Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

sazБратия и сестры! Сегодня Церковь в числе святых дня воспоминает и прославляет память перенесения в 428 году из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика и архидиакона Стефана.

Святой Стефан был одним из апостолов избранных в числе 70-ти Господом нашим Иисусом Христом, затем был избран в числе 7 диаконов и был первым среди них, поэтому назывался архидиаконом – старшим среди диаконов.

Стефан был человеком горячей веры и возвышенного духа. Слыша его проповедь о Христе распятом и воскресшем, на которую собиралась обычно большая толпа людей, книжники из-за зависти к такой популярности Стефана среди верующих иудеев, донесли старейшинам, будто в проповеди архидиакон хулил пророка Моисея и даже Самого Бога.

Призванный в Синедрион Стефан произнес речь, в которой заявил о своем послушание Закону Моисееву, обличил иудеев в противлении Святому Духу и исполненный Духа бесстрашно исповедовал Христа сказав: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7: 56). Иудеи, услышав такие слова вывели его из Синедриона и стали побивать камнями страдальца, а он, упав на колени, воскликнул громким голосом: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). Сказав это он скончался. Так, святой Стефан, первый из христиан пострадавший за веру во Христа, стал первомучеником Христианской Церкви!

В урок и подражание для нас с вами, братия и сестры, Церковь сегодня прославляет первомученика Стефана за его твердую и непоколебимую веру, любовь ко Христу Спасителю и любовь к своим врагам, которую заповедовал Господь и которая является заповедью Евангелия: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5: 44-45).

Возможно ли, братия и сестры, хватит ли терпения и сил любить тех, кто причиняет нам зло, обижает нас, бесчестит и даже грозится стереть с лица земли? Да, трудно любить врагов, платить им добром за зло, забывать обиды и молиться за них. Любить их не просто потому, что так нужно, а любить так, как мы любит своих родителей, жену, детей, близких нам людей. Такое отношение к врагам, братия и сестры, отличает христиан от других людей. Потому что для христиан любить людей не различая их по признакам пола, нации и веры естественно: все мы созданы по образу и подобию Божию, все мы Его дети, все имеет надежду на наследие вечных благ.

Кто-то скажет: «Вряд ли хватит сил человеческих перенести испытание, сохранив незлобие и любовь к врагам». Но что невозможно человеку, возможно Богу (Мф. 19:26). Каждый христианин с верой и надеждой обращается в своих молитвах, уповая на помощь Божию: «Господи верую и исповедую… помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Каждый при этих словах вспоминает обличение Христа, сказавшего ученикам о их маловерии при исцелении больного юноши.

Евангелие примером Господа нашего Иисуса Христа простившего Своих мучителей со Креста страданий, утверждает веру, дает силу, помогает достигать исполнения наших желаний. Так любили своих врагов святые люди. Вспомним простившего разбойников русского святого преподобного Серафима Саровского. Научимся у них любви у Спасителя нашего и святых людей!

Вера, пост и молитва сближают христианина с Богом, и Господь, любящий Свое создание, подает желаемую нами любовь.

Конечно полюбить врага трудно. Но помните, не легкий путь мы избрали став христианами и выбрав Христа как единственную Истину. Тесными вратами мы сможем войти в Царство Божие (Мф. 7:13).

За Христом, по пути любви последовал святой первомученик Стефан и удостоен был вечной радости пребывания с Богом Любви.

И надо радоваться нам, если мы участвуем в их пути и прощаем врагов. По пути любви и прощения прошел Христос, этот путь любви и прощения проторен до нас святыми Божиими людьми.

15.08.1971 г. Кафедральный собор г. Костромы.

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950)

Память13/26 февраля

Родился будущий святитель Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) 13 декабря 1881 года в Рязани. Во святом крещении его нарекли Николаем. Получив предварительно домашнее образование, в 1894 году тринадцатилетний Коля был зачислен в Рязанское духовное училище, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Подробнее...

Статьи

Проблема "Народного духа" в философии и истории

 В отечественной социально-философской мысли идеи «народного духа» появляются в 11 веке. В «Слове и законе к благодати» митрополита Иллариона выражена мысль, что после Христа на земле возникает «царство благодати», пришедшее на смену «царству закона». Христианская вера вводит в мировую историю новые народы, в том числе и русский народ. Историческим народом русский народ становится потому, что через христианство он обретает национальное самосознание, то, что может быть названо народным духом.

Подробнее...