21 ноября. Молитвенное празднование собора Архистратига (предводителя воинства небесного) Михаила (евр.- «Кто, как Бог»), и прочих Небесных сил бесплотных (Михайлов день)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. Икона ХХ века. 21 ноября Церковь посвящает молитвенное празднование собора Архистратига (предводителя воинства небесного) Михаила (евр.- «Кто, как Бог»), и прочих Небесных сил бесплотных (Михайлов день). Прежде творения видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил духовный мир - ангелов (вестников), бессмертных и бестелесных для нашего материального зрения духов, одаренных умом, волей и могуществом. Они различаются между собой по степени совершенства, по роду своего служения и разделяются на несколько чинов ( девять чинов): серафимы (пламенные, огненные), херувимы (разумение), престолы (правосудие), господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Высшими из них считаются: серафимы, херувимы и архангелы. Для исполнения воли Божией ангелы принимают видимый, человеческий облик. Каждому христианину, как и народу, в таинстве Крещения Бог дает Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во время всей его земной жизни и не оставляет его души и по земной кончине. В священном Писании некоторые ангелы называются по именам: Михаил. Гавриил, Рафаил (ему возносят молитвы при болезнях глаз), Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, и Иеремиил.

Михаило-Архангельская церковь в г. Костроме. Фото 1909г.Все ангелы были сотворены добрыми, любящими Бога и друг друга. Самым высшим и могущественным из них был ангел по имени Денница (утренняя звезда), который по гордости своей сам пожелал стать богом и соблазнил и увлек многих ангелов, которые после своего отступления от Бога стали называться бесами (злыми духами). Против сатаны выступил архистратиг Михаил (начальник воинства ангельского) с прочими ангелами (почему и празднуется собор небесных сил) и сбросил дьявола и его приспешников в бездну (преисподнюю). Падшие в бездну ангелы, ставшие врагами добра и любви стараются нанести нам вред, привести к гибели человеческой души.

В Откровении святого апостола Иоанна Богослова (Апокалипсисе – книге о последних судьбах нашего мира), архистратиг Михаил изображается защитником христиан и победителем дракона. В иконописных изображениях он обычно предстает юношей с горящим мечем и щитом, с которыми он охраняет рай. Святая Церковь вспоминает архистратига Михаила вместе с прочими небесными силами 21 ноября и 19 сентября и именует его «заступником верных, путеводителем и учителем заблудших, хранителем людей от зла».  К его молитвенному заступничеству обращаются при различных немощах и болезнях.

В городе Костроме на улице Верхней Набережной (современной 1 мая) находился храм во имя Архангела Михаила. Впервые эта церковь упоминается в костромской писцовой книге 1628 года: «У реки Волги церковь древяна клецки Михаила Архангела, да два придела: великаго чудотворца Николы да благовернаго князя Владимира». В 1669 году взамен деревянного храма был возведен каменный, часто страдавший из-за весенних разливов Волги.

В начале сороковых годов XVIII века его разобрали и на новом месте (немного выше в гору, в квартале между улицами Щемиловка и Молочная гора) на пожертвования купца Ивана Тимофеевича Стригалева выстроили также каменный храм – одноглавый, бесстолпный, с шатровой колокольней, освященный в 1745 году. Позднее построены два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Трех святителей.

image007В 1784-1785 годах храм был расписан фресковой живописью костромскими иконописцами Сергием Окатовым, Василием Носковым, Петром Гавриловым и Андреем Котокиным, о чем на церковной стене сделана надпись: «Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящий и Нераздельный Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, при державе благочестивеишия, самодержавнейшия великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России благословением Преосвященнейшаго Павла, епископа Костромскаго и Галичскаго, украсися сей храм в лето от Рождества Христова 1785 года». Наиболее древней церковной святыней являлась икона Архангела Михаила в деяниях (XVII века). Причт храма в начале XX века состоял из священника и псаломщика.

Михаило-Архангельский храм был закрыт в 1930 году и использовался в качестве склада городской электростанции. В середине тридцатых годов XX века церковное здание снесено; на его месте в начале девяностых годов XX века построен жилой дом.

image010В эти дни престольный праздник в церкви Архангела Михаила в с. Контеево, Буйского р-на. Храм кирпичный храм в стиле классицизма. Построен на средства прихожан в 1824-1835, в 1870-1879 расширен, из однопрестольного холодного превращен в трёхпрестольный тёплый. В настоящее время представляет собой однокупольный четырёхстолпный храм, боковые и западный фасады украшены шестипилястровыми портиками. Имелись два придела: Николая Чудотворца и Иакова Железноборовского, и Успения Богородицы. В настоящее храм время отремонтирован.

Из навсегда потерянных святынь мы вспоминаем Архангельскую церковь г. Костромы (ул. 1 Мая, между д.6/8 и д.10), построенную в 1745 году. Наиболее древней святыней в ней являлась икона Архистратига Михаила в деяниях (XVII в.). В 1930 г. храм был закрыт и использовался в качестве склада городской электростанции. В настоящее время на его месте находится жилой дом.

Храм в погосте Кодобово, с. Куликово, Костромского р-на, Архангельскую церковь на Пойме, в с. Алексеевском, погоста Углеца, Свято-Михайловскую церковь с. Никифора, Галичского р-на, Архангельскую ц. с. Кувакино, с. Ильинское, с. Пронино, с. Игнатовское, с. Зеленово, с. Березниково, с. Михайловское, Нерехтского р-на, с. Крутых, Макарьевского р-на, с. Михайловское, Чухломского р-на.

image011Вспомним в этот день о монахине Ангелине (Борисовой+1924, Ангелина (греч.) - вестница) известная в Солигаличском районе молитвеннице, которая жила и подвизалась в лесной келлии неподалеку от с. В. Березовец. После нескольких лет полного затвора, стяжав дары прозорливости, по благословению насельника Иаково-Железноборовского монастыря  иеромонаха Иоасафа (Сазанова), монахиня Ангелина стала принимать людей для духовного окормления. Вскоре возле нее образовалась община, насчитывавшая около  100 чел. В июне 1923 г. матушка была арестована. В 1924году она была осуждена комиссией НКВД по административным высылкам на 2 года ссылки в Нарымский край за «проведение религиозной пропаганды среди населения». Освобождена из заключения была по болезни и прожила еще 7 месяцев. Перед кончиной она наставляла духовных детей: «Дети, я сегодня от вас отхожу, боритесь смело с врагами спасения, надейтесь на помощь Христа. Если найдет на вас испытание, призовите вы меня, и я утешу вас в скорбях... Скажите мне, как живой, ваши скорби, и я услышу вас». Похоронена на кладбище с. В. Березовец Солигаличского р-на, недалеко от храма свт. Николая, на погребении присутствовало около 2 тыс. человек. Память о матушке Ангелине сохраняется до настоящего времени, сотни людей приходят на ее могилу, и многие получают исцеления.

image013Архимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович, +1994). Родился в 1906 в дер. Красниково Солигаличского уезда, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. С 1924 — послушник Железно-Боровского монастыря в Буйском районе, затем рясофорный монах, в 1929 — пострижен в монашество с именем Серафим. После закрытия монастыря псаломщик в Свято-Троицкой церкви в Ленинграде. В 1930 — посвящен в иеродиакона, служил в церкви в Лесном. 14 января 1932 — арестован как «участник церковной контр-революционной монархической группировки ИПЦ». 7 июля 1932 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж.д.) После освобождения из лагеря соединился с Московской Патриархией. С 1946 года – настоятель Воскресенского собора в г. Костроме, затем, клирик храма.

Архимандрит Михаил (в миру – Михаил Александрович Беляев) родился 8 ноября 1925 года в деревне Семунино Буйского района Костромской области. В 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания.

В 1949 году его арестовали за религиозные убеждения и, после безуспешных попыток убедить публично отречься от веры, осудили на десять лет по печально известной 58-й статье Уголовного кодекса. Заключение он отбывал в Казахстане и в Иркутской области.

image015В 1956 году Михаил Беляев был реабилитирован и освобожден со снятием судимости, однако фронтовых наград, изъятых при аресте, ему так и не вернули. С 1956 года нес послушание певца и иподиакона при костромских кафедральных соборах: Иоанно-Златоустовском, а с 1964 года (в связи с переносом кафедры костромских архипастырей) — Воскресенском на Нижней Дебре.

4 апреля 1971 года архиепископом Костромским и Галичским Кассианом был рукоположен в сан диакона, а через семь дней в сан священника и назначен настоятелем Преображенской церкви села Макарий-на-Письме Буйского района Костромской области. В этом храме отец Михаил служил всю свою жизнь. 21 августа 1996 года протоиерей Михаил был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Михаила Малеина. Постриг совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр. В 1997 году отец Михаил был удостоен сана игумена, а в 2005 году – архимандрита.

В феврале 1994 года определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель, священником и духовником которой стал протоиерей Михаил Беляев. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Ангелина (Травина), а храм из приходского стал монастырским.

image01621 августа 1996 года протоиерей Михаил был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Михаила Малеина. Постриг совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр. В 1997 году отец Михаил был удостоен сана игумена, а в 2005 году – архимандрита.

Лишь 30 сентября 2005 года архимандрит Михаил (Беляев) в торжественной обстановке вновь получил свои фронтовые медали.

Отец Михаил имел государственные и церковные награды. Среди них: орден Отечественной войны II степени, орден Почета, орден святого благоверного князя Димитрия Донского III степени и преподобного Сергия Радонежского III степени.

Он скончался 7 ноября 2009 года в возрасте 84 лет. Архимандрит Михаил был похоронен у алтаря Преображенской церкви.

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Протоиерей Сиков Максим Александрович (1889- 1937)

Родился Максим Александрович Сиков 11 мая 1889 г. в д. Холопово Александровский уезда Владимирская губ., крещен был в соборе Рождества Христова г. Александрова. В 1905г. с отличными оценками окончил городское мужское училище г. Александрова.

Подробнее...

Статьи

«Монастырские слуги» и «монастырские детёныши»

О монастырских слугах и детёнышах документы заговорили тогда, когда они стали играть в монастырском хозяйстве довольно заметную роль. Их использовали на разных работах, как внутри монастыря, так и за его пределами: они были конюхами, пастухами, сторожами, рыболовами, бортниками, ремесленниками и т.п. По мере увеличения территории монастыря, в связи со строительством новых пристроек, зданий, конюшен, амбаров и т. д., росло и число монастырских слуг. Они получали от монастыря жильё, одежду и продовольствие, частично также и денежное вознаграждение, обычно в виде подарков к Рождеству, Пасхе, Троице или в день святых апостолов Петра и Павла. Эта группа людей состояла из обедневших крестьян, которые уже не могли и не хотели обрабатывать свои земельные наделы, из слобожан, инвалидов войны и т. д. В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: