеглись спать. Не спалось только мне, я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала: я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже о чем и что он говорил. И легко, радостно так стало на душе. Никогда не спал я так спокойно, как в ту ночь. Чуть светало, я вскочил с постели, схватил книги и, - о счастье, - читаю гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только все понял, но хоть сейчас и рассказать могу. В классе мне сиделось уже не так, как раньше: все понимал, все оставалось в памяти. Дал учитель задачу по арифметике - решил, и учитель похвалил меня даже. Словом, в короткое время я подвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше и лучше успевал я в науках и в конце курса одним из первых был переведен в семинарию».

image004В 2020 году исполнилось 465 лет со времени блаженной кончины св. преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский, в миру Григорий, родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским (память 30 августа). По его благословению, Григорий направился в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому (память 19 мая) и принял от него пострижение с именем Геннадий. Вместе со святым Корнилием Геннадий перешел в костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера, около 1529 года, возникает обитель Преображения Господня, названная впоследствии "Геннадиевым монастырем". Став игуменом, преподобный Геннадий не ослаблял монашеских подвигов, вместе с братией выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи и пек просфоры. Любимым занятием преподобного было писание икон, которыми он украшал свою новую обитель. Он постоянно носил на себе тяжелые вериги. За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения.  Приехав по монастырским делам в Москву, в доме боярина Романа Юрьевича Захарьина он предрек его дочери Анастасии, что она будет царицей. И, действительно, царь Иоанн Грозный выбрал ее себе в супруги. Житие преподобного Геннадия написано учеником его игуменом Алексием между 1584-1587 годами. В нем помещено духовное завещание, продиктованное самим преподобным Геннадием, где он заповедует соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их. Преподобный призывал: "Стремитесь к свету, а тьму оставляйте".

Святой праведный Иоанн Кронштадский. Икона ХХ векаСкончался преподобный Геннадий 23 января 1565 года, а 19 августа 1646 года совершилось его церковное прославление

Будучи настоятелем обители, прп. Геннадий наравне с др. иноками работал в поварне, колол дрова и разносил их по кельям, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Преподобный, подвизаясь, носил на теле железные вериги «и кресты железныя, тяжкие чепи». Согласно житию, прп. Геннадий всюду ходил пешком. В 1549 г. «старець Генадий Сарарайскые пустыни» стал крестным отцом царевны Анны, дочери Иоанна Грозного (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460). Прп. Геннадий является автором «Наказания и поучения», адресованного помимо братии Преображенского монастыря также игум. Ипатиевского монастыря Вассиану (будучи неграмотным, святой продиктовал поучение перед кончиной, позднее оно было включено в его житие). Исследователи отмечают заботу прп. Геннадия о монастырских крестьянах: преподобный призывает монастырских слуг «насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес» на них «игумену или старцем не износити».

Сохранился Устав прп. Геннадия в виде его поучения к братии, замечательный своей теплотой и простотой.

image006Ко времени прославления прп. Геннадия в 1646 г. в основанной им обители была освящена церковь во его имя.

Память 19 авг., 23 янв.— в Соборе Костромских святых, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице — в Соборе Белорусских святых.

Геннадиев мужской монастырь в честь Преображения Господня (Рыбинская епархия)

Адрес: Россия, 152491, Ярославская обл., Любимский р-н, с. Слобода

Официальный сайт: http://www.gennadiev.ru/

image008Монастырь расположен в 33 километрах от города Любима, устроен на восточном берегу Сурбского озера, близ двух рек Обноры и Костромы. До 1647 года он назывался Новой Корнилиевой пустынью и до 1787 года находился в Костромской губернии.

image007В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение мощей преподобного Геннадия. Прославленные цельбоносной силой мощи долго почивали в Преображенском храме открыто, но потом по неизвестным причинам и неизвестно когда сокрыты под спуд. [1]. В 1830-х годах игумен Палладий попытался осмотреть святые мощи. Когда начали разбирать кладку на месте раки, то случился сильный треск и трясение собора. Игумен и рабочие в страхе бежали из храма.

Вне монастыря были два дома в Ярославле, один в Любиме, гостиница, сзади два деревянных флигеля. По сведениям местных жителей в городе Любиме было Предтеченское подворье, где был храм св. Иоанна Предтечи.

После революции в начале 1920-х годов обитель была силой разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем.

За годы советской власти была уничтожена монастырская ограда, некоторые башни сохранялись до 1980 годов (в Ярославском музее имеются фотографии 1988 года). Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 году. Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов. С одной стороны Алексеевского храма была сделана силосная яма, с других сторон, как и по всему монастырю, нарезаны тракторные колеи. Фруктовый сад вырублен в 1960-х годах, а колодец преподобного был завален.

В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря. В 1997 году ансамбль монастыря был передан комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области. В описании числятся, в полуразрушенном состоянии - собор Спасо-Преображенский 1647 г., церковь Алексея 1751 г., колокольня 1715 г.

В самом монастыре восстановлен колодец преп. Геннадия глубиной 12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя св. преп. Геннадия.

Настоятели

 

Поздравляем всех учащихся с началом нового учебного года и желаем помощи Божией!

Преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу (тропарь, кондак и молитва)

Тропарь, глас 4:

Я́ко пустыннолюби́вая го́рлица, / от су́етнаго и многомяте́жнаго ми́ра в пусты́ню удали́вся, / чистото́ю и гове́нием, моли́твами и тружде́нием / просла́вил еси́ Бо́га в душе́ и телеси́ свое́м. / И та́ко благоче́стно пожи́в, / яви́лся еси́, преподо́бне Генна́дие, пусты́ни Любимогра́дския украше́ние, / и́ноком честна́го жития́ о́браз / и те́плый моли́твенник за всех, // притека́ющих к тебе́ с ве́рою.

Кондак, глас 3:

Моли́твою и посто́м, тружде́нием и терпе́нием/ умертви́вый вся́кое пло́ти мудрова́ние,/ чистоты́ сосу́д благоле́пен,/ Боже́ственных даро́в и чуде́с прича́стник,/ и́ноком же до́блий наста́вник был еси́,/ сподвиза́яся блаже́нному Корни́лию, о́тче Богому́дре./ Сего́ ра́ди вопие́м:/ моли́ся ко Го́споду,// да моли́твами твои́ми да́рует мир и спасе́ние душа́м на́шим.

Молитва

Избра́нниче Бо́жий и чудотво́рче, преподо́бный о́тче Генна́дие! От ю́ности твоея́ испо́лнен сый Ду́ха прему́дрости и ра́зума, Ду́ха благоче́стия и стра́ха Госпо́дня, и прии́м вся ору́жия Бо́жия, препоя́сав чре́сла твоя́ и́стиною, обо́лкся в броня́ пра́вды и обув но́зе во угото́вание благовествова́ния ми́ра, над все́ми же восприи́м щит ве́ры, возмо́гл еси́, я́ко добр во́ин Христо́в, вся стре́лы лука́ваго разжже́нныя угаси́ти. Сего́ ра́ди водворя́яся днесь с ли́ками Безпло́тных сил в оби́телях Отца́ Небе́снаго, неувяда́емым венце́м увязе́н еси́ и, предстоя́ Престо́лу Царя́ сла́вы, Го́спода сил, и́маши дерзнове́ние возноси́ти к Нему́ моле́ния и благохвале́ния твоя́. Мы же, окая́ннии, возводя́ из глубины́ зол о́чи и сердца́ на́ша к Го́рнему Сио́ну, Жили́щу Бо́га Иа́ковля, мо́лим тя, преподо́бне Генна́дие: бу́ди засту́пником и хода́таем на́шим пред Бо́гом и Го́сподем на́шим, Судие́ю пра́веднейшим, Его́же вы́ну прогневля́ем, согреша́юще пред Ним. И я́коже во дни пло́ти своея́ ди́вная и пресла́вная соверши́л еси́, о́тче всехва́льне, та́ко и ны́не, преше́д от нас в оби́тели Отца́ Небе́снаго, удиви́ хода́тайством свои́м ми́лость Госпо́дню на нас. Да, отбе́гше нече́стия и мирски́х по́хотей, Бо́гови же благоугоди́вше, обря́щем по́мощь Его́ во вре́мя благопотре́бно и благослове́ние на ны и на дела́ рук на́ших, и да сподо́бит нас насле́дити Ца́рство Небе́сное и с ли́ки святы́х сла́вити и воспева́ти пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иерей Александр Ребячьих, Христа ради юродивый

Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10). 

Подробнее...

Статьи

Проблема духовности и соборности в русской философии

Как явление культуры, русская духовность ведет свое начало от времени принятия православной веры. Византийско-православное наследие открыло русскому народу новые пути развития и дало возможность приобщиться к культуре эллинизма. С.С.Аверинцев писал, что только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и стала культурой в полном значении этого слова.[1]
Подробнее...

Православный календарь на сегодня: