Проповедь в Неделю 29-я по Пятидесятнице. О десяти прокаженных.

Автор: Прот. Дмитирй Сазонов. .

                                                                                            Не десять ли очистилось? где же девять?
Как они не возвратились воздать славу
Богу? (Лк. 17,12-19).

Сегодня за воскресной Литургией было прочитано Евангелие о исцелении Спасителем десяти прокаженных, из которых только один возвратился, чтобы поблагодарить Господа за исцеление.

Проказа – страшная болезнь, возникающая и являющаяся, в основном, следствием нечистой жизни человека. У страдающего этой болезнью, тело покрывается гниющей корой и ранами, глаза становятся гнойными, лицо и язык опухают, от всего тела идет нестерпимый смрад. При наивысшей степени болезни все волосы на голове выпадают, раны покрывают тело до костей и покрываются червями. Больной, измученный страданиями, как правило, умирает. Всякий, у кого обнаруживались признаки проказы, законом обязывался тотчас явиться для освидетельствования священнику. Ввиду заразности, больные отлучались от родных и изгонялись из человеческих жилищ. Они удалялись в пустынные места и питались тем, что приносили их родственники. Вот от какой ужасной, злокачественной и заразной болезни Господь исцелил этих десять людей, из которых один самарянин, человек отверженный иудеями, возвратился и благодарил божественного Чудотворца за свое исцеление.

Удивляясь неблагодарности девяти исцеленных, обратимся и посмотрим на себя, лучше ли мы этих девяти и похожи ли на десятого? Вглядевшись, не увидим ли, что все страдаем духовной проказой – грехами и последствием этих грехов? Больны мы грехами: гордости, осуждения, тщеславия, лукавства, лености, лицемерия, зависти, скверных и лукавых помышлений (2 Тим. 1,1,2). Вот эта- то духовная проказа и пронизывает всю нашу природу - душу и тело, от костей до мозгов. Она заразна и поражает тех, кто общается с нами и на кого мы обращаем споры своей болезни. Есть у нас Врач, Который всегда готов врачевать нас от этой страшной болезни. Верующий в Которого не умрет, но будет иметь вечную жизнь (Иоанн.3,16). Чем мы лучше тех прокаженных, которые пришли к Спасителю за исцелением и, остановившись вдали, громко взывали: Иисусе Наставниче, помилуй нас! Есть ли у нас столько веры, желания и радения о своем душевном здоровье как у этих прокаженных?

Ежедневно Св. Церковь возносит свой голос от лица всех болящих греховной проказой: Господи помилуй! Слышим ли мы Ее голос? Сознаем ли необходимость молитвы? А ведь на нам необходима как дыхание, как пища. Согрешая непрестанно, сознаем ли мы свою виновность, просим ли милости исцеления? Исцеляясь покаянием, бываем ли благодарны? Чувство благодарности и опасения греха, делает нашу душу мягче, чутче и утверждает в добродетели.

В черствости своей души забываем, насколько трепетно должны приближаться к Богу. Зная, что Царство Божие не войдет ничто нечистое, как только рождается в нас нужда, тоска и безысходность, сознание нужды в Боге-Исцелителе, бросаемся к Нему в надежде вытребовать исцеление, расталкивая иногда других, как привыкли это делать в повседневной жизни. Как часто эта вера разбивается о глубинное недоверие, которое не дает нам осознать всю свою нечистоту, не дает нам уверенности, что у Бога любви на всех хватит. Забываем, что погрязши в нечистоте, можем надеяться только на милость, только молить: Господи помилуй! Получив просимое, забываем вернуться и поблагодарить.

Будем же чаще произносить эту простую молитву, в покаянии сердца и сознании своей нечистоты и греховности. Просить Его помиловать нас и исцелить, как исцелил Он десять прокаженных. Ведь невозможное человеком, возможно Богу (Лк. 18,27). Будем помнить о благодеяниях Божиих и оставаться благодарными (Еф. 5,12).

                                                                       Прот Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев, 1878-1942).

Архиепископ Варлаам (в миру Ряшенцев Виктор Степанович), родился 8 июня 1878 в Тамбове, в семье купца 2-й гильдии. Он был старшим брат священномученика епископа Германа (Ряшенцева). Виктор окончил в 1896 г. тамбовскую классическую гимназию, в 1900 г.- Казанскую духовную академию со степенью канд. богословия.

Подробнее...

Статьи

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Подробнее...