| | vivaspb.com | finntalk.com

25 октября. Память о священномученике священнике Александре Поздеевском (1868 - 1940)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00125 октября Церковь совершает молитвенную память о священномученике священнике Александре Поздеевском (1868 - 1940).

Родился Александр 18 августа1868 года в с. Большие Соли Костромской губернии (ныне пос. Некрасовское Ярославской области) семье псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Он приходился дядей уроженцу с. Макарьевского Ветлужского уезда Костромской губернии расстрелянному 28.10 1937 года в Ивановской внутренней тюрьме УНКВД священномученику архиепископу Волоколамскому Феодору (Поздеевскому).  

image003Обучался в церковно-приходской школе, затем в Николаевском училище и 5 лет в ремесленной школе К.А.Попова посада Большие Соли на отделении иконописи. 30 января 1895 года был определен на место псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы родного посада Большие Соли. Не позднее 1918 года был рукоположен во священника, продолжал служить в родном селе. К этому времени возник и первый конфликт о.Александра с властями. Узнав, что в село прибыли работники волостного управления для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокол, в "набат", чтобы собрать людей для защиты от посягательства властей.

После опубликования Декрета об отделении школы от Церкви о. Александр стал учить Закону Божьему в храме, снабжая детей своими учебниками, а детей было более пятидесяти, при этом о. Александр вместе с женой и детьми в советское время были лишены избирательных прав (начиная, примерно, с 1922 по 1934 год).

В 1930 года, когда постановлением сельсовета церковь в селе была закрыта и колокола сняты, о.Александра, по-видимому, лишили и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Ему приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане. Так, в протоколах Боровского РИК в 1932 г. Поздеевский А.В. упоминается, как житель Больших Солей, в октябре 1934 г. его местом жительства указано уже Головино, а в протоколах дела НКВД от 1937 г. — деревня Агафоново (сейчас это территория пос. Некрасовское). В 1930 году батюшке шел седьмой десяток, его семеро детей разъехались.

В д. Алферово (в двух км от Больших Солей) в одном из домов была устроена тайная церковь, в которой часто собирались верующие. Служили два или три священника, среди них и о.Александр. Жители слушали проповеди, крестили детей и отпевали умерших. Посещение этого дома и участие в "подпольных контрреволюционных сборищах" было поставлено о.Александру в вину во время предварительного следствия.

2 октября 1937 года он был арестован в Алферове по обвинению в "антисоветской агитации, поддержке Ярославского восстания 1918 года". После ареста, в милиции Больших Солей, перед отправкой в ярославскую тюрьму, произошла последняя встреча о.Александра со своей семьей. Он никого не обвинял, не ругал, он нес свой крест.

image005Священник был обвинен в участии в "контрреволюционной повстанческой монархической группировке церковников", в том, что "распространял провокационные слухи, делал гнусные контрреволюционные выпады против сов. правительства". В обвинении также говорилось, что о.Александр вместе с другими священниками "вел активную террористическую агитацию, призывал церковников к контрреволюционному восстанию против советской власти". О. Александр держался твердо: выдумки о своей антигосударственной деятельности отвергал, не сообщил никаких компрометирующих сведений о других верующих.

25 ноября 1937 года о. Александр был приговорен к десяти годам лишения свободы.

Нет точных данных о месте заключения о.Александра Поздеевского после вынесения приговора. Известно только, что он прибыл в Темниковский лагерь из Котласского пересыльного пункта 15 марта 1939 г.

Скончался 25 октября 1940 года в Центральном лазарете Темлага, от цинги и сердечно-сосудистой недостаточности. Реабилитирован 27 июля 1989 года по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000г.

Память совершается в день кончины 12/25 октября, в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая / 5 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 25.01/07.02.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Некрасовском (до 1917 года - Больших Солях) кон. XVII века.

image007

Каменная трёхпрестольная церковь построена на средства купца С. Б. Мельникова вместо прежней, пришедшей в ветхость. Приделы Архангельский и Тихоновский. Основной объём храма - пятиглавый двухсветный четверик. В 1770 по проекту арх. С. А. Воротилова построена колокольня (не сохр.).  Иконы для храма были написаны в конце XVIII ст. крестьянином Козьмой Савельевичем Быстровым. Позолоченный иконостас возведен в 1844 г.

В советское время закрыта, здание использовалось как склад. Причт: священник и псаломщик. Казенное жалование положено священнику 70 руб. 56 коп., псаломщику 23 руб. 52 коп. В пользу причта получаются проценты с капитала в 9 237 руб. Кружечного дохода получается в год на долю священника около 350 руб., псаломщика около 110 руб. Священник живет в церковном каменном доме, низ которого занят сторожкою, а псаломщик - в церковном деревянном доме. Земли под церковью и церковными строениями 265 кв. сажень. План на церковную землю и межевая книга есть.

Прихожан муж. пола 345, жен. пола 342. Посадские прихожане занимаются торговлей или мастерством в других городах, в деревнях занимаются сельским хозяйством и уходят на заработки в С.-Петербург. Селений к приходу принадлежит 9, на расстоянии 1-3 верст. Школы при церкви нет, священник законоучительствует в городском 4-классном училище и в ремесленной школе К. А. Попова, ученики коих ходят в Богородицерождественскую церковь.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.

В 1996 возвращена верующим.

image009Поздеевский Александр Викторович родился 18 августа 1868 года  в посаде Большие Соли Костромской губернии (в настоящее время — поселок Некрасовское Ярославской области), в семье псаломщика Рождество — Богородицкой церкви. Обучался в церковно-приходской школе, Николаевском училище и в ремесленной школе К.А. Попова посада Большие Соли на отделении иконописи – 5 лет. В 1894 году Александр Викторович находился на военной службе.  30 января 1895 года епископом Костромским и Галичским Виссарионом он был определён на место псаломщика церкви Рождества Богородицы п. Большие Соли. После 1918 года служил священником той же церкви до ее закрытия в 1930 г. За службу был награжден юбилейным знаком и бронзовой медалью в память 300-летия дома Романовых. Получал жалованья от казны 23 руб.52 коп. К 1918 году относится его первый конфликт с советской властью: узнав, что в село прибыли работники волостного исполкома для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокол, «в набат», чтобы собрать людей для защиты от посягательства властей.

image011Александр Викторович вместе с женой и детьми в советское время (около 1922 года) были лишены избирательных прав. Документы ГАЯО и ГАКО за 1930, 1932, 1934 годы подтверждают, что на заседаниях комиссии по пересмотру списков лишенных избирательных прав их имена вновь и вновь оставались в протоколах среди лишенцев… В 1930 году, когда постановлением областного исполкома и сельсовета церковь Рождества Богородицы была закрыта, и колокола сняты, по благословению батюшки делегация верующих отправилась в сельсовет с требованием восстановить богослужение в церкви, вернуть колокола и церковное облачение. После закрытия церкви Рождества Богородицы, отца Александра, по-видимому, лишили и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Возможно, ему даже приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане. Так, в протоколах Боровского РИК в 1932 году Поздеевский А.В. упоминается, как житель Больших Солей. В октябре 1934 года его местом жительства указано уже Головино, а в протоколах дела НКВД от 1937 года – деревня Агафоново (сейчас это территория поселка Некрасовское). В доме Егоровой создали молельню или тайную домовую церковь в деревне Алферово, что в двух километрах от посада. Служили два или три священника, среди них и о. Александр. По некоторым воспоминаниям жители слушали проповеди, крестили детей и отпевали умерших. Возможность исполнять православные обряды служила отдушиной в те тяжелые годы богоборства и лишений. За посещение этого дома, участие в «подпольных контрреволюционных сборищах» и обвинили отца Александра во время следствия. В октябре 1937 года отряд конных сотрудников НКВД устроил облаву на священников, как на преступников. После ареста, в милиции Больших Солей, перед отправкой в Ярославскую тюрьму произошла последняя встреча о. Александра со своей семьей. Справка о смерти пришла позже из Темлага Мордовии. Читая дело НКВД по image013обвинению Александра Поздеевского, с которым удалось познакомиться в Ярославском архиве, удивляешься той легкости, с которой осуждали людей в те годы. Маленький тетрадочный листок с «антисоветским послужным списком» о. Александра, видимо, стал основой обвинения. Написана она была председателем сельсовета, возможно, под давлением НКВД. Ему вменялась антисоветская агитация, участие в антисоветских сборищах в доме Егоровой д. Алферово. Александр Викторович был арестован 2 октября 1937 года. В обвинительном заключении было сказано: «Обвиняемый Поздеевский Александр Викторович, 1868 года рождения, поп Больших Солей, участник Ярославского мятежа, проводил антисоветскую деятельность, выражавшуюся в следующем: Являлся участником контрреволюционно-повстанческой группировки церковников. Делал гнусные выпады против советской власти. Распространял провокационные слухи о непосильных налогах. Но отец Александр виновным себя не признал, не сообщил ничего компрометирующего на своих прихожан и других служителей церкви. Следователи вспомнили и 1918 год, когда он сочувствовал белогвардейскому мятежу в Ярославле. Хотели привлечь к уголовной ответственности и сыновей священника за помощь в агитации против Советской власти. Но не получилось. На допросе отец Александр, ради сохранения детей сказал, что они живут отдельно, и он ничего не знает о них. Читая сегодня страницы дела № 622 по обвинению Панова Ф.В., Назаретского М.Е., Поздеевского А.В. словно наяву попадаешь в те страшные времена преследования и уничтожения несогласных с советской властью.  Что же было найдено и изъято у священника сельской церкви, отца семерых детей, – врага народа и советской власти, члена image015контрреволюционной повстанческо-монархической группировки церковников? В описи вещей, ценностей и документов наряду с паспортом и двумя фотографиями фигурируют нагрудный серебряный крест с серебряной цепочкой, и детали облачения священнослужителя: две парчовые ризы, бывшие в употреблении (!), два набедренника (старые!), да еще две старые «потрохилли» — так сотрудник НКВД записал в протоколе изъятые епитрахили – расшитые узорами передники из того же облачения священника. Все ценности по акту были переданы в налоговую инспекцию Большесольского районного финансового отдела. В тот же день для 69-летнего священника «мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда» избрано «Содержание под стражей в Ярославской тюрьме». Последовавшие за этим допросы и обвинительное заключение, которые подробно приведены в приложении к родословной, ярко характеризуют культурный и профессиональный уровень борцов с врагами советской республики, абсурдность и бездоказательность сфабрикованных обвинений. 25 ноября 1937 года выносится обвинительное заключение, и в этот же день судебное заседание тройки Управления НКВД решает судьбу обвиняемых по этому делу: Теперь, когда многое опубликовано о «жизни» в сталинских лагерях, не трудно представить себе, какие тяготы и мучения пережил в заключении семидесятилетний о. Александр. Пока нет точных данных о месте заключения Александра Поздеевского после вынесения приговора.Известно только, что он прибыл в Темниковский лагерь Мордовии из Котласского пересыльно-перевалочный пункт ГУЛАГА. 15 марта 1939 года, где через шесть месяцев, 25 октября 1940 года, Александр Викторович Поздеевский умер от цинги и сердечно-сосудистой недостаточности в Центральном Лазарете Темлага.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

Об эсхатологии совести

Как это не покажется кому-то странным, но философия в своей длительной истории так до сих пор и не разобралась с понятием, называемым совестью. Принято считать, что если слово часто повторяется в общениях людей друг с другом (письменном и устном), то мы заведомо знаем, что это такое: и если не знаю этого я сам, то наверняка знают об этом другие, более компетентные люди. Возникает ложный стыд незнания того, что якобы знают другие, а раз так, то и я прикинусь знающим то, что сам же и употребляю.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: