Репрессированные в годы гонений Епископы Костромской епархии

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Архиепископ Уфимский Григорий (Козлов) (1883-1937),

в 1922 г. епископ Ветлужский, викарий Костромской епархии.

image001Родился епископ Григорий (в миру Владимир Сергеевич Козлов) 20 марта 1883 г. в г. Москве. Окончил четвёртую московскую гимназию, историко-филологический факультет Московского университета (1909).

Преподавал во Всехсвятской общественной гимназии Москвы, был её заведующим. С 1914 — преподаватель русского языка и литературы второй мужской гимназии Костромы.

С 15 февраля 1919 — священник Всехсвятской церкви Костромы, с 28 августа 1920 — священник Ильинской церкви Костромы. Был пострижен в монашество.

С 20 марта 1922 — епископ Ветлужский, викарий Костромской епархии (хиротонию возглавил Патриарх Тихон). В 1923 и 1924 был дважды арестован. С февраля 1926 — епископ Печерский, викарий Нижегородской епархии. Участвовал в попытке тайного заочного избрания Патриарха в 1926, склонялся к поддержке кандидатуры митрополита Сергия (Страгородского). В декабре 1926 был арестован, в апреле 1927 приговорён к трём годам лишения свободы, находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, работал на продуктовом складе, некоторое время находился в изоляторе. В ноябре 1929 освобождён и отправлен в ссылку в Нарымский край. В ноябре 1932 выслан ещё на три года в город Орёл. В церковных спорах 20-30-х годов поддерживал митрополита Сергия (Страгородского). После освобождения из ссылки назначен епископом Уфимским (с декабря 1935). С июля 1937 — архиепископ. Вскоре был арестован вместе со всем духовенством, служившим в Сергиевском кафедральном соборе. Отказался признавать себя виновным. Его подпись под признательным показаниями экспертиза признала фальшивой. 21 ноября 1937г. постановлением НКВД Башкирской АССР был приговорён к высшей мере наказания и 29.11.1937 г. расстрелян. Погребен в общей братской могиле на Сергиевском кладбище в г. Уфа. Реабилитирован Президиумом Верховного Суда Башкирской АССР 04.05.1960 г. по 1937 году репрессий. При пересмотре дела в 1958г. было установлено: "Означенной контрреволюционной повстанческой организации на территории БАССР не существовало и при проверке какими-либо объективными данными не было подтверждено... так называемые признательные показания всех осужденных по настоящему делу и обвиняемых, проходящих по другим делам, к делу приобщены в копиях, отпечатанных на машинке. Как установлено дополнительной проверкой, признательные показания некоторых осужденных по настоящему делу были сфальсифицированы". Таким образом, при пересмотре дела в 1958г. была установлена невиновность всех проходивших по делу, в 1960г., протест по этому делу был удовлетворен Президиумом Верховного Суда Башкирской АССР, и все осужденные по делу были реабилитированы. 29.06.1992 г. Генеральной Прокуратурой РФ реабилитирован по году 1927 репрессий.

Епископ Евгений (Бережков) (1864-1922),

управлял Костромской епархией с 11 июля 1914 года по 1918гг.

image002Епископ Костромской и Галичский Евгений (в миру Иван Николаевич Бережков) родился 15 (27) марта 1864 во Владимирской губерни и в семье священника. В 1884 году окончил Владимирскую духовную семинарию, после чего был определён учителем начальных училищ. Работал учителем Афанасьевского народного училища в Александровском уезде. 30 августа 1887 году рукоположён во диакона. В 1893 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1897 году со степенью кандидата богословия. 1 ноября 1897 года пострижен в монашество, а 9 ноября рукоположён во иеромонаха и назначен инспектором Владимирской духовной семинарии. В 1899 году возведен в сан архимандрита и определён ректором той же семинарии.

27 ноября 1905 года в Успенском соборе города Харькова хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Чин хиротонии совершали: архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Полтавской Иоанн (Смирнов), епископ Таврический Алексий (Молчанов) и Епископ Прилукский Гавриил (Голосов).

image003С 22 мая 1909 года — епископ Приамурский и Благовещенский. 29 июля прибыл в Благовещенск. За 5 лет в Амурской области было построено 20 храмов и получено разрешение на строительство ещё 11, открыто около 50 церковно-приходских школ. Духовная семинария в Благовещенске была восстановлена в составе всех классов, произведён ремонт семинарских зданий. Ежегодно проводились богословские чтения для народа.

С 11 июля 1914 года — епископ Костромской и Галичский. Награждён орденами святого Владимира 4 степени и святой Анны 2 степени.

Сочувственно встретил февральскую революцию. 10 марта 1917 года, перед служением молебна, в своей проповеди отождествил самодержавие с «вековыми оковами», с падением которых исчезли-де все препятствия на пути шествия России «по пути к свободе, солнце которой во всём блеске засияло на св. Руси». Участвовал в работе Поместного собора Российской Православной Церкви 1917—1918 годов. В 1918 году был арестован. Епископ Евгений (Бережков) развивал традиции просветительской деятельности в Костромской епархии, заложенные предшественниками, и в чрезвычайно трудных условиях, пытаясь из последних сил сохранить христианские нравственные начала в народе.

Расстрелян в 1922 году (по другим сведениям скончался епископ Евгений (Бережков) в 1922 г., находясь в ссылке в селе Ново-Писцово, в современной Ивановской области) в период Ленинских гонений на Церковь в России. Похоронен на кладбище села Писцова, ныне Комсомольского района Ивановской области.

Митрополит Ташкентский Никандр (Феноменов) (1872-1933),

с 10 июля 1905 по 15 февраля 1908 гг. епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии.

image004Митрополит Никандр (в миру Николай Григорьевич Феноменов) родился 2 (14) мая 1872 года в семье священника Орловской губернии. Окончил Орловскую духовную семинарию. В 1893-1897 обучался в Киевской духовной академии, где 3 апреля 1897 года был пострижен в монашество, 10 апреля рукоположен во иеродиакона, а 15 августа – во иеромонаха. В 1907 году окончил академию со степенью кандидата богословия и 3 октября назначен преподавателем гомилетики Тульской духовной семинарии. В марте 1900 году назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии. 11 января 1901 года переведен на должность инспектора Тифлисской духовной семинарии.

С 21 января 1902 года – ректор Тифлисской духовной семинарии в сан еархимандрита. Указом от 19 мая 1905 года определен быть епископом Бакинским, но 2 июня того же года последовал иной указ о назначении епископом Кинешемским. 10 июля 1905 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

С 15 февраля 1908 года – епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 26 мая 1910 года в течение трех с половиной месяцев во время отпуска митрополита Антония управлял Санкт Петербургской епархией и заведовал Александро-Невской Лаврой и Исидоровским епархиальным женским училищем. С 20 марта 1914 года – епископ Вятский и Слободской. С 15 февраля 1908 года – епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургский

Участник Поместного Собора 1917—1918 годов в Москве. На Соборе был председателем издательского отдела; избран заместителем члена Священного Синода. 1 ноября 1918 года был арестован в Москве и заключен в Бутырскую тюрьму без предъявления обвинения.

7 апреля 1919 года возведен в сан архиепископа. 23 апреля 1919 года был приговорен к трем года заключения в концлагере, отправлен в Архангельский лагерь. 9 сентября 1920 года был досрочно освобождён из концлагеря. Вернулся в Москву. 20 октября 1920 года был арестован на своей московской квартире, заключен сначала в тюремном подотделе МЧК (Кисельный пер., 8, камера 9), затем в Бутырской тюрьме.

В июле 1921 года освобождён под подписку о невыезде из Москвы. В 1921 году стал членом Священного Синода и назначен архиепископом Астраханским. К месту назначения не выехал из-за подписки о невыезде. В январе 1922 года назначен архиепископом Крутицким, помощником Святейшего Патриарха Тихона. При вступлении в должность архиепископ Никандр собрал для представления и знакомства московских благочинных, причём дал каждому из них поручение доставить для него сведения о состоянии вверенного им благочиния.

22 марта 1922 года — арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в связи с делом «об изъятии церковных ценностей». 23 января 1923 — освобождён под подписку о невыезде из Москвы. 20 марта 1923 года — арестован, привлечён к суду вместе с Патриархом, митрополитом Арсением (Стадницким), секретарём патриарха Петром Гурьевым.

28 марта 1924 года — приговорён к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. Сослан в Чимбай (Каракалпакия), затем в Хиву. Освобождён в 1925 году. В ноябре 1925 года возведён в сан митрополита и направлен на Одесскую кафедру. Осенью 1927 года перемещен митрополитом Ташкентским и Туркестанским, в связи с назначением в Одессу митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых). В 1930 году, когда у православных Ташкента отобрали в пользу обновленцев последний храм — Свято-Сергиевский, верующие стали собираться для общей молитвы возле маленькой кладбищенской часовни в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте». Богослужения совершали митрополиты Никандр как правящий архиерей и Новгородский Арсений (Стадницкий), сосланный в Ташкент. К этому времени в ведении митрополита Никандра состояло всего 27 приходов.

30 сентября 1931 года включен в число постоянных членов Временного патриаршего Священного Синода. Скончался 18 февраля 1933 года в Ташкенте. Имел очень болезненный и дряхлый вид, несмотря на то, что ему всего 60 лет.

 

Епископ Ветлужский Николай (Голубев) (1862-1929),

в 1929 – 1931гг. епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии).

image005Родился будущий епископ Ветлужский Николай (в миру Владимир Иванович Голубев) в 1862 году в селе Фролы Галичского уезда Костромской губернии. Учился в Костромской Духовной семинарии (не закончил). Став священником, долгое время служил в храме села Ширяево Семеновского уезда Костромской губернии. После революции 1917 года о. Владимир ушел за штат. Но через год вернулся к служению и организовал приход в селе Ново-Спасском, где его стараниями был построен небольшой храм. В 1920 году он перешел служить в село Загорье Кинешемского уезда и здесь в течение двух лет занимался организацией прихода и строительством храма. В Кинешме о. Владимир познакомился с епископом Василием (Преображенским). Тот пригласил его служить в Вознесенскую церковь. Епископ вполне оценил твердость убеждений священника и верность его церковным канонам. Когда епископ Василий вернулся из ссылки, то он навестил о. Владимира в Ширяеве, где у того была устроена домашняя церковь, которую владыка по просьбе его освятил. По-видимому, тогда же о. Владимир принял монашество с именем Николай.

В октябре 1926 года о. Николай поехал в Нижний Новгород и здесь встретился с митрополитом Сергием (Страгородским). Митрополит предложил ему принять сан епископа.

Священник Николай отказывался в связи с неопытностью и слабым здоровьем, однако митр. Сергий уверил его, что рукоположит его в небольшую Ветлужскую епархию, где о. Николай сможет справиться.

Отец Николай согласился, и через несколько дней в Крестовоздвиженском монастыре состоялась его хиротония во епископа Ветлужского. В хиротонии участвовали: митрополит Сергий (Страгородский), епископ Василий (Преображенский) и епископ Александр (Щукин).

Епископ Николай отличался милосердием и простотой и, насколько мог, помогал местным жителям. Однажды к нему подошла бедная женщина из села Ширяева и попросила помощи. У владыки не было денег, он снял рясу и, отдавая, сказал, чтобы она продала ее, а вырученные деньги употребила на необходимые нужды.

В августе 1927 года была опубликована декларация митрополита Сергия. Епископ Николай отнесся к ней непримиримо отрицательно и подал прошение митрополиту Сергию с просьбой уволить его за штат по состоянию здоровья. 2 февраля 1928 года его прошение было удовлетворено. Владыка служил в своей домовой церкви в селе. На его службы в маленький домик в лесу собиралось до трехсот человек.

Появление в феврале 1928 года письма ярославских архиереев обнадежило владыку и вселило надежду на организацию авторитетной оппозиции митрополиту Сергию. Он стал приглашать к себе священников Кинешемского викариатства и объяснять им неправоту декларации. Священники проявляли осторожность и не спешили присоединиться к епископу. Многие хотели глубже разобраться в происходящем, а кое-кто и вообще уклонился от встречи с епископом, видя, что он настроен непримиримо и закрыт ко всякому слову, не сходному с его мнением по поводу Декларации. В начале лета 1929 года епископ Николай поехал в Петербург к епископу Гдовскому Дмитрию (Любимову), бывшему в оппозиции к митрополиту Сергию, и 18 июня получил от него документ о своем принятии в молитвенное и каноническое общение и назначение на Кинешемскую кафедру:

«Предъявитель сего Епископ Николай Голубев, бывший Ветлужский, ныне состоящий на покое, принадлежит к Православной Церкви, возглавляемой Митрополитом Петром, и состоит в каноническом общении с Митрополитом Иосифом. Временно Управляющий Ленинградской епархией Архиепископ Димитрий Гдовский. 1 июня 1929 г».

По возвращении в село, он стал вызывать письмами и через гонцов духовенство Кинешемского викариатства и, кто приезжал, уговаривал отойти от митрополита Сергия и присоединиться к нему и епископу Дмитрию. Епископ Николай за богослужением ввёл формулу поминовения «О страждущих заключенных митрополитах и епископах Петре, Иосифе, Василии и других». Позже при обыске у него были изъяты тексты двух молитв, полученных от епископа Василия и архиепископа Димитрия. В одной из них говорилось: «Даждь, Господи, Церковь Российскую правити. Злыя волки далече отогнати и козни их сокрушити. Подаждь всем, иже во власти суть разум и страх Твой, сохрани люди Твоя от тлетворных учений, ереси и неверия».

Одним из страшных порождений нового времени было создание сети секретных осведомителей. В доносах почти не было правды, но арест, обвинение и осуждение целиком основывались на этих данных. Весной и летом 1929 года ОГПУ занялось агентурной разработкой под условным названием «Дмитриевцы» (епископы, священники и миряне, единомышленные с епископом Гдовским Дмитрием). Полномочные представители секретных отделов ОГПУ писали по-своему историю Церкви, чтобы обосновать как можно больше арестов. В ночь на 9 сентября ГПУ арестовало епископа Николая. В тот же день состоялся допрос. Епископ подтвердил, что совершенно не разделяет взгляды на взаимоотношение Церкви и государства, выраженные в декларации митрополита Сергия:

Епископа заключили в одну камеру вместе с арестованными священниками. Здесь были священник Василий Зеленцов, которого владыка хорошо знал, священники из Ярославля, в частности, архимандрит Сергий Озеров, священник Василий Добровольский и мирянин Виктор Розов. Владыка Николай в тюрьме держался решительно и своих взглядов не скрывал.

«Советская власть, — говорил он, — это незаконная власть, она только угнетает Церковь. Но все равно она недолговечна, ей не удастся долго продержаться».

В тюрьме владыка тяжело заболел, положение его становилось безнадежным, и 21 октября он был освобожден и уехал к себе в Ширяево. 3 января 1930 года коллегия ОГПУ слушала дело по обвинению архиепископа Варлаама (Ряшенцева), епископа Николая (Голубева), архимандрита Сергия (Озерова) и других, всего тридцати трех человек. Суд приговорил лишить епископа Николая права проживания в шести городах и прилегающих к ним областях с прикреплением к определенному месту жительства. Епископ Николай скончался за месяц до приговора 5 декабря 1929 года. Его похоронили в лесу, неподалеку от села Ширяево, рядом с домашней церковью.

Архиепископ Костромской и Галичский Севастиан (Вести) (1870-1929),

с 8 сентября 1914 - 30 мая 1917 г.; 1919 – 1920 гг. епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии, июль-сентябрь 1923 г., нач. 1924 - 8 декабря 1929 гг. архиепископ Костромской.

image006Родился Архиепископ Костромской Севастиан (в миру Григорий Иванович Вести) в селе 19 (31) января в д. Зоим, Бендерский уезде, Бессарабии в бедной крестьянской семье. Первоначальное образование получил в сельской школе и в уездном училище. В самый день окончания училища к нему явился некий священник с Бендер не связанный с ним никакими узами родства, и взял его к себе в дом и предложил ему готовиться в духовную семинарию. В 1894 году он успешно закончил Кишинёвскую духовную семинарию и принял рукоположение во священника. В 1897 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1900 году пострижен в монашество. В 1901 году окончил академию со степенью кандидата богословия «с правом получить степень магистра богословия без нового устного испытания чрез представление удовлетворительного для сей степени нового сочинения». Вскоре назначен помощником смотрителя Единецкого духовного училища. В 1903 году — инспектор Холмской духовной семинарии. С 1906 года — ректор Подольской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1909 года — ректор Донской духовной семинарии.

8 сентября 1914 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 30 мая 1917 года — епископ Макарьевский и Унженский, викарий Костромской епархии. С 17 сентября 1917 года — епископ Нерехтский, викарий Костромской епархии. С 1919 года — епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии

image007С 1920 года — архиепископ Костромской. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В расколе сохранил за собой Костромскую кафедру. В июле 1923 года, после освобождения Патриарха Тихона, покаялся и оставлен на той же кафедре. 15 августа 1923 года арестован без указания состава преступления и заключён в Костромской исправдом. 31 августа был освобожден под подписку о невыезде без прекращения дела. В конце сентября 1923 года вновь уклонился в обновленческий раскол. В декабре 1923 года было вынесено решение о прекращении дела, по которому он был арестован.В начале 1924 года снова покаялся перед Патриархом Тихоном и оставлен архиепископом Костромским. В 1925 году на приглашение Епархиального Управления прибыть для переговоров, ответил официальной бумагой, что не имеет на это никаких указаний от митрополита Петра Крутицкого, а без них «может руководствоваться только выработанными и утвержденными Святейшим Патриархом Тихоном правилами о чиноприёме клириков, приходящих из обновленческого раскола». С 18 мая 1927 года — член Временного Патриаршего Священного Синода при заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). Не подписал Декларацию от 29 июля 1927 года как отсутствующий «по болезни». В 1929 году арестовывался. Пытался вступиться за большую группу духовенства, арестованную в октябре 1929 года в Костроме органами ОГПУ, за что получил предписание немедленно покинуть Кострому.

Уехал в Кинешму, где и скончался 8 декабря 1929 года. Похоронен у алтаря Кинешемского Успенского собора. По отзыву Митрополита Мануила (Лемешевского) был хорошим оратором и примерным монахом в жизни.

Архиепископ Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков) (1860-1933),

управляющий Костромской епархией июнь-16 июля 1922г.

image008Архиепископ Серафим (в миру Яков Михайлович Мещеряков) родился 18 марта 1860 г. с. Хлыстовка, Краснослободский уезд Пензенской губернии крестьянской семье. Окончил Пензенскую классическую гимназию (1881), затем Петербургскую духовную академию (1885). Ректор

image009Тифлисская Духовная Семинария (1893). Епископ Острожский, викарий Волынской епархии (1898). С 1902 по 1911 – епископ Полоцкий и Витебский. С 25 июля 1911 по 11 дек. 1915 – архиепископ Иркутский и Верхоленский. При нем закончено строительство в Иркутске церквей: каменной Александринской и деревянной Иннокентьевской в Глазковском предместье и деревянной Иннокентьевской при Иркутской Кузнецовской больнице. Возведены крупные каменные храмы в с. Голуметском – Николаевский, в с.Тулун – Покровский и в с. Кутулик – Предтеченский. Всего за четыре года его управления епархией построено более 40 храмов, большая часть из них в новых переселенческих поселках. В 1915 уволен на покой с местопребыванием в Красноярском Успенском монастыре В 1918–1922 – архиепископ Костромской и Галичский. С 16 июля 1922 уклонился в обновленческий раскол. Подписал заявление о признании обновленческого ВЦУ и вошел в обновленческий Священный Синод. Был митрополитом «обновленцем Могилевским и Нижегородским. В 1924 принес покаяние. Сразу же после покаяния был арестован и в 1925 отправлен в Соловки, где находился до 1927. Затем архиепископ Тамбовский (1927–1928), затем – Ставропольский (1928–1932). С 1932 – митрополит. 17 янв. 1933 арестован и обвинен в причастности к церковно-монархической организации «Южно-Русский синод». Решением Тройки ОГПУ СКК и ДССР от 7 мая 1933 осужден по ст. 58-11 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение в г. Ростове. Реабилитирован прокуратурой Краснодарского края 31 мая 1990.

Архиепископ Костромской и Галичский Филарет (Никольский) (1858-1922),

в/упр. Костромской епархией 1918—1920гг.

Епископ Филарет (в миру Гавриил Петрович Никольский) родился 6 марта 1858 года. Сын дьячка Костромской епархии. В 1880 году окончил Костромскую духовную семинарию и определён надзирателем Костромского духовного училища. 11 октября 1881 года рукоположен в сан иерея. Семь лет был приходским священником в Троицкой церкви Бельбатского женского монастыря Костромской епархии. Овдовев, он в 1887 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

25  сентября 1888 года пострижен в монашество. Окончил академию в 1891 году со степенью кандидата богословия и назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии. С 1892 года — ректор Казанской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1895 году перемещён ректором в Тульскую семинарию. 20 декабря 1898 года хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротония состоялась в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. С 30 января 1904 года — епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. С 27 ноября 1904 года — епископ Вятский и Слободский. С 20 марта 1914 года — епископ Астраханский и Енотаевский. 24 мая (1 июня) 1916 года уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря. Причиной послужило желание владыки продать судно Плавучей церкви святителя Николая, которое принадлежало Чуркинской обители. Возможно, настоящей причиной было негативное отношение владыки к Распутину. Поселился в Астраханском Покрово-Болдинском монастыре, а с декабря 1916 года переселился в Тверской Желтиков монастырь, вверенный его управлению. 17 февраля 1918 года освобождён от управления Желтиковым монастырём и переведён на жительство в Московский Донской монастырь. В 1918—1920 годы временно управляющий Костромской епархией. В 1920—1921 годы — архиепископ Самарский и Ставропольский. Весной 1921 арестован, сослан в Архангельскую губернию. Умер в 1922 году по дороге в ссылку.

Епископ Костромской и Галичский Феодосий (Кирика) (1866-1937),

управлял Костромской епархией в начале августа по 26 августа 1937года.

image010По видимому происходил из бессарабского дворянского рода Кирика. Родился 11 (23) января 1966 г. с. Варница Бендерского уезда Бессарабской губернии. Окончил  Кишинёвскую духовную семинарию. В 1899—1900 годы был первым настоятелем нового Успенского храма в селе Ближний Хутор Херсонской епархии. В 1902 году жил в Николаеве и служил противосектантским миссионером 1-го округа Херсонской епархии. Проповедовал среди против сектантов, штундистов, баптистов, иннокентьевцев. Вёл публичные дискуссии с старообряцами. В 1911 году служил епархиальным миссионером Кишинёвской епархии. Участвовал в еженедельных просветительных беседах для народа и интеллигенции. Автор брошюр по сектантству (Одесса, 1909—1912). Опубликовал несколько статей в журнале «Миссионерское обозрение». За миссионерские труды был награждён орденом святой Анны.

14 октября 1933 года во исполнение указа Патриархии от 22 августа за Божественной Литургией в храме Вознесения города Одессы архимандрит Феодосий хиротонисан во епископа Николаевского, викария Одесской епархии. Митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк) и епископ Крымско-Симферопольский Порфирий (Гулевич).

9 мая 1934 года направил митрополиту Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) рапорт, в котором поздравлял его с возведением в достоинство митрополита Московского и Коломенского. С 23 мая 1937 года — епископ Курский и Обоянский. В епархию прибыть не смог. В начале августа 1937 года переведён в Кострому. 26 августа того же года арестован. Арестованный вместе протоиерей Михаил Романовский обвинялся в устройстве обеда на дому для духовенства по поводу приезда епископа Феодосия (Кирика), где велись контрреволюционные разговоры, восхвалялся царский строй и обсуждались вопросы борьбы с Советской властью. Протоиререй Михаил подтверждает, что обед для духовенства имел место, однако контрреволюционные разговоры не велись. Был расстрелян в том же году.

Епископ Костромской и Галичский Донат (Щеголев) (1899-1979),

управлял Костромской епархией 5 мая- 5 июля 1961 г.

image011Родился архиепископ Донат (в миру Дмитрий Феодорович Щеголев) 15(2) июня 1899 г. в г. Рига Лифляндской губернии Российской империи, в семье рабочего. Окончил гимназию в Риге. С 1922 — послушник Московского Новоспасского монастыря. В 1926 был пострижен в монашество, с 1926 — иеродиакон, с 1928 — иеромонах, служил в храмах Москвы. 22 октября 1930 был арестован. 13 января 1931 постановлением Особого совещания ОГПУ приговорён к трём годам лишения свободы, находился в заключении в мордовских лагерях. В годы Великой Отечественной войны состоял в народном ополчении, был ранен, получил инвалидность. В 1944—1951— священник Смоленского храма в селе Кривцы Московской епархии. В 1951—1956 — сакелларий (ключарь) Богоявленского патриаршего собора, в этот период был возведён в сан игумена, затем архимандрита. С 14 июня 1956 — епископ Бийский, викарий Новосибирской епархии. С 14 марта 1957 года — епископ Свердловский и Ирбитский.

С 8 августа 1957 года — епископ Великолукский и Торопецкий. 2 октября 1957 года Великолукская область была упразднена, после чего последовало упразднение епархии, епископ Донат стал викарием Псковской епархии. С 26 декабря 1957 года — епископ Балтский, викарий Одесской епархии. С 8 сентября 1958 года — Новосибирский и Барнаульский.

Перевод его из Новосибирска связан с трагедией, широко использованной в антирелигиозных целях: 14 апреля 1961 сторож кафедрального собора застрелил подростка, забравшегося на колокольню («Убийцы в рясах» Правда. 1961, 18 мая).

С 5 мая 1961 года — епископ Костромской и Галичский.

5 июля 1961 года уволен на покой по настоянию властей как противник навязанной церкви реформы, предусматривавшей устранение священнослужителей от управления приходскими делами и передачу этих функций церковным старостам, часто тесно связанным с властями. С 25 ноября 1965 года — епископ Калужский и Боровский.

9 сентября 1971 года  возведён в сан архиепископа. В 1974 года в своём отчёте заместитель председателя Совета по делам религий В. Г. Фуров отнёс владыку Доната к числу неблагонадёжных архиереев, в деятельности которых «проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах». В то же время он позволил властям закрыть в 1974 году единственный на весть Тарусский район храм — Успенский в селе Истомино.

17 апреля 1975 года уволен на покой. Проживал в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. По воспоминаниям современников, архиепископ Донат отличался доступностью и простотой. Вопрошавшим его о жизни говорил: «Живи просто». Служил он часто. Богослужения его отличались молитвенностью и спокойствием. Часто говорил проповеди, которые также отличались простотой, краткостью и доступностью. Он неизменно призывал людей любить друг друга и «радоваться о Господе».

 

Архиепископ Костромской и Галичский Кассиан (Ярославский) (1899-1990),

упр. Костромской епархией 20 мая 1964-30 ноября 1988 гг.

image012Родился архиепископ Кассиан (в миру Сергей Николаевич Ярославский) 23 августа в Златоручье, Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Мать, Анфиса Евграфовна (умерла в 1956), также принадлежала к священническому роду. Спустя много лет владыка вспоминал: «Отец мне часто говорил в пользу избрания священного служения: что это самое благородное, чистое, высокое служение — лучшее всех житейских земных должностей и чинов».

Окончил Угличское духовное училище, три года учился в Кашинской духовной семинарии (до закрытия в 1917 году), затем — в школе второй ступени и (в 1918—1919) на юридическом факультете Ярославского государственного университета — номинально, так как занятий в условиях военного времени не велось. В 1920—1922 годах — слушатель Угличских пастырско-богословских курсов.

Окончил Ленинградскую духовную семинарию (1953 год, заочно), Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1958 год; тема кандидатской работы: «Учение о таинствах в творениях св. отцов и учителей Церкви II-го и III-го веков»).

В 1919 году был призван на военную службу в тыловое ополчение. В 1920 году по состоянию здоровья демобилизовался и служил в угличском уездном статистическом бюро. С 1920 года — псаломщик в родном храме села Золоторучье, был посвящён в стихарь с получением произносить проповеди в храмах Угличского викариатства. К церковной деятельности его привлёк владыка Серафим (Самойлович).

С 12 августа 1923 года — диакон. С 14 августа 1923 года — священник, настоятель Николо-Песоцкого храма города Углича. С 1925 года — настоятель Николо-Сухопрудского храма города Углича, занятого обновленцами в 1928 году. С ноября 1928 года — настоятель церкви села Ильинского Угличского района. 21 ноября 1929 года был арестован, приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в Северном крае, а затем в Казахстане. Освобождён в 1932 году, вернулся в Ильинскую церковь. Позднее вспоминал: «Возвращаясь … через г. Кашин, где когда-то учился, и приближаясь к родному Угличу пешком, я был радостен и пел Пасху, благодаря Бога за всё». Продолжал служить в храме и проповедовать.

5 февраля 1933 года вновь арестован, приговорён к восьми годам лишения свободы. Во время заключения в Рыбинске поранил ногу ржавым гвоздём, что вызвало заражение крови — в результате чуть было не лишился ноги. После ареста священника от него ушла жена, но дети продолжали помнить об отце и любить его. В феврале 1941 года был освобождён и вернулся Углич. Родные и знакомые узнавали его с трудом — он выглядел семидесятилетним старцем.

С 14 мая 1941 года — священник кладбищенской церкви св. Царевича Димитрия в г. Угличе. С апреля 1943 года — настоятель Михаило-Архангельской церкви Угличского района. Жил в храме в небольшой келье под колокольней; половину кельи занимала библиотека. Создал на приходе крепкую православную общину. 3 июня 1948 года пострижен в монашество. В 1949 году возведён в сан игумена. С 1956 года — благочинный Угличского округа. С января 1961 года — настоятель кладбищенской церкви св. Царевича Димитрия в г. Угличе, возведён в сан архимандрита. С 26 марта 1961 года — епископ Угличский, викарий Ярославской епархии при архиепископе Ярославском и Ростовском Никодиме (Ротове). С 14 мая 1963 года — архиепископ Новосибирский и Барнаульский. С 20 мая 1964 года — архиепископ Костромской и Галичский. В Костроме жил в небольшом деревянном доме, в котором в трёх маленьких полуподвальных комнатах размещалось и епархиальное управление. В этот период только в Костроме оставались действующими три храма, богослужение в них не прекращалось; продолжалась церковная жизнь и в немалом (для того времени) числе сельских приходов. Многие — и священнослужители, и прихожане — искренне почитали владыку как старца высокой духовной жизни. По представлению владыки Кассиана в 1982 году было установлено празднование Собору Костромских святых; тропарь и кондак празднику составил сам архиепископ. 30 ноября 1988 года почислен на покой; жил в Ярославле у своей дочери.

Скончался 20 марта 1990 года. Отпевание было совершено в Воскресенском кафедральном соборе Костромы. Похоронен, по завещанию, в Угличе, рядом с родительскими могилами на церковном кладбище при Димитриевском храме г. Углича.

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик священник Алексий Великосельский (1865 - 1918).

Память 17/30 августа

Родился в 1865 году в семье священнослужителя. В 1888 году окончил Ярославскую духовную семинарию.

Подробнее...

Статьи

Без прощения. Расстрел царской семьи перед судом времени.

Освободившись от идеологического прессинга, историки смело вторгаются в ранее запретные темы, заново постигают сущность минувших событий, устраняя прежние ошибки и предубеждения, движутся к правде, обосновывая ее новыми фактами и аргументами. Такое закономерное переосмысление исторических событий коснулось и судьбы семьи бывшего императора Николая II, что позволило на основе новых факторов выдвигать и обосновывать различные версии ее трагической гибели.

Подробнее...