Владимирская икона Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Владимирская икона Божьей Матери празднуется трижды в году. Одно из самых почитаний иконы посвящается сретению образа в Москве. С этим праздником связана история спасения столицы от набега татаро-монгол. По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.

Долгое время икона эта пребывала в Иерусалиме (примерно до середины V века н.э.). Позже она была перенесена из Иерусалима сначала в Константинополь, а в начале XII века из Византии попала в Россию, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой image002княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Покинув Вышгород, князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростов. В 11 верстах от Владимира, кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Ночью во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Образ Божией Матери занял почетное место в Успенском соборе в 1155 году. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.

Богородица сама управляла судьбой своего образа, не раз являясь во сне полководцам, князьям, просто благочестивым христианам.

Слово «сретение» означает «появление», «принесение во храм», «встреча». Чаще всего оно используется по отношению к Иисусу Христу. Сретением Господним называют принесение Девой Марией своего сына в церковь на крещение. Когда говорят о сретении иконы, подразумевают её появление в том или ином храме, городе.

Трижды через Владимирскую икону Богородица являла свою волю русским городам. Количество чудесных исцелений совсем не счесть.

1395 год: хан Тамерлан со своим войском направился на Москву. По дороге он уничтожал русские города, убивал практически всех, независимо от пола, возраста, вероисповедания. Численность орды в разы превосходила русскую дружину. Шансов выстоять против такой силы не было. Оставалось лишь молиться, надеясь на чудо. Князь Московский послал во Владимир за чудотворной иконой. Духовенство организовало крестный ход. По выходу из города по обе стороны стояли люди. При вид иконы они падали ниц, устремляли свои взоры на неё и молили Деву Марию лишь об одном: спасти Русь. 26 августа/ 8 сентября святыня оказалась в Москве — произошло сретение Владимирской иконы Божией Матери.

В тот же день хану во сне было ведение. Огромная гора, с которой спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними парит Божья матерь, защищенная бесчисленным количеством ангелов. Проснувшись, Тамерлан собрал своих жрецов. По описанию они сразу поняли, что это Божья Матерь, заступница Руси. В один голос старейшины советовали хану как можно быстрее покинуть земли русские. Это он и сделал. В благодарность за освобождение построен Сретенский монастырь и собор Успения Пресвятой Богородицы, где и установлена икона. После чудесных спасений Владимирская икона стала одной из самых значимых на Руси. Перед ней молились князья и цари, приносили присягу на верность монархам и державе высокие государственные чины, её брали в походы, чтобы каждый солдат мог попросить Деву Марию о своих нуждах. При избрании митрополитов Москвы жребии клались на эту святыню. Считалось, что через неё Богородица сама выберет наиболее достойных.

image003Долгое время икона находилась в Успенском соборе. В сентябре 1999 года передана в храм Святителя Николая, работающий при Третьяковской галерее. Здесь её хранят по сегодняшний день.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году.

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

8 августа престольный праздник во владимирском храме с. Нерехта Кострмоской области. Первым каменным храмом в городе стала Владимирская церковь "посадского" Богородицкого Сретенского монастыря, основанного сравнительно поздно, - в 1634 году.

В 1634 г принесена из Ярославля икона Владимирской Богоматери, почитаемая в Нерехте чудотворною. В том же году по прошению нерехтян патриарх Иоасаф благословил построить церковь и женскую обитель, которая названа Сретенскою. (Гос. архив Костромской области ГАКО ,ф.558, оп. 2, ед. хр. 158, л. 2 об.) Не точно указывают время основания монастыря - 1638 год - В.В.Зверинский и Г.Холмогоров (Зверинский. П. №649; Г.Холмогоров. Материалы для истории Костромкой епархии. Вып.4. Костромская десятина жилых данных церквей 1628-1710 и 1742-1748 гг. Кострома, 1908, с.231)

Вклад на построение церкви сделал в 1678 году царь Федор Алексеевич, а на окончание его в 1685 году 250 рублей дал Петр I. Попечителем строительства стал ярославец Иоанн Аверкиев. Вскоре после завершения строительства в 1688 году была учинена опись монастыря, дающая представление о всем комплексе:

"В монастыре церковь Пресвятой Богородицы Сретения иконы Владимирския и трапеза каменная, в церкви и в трапезе по два столпа, на церкви пять глав деревянных гладких не в отделке, кресты железные опаяны белым железом, ... колокольница деревянная на 4-х столбах решетчатая с шатром, крест железный опаян белым железом корсунской, на колокольнице ... часы мерою в полтора аршина. Круг монастыря ограды половина огорожены бревны в столбы забрано, а святых ворот и водяных не поставлено .... Да в монастыре ж богоделенная келья строенье ярославскаго посадского человека Ивана Кемского .... "

Около 1700 г к юго-востоку от церкви возведена шатровая колокольня, а 18 лет спустя были построены каменная ограда и игуменские кельи. В 1764 г Сретенский монастырь постигла участь многих других бедных обителей - секуляризация имущества (изъятие в пользу государства). Церковь становится приходской. Постепенно некоторые монастырские постройки утрачиваются, оставшиеся частично перестраиваются. В 1833г расширяется примыкавшая с запада теплая церковь с приделами Сретения и Михаила Архангела.

Невосполнимый урон понесли памятники спустя столетие. В 1930 году начали разбирать ограду, а спустя некоторое время была разрушена колокольня, сломано пятиглавие церкви, уничтожено убранство интерьера. Владимирская церковь до 2004 г. принадлежала городскому музею, ныне передана епархии. Адрес: Костромская обл., г. Нерехта, ул. Ленина, 28.

Церковь Владимира равноапостольного в Доме соборного причта в Костроме. Епископ Костромской и Галичский Ферапонт благословил создание домового храма на месте разрушенного комплекса Костромского Кремля. На основании прошения настоятеля Успенского собора Костромского Кремля игумена Димитрия (Нетесина), Управляющим Костромской епархией епископом Ферапонтом на основании Распоряжения 1788/40–р от 02.06.2014 благословлено создание домового храма. Храм будет располагаться на первом этаже дома Соборного причта по адресу: г.Кострома, ул.Чайковского дом 8. Церковь Владимира Равноапостольного устроена на первом этаже Дома соборного причта, входившего с комплекс зданий разрушенного Костромского кремля. Реконструкция помещения проведена в 2014, церковь освящена в феврале 2015. Церковь устроена для продвижения воссоздания храмового комплекса Костромского кремля.

По материалам сайта: «Фонд возрождения Костромского Кремля» http://kostkreml.ru/

Вспомним в этот день костромского епископа Владимира (Алявдина). Архиепископ Владимир (в миру Василий Фёдорович Алявдин, 1791 —1845), епископ Костромской (1836—1842). Архиепископ Тобольский и Сибирский (1842—1845), Духовный писатель и проповедник. Костромской епархией епископ Владимир управлял в течение шести лет. В этот период времени он вел непрестанную борьбу с расколом. Он восстановил Ипатиевский монастырь, создал причетнические школы, в которых обучалось несколько сот детей духовного звания.

Преосвященный Владимир часто совершал богослужения и поучал паству назидательными проповедями.

Сочинения:

  • Церковный год или собрание воскресных поучений, говоренных к народу в 1835, 1836 и 1837 гг. в Киеве и Костроме. СПб., 1838. 2 ч.
  • Собрание поучительных слов, говоренных в разные времена и в разных местах с присовокуплением христианского месяцеслова. М., 1838. 2 ч.
  • Поучительные слова, говоренные в разные времена и в разных местах Владимиром, еп. Костромским и Галичским, вместе с христианским месяцесловом. М., 1838.
  • Краткое описание Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря со сказанием о мощах и жизни великомученицы Варвары. Киев, 1835.
  • Речь при погребении еп. Пензенского Иннокентия (Смирнова).
  • Жизнеописание преосв. Иннокентия, епископа Пензенского. СПб., 1821.
  • Прощальное слово к паствам. // Странник. 1861. нояб. с. 183—184.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Студитский Иван Михайлович (1858-1923)

Родился 1 января 1858 в г. Углич Ярославской губернии. Сын священника. Выпускник Ярославской духовной семинарии (1878) и Московской духовной академии (1882).

Кандидат богословия (1882). Учитель Священного Писания (01.07.1884) и всеобщей и русской гражданской истории (08.04.1887) Костромской духовной семинарии и русского языка и словесности (07.01.1905) и истории (18.08.1913-09.07.1914) костромского Богоявленско-Анастасиинского монастырского женского училища.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: