9 февраля. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0019 февраля Православная Церковь вспоминает всех тех, кто претерпел мучения и смерть за веру Христову в 1917-1918 годах – празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Число людей, имевших духовное мужество отдать свои жизни ради веры во Христа Спасителя, чрезвычайно велико, оно исчисляется сотнями тысяч имен. На сегодняшний день известна лишь малая часть тех, кто достоин прославления в лике святых. Только в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. Среди новомучеников и исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Празднование же памяти святых новомучеников и исповедников Российских напоминает нам о горьком уроке истории и судьбе нашей Церкви. Воспоминая их сегодня, мы исповедуем, что «воистину врата адовы не одолеют Церкви Христовой», и мы молимся святым новомученикам, чтобы в час испытаний нам дано было такое же мужество, какое они явили.

Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов. На 22 марта 2011 года на Соборах Русской Церкви было канонизировано 1776 человек.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Почти сразу, после октября 1917 г., начался процесс по изъятию церковных ценностей и расправа над всеми несогласными с утопической доктриной «великих идей» строительства «светлого будущего» путем пролития крови, разграбления национальных богатств, уничтожения памятников искусства и культуры, ментальных черт русского человека, разжигания ненависти, убйствами. Подвергалось запрету все, что было связано с именем Божьим. Разрушением храмов и монастырей, снятием колоколов  и превращением церковной утвари в лом разрушался лик Святой Руси. Каким только казням и унижениям не подвергались духовенство и верующие люди: их расстреливали, топили вместе с пароходами, топили в проруби, сжигали, сбрасывали с поезда, морили голодом, холодом, бросали в шахты и закидывали гранатами, сажали в тюрьмы и концлагеря,  ссылали на шахты и на принудительные работы. При этом издевались, глумились, кощунствовали. Могилы многих из них до сих пор не удается найти.

Среди пострадавших за веру в ХХ веке ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.

Почти в каждой российской семье, в каждом роду кто-то подвергся репрессиям. Биографии многих полузабыты, обстоятельства ареста неизвестны, но, как правило, это были добрые христиане. Возможно, среди новомучеников и исповедников есть ваши близкие. Пока не канонизированные, эти люди святы у всевидящего Бога.

image002

В день Собора новомучеников православные христиане вспоминают с горечью о тех трагических событиях, Утешением для нас является то, что ХХ век оставил Русской Церкви тысячи святых молитвенников и заступников. Среди них поминаем: священномученика пресвитера Ивана (Кочурова) — первого из убитых священников. Служил в США, вел миссионерскую деятельность. В 1907 году переехал обратно в Россию. В 1916 г. назначен на служение в Екатерининском соборе Царского Села. 8 ноября 1917 г. мученически скончался после продолжительных избиений. Священномученика митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) — первого из убитых архиереев. 29 января 1928 г., будучи в своих покоях, был вывезен матросами и убит.

Картина репрессий в отношении к духовенству поражает своей жестокостью. С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито 70 иереев. В Перми после занятия города белой армией были обнаружены тела 42 священнослужителей. Весной, когда снег стаял, их нашли закопанными в семинарском саду, многие были со следами пыток. В Воронеже в 1919 г. было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах монастырской церкви во имя св. Митрофана Воронежского. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. К 2006 году канонизировано 1701 человек.

В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться прочитав обвинения предъявленные священнослужителям. Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово.

Священник Василий Надеждин читал молодёжи труды святых Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года.

Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него. Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года.

Кто-то из них пожалел, и сказал вслух о том, что больше не празднуют в России Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север…

Среди новомучеников и исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям.

В дореволюционной России было около 100 000 монашествующих и более 110 000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630 000 человек. Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквах и монастырях России в канун революции, так посвященных в дальнейшем, вплоть до 1950-х годов.

Общее число пострадавших можно оценить, исследуя

1) церковные архивы,

2) партийные и правительственные архивы,

3) архивы ФСБ.

В первом случае оценка отражает восприятие числа пострадавших Русской Православной Церковью. Это число пострадавших определяется следующим образом.

  • •Число священнослужителей в 1917 г. – 110 000 чел.
  • •Число монахов и послушников в 1917 г. – 100 000 чел.
  • •Число священнослужителей и монахов, рукоположенных после 1917 г. по БД новомучеников – 105 000 чел. (каждый 3-й).
  • •Из общего числа уклонились в расколы (это соотношение вычисляется по БД епископов, построенной на основе картотеки М.Е. Губонина) – 80 000 чел.
  • •Число мирян (по БД новомучеников в 1,4 раза больше, чем священнослужителей и монахов) – 330 000 чел.
  • •Всего: 110 + 100 + 105 – 80 + 329 = 564 000 пострадавших.

Игумен Дамаскин (Орловский) в своей работе пишет: «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» («История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации»). Большинство верующих людей были репрессированы в 1918 году и в 1937-38 годы.

Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды. Открывались храмы. Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта. За период 1941-43 г. только одна Московская епархия сдала на нужды обороны 12 млн. рублей. Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы.

На их костях, в память их мученической кончины построены храмы, такие как храм воскресения Христова и Новомучеников и исповединков Российских в московском Бутове, храм в честь Царственных страстотерпцев в Ганиной Яме и мн. др.

image003Среди первых пострадавших назовем имена: Святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона (+1925), священномучеников: Петра, митрополита Крутицкого (1937), Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (+1918), Вениамина, митрополита Петроградского и с ним убиенных архимандрита Сергия, мучеников Юрия Новицкого и Иоанна (+1922) и мн. др.

 Среди Новомучеников XX столетия в этот день мы поминаем и имена исповедников Христа связанных с Костромским краем: царственных страстотерпцев Государя императора Николая Александровича, императрицу Александру Федоровну, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию Романовых (+1918), преподобномученицу Елизавету Федоровну (+1918), солигаличских мучеников: священномученика протоиерея Иосифа Смирнова, иерея Владимира Ильинского, диакона Иоанна Восторгова, мученика Иоанна Перебаскина, священномученоков: Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского (+1938), Василия (Преображенского), епископа Кинешемского (+1945), Дмитрия (Добросердова), архиепископа Можайского (+1937), Макария (Кармазина), епископа Уманского (+1937), иерея Василия Разумова (+1937), и мн. других. В этот день вспомним и архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского +1990), одиннадцать лет проведшего в ссылках лагерях (с1964-1988 управлявшего Костромской епархией), схиархим. Серафима (Борисова), иеродиак. Паисия (Козлова) и др.

image004 В этот день престольное празднование в храме во имя святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, и всех новомучеников и исповедников Российских (Давыдовский м-н), в с. Матвеево, Парфеньевского р-на, где так же находится храм Новомучеников и исповедников Российских.

Богослужения в небольшой церкви во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, начались в феврале 1993 года. Закладка нового храма – достаточного для удовлетворения духовных потребностей жителей микрорайона – состоялась 9 мая 1993 года; ее совершил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Кострому и передавший в дар приходу ковчег с частицей мощей святителя Тихона. Начало строительства храма ознаменовалось удивительным событием: в ковше экскаватора, рывшего котлован, строители обнаружили небольшую металлическую икону святителя Николая Чудотворца. Сейчас эта икона пребывает на престоле Свято-Тихоновской церкви. 18 мая 1993 года проживавший во Франции на покое епископ Керамонский Роман (Золотов) передал в дар новому храму наперсный крест святителя Тихона, который будущий Первосвятитель Русской Православной Церкви носил еще в бытность свою архимандритом. Освящение архиерейским чином храма состоялось 19 ноября 2002 года. В прежнем небольшом храме ныне открыта приходская библиотека. При Свято-Тихоновской церкви действуют воскресные школы для детей и взрослых. Месторасположение:

image005Адрес: г. Кострома, ул. Профсоюзная, 25/2 ; Официальный сайт: www.svttihona.prihod.ruВ

Престольные праздники в этот день празднуют храмы Костромской епархии: во имя Новомучеников и исповедников Российский в с. Матвеево, Парфеньевского р-на, Елисаветинский храм в Чистых Борах, церковь во имя Алексия Цесаревича в г. Шарья, часовня во имя свящмч. Василия пресвитера Сыпановского в Нерехте. Крупная кирпичная кладбищенская часовня с шатровой кровлей, сооружённая в 2000-х на новом кладбище города Нерехты. Освящена во имя священномученика Василия Сыпановского (иерея Василия Разумова, настоятеля церкви в Сыпаново, расстрелянного в 1937 и канонизированного в 2000). Костромская обл., Нерехтский р-н, городское кладб.

Не так давно, в 2013 году, в Костроме, неподалеку от старинного Троицко-Ипатьевского монастыря, на берегу реки Волга, была возведена часовня «Царская голгофа», посвященная царственным страстотерпцам: императору страстотерпцу Николаю II его семейству. Часовня посвящена 400-летию Дома Романовых, вместе с закладным камнем в фундаменте находится капсула с землей из Ганиной Ямы.

image006В 2016 году на фасаде корпуса «В» КГУ им Н.А. Некрасова появилась мемориальная доска, посвященная одному из основателей учебного заведения профессору мч. Юрию Петровичу Новицкому. Учёный-юрист, чьё имя сейчас носит юридический факультет вуза, был расстрелян в ночь с 12 на 13 августа 1922 года по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 1992 года Юрий Петрович Новицкий был прославлен как новомученик.

О новомучениках и исповедниках Костромской епархии издана книга «Костромская Голгофа» - авт. – сост. председатель Костромского церковно-исторического общества протоиерей Дмитрий Сазонов. Обществом проводятся выставки, лекции, повествующие о жизни репрессированного духовенства. Стараниями КЦИО издан буклет «Новомученики и исповедники Костромского края».

Тропарь, кондак, величание Собору новомучеников

Тропарь, глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужы и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившыя/ и кровьми Истину соблюдшыя./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани/ до скончания века.

Кондак, глас 3

Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу/ во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Троицкий Владимир Иванович (1877-1937)

Родился 17 июня 1877 года в с.Боголюбское Кадыйского уезда Костромской губернии в семье священника. Окончил Костромскую духовную семинарию. Служил в Преображенской церкви               с. Красногорье Макарьевсокго р-на Костромской губернии. В 1932 году был осужден за «контрреволюционную деятельность» на 3 года ссылки. Ссылку отбыл.

Подробнее...

Статьи

Россия перед геополитическими вызовами начала третьего тысячелетия: взгляд на Восток

В глобальном мире начала третьего тысячелетия политика -  процесс более сложный и запутанный, чем когда-либо в мировой истории. «Суверенные государства» в этом мире - понятие во многом относительное. Данный термин принимает разное звучание и наполняется разным смыслом, когда его произносят политики разных взглядов. Глобализация отчасти обусловлена предыдущей историей, но во многом она уже не определяется далеким прошлым, хотя история 20 века и находит свое отражение в том, что происходит сегодня.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: