30 сентября. Память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00130 сентября Церковь празднует память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а также обретение иконы Божией Матери «Макарьевская».  Они пострадали и приняли мученическую кончину в Риме при императоре  Адриане около 137 г. н.э.

image002Мать трех девушек – София, вдова-христианка, смогла воспитать своих дочерей в горячей любви к Спасителю рода человеческого – Христу. Узнав, что прекрасные собой и славные умом и добродетелями юные девы- христианки, император пожелал увидеть  и убедить  их отречься от веры. Поняв, что они тверды в своих убеждениях, он повелел истязать  их(Вере было 12 лет, Надежде -10, Любови -9), надеясь устрашить  физическими страданиями. Но,  они оставались тверды и не отреклись от Христа. Святая София, видя страдания дочерей, проявляла  необыкновенное мужество и  находила в себе силы убеждать дочерей терпеть и мужественно переносить страдания. В бессильной злобе император повелел их  убить мечем. Святой Софии разрешили взять  тела дочерей, чтобы предать их земле. Она три дня сидела у их могил и там же, предала свою душу Господу. Христиане погребли ее рядом с могилами дочерей. За великие муки матери, пережившей страдания и смерть своих детей, без колебаний полагавшейся на волю Божию, святая София удостоилась  прославления Церковью как великомученица.

Мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии покоятся в Эльзасе (Франция), в церкви Эшо. Церковь  относит их имена к тем добродетелям, которые должны быть присущи истинному христианину, который живет  Верой, Надеждой, Любовью и в приобретении этих добродетелей достигает  мудрости – Софии. Веровать в Бога – значит иметь твердое убеждение в Его существовании.  Надеяться на Бога – значит быть готовым всегда  делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда с нами происходит не то, чего бы мы себе желали. Ведь только Бог знает, что и  когда нам дать – что нам полезно, а что вредно.  Любить Бога мы должны прежде всего, и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель. Высшая форма любви к Богу есть благоговение, или страх Божий (премудрость-София), т. е.  боязнь удалиться от Него через наши грехи. Любя Бога и ближних, мы обнаруживаем и истинную любовь к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей по отношению к Богу и ближним.

image003Мощи мучениц в VIII веке из крипты кладбища святого Панкратия в Риме были перенесены в построенную церковь святого Сильвестра на Марсовом поле. Часть мощей мучениц преподнесли в дар монастырю святой Иулии (Италия). В мае 777 года по просьбе епископа Ремигия мощи мучениц перенесли в женский монастырь святого Трофима в Эшо под Страсбургом.

Мощи мучениц в VIII веке из крипты кладбища святого Панкратия в Риме были перенесены в построенную церковь святого Сильвестра на Марсовом поле. Часть мощей мучениц преподнесли в дар монастырю святой Иулии (Италия). В мае 777 года по просьбе епископа Ремигия мощи мучениц перенесли в женский монастырь святого Трофима в Эшо под Страсбургом.

image004Церковь, веруя, что святые, по благодати Божей, слышат нас, видят наши нужды и готовы ходатайствовать за нас перед Богом, во все времена имела священный обычай праздновать память святых с особым торжеством. Над гробами их воздвигались храмы, их изображали на святых иконах и фресках, составлялись им службы и молебные пения. Лучшая честь святым, истинное их почитание состоит в подражании их жизни, исполненной высоких христианских добродетелей. В Чухломском районе селах София - Валуево находился некогда храмы в честь Софии – Премудрости Божией.

Костромская обл., Чухломский р-н, ур. София-Валуево (6 км З д. Андрины).

 Софийская с. София-Валуево зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1815 г. тщанием прихожан. Ограда каменная с дер. палисадом, устр. в 1887 г. на средства Петербургского купца Андрея Петровича Петрова. Кладбище в церковной ограде. Престолов 3: а) в честь св. мц. Софии и трех ее дочерей: Веры, Надежды и Любви, б) во славу Воскресения Христова и в) святит. Николая Чуд. Местночтимая святыня церкви - икона св. мц. Софии и дочерей ее. 

Кирпичная церковь, с такою же колокольнею, построена в 1815 прихожанами. Ограда каменная с деревянным палисадом, устроена в 1887 на средства петербургского купца Андрея Петровича Петрова. Кладбище в церковной ограде. Приделы Воскресения Христова и Николая Чудотворца. Церковь разрушена в советский период, вероятно в 1930-е.

 В лесу, на месте вероятного нахождения Софийской церкви обнаружен характерный земляной вал с фрагментами разобранной кирпичной кладки. При повторном посещении этого места в октябре 2007 г., в 15 м от вала найдены две могилы с надгробием в виде тесаных деревянных столбов с навершием и деревянный крест на ели. Возможно, тот, о котором говорят старожилы Судая, когда речь заходит об этом кладбище, что, дескать, ель, в процессе роста выдернула крест из земли.

image005 Перед святой иконой мучениц молятся о построении крепкой, надежной семьи и обретении семейного счастья. Также перед святыней просят:

  • о рождении детей,
  • о здоровье детей,
  • об исцелении от женских болезней,
  • об исцелении от болей в суставах.

Поздравляем всех, кто носит имена Веры, Надежды, Любви и Софии с днем их небесных покровительниц!

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

image006Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 4

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Кондак мучениц

глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

 Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит:

Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:35).

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28).

Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32).

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37).

Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.

30 сентября празднуется обретение Макарьевской иконы Божией Матери.

image007Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена 17 сентября (ст.ст.) 1442 года преподобному Макарию Унженскому чудотворцу († 1444), который подвизался в посте и молитве на пустынных берегах реки Унжи во времена княжения Василия Темного (1425–1462). В это время Галичская (ныне Костромская) область находилась в с бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар.

Рано утром, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии раздалось ангельское пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» В страхе и изумлении выйдя из келлии, святой увидел на небосклоне икону Пресвятой Богородицы, которая в окружении светозарного сияния приближалась к подвижнику. Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичстей стране твердое ограждение и заступление!» Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться «Келейной» (позже ученики преподобного дали ей наименование «Макарьевской»).Недалеко от места явления святого образа преподобный Макарий выкопал источник, прославившийся своей целебной силой, а еще через некоторое время здесь был основан монастырь, также названный Макарьевским.

image008В монастырских рукописях хранились сказания о многочисленных чудесах, произошедших от чудотворной иконы Божией Матери. Дважды по молитве перед ней спасались местные жители от нашествия крымских татар. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ограбить и опустошить Макариеву пустынь, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от врага город Солигалич. Татары без видимой причины в панике обращались в бегство, а пленные рассказывали, что видели в небе седого старца в черном одеянии, метавшего в них стрелы и камни, а затем появившегося среди них на белом коне и нагнавшего такой страх, что татары стали в ужасе убивать друг друга.Благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это было установлено комиссией, посланной Патриархом Московским Филаретом 24 июня 1619 года. В этом же году состоялось прославление преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца в лике святых. С чудотворной иконы Пресвятой Богородицы был сделан список в византийском стиле, который прославился, как и первообраз. На иконе лик Божией Матери наклонен к Предвечному Младенцу, который покоится на Ее левой руке.

Дважды святой образ выходил неповрежденным из огня пожарищ – в 1626 и 1690 годах. 24 августа 1717 года по указу Петра I и благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «соборная память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для иконы. В этом документе Макарьевский образ прямо называется чудотворным.В XVIII веке при игумене монастыря Митрофане II (первым был причисленный к лику святых святитель Митрофан Воронежский), который не знал истории и значения иконы, святой образ был перенесен из соборного храма в Благовещенскую церковь Унженского монастыря и пребывал там в забвении. Кроме того, игумен дал разрешение переписать образ в Смоленский.

image009Лишь почти через век – в 1858 году Промыслом Божиим икона вернулась к инокам в своем первозданном виде. Когда икону стали очищать от верхнего ветхого слоя красок, под ним оказался невредимым чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и подписью тропаря и кондака. В монастырской летописи хранятся записи многих благодатных знамений и чудесных событий, сопровождавших обретение святого образа.По всей видимости в это время в монастыре пребывала и икона, явленная преподобному Макарию, поскольку архимандрит Платон, при котором был обретен список, писал в 1863 году, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обоими чудотворными иконами». Атеистическое лихолетье XX века разрушило иноческую жизнь Макарьевской Унженской обители – в 1929 году монастырь был закрыт, а святая икона утеряна. Судьба и нынешнее местопребывание списка чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери и его первообраза неизвестны. Сохранился единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви г. Макарьева Костромской области.

В настоящее время в Макариево-Унженском монастыре находится ещё один чудотворный список с Макариевской иконы Богородицы. Чудеса, проистекающие от этого образа, начались с момента возобновления монастыря 1993 году и продолжаются по сей день.

image010В честь явления честной Макариевской иконы Богородицы издревле был установлен Крестный ход из обители в часовню над святым ключом. Совершался он в каждую пятницу на Светлой Пасхе, для освящения воды; в пятую субботу святого Великого поста, в которую бывает Похвала Пресвятой Богородице; а так же 30 сентября (нов. ст), в день явления чудотворной иконы Пречистой Владычицы Богородицы Макариевской. В эти дни совершалась бденная служба, особенно положенная в день явления чудотворной иконы.

О чем молятся Макарьевской иконе «Одигитрия»: молятся при утрате веры; при бесновании; о прекращении и предотвращении пожара; об исцелении расслабленных; при холере.

Молитва

image011

Преблагая Царице, Мати Господа небесе и земли, ангелов радосте, пророков сладосте, апостолов славо, святителей украшение, мучеников крепосте, преподобных радование, вселенныя похвало, ненадежных надеждо, скорбных утешение, болящих здравие, нищих неистощимое богатство, богатых некрадомое сокровище, грешников спасение, и всех христиан поможение и заступление! К Тебе, Богоневесто Владычице, мы грешнии раби Твои прибегаем, и от Тебе, Всеблагая Госпоже Богородительнице, скорыя помощи просим: озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердца наша ко приятию спасительных заповедей Сына Твоего и Бога нашего; уврачуй, Владычице, язвы неисцельныя душ и телес наших всесильными Твоими молитвами, и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению; огради нас святыми ангелы от всех бед, добрая и полезная нам деяти даруй, да прочее время жизни нашея в мире и покаянии поживем; христианскую же кончину жития нашего мирну и непостыдну исходатайствуй нам. Ей, Владычице, Царице Небесная! Услыши сей глас моления нашего, и по исходе от временныя жизни сея, помози нам безбедно прейти вся воздушная мытарства миродержителя тьмы века сего, и в райских обителех со избранными вселитися нам сподоби; да во светлостех святых со веми небесными силами, воспеваем Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

image012Величание:Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Мощи преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца почивают в Макариевском храме Свято-Троицкого Макариево-Унженского монастыря.

Преподобный Макарий сподобился блаженной кончины в 1444 году 7 августа в городе Унже. Похоронили его по завещанию на месте подвигов в его любимой пустыни ниже города по реке на 20 вёрст, куда торжественно перенесли святое тело. Скоро на этом месте была поставлена первая деревянная церковь, - первый храм в последствии известнейшей обители - Лавры преподобного Макария, особо почитаемой Династией Романовых. В 1619 году царь Михаил Романов со свитой первых лиц государства, по благословению и настоянию патриарха Филарета, совершает пеший Крестный ход ко гробу преподобного Макария в Унженский монастырь для поклонения и благодарения.

В 1671 году, при строительстве каменного храма во имя преподобного Макария, были обретены его нетленные мощи. С тех пор, кроме 7 августа (25 июля по старому стилю) стали праздновать в Унженском монастыре и 25 октября (12 октября по старому стилю), как день обретения его мощей.

В 1929 году мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты, вынесены из стен монастыря и переданы в музей. В те страшные годы одна частица их (часть главы преподобного) была выкрадена и спрятана дома у одного священника, где и хранилась до 2000-х гг. Тогда, в 2007 году честная глава преподобного Макария была передана уже в Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский женский монастырь, хотя обитель на Унже была открыт гораздо раньше 16 июля 1993 года, и святые мощи из краеведческого музея возвращены на своё место (1995 г.). Так спустя много лет, мощи преподобного оказались "поделены" между двумя обителями.

Молитвенник и подвижник, заступник и чудотворец, живший более шестисот лет назад на берегах славных древнейших рек Волги и Унжи, и сегодня побуждает нас читать его житие и совершать ему молитвы.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Служба преподобному Никите Костромскому

Подробнее...

Статьи

О соборности и человеческой душе.

«Наше сходство: это острая, до боли, любовь к конкретному, к сочному и, скажу определенно, к корню – к корню личности, истории, бытия, знания. Думается, что эта любовь – костромская, ибо нет во всей России, а, может быть, и на земном шаре, никого более коренного по вкусам, по укладу, по организации души, чем костромичи… И отсюда –органическая же нелюбовь ко всему, что бескоренно, что корни подъедает, что хочет расти не на корне, а «само по себе»

Из письма Павла Флоренского Василию Розанову

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: