Проповедь в Неделю 29-я по Пятидесятнице. О десяти прокаженных.

Автор: Прот. Дмитирй Сазонов. .

                                                                                            Не десять ли очистилось? где же девять?
Как они не возвратились воздать славу
Богу? (Лк. 17,12-19).

Сегодня за воскресной Литургией было прочитано Евангелие о исцелении Спасителем десяти прокаженных, из которых только один возвратился, чтобы поблагодарить Господа за исцеление.

Проказа – страшная болезнь, возникающая и являющаяся, в основном, следствием нечистой жизни человека. У страдающего этой болезнью, тело покрывается гниющей корой и ранами, глаза становятся гнойными, лицо и язык опухают, от всего тела идет нестерпимый смрад. При наивысшей степени болезни все волосы на голове выпадают, раны покрывают тело до костей и покрываются червями. Больной, измученный страданиями, как правило, умирает. Всякий, у кого обнаруживались признаки проказы, законом обязывался тотчас явиться для освидетельствования священнику. Ввиду заразности, больные отлучались от родных и изгонялись из человеческих жилищ. Они удалялись в пустынные места и питались тем, что приносили их родственники. Вот от какой ужасной, злокачественной и заразной болезни Господь исцелил этих десять людей, из которых один самарянин, человек отверженный иудеями, возвратился и благодарил божественного Чудотворца за свое исцеление.

Удивляясь неблагодарности девяти исцеленных, обратимся и посмотрим на себя, лучше ли мы этих девяти и похожи ли на десятого? Вглядевшись, не увидим ли, что все страдаем духовной проказой – грехами и последствием этих грехов? Больны мы грехами: гордости, осуждения, тщеславия, лукавства, лености, лицемерия, зависти, скверных и лукавых помышлений (2 Тим. 1,1,2). Вот эта- то духовная проказа и пронизывает всю нашу природу - душу и тело, от костей до мозгов. Она заразна и поражает тех, кто общается с нами и на кого мы обращаем споры своей болезни. Есть у нас Врач, Который всегда готов врачевать нас от этой страшной болезни. Верующий в Которого не умрет, но будет иметь вечную жизнь (Иоанн.3,16). Чем мы лучше тех прокаженных, которые пришли к Спасителю за исцелением и, остановившись вдали, громко взывали: Иисусе Наставниче, помилуй нас! Есть ли у нас столько веры, желания и радения о своем душевном здоровье как у этих прокаженных?

Ежедневно Св. Церковь возносит свой голос от лица всех болящих греховной проказой: Господи помилуй! Слышим ли мы Ее голос? Сознаем ли необходимость молитвы? А ведь на нам необходима как дыхание, как пища. Согрешая непрестанно, сознаем ли мы свою виновность, просим ли милости исцеления? Исцеляясь покаянием, бываем ли благодарны? Чувство благодарности и опасения греха, делает нашу душу мягче, чутче и утверждает в добродетели.

В черствости своей души забываем, насколько трепетно должны приближаться к Богу. Зная, что Царство Божие не войдет ничто нечистое, как только рождается в нас нужда, тоска и безысходность, сознание нужды в Боге-Исцелителе, бросаемся к Нему в надежде вытребовать исцеление, расталкивая иногда других, как привыкли это делать в повседневной жизни. Как часто эта вера разбивается о глубинное недоверие, которое не дает нам осознать всю свою нечистоту, не дает нам уверенности, что у Бога любви на всех хватит. Забываем, что погрязши в нечистоте, можем надеяться только на милость, только молить: Господи помилуй! Получив просимое, забываем вернуться и поблагодарить.

Будем же чаще произносить эту простую молитву, в покаянии сердца и сознании своей нечистоты и греховности. Просить Его помиловать нас и исцелить, как исцелил Он десять прокаженных. Ведь невозможное человеком, возможно Богу (Лк. 18,27). Будем помнить о благодеяниях Божиих и оставаться благодарными (Еф. 5,12).

                                                                       Прот Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Поликарп (Будаква, 1926-1996)

Николай Леонтьевич Будаква родился 12 декабря1926 г. в с. Доброволье Близнецовского р-на Харьковской области в крестьянской семье. В 1934 г. отец скоропостижно скончался, и мать воспитывала сына одна. В 1941 г. он окончил семь классов школы.

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...