25 октября. Память о священномученике священнике Александре Поздеевском (1868 - 1940)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00125 октября Церковь совершает молитвенную память о священномученике священнике Александре Поздеевском (1868 - 1940).

Родился Александр 18 августа1868 года в с. Большие Соли Костромской губернии (ныне пос. Некрасовское Ярославской области) семье псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Он приходился дядей уроженцу с. Макарьевского Ветлужского уезда Костромской губернии расстрелянному 28.10 1937 года в Ивановской внутренней тюрьме УНКВД священномученику архиепископу Волоколамскому Феодору (Поздеевскому).  

image003Обучался в церковно-приходской школе, затем в Николаевском училище и 5 лет в ремесленной школе К.А.Попова посада Большие Соли на отделении иконописи. 30 января 1895 года был определен на место псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы родного посада Большие Соли. Не позднее 1918 года был рукоположен во священника, продолжал служить в родном селе. К этому времени возник и первый конфликт о.Александра с властями. Узнав, что в село прибыли работники волостного управления для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокол, в "набат", чтобы собрать людей для защиты от посягательства властей.

После опубликования Декрета об отделении школы от Церкви о. Александр стал учить Закону Божьему в храме, снабжая детей своими учебниками, а детей было более пятидесяти, при этом о. Александр вместе с женой и детьми в советское время были лишены избирательных прав (начиная, примерно, с 1922 по 1934 год).

В 1930 года, когда постановлением сельсовета церковь в селе была закрыта и колокола сняты, о.Александра, по-видимому, лишили и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Ему приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане. Так, в протоколах Боровского РИК в 1932 г. Поздеевский А.В. упоминается, как житель Больших Солей, в октябре 1934 г. его местом жительства указано уже Головино, а в протоколах дела НКВД от 1937 г. — деревня Агафоново (сейчас это территория пос. Некрасовское). В 1930 году батюшке шел седьмой десяток, его семеро детей разъехались.

В д. Алферово (в двух км от Больших Солей) в одном из домов была устроена тайная церковь, в которой часто собирались верующие. Служили два или три священника, среди них и о.Александр. Жители слушали проповеди, крестили детей и отпевали умерших. Посещение этого дома и участие в "подпольных контрреволюционных сборищах" было поставлено о.Александру в вину во время предварительного следствия.

2 октября 1937 года он был арестован в Алферове по обвинению в "антисоветской агитации, поддержке Ярославского восстания 1918 года". После ареста, в милиции Больших Солей, перед отправкой в ярославскую тюрьму, произошла последняя встреча о.Александра со своей семьей. Он никого не обвинял, не ругал, он нес свой крест.

image005Священник был обвинен в участии в "контрреволюционной повстанческой монархической группировке церковников", в том, что "распространял провокационные слухи, делал гнусные контрреволюционные выпады против сов. правительства". В обвинении также говорилось, что о.Александр вместе с другими священниками "вел активную террористическую агитацию, призывал церковников к контрреволюционному восстанию против советской власти". О. Александр держался твердо: выдумки о своей антигосударственной деятельности отвергал, не сообщил никаких компрометирующих сведений о других верующих.

25 ноября 1937 года о. Александр был приговорен к десяти годам лишения свободы.

Нет точных данных о месте заключения о.Александра Поздеевского после вынесения приговора. Известно только, что он прибыл в Темниковский лагерь из Котласского пересыльного пункта 15 марта 1939 г.

Скончался 25 октября 1940 года в Центральном лазарете Темлага, от цинги и сердечно-сосудистой недостаточности. Реабилитирован 27 июля 1989 года по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000г.

Память совершается в день кончины 12/25 октября, в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая / 5 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 25.01/07.02.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Некрасовском (до 1917 года - Больших Солях) кон. XVII века.

image007

Каменная трёхпрестольная церковь построена на средства купца С. Б. Мельникова вместо прежней, пришедшей в ветхость. Приделы Архангельский и Тихоновский. Основной объём храма - пятиглавый двухсветный четверик. В 1770 по проекту арх. С. А. Воротилова построена колокольня (не сохр.).  Иконы для храма были написаны в конце XVIII ст. крестьянином Козьмой Савельевичем Быстровым. Позолоченный иконостас возведен в 1844 г.

В советское время закрыта, здание использовалось как склад. Причт: священник и псаломщик. Казенное жалование положено священнику 70 руб. 56 коп., псаломщику 23 руб. 52 коп. В пользу причта получаются проценты с капитала в 9 237 руб. Кружечного дохода получается в год на долю священника около 350 руб., псаломщика около 110 руб. Священник живет в церковном каменном доме, низ которого занят сторожкою, а псаломщик - в церковном деревянном доме. Земли под церковью и церковными строениями 265 кв. сажень. План на церковную землю и межевая книга есть.

Прихожан муж. пола 345, жен. пола 342. Посадские прихожане занимаются торговлей или мастерством в других городах, в деревнях занимаются сельским хозяйством и уходят на заработки в С.-Петербург. Селений к приходу принадлежит 9, на расстоянии 1-3 верст. Школы при церкви нет, священник законоучительствует в городском 4-классном училище и в ремесленной школе К. А. Попова, ученики коих ходят в Богородицерождественскую церковь.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.

В 1996 возвращена верующим.

image009Поздеевский Александр Викторович родился 18 августа 1868 года  в посаде Большие Соли Костромской губернии (в настоящее время — поселок Некрасовское Ярославской области), в семье псаломщика Рождество — Богородицкой церкви. Обучался в церковно-приходской школе, Николаевском училище и в ремесленной школе К.А. Попова посада Большие Соли на отделении иконописи – 5 лет. В 1894 году Александр Викторович находился на военной службе.  30 января 1895 года епископом Костромским и Галичским Виссарионом он был определён на место псаломщика церкви Рождества Богородицы п. Большие Соли. После 1918 года служил священником той же церкви до ее закрытия в 1930 г. За службу был награжден юбилейным знаком и бронзовой медалью в память 300-летия дома Романовых. Получал жалованья от казны 23 руб.52 коп. К 1918 году относится его первый конфликт с советской властью: узнав, что в село прибыли работники волостного исполкома для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокол, «в набат», чтобы собрать людей для защиты от посягательства властей.

image011Александр Викторович вместе с женой и детьми в советское время (около 1922 года) были лишены избирательных прав. Документы ГАЯО и ГАКО за 1930, 1932, 1934 годы подтверждают, что на заседаниях комиссии по пересмотру списков лишенных избирательных прав их имена вновь и вновь оставались в протоколах среди лишенцев… В 1930 году, когда постановлением областного исполкома и сельсовета церковь Рождества Богородицы была закрыта, и колокола сняты, по благословению батюшки делегация верующих отправилась в сельсовет с требованием восстановить богослужение в церкви, вернуть колокола и церковное облачение. После закрытия церкви Рождества Богородицы, отца Александра, по-видимому, лишили и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Возможно, ему даже приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане. Так, в протоколах Боровского РИК в 1932 году Поздеевский А.В. упоминается, как житель Больших Солей. В октябре 1934 года его местом жительства указано уже Головино, а в протоколах дела НКВД от 1937 года – деревня Агафоново (сейчас это территория поселка Некрасовское). В доме Егоровой создали молельню или тайную домовую церковь в деревне Алферово, что в двух километрах от посада. Служили два или три священника, среди них и о. Александр. По некоторым воспоминаниям жители слушали проповеди, крестили детей и отпевали умерших. Возможность исполнять православные обряды служила отдушиной в те тяжелые годы богоборства и лишений. За посещение этого дома, участие в «подпольных контрреволюционных сборищах» и обвинили отца Александра во время следствия. В октябре 1937 года отряд конных сотрудников НКВД устроил облаву на священников, как на преступников. После ареста, в милиции Больших Солей, перед отправкой в Ярославскую тюрьму произошла последняя встреча о. Александра со своей семьей. Справка о смерти пришла позже из Темлага Мордовии. Читая дело НКВД по image013обвинению Александра Поздеевского, с которым удалось познакомиться в Ярославском архиве, удивляешься той легкости, с которой осуждали людей в те годы. Маленький тетрадочный листок с «антисоветским послужным списком» о. Александра, видимо, стал основой обвинения. Написана она была председателем сельсовета, возможно, под давлением НКВД. Ему вменялась антисоветская агитация, участие в антисоветских сборищах в доме Егоровой д. Алферово. Александр Викторович был арестован 2 октября 1937 года. В обвинительном заключении было сказано: «Обвиняемый Поздеевский Александр Викторович, 1868 года рождения, поп Больших Солей, участник Ярославского мятежа, проводил антисоветскую деятельность, выражавшуюся в следующем: Являлся участником контрреволюционно-повстанческой группировки церковников. Делал гнусные выпады против советской власти. Распространял провокационные слухи о непосильных налогах. Но отец Александр виновным себя не признал, не сообщил ничего компрометирующего на своих прихожан и других служителей церкви. Следователи вспомнили и 1918 год, когда он сочувствовал белогвардейскому мятежу в Ярославле. Хотели привлечь к уголовной ответственности и сыновей священника за помощь в агитации против Советской власти. Но не получилось. На допросе отец Александр, ради сохранения детей сказал, что они живут отдельно, и он ничего не знает о них. Читая сегодня страницы дела № 622 по обвинению Панова Ф.В., Назаретского М.Е., Поздеевского А.В. словно наяву попадаешь в те страшные времена преследования и уничтожения несогласных с советской властью.  Что же было найдено и изъято у священника сельской церкви, отца семерых детей, – врага народа и советской власти, члена image015контрреволюционной повстанческо-монархической группировки церковников? В описи вещей, ценностей и документов наряду с паспортом и двумя фотографиями фигурируют нагрудный серебряный крест с серебряной цепочкой, и детали облачения священнослужителя: две парчовые ризы, бывшие в употреблении (!), два набедренника (старые!), да еще две старые «потрохилли» — так сотрудник НКВД записал в протоколе изъятые епитрахили – расшитые узорами передники из того же облачения священника. Все ценности по акту были переданы в налоговую инспекцию Большесольского районного финансового отдела. В тот же день для 69-летнего священника «мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда» избрано «Содержание под стражей в Ярославской тюрьме». Последовавшие за этим допросы и обвинительное заключение, которые подробно приведены в приложении к родословной, ярко характеризуют культурный и профессиональный уровень борцов с врагами советской республики, абсурдность и бездоказательность сфабрикованных обвинений. 25 ноября 1937 года выносится обвинительное заключение, и в этот же день судебное заседание тройки Управления НКВД решает судьбу обвиняемых по этому делу: Теперь, когда многое опубликовано о «жизни» в сталинских лагерях, не трудно представить себе, какие тяготы и мучения пережил в заключении семидесятилетний о. Александр. Пока нет точных данных о месте заключения Александра Поздеевского после вынесения приговора.Известно только, что он прибыл в Темниковский лагерь Мордовии из Котласского пересыльно-перевалочный пункт ГУЛАГА. 15 марта 1939 года, где через шесть месяцев, 25 октября 1940 года, Александр Викторович Поздеевский умер от цинги и сердечно-сосудистой недостаточности в Центральном Лазарете Темлага.

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Власов Владимир Михайлович(1884-1938)

Почетный гражданин г. Ветлуги Владимир Михайлович Власов родился 28 декабря 1884 года в г. Ветлуга Ивановского края (бывш. Костромской губ.) ныне Горьковской области.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: