17 июля 2020. Память святых Царственных страстотерпцев

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00117 июля по новому стилю 1918 года Церковь совершает память святых Царственных страстотерпцев. В ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге был расстрелян святой страстотерпец император Николай ΙΙ с семейством и близкими людьми, отправившимися с ними в ссылку — святая благоверная императрица Александра Федоровна, наследник — святой цесаревич Алексий и великие княжны — святые Татиана, Мария, Ольга и Анастасия.

Расстреляны:

Царская семья:

  1. Николай Александрович, 50 лет
  2. Александра Фёдоровна, 46 лет
  3. Ольга, 22 года
  4. Татьяна, 21 год
  5. Мария, 19 лет
  6. Анастасия, 17 лет
  7. Алексей, 13 лет

А также:

  • Евгений Боткин, лейб-медик (53 года)
  • Иван Харитонов, повар (48 лет)
  • Алексей Трупп, лакей (62 года)
  • Анна Демидова, горничная (40 лет)

17 июля 1918 г. Романовых разбудили в 1:30 ночи и попросили перейти комнату в подвале – «в связи с тревожной ситуацией в городе». Семь членов семьи и четверо слуг (спасся только поварёнок Леонид) спокойно собрались и проследовали в небольшую комнатку, из которой заранее убрали всю мебель. Я. М. Юровский огласил краткий приговор: «Расстрелять… по постановлению Уральского областного совета. Ваши друзья наступают на Екатеринбург, и потому вы приговорены к смерти». Его слова ошеломили бывших правителей – по воспоминаниям конвоира Никулина, Николай ІІ обернулся к близким, растерянно воскликнул «Что? Что?» – и тут раздались первые выстрелы.

                                                            Подробнее: https://ukrburshtyn.com/blog/muchenichestvo-carya.html

Определением Архиерейского собора Русской православной Церкви 2000 года они причислены к лику святых страстотерпцев.

Останки пяти членов императорской семьи, а также их слуг, были найдены в июле 1991 года в окрестностях Екатеринбурга под насыпью Старой Коптяковской дороги. В ходе следствия по уголовному делу, которое вела Генпрокуратура России, останки были идентифицированы. 17 июля 1998 года, в 80-ю годовщину расстрела, останки членов императорской семьи были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В июле 2007 года были найдены останки царевича Алексея и великой княжны Марии.

  17 июля Церковь молитвенно почитает царских страстотерпцев  обращая народную память к их кончине. Кто же и почему убил святого царя, его семью и слуг? Казалось, ответ лежит на поверхности: они расстреляны по решению Уральского революционного комитета. Персональную ответственность за это взяли Белобородов, Голощекин и пр. Официальная мотивация — приближение чехословацкого корпуса и возможность освобождения государя и его семьи. Приговор приводили в исполнение Войков, Юровский и команда, частично состоявшая из австрийцев и латышей. Войкова позднее убил в Варшаве бывший белогвардеец Борис Коверда, убил из мести за убийство Царской семьи. До сих пор к нашему стыду именем Войкова названы улицы, и даже станция метро. У нас в Костроме такая улица имеется. Жоховский, а ранее в XVII в. Никольский переулок, решением Костромского ГИК от 22 июля 1927 года был назван «в честь павшего полпреда СССР в Польше тов. Войкова П. Л.». Располагается она параллельно улице Свердлова, человека, который причастен к приказу о расстреле последнего царя.

image005Памятник Я. М. Свердлову. г. Кострома, пл. Конституции (сквер)

Яков Михайлович Свердлов (1885-1919 гг.) - российский политический и государственный деятель, революционер, большевик. В 1904 г. по указанию партию приехал в Кострому для налаживания революционной работы. Выступал в качестве оратора на массовых мероприятиях и сходках рабочих. В 1905 году, после того, как на его след напала царская жандармерия, Яков Свердлов покинул Кострому.

Интересные факты:- Сквер на площади Конституции является одним из излюбленных мест костромичей и гостей города для прогулок и отдыха, в дни памяти революционных событий начала XX века к монументу Якова Михайловича Свердлова возлагают цветы;

- Памятник революционеру Свердлову стоит напротив поклонного креста на месте будущего строительства храма в честь Казанской Божией Матери - здесь мирно соседствуют символы двух культур, противоборство которых навсегда вошло в историю России XX столетия.

Памятники Свердлову стоят также в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Был памятник в Москве, сейчас там его нет. Был в г. Енакиево Донецкой области, в Северодонецке, и пока неизвестно, сохранились ли в Украине эти памятники революционеру. В советское время памятники Свердлову были одними из символов социалистического общества, а монументальному искусству свойственна героизация образов и акцентирование человеческой значительности, сознание своей причастности к большому государственному делу.

Памятники – это наша история. Эпохи проходят, а след от них остается. Нужен ли теперь, в эпоху капитализма, памятник Свердлову? Может быть, этот памятник нужен и даже полезен как напоминание не только о коммунизме, но и обо всей советской истории, как зримое свидетельство великой убежденности Дела?

image007«В 1990-е годы у памятника Якову Свердлову уже было много проблем. В какой-то момент разрушающийся постамент от безденежья даже околотили досками. После того как его все-таки привели в порядок, переместить монумент потребовала Костромская епархия Русской Православной Церкви, ссылаясь на неоднозначную репутацию большевика. Тогда власти на это не решились, дело ограничилось только тем, что напротив монумента поставили православный крест», - писал местный новостной портал. Пока разговоров о сносе памятника Свердлову в Костроме нет. Напомним, что Екатеринбург с 1924 по 1991 год назывался Свердло́вск..

Убийцы царской семьи в жизни ничего доброго не приобрели. Все они умерли трагической смертью. Яков Юровский дожил до 1940 г. и умер от тяжелой болезни. Говорят, перед смертью сильно мучился. Многие из тех, кто подписывал приговор Царской Семье, не пережили 1937 года. В их числе были Белобородов и Голощекин. Советское правительство задним числом одобрило это преступление в Постановлении от 18 июля 1918 года.

image009В начале XX в. страшная по своим кровавым жертвам Смута воцарилась на Русской земле. Русский человек отрекся от служения высшему закону – христианской правде. Революция смутила многих своей стихийной вседозволенностью. Последний российский император династии Романовых в истории остался примером и образцом верующего человека во власти. Своей благочестивой жизнью и служением народу Император Николай II полностью соответствует представлению об истинно верующем христианине и православном человеке, исповедующем веру во Христа не только на словах, но и на деле. Причём вера в Господа не была каким-то жестом рекламной политики и пропаганды правителя, но глубокой основой мировоззрения великого государя. Христианские принципы были заложены в основу политики императора Николая II. Вместе с царём православные принципы полностью разделяли все члены его семьи.

Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и в других церковных торжествах. В царствование Императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося.

image011Личное благочестие Государя проявилось в канонизации святых. В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосии Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святитель Иоанн Тобольский (1916 год). Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины Царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

2 марта 1917 года представители Государственной Думы и из высшего военного командования предали своего Государя и вынудили его отречься от престола. Отрекаясь от Царской власти, Государь надеялся, что желавшие его удаления сумеют довести войну до победного конца и не погубят Россию. Его отречение было попыткой предотвратить гражданскую войну. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хотя бы капля русской крови.

Государь не стал проливать кровь соотечественников, жаждущих его отречения. Ведь война с собственным народом, по его разумению, явилась бы насилием над его выбором. Русский царь предпочел принести себя в жертву ради спасения бесконечно любимой России. «Не зло победит зло, а только любовь», - писал он в одном из своих писем, находясь вместе с семьей в тобольском плену.

О том, насколько правильно Государь оценивал создавшееся положение и окружавших Его людей, свидетельствует короткая запись, ставшая исторической, сделанная Им в своем дневнике в этот день: «Кругом измена, и трусость, и обман». Великий князь Михаил отказался принять корону, и монархия в России пала.

image013Свобода, равенство, братство… Все мировые революции призывают людей встать под свои знамена, на которых написаны эти, воистину святые слова. Однако, человека верующего в Бога и живущего в ладах со своей совестью, никогда не прельстят эти красивые, но пустые в устах лицемеров и обманщиков призывы. Без воскресшего Христа, ценой собственной крови освободившего мир от оков смерти, не может быть настоящей свободы. Без воскресшего Христа и заповедей Его, призывающих любить Бога всем сердцем, душой и разумением, а ближних, как самих себя, не может быть равенства и братства на земле между людьми.

В Ипатьевском доме было найдено стихотворение, написанное рукой Великой княжны Ольги, которое называется «Молитва», последние два четверостишия его говорят о том же:

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов.

Почитание Царской семьи, начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному Императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию — на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах Царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации Царской семьи — под некоторыми из таких обращений стояли тысячи подписей. К моменту прославления Царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи — об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников, о мироточении икон с изображениями Императора Николая и Царственных мучеников, о благоухании и появлении на иконных ликах Царственных мучеников пятен кровавого цвета.

Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвенным воззванием к Царю-мученику, Государю Российскому — и невероятным образом вышли из окружения.

image015

В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне Императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России — через несколько месяцев сын вернулся домой.

В 2000 г., на Архиерейском соборе русской Православной Церкви царская семья была причислена к лику святых-страстотерпцев.

Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:

"В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры".

Великий грех богоотступничества исповедала с канонизаций (причислением к святым) Россия. В богослужебной и житийной литературе слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые в строгом смысле не были мучениками за Христа, но завершили свою жизнь от рук гонителей и убийц. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015), блгв. князь Игорь Черниговский (1147), князь Андрей Боголюбский (1147), князь Михаил Тверской (1147). Новых небесных предстателей и молитвенников перед Богом обрел русский народ. Уповая на милосердие Бога, просит народ русский у государя страстотерпца мира в Отечестве и милость Божью людям.

Царственные страстотерпцы вместе с преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Федоровной (Романовой,+1918) вошли в сонм Костромских святых. Молитвенная память  преподобномученицы Елисавете (Романовой) совершается 18 июля вместе с памятью преподобного Сергия Радонежского.

К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

Память святым страстотерпцам Императору Николаю, Императрице Александре, их чадам — Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день их убиения 4 (17) июля, и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).

На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту.

image017В ночь с 16 на 17 июля в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, в «колыбели Дома Романовых» будет совершаться ночная Литургия, которую возглавит митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.

В д. Домнино, Сусанинского р-на, действует женский монастырь в честь Царственных страстотерпцев. ВВ 1818-1870 гг. настоятелем Успенской церкви служил протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794 г. - после 1871 г.). Будучи уроженцем Домнина, он опубликовал несколько работ по истории села и храма. В 1871 г. в журнале «Русский архив» с предисловием костромского губернатора В. И. Доргобужинова был опубликован труд отца Алексия «Правда о Сусанине», в котором на основании свидетельств местных старожилов он указал, где на приходском кладбище находится могила Сусанина, спасителя будущего царя Михаила Феодоровича Романова. Протоиерей А. Домнинский был похоронен у алтарной части храма (могила не сохранилась).

В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

image019У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента — надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружён фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами.

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году. Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.

В год 300-летия Дома Романовых неподалеку от Домнина, в деревне Деревеньки, являющейся родиной Сусанина, на месте, где, по преданию, стоял его дом, Александровским братством была возведена памятная часовня из красного кирпича. Ее освящение состоялось 20 октября 1913 г.- накануне 19-й годовщины восшествия на престол императора Николая II. До 1917 г. в часовне совершались молебны в царские дни и панихиды по царю Михаилу Феодоровичу и Сусанину.

3 сентября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной и антиколхозной агитации был арестован клирик Успенского храма священник Константин Сокольский (1896-1937), 2 ноября тройкой УНКВД по Ярославской области (в то время Домнино входило в ее состав) приговорен к расстрелу, 17 нояб. приговор приведен в исполнение (место расстрела и место погребения священника Константина неизвестны).

image021Храм был закрыт, большая часть икон и утвари уничтожена. Осенью 1937 г. в здании церкви был устроен склад зерна домнинского колхоза им. НКВД. Решением Ярославского облисполкома от 22 марта 1941 г. храм был официально закрыт. В конце 1942 г. колхозники Ярославской области собрали средства на строительство танковой колонны, которой было присвоено имя Ивана Сусанина. С 1941 г. прихожане Успенской церкви обращались в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой о возвращении храма, рядом с которым погребен русский народный герой Иван Сусанин. По распоряжению Президиума Верховного Совета РСФСР решением Ярославского облисполкома от 23 февраля 1943 г. здание церкви было передано общине. 15 августа 1944 года в Домнино был назначен священник. В середине 50-х годах XX века в часовне в деревне Деревеньки был сломан иконостас и устроен сенной склад, в 70-х годах XX века произведена внешняя реставрация часовни.

image023 Указом епископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) от 20 марта 1991 г. при Успенской церкви села Домнино было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина Костромского женского монастыря. В апреле 1991 г. подворью передали здание бывшей церковноприходской школы (в советское время в нем размещалась школа, к 1991 из-за отсутствия учеников она была закрыта, и здание стояло заброшенным), в котором оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Царственных Страстотерпцев

Кирпичная церковь построена в 1809-1827 прихожанами на месте, где стоял дом старицы Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича Романова. Основной объём храма - двусветный четверик с пятиглавым завершением, с декором в духе классицизма. Колокольня трёхъярусная со шпилем, связана с основным объёмом широкой двустолпной трапезной. Приделы Николая Чудотворца и иконы Богоматери Тихвинская. Богослужений не было с 1937, в 1941 закрыта, в 1943 возвращена верующим и более не закрывалась. По преданию Иван Сусанин был похоронен на сельском кладбище у храма в Домнино.

Святыни: Икона страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

8 мая 1993 г. подворье посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил заупокойную литию по Ивану Сусанину у часовни в Деревеньках и молебен в Успенском храме. 11 сентября 1994 г. близ Успенской церкви в ограде приходского кладбища был торжественно освящен деревянный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Сусанина.

image025Определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. Успенское подворье было преобразовано в женский монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев.

С 9-11 марта 2013 г., в год 400-летия Дома Романовых при посещении Костромы, монастырь царских страстотерпцев посетила глава Российского Императорского Дома великая княгиня Мария Владимировна Романова.

В настоящее время исполняющей обязанности старшей сестры является монахиня Пахомия (Ершова). Число насельниц - 10 человек (4 монахини, 1 инокиня, 5 послушниц).

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец,/ Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру,/ Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю./ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся,/ от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша/ и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша./ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м:/ о святи́и страстоте́рпцы,/ гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те,/ зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те,/ от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те,/ мир ми́рови у Бо́га испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих/ от ро́да царе́й Росси́йских, благове́рнии му́ченицы,/ му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии/ и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися,/ к ва́м, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым,/ с любо́вию благода́рне вопие́м:/ ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы,// за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Величание

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,// я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.

Молитва Царственным страстотерпцам

О, святая седмерице, царственнии страстотерпцы, Николае, Александро, Алексие, Марие, Ольго, Татиано и Анастасие! Вы, союзом любве Христовы связуеми, дом ваш, яко малую церковь, благочестно устроили есте и смирением себе посреде земнаго величия украсили есте. В годину же братоубийственныя брани и гонений безбожных во отечестве нашем, все упование на Бога возложивше, образ терпения и страдания всей земли Российстей явили есте и, молящеся о мучителех, клевету, узы и изгнание, глумление, насмеяние и оболгание, убиение и телес поругание мужественне претерпели есте. Сего ради от земнаго царствия к Небесному прешли есте и теплии ходатаи о нас явилися есте. О, святии угодницы Божии! Молитеся о нас Богу, да Церковь в единомыслии и твердей вере соблюдет, страну нашу миром и благоденствием оградит и от междоусобныя брани и разделения избавит, власть предержащую умудрит, воинство мужеством украсит, народ от разорения сохранит, супруги христианския в верности и любви укрепит, чада в благочестии и послушании возрастит, и вся ны купно с вами сподобит воспевати Пречестное и Великолепое имя Живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва страстотерпцу царю Николаю

image027 О святый страстотерпче, царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко иова многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею, царицею Александрою, и царственными чады Алексием, ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех богоотступничества народа нашего, и подаст грехов прощение, и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь Подробнее: https://ukrburshtyn.com/blog/muchenichestvo-carya.html

Митрополит Анастасий (Грибановский) писал: «Убийство оставленного всеми беззащитного Русского Монарха, вместе с Супругой и юными Детьми, будет всегда стоять тяжелым укором перед совестью всего мира. Мы верим, что настанет время, когда человечество поймет, наконец, что наши Царственные Страстотерпцы и все, кто последовал по их пути, будучи умерщвлены за свидетельство Правды Божией, принесли себя в жертву очищения за грехи всего современного мира, погрязшего во лжи и неправде и нуждающегося в искуплении. С тех пор, как пал Императорский престол в России, равновесие поколебалось повсюду».

По Промыслу Божию Царственные Страстотерпцы были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Игумен Сергий (Моряков 1898 – 1967)

Игумен Сергий (в миру Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова, в схиме Серафима), — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (Меркуловой, в схиме Михаилой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на книгу прот. Дмитрия Сазонова "Костромские этюды: сборник статей"

Первые итоги

Недавно, в издательстве Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова вышла книга «Костромские этюды: сборник статей». Ее автор – протоиерей Дмитрий Иванович Сазонов – богослов, историк, философ. Но, в первую очередь, конечно, пастырь, что не может не накладывать отпечатка и на все его творчество. «Костромские этюды» – результат многолетних трудов отца Дмитрия. В нее вошли его работы по изучению житий святых Костромской земли, его проповеди, и созвучные им по содержанию публикации в костромской прессе, а также, исторические и философские статьи.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: