23 января. Память преподобного Павла Комельского (Обнорского)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00323 января по новому стилю Церковь совершает память преподобного Павла Комельского (Обнорского). Славный ученик преподобного Сергия Радонежского родился в Москве в 1317 г., с юности отличался благочестием и милосердием.

image001

На 22 году принял постриг в Рождественском монастыре близ Ярославля, потом перешел к преподобному Сергию и был у него в келейном послушании. С благословения святого старца он 15 лет находился в затворе и три года в полном безмолвии, жил в дупле старой липы в Комельском лесу у речки Грязовица, затем уединился на реку Нурма. Пять дней он проводил без пищи и только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Ради его преображения и вся тварь в округе пребывала в обновлении, звери и птицы были в мире с отшельником. В поисках места для уединения Павел посещал различные пустыни, был у Авраамия Чухломского, в Городецком Феодоровском монастыре и других.  Придя на костромскую землю, святой поселился вначале вблизи основанной преподобным Авраамием Городецким Ризоположенской Великой пустыни, а затем перешел к другому монастырю преподобного Авраамия – Покровскому на берегу Чухломского озера. Через некоторое время угодник Божий удалился оттуда на небольшую речку Письму, где около 20 лет подвизался вместе с другим учеником святого Авраамия – преподобным Макарием Писемским. Преподобный Павел построил храм во имя Святой Троицы и основал монастырь, получивший название Павло-Обнорский. Преподав братии строгий устав и поручив управление обителью ученику своему Алексию, сам он пребывал в уединении на горе, но, как чуткий и добрый пастырь, никогда не отказывал нуждающимся в духовном утешении. Отошел ко Господу 112 лет от роду, преподав последнее завещание: «Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеской жизни». В 1547 году на Московском Церковном Соборе состоялось прославление преподобного Павла в лике общероссийских почитаемых святых.

image005Павло-Обнорский монастырь, который находится в 15 верстах от города Грязовца, на берегу реки Нурмы, притоке реки Обноры был основан пр. Павлом Обнорским в конце XIV века. Соборный храм в честь Святой Троицы построен в 1505-1516 годах; возобновлен в 1880 году. В приделе пр. Павла почивают под спудом святые мощи его; над ними — рака из чистого серебра под резной вызолоченной сенью. В монастыре находятся: чудотворная Корсунская икона Божией Матери в храме ее имени, особо чтимый храмовой образ Успения Божией Матери в Успенской церкви, почитаемый с древних времен образ пр. Павла, писанный с него пр. Дионисием Глушицким, а также дупло того дерева, в котором подвизался пр. Павел; хранившийся в монастыре восьмиконечный крест (благословение преподобного Сергия) расплавился во время пожара в 1909 году. Над колодцем, ископанным пр. Павлом, воздвигнута часовня. В 1911 году монастырь обращен в общежительный. При монастыре был странноприимный дом. Обитель была закрыта в 1924 году по решению Грязовецкого УИКа. В 20-30-ые годы ХХ века были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня, ограда. На территории монастыря размещалась опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен верующим в 1994 году, как подворье Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

image0075 июня 1999 года был освящен трапезный храм во имя Успения Богородицы. Пока не освящен скитский храм во имя Воскресения Христова с приделами Покрова Божьей Матери, Тихвинской иконы Царицы Небесной и Всех святых.

Сегодня в монастыре хранятся святыни: мощи прп. Павла Обнорского и прмчч. Обнорских: Ефрема, Герасима, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана, покоятся под спудом, на месте разрушенного Троицкого собора обители. Вблизи монастыря находятся камень, на котором молился преподобный Павел Обнорский, и колодец, который он выкопал. В храме Богоявления Господня с. Раменье хранится дупло, в котором молился прп. Павел, и покров с его мощей.

В 2003 году на заседании Синода РПЦ было принято решение преобразовать подворье Спасо-Прилуцкого монастыря в самостоятельный Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Восстановление строений монастырского ансамбля проводились за счет собственных средств монастыря, Вологодской епархии и благотворителей. В 2008 году работы велись работы по вычинке и покраске фасадов братских келий с внутренней стороны монастыря, по восстановлению монастырской ограды. В 2009 году велось строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.

image009

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Соколов Александр Иванович (1888-1953)

Александр Иванович Соколов родился 5 декабря 1888 г. по новому стилю [22 ноября ст. ст.] в деревне Каменка Никитской волости Кологривского уезда Костромской губернии в семействе бедного крестьянина-пимоката Ивана Гермогеновича Соколова. В семье было семь детей.

Подробнее...

Статьи

Легитимизм – краеугольный камень монархической идеи

Наиболее древнее из дошедших до нас произведений русской письменности, лежащее в основании не только литературы России, но и отечественной традиции богословия, философии, истории и, в целом, социальных наук – «Слово о Законе и Благодати» св. Митрополита Киевского Иллариона. В этом есть нечто промыслительное. Проблема соотношения и взаимосвязи Закона и Благодати рассматривается под разными углами зрения во всем христианском мире на протяжении веков. Но именно в нашем Отечестве этот вопрос явился корневым. Из него, по сути дела, начало расти древо национальной культуры.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: