| | vivaspb.com | finntalk.com

28 августа. Успение Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Греческая икона. ХХ век 28 августа Православной Церковью установлено молитвенное воспоминание Успения Пресвятой Богородицы. Окончание земной жизни Богородицы было ознаменовано многими чудесными явлениями: в комнату, где на украшенной постели, окруженная чудесным образом из разных стран собранными апостолами лежала Пречистая, явился Господь с ангелами и святыми, и принял душу Матери Своей, которая телом как бы уснула сном (успение).

Положив пречистое тело Богородицы в пещеру, апостолы и собравшиеся люди закрыли ее вход большим камнем и три дня не отходили от гроба, непрестанно молясь. На третий день, по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при погребении, ему была открыта пещера, Место Успения Богороодицы в храме Успения на горе Сион.чтобы он мог поклониться телу Божьей Матери. К великому изумлению всех, тела в пещере не было – там лежала лишь только Ее верхняя одежда. Вечером того же дня, апостолы были утешены явлением Богородицы, которую увидели окруженную ангельскими силами и сияющую неизреченной славой. Пречистая сказала им: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».

Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании XIII век.

Мирной земной кончиной Божьей Матери, кратковременным пребыванием ее в гробе, воскрешением и вознесением на небо, Церковь учит нас, что смерть не является уничтожением нашего бытия, а лишь переходом от тления и разрушения к вечному бессмертию. В успении Богородицы появилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба – окончание земной жизни, как свидетельство и итог земных дел. У гроба познается человек – вся жизнь его открывается: клевета смолкает, показное разоблачается, добродетель и правда торжествует. «Богородичной Пасхой» называли праздник Успения на Руси, ибо через свое успение Божия Матерь стала еще  ближе христианам как «Заступница Усердная» перед престолом Божиим за всех нас. Праздником Успения заканчивается строгий Успенский пост.

Престольный праздник в этот день в Успенской церкви с. Романова, Судиславльского р-на, с. Рубцово, Кадыйского р-на, с. Елкино, с. Михали, Нейского р-на, с. Печенкино, Шарьинского р-на, с. Густомесово Красносельского р-на, в Успенской церкви Паисиево-Галичского и Макариево-Унженского монастырей, в Успенской церкви с. Тетеринское, Нерехтского р-на.

Успенский собор Костромского кремля. Фото ХХ век

Справка: Успенская церковь с. Тетеринского каменная, построена в 1724 г., вместо деревянной, время построения которой неизвестно, старанием архимандрита Льва, настоятеля Переславского Горицкого монастыря, которому с. Тетеринское было пожертвовано гг. Остеевыми. Колокольня отдельно от церкви, каменная, построена в 1813 г., внутри церковной ограды приходское кладбище. Престолов три: в холодной - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в теплой – во имя св. Николая (устроена в 1724 г.), в честь Рождества Пресвятой Богородицы (устроен в 1805 г.). Местно чтимые святыни: икона Спасителя, икона Скорбящей Божией Матери, перед которой поется много молебнов и ставится много свечей, Боголюбивая икона Божией Матери, в честь которой с 1831 г. каждого 18 июня совершается крестный ход к часовне под селом; Владимирская икона Божией Матери, находящаяся во Владимирской часовне в 4 верстах от села, близ деревни Пятина, в четверти версты от Нерехты. Часовня построена в воспоминание пришествия и сретения чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, что во Владимирской церкви г. Нерехты в 1634 г., вероятно, жителями г. Нерехты, вскоре после прибытия ее в г. Нерехту по р. Волге и Солонице, которая текла тогда близ д. Пятина. В часовню постоянно приходят с больными и, особенно, с младенцами помолиться и «проняться» через отверстие, устроенное в киоте под снимком с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. В ХХ веке Успенский храм не закрывался, однако к началу шестидесятых годов пришел в плачевное, запущенное состояние: постоянного священника здесь не было, храм не отапливался, местные власти запрещали проводить какой-либо ремонт. Ситуация полностью изменилась с назначением в октябре 1963 года на служение в Тетеринское иеромонаха (впоследствии архимандрита, духовника Костромской епархии) Поликарпа (Будаквы; 1926-1996). Насельник Киево-Печерской Лавры в 1951-1960 годах и постриженик этой прославленной обители, отец Поликарп возродил приход, провел масштабные работы по ремонту храма и поместил в его стенах привезенные им из Киева святыни – ковчег с частицами мощей Киево-Печерских угодников Божиих и венец со святых мощей великомученицы Варвары. При храме отцом Поликарпом была создана небольшая монашеская община.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 1993 года в селе Тетеринском был открыт женский монастырь – Успенская Тетеринская женская пустынь. Духовником новой обители до своей кончины в 1996 году оставался архимандрит Поликарп. Сейчас в Тетеринской пустыни завершено начатое еще отцом Поликарпом строительство сестринского корпуса, восстанавливается разрушенная в ХХ веке часовня на месте явления Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы.

Феодоровская икона Божией Матери.  Фото конца ХХ века

Святыни монастыря:- местночтимая чудотворная Боголюбская икона Божией Матери;

- ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых;

- венец со святых мощей великомученицы Варвары.

Праздники:

9/22 мая и 6/19 декабря – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; 18 июня / 1 июля – Боголюбской иконы Божией Матери; 15/28 августа – Успение Пресвятой Богородицы; 8/21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

Справочная информация:

Настоятельница – игумения Феофания (Ложкина).

Адрес: 157810, Костромская обл., Нерехтский район, с. Тетеринское. Тел.: (49431) 3-41-41, 7-13-98 (факс).

Проезд: от автовокзала г. Костромы или железнодорожного вокзала г. Нерехты междугородным автобусом «Кострома-Нерехта» до поворота на Тетеринское, далее пешком; от железнодорожного вокзала г. Нерехты местным автобусом «Нерехта-Тетеринское».

  В этот день мы вспоминаем Костромской кафедральный Успенский собор, взорванный в 1934 г.  По мнению архитекторов, он был воздвигнут в Костромском кремле в начале XVI в. Украшением храма была изумительная по своей красоте фресковая роспись XVII в. Особенностью его являлось то, что его алтарь был ориентирован не на восток (как это принято во всех храмах), а на север – в сторону Запрудни, где совершилось событие обретения чудотворной иконы Божьей Матери Федоровской. В Успенском соборе,  ставшем в 1835 г. кафедральным,  в местном ряду иконостаса находилась эта чудотворная икона вплоть до 1929 г. В нем так же хранились вклады  жертвователей из княжеских и царских семей, древние иконы и церковная утварь. Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь Михаил Романов (1619г.), Екатерина II (1767г.), Николай I(1834г.), Александр II (1858г.) Александр III (1881г.), Николаи  (1913г.). На боковых стенах собора размещались реликвии воинской славы – знамена костромского ополчения 1812 г. и костромских дружин, участвовавших в Крымской войне 1855-56гг. В 1929 г. кремлёвские храмы были закрыты, в 1934 г. — снесены.

Справка: Главный соборный храм в честь Успения Божией Матери с приделом св. вмч. Федора Стратилата, летний, каменный, древней архитектуры. Основан в конце XIII века повелением Костромского князя Василия Ярослав. Квашни, вскоре после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Построение Успенского собора стоит в связи с явлением Феодоровской иконы Божией Матери. Время явления св. иконы устанавливается не ранее 1259 г. (первый год удельного княжения Василия), а время постройки каменного соборного Успенского храма не позднее 1274 г. (последний год княжения Василия).В течение шести веков соборный Успенский храм неоднократно был перестраиваем, расширяем и видоизменяем изнутри и извне, настоящий вид его удерживает стиль храмов XVII в., но не есть вид первоначального его состояния. В конце XVIII столетия, после пожара 18 мая 1773 г., Успенский собор был возобновлен повелением императрицы Екатерины II, на что было отпущено из Государственной коллегии экономии 12000 руб. Это последняя капитальная перестройка храма. Особый придел при Успенском храме в честь вмч. Федора Стратилата устроен в XVII в. по грамоте митрополита Сарского, данной в 1666 г., а ранее, по предположению, престол во имя Федора Стратилата был в одном из предалтарий храма. В 1835 г. Феодоровский придел распространен в длину прикладкою к придельной наружной каменной стене во всю длину западной стены главного Успенского храма. Из Успенского собора происходит одно из интереснейших произведений древнерусской станковой живописи — икона «Богоматерь Федо­ровская» 1239 года. Специалисты считают, что костромская икона является едва ли не копией знаменитой иконы «Богоматерь Владимирская» XII века (Государственная Третьяковская гале­рея). Икона «Богоматерь Федоровская» была святыней Костромы, её хранительницей, и пользовалась большой известностью иа Руси. В XVII—XVIII веках с неё делались многочис­ленные «списки», а со второй половииы XVII века получили распространение и так называе­мые житийные иконы «Богоматери Федоров­ской» с подробным рассказом в клеймах об исто­рии появления иконы в Костроме и «чудесах» от нее. Среди подобных произведений выделяется высоким качеством исполнения икона «Богоматерь Федоровская в чудесах» из Ипатьевского монастыря, написанная, как предполагают, в 80-х годах XVII века прославленным костромским живо­писцем Гурием Никитиным. Другая икона из Успенского собора — «Апока­липсис» 1559 года. Первоначально она находи­лась в соборе костромского Богоявленского мо­настыря, куда была подарена царем Иваном Грозным. В центре этой громадной нконы (186X161 см) изображен Иоанн Богослов с Прохором, а по краям бесчисленные клейма, ил­люстрирующие видения апостола. В символико- аллегорической форме икона повествует о судь­бах вселенной при «конце света», о «втором пришествии» Иисуса Христа и о «будущей жиз­ни». Имеются основания считать, что мастер, писавший эту икону, был хорошо знаком с рос­писями московского Благовещенского собора, а в Успенском соборе Московского Кремля он видел и изучал нкону «Апокалипсис» безвест­ного кремлевского мастера конца XV века. Оп­ределенное влияние икона из костромского Бо­гоявленского монастыря могла оказать на авто­ра фрески «Апокалипсис» в западной галерее костромской посадской церкви Воскресения на Дебре.

В 1934 году Костромской кремль был взорван и разобран на кирпич и щебень для постройки льнокомбината им. Зворыкина. До настоящего времени от архитектурного ансамбля дошли два дома соборного причта. Сегодня территория бывшего кремля именуется «Центральный парков культуры и отдыха».

В день Успения пресвятой Богородицы костромичам есть повод вспомнить своих прославленных земляков, прославивших своей деятельностью Костромской край. Вспомним Почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества епископа Чигиринского Порфирия (Успенского, +1885), родившегося в 1804 г. в Костроме. Востоковеда, византолога, археолога и палеографа, инициатора, организатора и первого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Шестилетнее пребывание архимандрита Порфирия в Иерусалиме во главе первой Русской духовной миссии оборвала начавшаяся в октябре 1853 года русско-турецкая война: 8 мая 1854 года он выехал из Иерусалима. Вывез с Ближнего Востока в Россию обширную коллекцию древних книг и рукописей, в том числе так называемое Евангелие Успенского, Порфирианский кодекс, Кодекс 080, а также несколько икон доиконоборческой эпохи из Синайского монастыря Святой Екатерины, которые завещал церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии (с 1940 года иконы находятся в собрании Киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко). В 1861 году вернулся из своего третьего путешествия на восток и больше не покидал Россию. В 1865 году рукоположён во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1868 году перевёл на русский язык «Ерминию» Дионисия Фурноаграфиота. В 1878 году назначен членом Синодальной конторы в Москве с пребыванием в Новоспасском монастыре. В 1878 году ушёл на покой, болел. Скончался в 1885 году и был погребён в Новоспасском монастыре. В 2015 году в костромском Ипатьевском монастыре была установлена памятная доска в честь пребывания

Вспомним Ф. И. Успенского, родившегося в с. Горки Костромской губернии, российского и советского византиниста, академика АН СССР. В 1894—1914 годы директора Русского археологического института в Константинополе (Османская империя). В 1915—1928 годы редактора «Византийского временника». В 1921—1928 годы председателя Российского Палестинского Общества. Главный труд Ф. И. Успенского — трёхтомная «История Византийской империи», над которой он работал более 25 лет.

В этот день мы вспоминаем репрессированных священнослужителей Костромской епархии: расстрелянного в 1937 г. священника с. Новоуспенское, Ветлужского р-на В. И. Успенского, репрессированного священника с. Николо-Бережки М. П. Успенского, священника с. Стайново Антроповского р-на П. К. Успенского, священника с. Карцево Солигачского р-на И. Ф. Успенского.

29 августа, в день Нерукотворенного Образа Спасителя, костромская земля празднует обретение в 1239 г. костромским князем Василием Ярославичем чудотворной иконы Божьей Матери Феодоровской.  Костромской князь, на месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основал монастырь в честь Нерукотворенного Образа Господня, потому что в этот день он обрел икону Богоматери. В этот же день, с  начала 90-х годов прошлого столетия, возобновлена традиция шествия крестного хода (прерванная в годы советской власти) с предшествующей ему чудотворной иконой Богоматери Федоровской из кафедрального Богоявленского собора в храм Спаса на Запрудне.

  За р. Костромой, возле озера, названного в честь победы князя Василия над татарами в 1262 г. Святым, в благодарность Божией Матери, которая через свою явленную Федоровскую икону и даровала эту победу, в поселке Некрасовское была воздвигнута часовня в честь Федоровской иконы Божией Матери. Престольный праздник в честь образа Спаса Нерукотворного в этот день в церкви Спаса на Запрудне, где в нижней церкви есть предел в честь Федоровской иконы, а также,  в с. Хомутово, Островского р-на, в пос. Ветлужский, Шарьинского р-на. В народе этот праздник называется Ореховым Спасом.

 Из потерянных навсегда святынь  вспомним: Богоявленский, зимний храм Успенского кафедрального собора, в котором правый придел был сооружен в честь Феодоровской иконы Божьей Матери, Богородице-Феодоровскую церковь на кладбище в Костроме, Богородицко-Федоровскую церковь в с. Минское, Костромского р-на.

Справка: Богородицкая церковь на Новом кладбище г. Костромы, каменная, с такой же колокольней; построена в 1897 г. на пожертвования жителей Костромы в память избавления от холеры, бывшей в 1892 г. Кладбище огораживается деревянной оградой с каменными столбами. Престолов три: в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, во имя благоверного князя Александра Невского и во имя св. ап. Петра и Павла и мч. Хионии.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Александр Венедиктович Богословский (1885 – 1942)

Богословский Александр Венедиктович родился в 1885 году в селе Ильинском на Кубани Ярославской губернии (в настоящее время Костромская область), в многодетной семье священника Венедикта Константиновича Богословского.

Подробнее...

Статьи

Богоборческий террор 20-30-х гг. XX века (На примере Костромского заволжья)

После революции 1917 г. для Церкви наступили тяжелые времена: большевистская власть объявила войну религиозному «дурману». По сей день некоторые политические ораторы, пытаясь найти оправдание богоборческому террору 20 – 30-х гг. XXвека и преступному уничтожению памятников культового зодчества, назойливо повторяют тезис о том, что русские люди якобы легко и по собственному почину отрекались от веры в Бога, более того – сладострастно глумились над православными святынями. Конечно, это не имеет никакого отношения к истине. Подтверждением тому – история проведения антирелигиозных кампаний и уничтожения православных святынь в костромском Заволжье.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: