21 августа. Память священномученика Никодима
21 августа Церковь молитвенно почитает священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского.
Память 8 августа, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Костромских, Ростово-Ярославских, Одесских и Молдавских святых.
Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.
Фурмановский район, Село Погост (Погрешино), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, XIX век. В Списке населенных мест Костромской Губернии 1870-1872 годов - это село Погост (Погрешино) Нерехотского уезда Первая деревянная церковь Покрова Божьей Матери в Погрешине упоминается в 1627 году. Современная церковь с двумя колокольнями построена в 1820 году на средства жены тайного советника Агриппины Александровны Страховой и прихожан. Специалисты по культовой архитектуре отмечают, что это значительное произведение в формах зрелого классицизма, отличающееся достаточно редкой композицией – с двумя одинаковыми колокольнями на западном фасаде двусветной трапезной. В 1930-е годы храм был закрыт. По архивным документам, в нём размещались мельница и склад. Основное здание храма было разобрано для строительства свинарника.
Погрешино Нерехтского уезда (В настоящее время — село Погост, Фурмановский район Ивановской области) Священники1 : Гласов Василий, (1836) Розов Александр, ранее 1880 Лебедев, ранее 1880 Благовещенский Василий (1890-1901) Среди других: Николай Васильевич, дьячок, ранее 1800, дьякон, (ок.1800). Красносельский Иван Семенович, пономарь, 1833-(1865) Кротков Василий Федорович, дьякон, 1865-(1879) Красовский Иван Андреевич, псаломщик, 1893-1895.
По окончании в 1889 году Костромской Духовной семинарии в 1896 году будущий святитель поступил в Киевскую Духовную академию. 13 августа 1899 г. принял монашеский постриг с наречением имени в честь праведного Никодима. В следующем году, после успешного завершения академического курса со степенью кандидата богословия, иеромонах Никодим направлен смотрителем Владикавказского духовного училища. В 1905 году назначен ректором Псковской Духовной семинарии.
В ноябре 1907 году состоялась архиерейская хиротония архимандрита Никодима во епископа Аккерманского, викария Кишиневской епархии.
По совершении хиротонии преосвященный Владимир (Сеньковский), епископ Кишиневский и Хотинский вручил новопоставленному епископу Никодиму архиерейский жезл с пророческими словами:
«В настоящее неспокойное время – время шатания и колебания в мысли и в жизни, отрицания всего, что выше вещественной потребности, – епископское служение можно назвать по справедливости подвигом мученическим. Настоящая современность с каким-то особенным усердием готова вести – и ведет – епископа на Голгофу, чтобы распять там и сделать его мишенью для всяческих злословий, укоров, издевательств… Но да не смущается, при крепкой вере в Бога, сердце твое, возлюбленный о Христе брат… Паси жезлом сим словесное стадо Христово, помня глагол Господень: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин.10:11)».
Да и сам нареченный во епископа вполне ясно представлял себе своё будущее служение: «Обязанность учительства в высшей степени тяжела в настоящее время. Весьма многие, пользуясь свободным печатным словом, стараются поколебать основы веры и нравственности, осмеивают самые сокровенные проявления религиозной жизни, отчего неверие и неправоверие распространяются чрезвычайно быстро, проникая в те слои общества, которые доселе были преданны вере».
Преосвященный Владимир так характеризовал сложившуюся ситуацию: «Кишиневская интеллигенция, настоящая и так называемая, действительно поразила и поражает меня своей отдаленностью от Церкви и ее служителей. В местах прежнего моего служения я видел иное отношение интеллигенции. Нельзя сказать, чтобы кишиневская интеллигенция была либеральной, напротив, она очень консервативна, но, тем не менее, она действительно индифферентна к вопросам веры и чуждается Церкви. Кроме этих недостатков, среди интеллигенции заметно также и отсутствие дисциплинированности во время богослужений в храме»... Может быть более благополучным было положение простого народа? «Среди простого деревенского люда, в огромном большинстве, при глубокой его вере, к прискорбию, в области вероучения и нравоучения царит глубокая тьма, вследствие которой во многих религиозных обычаях видится чисто языческий культ...» – свидетельствовал сам священномученик Никодим.
С середины ноября 1911 года владыка Никодим – епископ Чигирский, викарий Киевской епархии, с 1921 года – на Таврической и Симферопольской кафедре. В 1922 году Указом Святейшего Патриарха Тихона он возведен в сан архиепископа.
В тяжелое для Святой Церкви время начался долгий мученический и исповеднический подвиг архиепископа Никодима. Отказавшись от предложения митрополита Антония (Храповицкого) покинуть страждущую Россию, он жертвенно обрек себя на многочисленные страдания, заточения и ссылки, разделил судьбу своего народа.
В 1922 году был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, приговорён к восьми годам лишения свободы. Заболел тифом и находился в тюремной больнице, в 1923 году был освобождён по амнистии и переехал в Москву.
Начальник секретного отдела Симферопольского управления ОГПУ Т. М. Малли 17 нояб. 1923 г. отправил в Москву начальнику 6-го («церковного) отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову следующее послание: «По имеющимся у нас сведениям в Москве в настоящее время находится освобожденный по амнистии из Нижегородского исправдома быв. Таврический Архиепископ Никодим Кротков, ярый тихоновец и черносотенец. В недалеком будущем Никодим предполагает приехать в Симферополь, а потому в интересах развития церковно-обновленческого движения в Крыму и ослабления черносотенной деятельности реакционных церковников, просим принять меры к устранению возможности возвращения Никодима в Крым» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31086. Л. 6).
14 января 1924 года святитель был снова арестован и выслан в Туркестанский край (в Красноводск) сроком на два года. В 1926 году был освобождён из ссылки, но вскоре вновь арестован и вновь отправлен в Туркестан, вначале в Кзыл-Орду, затем в Турткуль. После освобождения из ссылки в 1929 года был лишён права проживать в крупных городах и на Украине. Поселился в Вичуге (в бывшем селе Тезино, где начинал свой путь священника).
10 июня 1932 года архиепископ Никодим был назначен управляющим Костромской епархией. За все время своего архипастырского служения владыка, сохранил верность Святейшему Патриарху Тихону и законной церковной власти.
Управление Костромской епархией продолжалось для святителя Никодима до 1936 года. Многое претерпел архипастырь в это тяжкое время: на его глазах осквернялись и разрушались храмы и обители, пылали костры из икон, богослужебных книг и облачений, подвергались поруганию православные святыни. За первые два года служения он помог приехать и устроиться десяткам священников, отбывавших ссылку в Северном крае. Впоследствии этот факт, поставленный в вину святителю, расценивался властями как «стягивание контрреволюционных кадров».
30 сентября 1943 года в Костроме были арестованы епископ Макарий (Кармазин) и помощник владыки Никодима протоиерей Павел Острогский, а так же , группа селищенских прихожан ( в конце 1937 года оба священнослужителя были расстреляны в Казахстане). В 1934 году был взорван Костромской Успенский кафедральный собор, уникальный архитектурный памятник, где около шести веков пребывал чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери ( в 1929 г. была перенесена в Иоанно-Богословскую церковь на Каткиной горе, там находилась до 1944года).
В ночь на 4 декабря 1936 года архиепископ был арестован и приговорён к высылке в Красноярский край сроком на 5 лет. Показания против него дал его секретарь. Однако по состоянию здоровья не был отправлен в ссылку. Оставлен в тюрьме, где ему было предъявлено новое обвинение в проведении контрреволюционной деятельности. Был подвергнут новым ночным допросам, которые окончательно подорвали его здоровье.
3 сентября 1937 года без возбуждения уголовного дела Управлением НКВД Ярославской области исповеднику было предъявлено новое обвинение в проведении контрреволюционной деятельности (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР). Проходил по "групповому делу митрополита Павла (Борисовского) и архиепископа Никодима (Кроткова). Ярославль, 1937-1938гг.". Обвинительное заключение было следующим: "Формирует из духовенства контрреволюционную группу, которая распространяет антисоветскую гнусную клевету, сеет среди верующих сомнения в колхозном строительстве, ждет капиталистической войны и готовит повстанческие организации для борьбы с советским государством".
Из протокола допроса:
"Признался в шпионаже в пользу Румынии с 1910г., после революции - в пользу Польши. Принял в 1910г. 1000 руб. от румынской разведки через свящ.Валовей. В декабре 1911г. был переведен в Киев, связь с румынской разведкой продолжалась до войны, всего получил два раза по 1000 руб. и два раза более мелкие суммы. С 1919г. в Кракове стал польским шпионом. С 1922г. в Костроме получал деньги от Митрополита Евлогия.
Стянул в свою епархию с Украины, Крыма и их мест ссылки людей, связанных в прошлом по а/с деятельности (20 фамилий). Готовил с ними, при участии крестьян вооруженные выступления против соввласти. Был связан с Борисовским П.П."
21 августа 1938 году на семидесятом году жизни истерзанное сердце святителя Никодима остановилось в ярославской тюремной больнице.
Он отошел ко Господу как истинный подвижник и мученик, защитник веры и благочестия, ревностный архипастырь Православной Руси. Канонизован в Костромской епархии в 1995 году как местночтимый святой.
Почитается верующими в Соборе Костромских святых.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Место погребения архиепископа Никодима - одна из братских могил у деревни Селифонтово, там сейчас находится мемориальное кладбище.
Тропарь, глас 4-й
Костромскаго края украшение, новомучениче святителю Никодиме, веру православную твердо исповедуя, от безбожных неправедно осужден бысть. В заточении многая страдания претерпев, венец мученический восприял еси. Ныне же предстоя престолу Божию со Пречистою Богородицею и всеми святыми, усердно Христу молися даровати нам веры отеческия утверждение, мир и велию милость.
Кондак, глас 2-й
Мужественный Российский исповедниче, истинный подвижниче благочестия, священномучениче Никодиме, избранниче Божия Матери, днесь светло прославляется. Мы же дерзновенно ему возопиим: моли Христа Бога спасти души наша.
Молитва
Святый новомучениче, святителю Никодиме! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божии возлюбил еси. Неленостно словесам Христовой истины внимая, иным многим добрый наставник был еси. Темже Господь яви тя преемника апостолом Своим. И во дни гонения лютаго на веру православную яко истинный пастырь явился еси, крестный путь с паствою своею прошед, ссылки, заточения и страдания смиренно претерпевый и тако венец мученический восприял еси, и обрете благодать молитися за ны. И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими укрепляеми, да избавимся от козней лукаваго, избегнем от всякия беды и напасти, и тако на земли благочестно поживше, жизни вечныя на небеси сподобимся, идеже вкупе со Пречистою Госпожею Девою Богородицею, сонмом преподобных и богоносных отцев Костромскаго края покровителей и всеми святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков Аминь.
1] По БД ПСТБИ - 26 ноября
[2] Архив УФСБ по Ярославской обл. Д.С-12597.
[3] По БД ПСТБИ - 8 месяцам
[4] По ortho-rus.ru - с 10 июня 1932 г.
[5] Или 8 декабря по Архиву УФСБ по Ярославской обл. Д.С-12597.
[6] Архив УФСБ по Ярославской обл. Д.С-12597
[7] Справка начальника тюрьмы от 21/VIII 1938 года № 6359
Церковь во имя святителя Иоанна Златоуста, г. Кострома, ул. Лавровская, 3
В писцовой книге города Костромы за 1628 год "в Златоустовской улице в Кузнецах" упоминается "ружная деревянная с трапезою церковь святых мучеников Флора и Лавра, да место церковное Иоанна Златоуста". Улица, ведущая к храму, с давних времен получила наименование Лавровской. Здесь, недалеко от старой деревянной церкви, в 1751 году костромской купец Иван Семенович Аравин построил новый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1791 году известные костромские купцы Дурыгины - владельцы многих домов и практически всех земельных участков на близлежащей Павловской улице - устроили в Иоанно-Златоустовском храме приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя святых мучеников Флора и Лавра и соименного одному из Дурыгиных великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого.
Иоанно-Златоустовский храм не закрывался даже в самые суровые годы гонений на веру и церковь в ХХ столетии. В тридцатых-пятидесятых годах ХХ века он являлся кафедральным собором Костромской епархии; здесь находилась главная святыня Костромской земли - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, сюда переносились многие иконы, богослужебные книги, церковная утварь и одеяния из закрытых в тридцатые годы церквей Костромы. В Иоанно-Златоустовском кафедральном храме 3 декабря 1936 года совершал свое последнее богослужение - всенощное бдение накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы - священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский; вернувшись после богослужения домой, он был арестован и помещен в ярославскую тюрьму, где и скончался 21 августа 1938 года.
35 лет, в самые трудные для православия годы (1929-1964), он был кафедральным собором Костромской епархии. В этом храме 20 лет (1944-1964) хранилась Феодоровская икона Божией Матери.
В начале 60-х годов власти предприняли попытку закрыть Иоанно-Златоустовский храм. Вот что пишет об этом в своей книге "Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям" (Кострома, 2001) архиепископ Костромской и Галичский Александр: "В начале шестидесятых годов, уже при Хрущеве, по Костромской епархии - как и по всей стране - прокатилась новая волна закрытия и разрушения церквей. Угроза нависла и над кафедральным Иоанно-Златоустовским храмом. Первым шагом к его закрытию стал перенос (по инициативе государственных властей) в марте 1964 года архиерейской кафедры в древнюю церковь Воскресения на Дебре, расположенную на берегу Волги. Власти полагали, что "сокращение на одну единицу количества действующих церквей в Костроме в значительной мере ослабит активность церковников" (Государственный архив Костромской области, ф. Р-2102, оп. 1, д. 64, л. 21). Однако в октябре 1964 года Н.С. Хрущев был смещен со своего поста, развернутая им антицерковная кампания постепенно утихла, и храм на Лавровской улице - хотя и лишившись статуса кафедрального собора - сохранился как действующая церковь…"
В шестидесятые-девяностые годы ХХ века недалеко от Иоанно-Златоустовского храма, на Лавровской улице, в небольшом одноэтажном деревянном доме располагались архиерейская резиденция и Костромское епархиальное управление (сейчас, с переносом резиденции и епархиального управления в новые здания, этот дом используется как служебное жилье епархии). В настоящее время церковь во имя святителя Иоанна Златоуста продолжает действовать как приходской храм, любимый многими православными костромичами.